Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна

 

Уварова Лариса Ивановна,

ответственный редактор

общественного научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры»

Педагогика Культуры в вопросах и ответах

К 20-летию журнала «Педагогика Культуры»

Как мало сознаний, которые могут видеть
перерождение планеты путем Культуры!

(Живая Этика. Иерархия, п. 390)

Каждый очаг просвещения духа необходим

(Живая Этика. Мир Огненный, ч.2, п.166)

В связи с 20-летием выхода первого номера журнала «Педагогика Культуры», редакция журнала подготовила материал с ответами на вопросы, которые поступают в редакцию чаще всего.

 

Об идее создания журнала

о названии «Педагогика Культуры»

о целях журнала и его предназначении

отличие журнала от других педагогических изданий и ресурсов

читатели о журнале

специфика рубрик

«День Культуры» как практическое осуществление идей Педагогики Культуры в жизни

о взаимодействии с государственными структурами

проблемы продвижения идей Педагогики Культуры и уроки просветительства

 

Ваш журнал «Педагогика Культуры», судя по посещаемости сайта, вызывает большой интерес, он актуален и потому востребован. Как возникла идея создания этого проекта?

Прежде всего, об актуальности идеи Педагогики Культуры.

Необходимость появления издания с такой направленностью продиктована современным состоянием общества и накопившимися к настоящему периоду новыми знаниями о человеке, природе и Вселенной. Культура в освоении этих знаний играет ведущую роль. Представления большинства людей о Культуре не отвечают требованиям времени, и лишь крайне малое число людей понимает её значение для совершенствования человека и преобразования жизни на планете. Для того, чтобы понимание ключевой роли Культуры, её духовной мощи утвердилось в обществе и широко вошло в жизнь, нужно всеми мерами способствовать тому, чтобы углубленное, расширенное понимание её – как синтеза всего возвышенного, единства Знания и Красоты – вошло в образование, чтобы формулы Культуры множились в информационном пространстве. Особенно это важно на фоне увеличивающегося, чрезмерного интереса к новым технологиям и техническим приемам в ущерб вниманию к духовному совершенствованию человека, которое и определяет будущее человечества.

Актуальность идей Культуры, ее современного, расширенного понимания, подтверждается все более усугубляющимися проблемами общества, которое находится в глубоком кризисе. В такое чрезвычайно сложное время каждый очаг просвещения духа необходим.

«Много существует серьезных вопросов, но среди них вопрос Культуры будет краеугольным», – писал Н.К.Рерих, и в грозные военные годы он отмечал, что пусть «малыми средствами», но нужно «продолжать поддерживать культурное дело. Культура неразрывна с эволюцией. Остановите Культуру, и вы прекращаете эволюцию и, следовательно, ввергнетесь в разрушение» (Н.К.Рерих. Катакомбы. 1942).

Это и предопределило направленность общественного научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры» – публикация материалов в помощь постижению основ Культуры, осознанию и пониманию значения культурных ценностей.

Выходу первого номера педагогического печатного издания, журнала «Педагогика Культуры», который состоялся 20 лет назад, в канун 2005 года, предшествовали имевшие место в преддверии XXI-го века заметные события в общественной жизни и сфере образования, которые способствовали продвижению идей Культуры в контексте творчества Рерихов. Среди этих событий – 1) проведение в школах Санкт-Петербурга ежегодного праздника «День Культуры» в соответствии с идеями Пакта Рериха, поддержанного системой образования; 2) проходившие в 1996-2001 гг. в Подмосковье международные педагогические встречи и работа школы-семинара «Человек у порога Нового Мира», где было озвучено предложение об «объединении учителей и широкой общественности для создания новых образовательных систем и развития педагогической мысли на основе Учения Живой Этики» (из резолюции, 18.08.1996);  3) а также проходившие в 2000-2001 году организованные общественностью научно-практические педагогические конференции в Москве  и Санкт-Петербурге

В основу всех этих мероприятий были положены идеи Учения Живой Этики, Пакта Рериха, Знамени Мира и Культуры, что стало также основой концепции журнала.

 

Поясните подробнее название журнала «Педагогика Культуры»

Педагогика Культуры – это педагогика, основанная на принципах Культуры, на лучших многовековых традициях и достижениях мировой педагогики, а также на эволюционных идеях, заложенных  в книгах Учения Живой Этики – выдающегося философского труда XX века, синтезирующего древнюю мудрость Востока с научными достижениями Запада. Это Учение является основой философско-художественного  наследия  семьи  Рерихов. В работах этих великих подвижников заложены основы многих фундаментальных понятий космического мировоззрения, в том числе категории Культуры.

Педагогика Культуры – это всеобщий педагогический процесс, способствующий:
– осознанию роли Культуры в эволюции человека;
– определению признаков (атрибутов), отличающих явления Культуры от «массовой культуры»;
– формированию нового мировоззрения, которое утверждается как принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами;
– определению целей воспитания и образования, соответствующих главной цели эволюции человека – всестороннему развитию личности.

В Педагогике Культуры важно исходить из сущности понятий обоих слов, уяснив особенность их сочетания.

Культура, как отмечают ученые, – одно из двух-трех самых сложных понятий, используемых в нашем практическом и научном обиходе.

Несмотря на множество существующих определений этого понятия, так или иначе, к Культуре относят то, что считается достоянием человечества, высшими ценностями, то, что имеет значение для всех людей, что является для них светочем духовности, носителем высоких  идей истины и просвещения, без чего человечество существовать не может. Сложность дать единое определение Культуры заключается в том, что мало кто готов видеть в основе этого понятия свет духовных начал и увидеть творческий огонь, знание и красоту во всех явлениях культуры и то озарение сознания, которое она приносит человеку. Культура есть почитание Света, – писал о духовной ее сущности Н.К.Рерих, обращая внимание на этимологию этого слова.

Предназначение Культуры состоит в духовном развитии человека и общества.  Культура, по сути, есть эволюция,  двигатель прогресса. В этом ее смысл и спасительная миссия.

Вопрос «Что такое Культура?» – озадачивает многих наших современников, которые пытаются кратко или хотя бы как-то сформулировать это широкое (по сути – вселенского масштаба) понятие.

Если спросить об этом у детей, то, как правило, они отвечают, что  это – культурный, вежливый человек, который умеет правильно вести себя, красиво говорить, одеваться и хорошо относиться к людям. Можно помечтать с ребенком о том, как было бы хорошо, если бы все люди были такими. Взрослые, скорее всего, добавят, что к понятию «культура» относятся различные виды искусства и культурные учреждения, и, возможно, вспомнят об образовании. Но вряд ли они коснутся таких понятий, как культура труда, экономическая, правовая, политическая, эстетическая культура – то есть того, о чем написано в словарях по культурологии. Все это тоже входит в понятие Культуры. Как и то, что Искусство, Наука, Религия (три общепризнанных пути познания Истины) – это, в единстве духовного, познавательного, прекрасного,  и есть Культура, культурные накопления человечества.

Меньше всего будет тех, кто, отмечая в материальной культуре духовную составляющую, вспомнит также понятие культурные ценности, которые находят свое воплощение в объектах, предметах, произведениях художественного, исторического и научного значения. Они хранятся в музеях, библиотеках, архивах. К этим ценностям также относятся памятники культуры, архитектурные сооружения, ландшафты и т.п. Культурные ценности выражаются также  в традициях, идеях, нормах, теориях и – что особенно важно подчеркнуть – в человеческих качествах волевой и нравственной сферы, проявляющихся в их единстве, иначе говоря, в качествах  человечности и сердечности, отражающих гуманистическую направленность личности. (См. также педагогические аспекты понятия «Культура»).

Такое, доступное для восприятия и достаточно широкое представление о культуре еще не вошло в учебники, но введенное в школьные программы, оказало бы огромное положительное воздействие на состояние общества, т.к. осмысление явлений культуры дает возможность расширить понятие о ней, увидеть ее многообразие и вводить ее в жизнь каждого дня. Интерпретация культуры (толкование, объяснение, раскрытие смысла) не только полезна, но и необходима обществу, стремящемуся к улучшению жизни. Следует постоянно говорить, писать о прекрасном, возвышенном, познавательном, утверждая Красоту и уводя мысли молодых людей от безобразного, низменного и приводя их к высоким нравственным идеалам.

О культуре не бывает достаточно сказано. И потому раскрытие ее смыслов – задача образовательных и культурно-просветительских организаций, в том числе, общественных.

Педагогика, понимаемая как наука о воспитании и образовании, а также как практические приемы воспитания и самовоспитания, как воздействие, –  если она осуществляется в соответствии с принципами, основами Культуры –  Педагогика Культуры – призвана сыграть важнейшую роль в процессе перерождения жизни планеты, способствовать ее эволюции, поскольку эта педагогика, в единстве с задачами психологии, обращенной к человеку, к его внутренней силе –  его сердцу, содействует духовному самосовершенствованию человека и всего общества.

Примечание. В современных педагогических словарях
встречается определение «Педагогики культуры», понимаемое как
«новое направление в педагогике, изучающее значение и специфику организации
культурной среды конкретного образовательного учреждения
в общей воспитательной системе»,
что не противоречит рассматриваемому нами пониманию,
но значительно сужает суть Педагогики Культуры,
которая заключается в решении эволюционных задач человечества.

 

Какие цели, задачи стоят у журнала и кому он предназначен?

Общественный научно-просветительский журнал «Педагогика Культуры», способствуя осуществлению целей образования и воспитания в соответствии с государственной культурной политикой по освоению культурных ценностей, ставит своей целью помочь каждому устремленному к знаниям разобраться в явлениях Культуры и помочь по-новому осмыслить задачи педагогики в соответствии с новым космическим миропониманием, исходя из расширенного представления о Культуре в контексте глобальных проблем современности.

И способствовать пониманию того, что культурные ценности должны быть востребованы и они должны быть доступны.

Подробнее об идее и целях журнала – в разделе «От редакции». Задачи, темы и рубрики представлены в разделе «О журнале».

Диапазон статей педагогической направленности в журнале достаточно широк – от проблем школьного и дошкольного воспитания и образования, до вопросов высшего образования и системы повышения квалификации, сферы непрерывного образования.

Журнал «Педагогика Культуры» предназначен в помощь ученым и педагогам, руководителям школ и гимназий, психологам, воспитателям, библиотечным работникам, сотрудникам музеев, преподавателям средних специальных и высших учебных заведений, научным работникам, руководителям и специалистам системы управления образованием и других сфер жизни общества, а также всем тем, кто интересуется проблемами воспитания и образования, вопросами самосовершенствования.

Для всех перечисленных категорий специалистов в журнале есть соответствующие рубрики; в них также размещены статьи по смежным вопросам.

 

В чем отличие журнала от других педагогических и культурно-просветительских периодических изданий и ресурсов?

Среди целей, стоящих перед изданием «Педагогика Культуры» – стремление помочь продвижению наиболее передовых идей педагогики в жизнь, в частности, публикацией научных и научно-популярных статей, основанных на положениях Учения Живой Этики, касающихся воспитания, образования и Основ жизни, опираясь на новое космическое мировоззрение, которому посвящена главная рубрика журнала. Специфика журнала, таким образом, состоит в том, что основы педагогики рассматриваются авторами материалов в контексте Основ Культуры, Живой Этики или соответствуют этим Основам.

Если человек что-либо делает без учета Основ, получается то же самое, что возводить здание без фундамента – оно развалится. Потому так важно, чтобы в процессе построения нового общества, к которому так стремится лучшая часть человечества, строителями были усвоены Основы Живой Этики, поскольку Этика, живая, т.е. применяемая в жизни, уже сама по себе включает эти жизненные основы.

Культура лежит в основе построения будущего, и книги Живой Этики воспитательно-образовательного, психологического содержания являются для педагогики огромным резервуаром знаний о целях и методах самосовершенствования человека. Эта работа по расширению сознания, «по преображению нашего существа», как писала Е.И.Рерих, есть цель эволюции, это является «единою великою целью Космоса» (Рерих Е.И. Письма. 8.12.1931).

В самом названии Живая Этика заключено понятие «жизнь», и когда этика живет и действует не в виде внешнего этикета, мертвого понятия, но в виде соблюдения в жизни этических норм человечности, тогда такие безобразные явления, как жестокость, бессердечие, страсть к личной выгоде уйдут из жизни. И тогда не отвлеченно от человека и норм человечности будут составляться законы о его правах. Если этику понимают только как науку о морали и нравственности, а понятия «долг» и «обязанность» считают не достойными внимания, то при этом не учитывают, что «права» и «долг» – это две стороны одного явления, всё той же человечности, и одно без другого не может существовать без ущерба. Но как почувствовать живую этику и человечность? – Если скажем, что сердцем, то для большинства современников сердце – это просто физический орган, и понятие «сердечность» для них – нечто пустое. Тем не менее, пришло время к восприятию сердца в его духовном смысле. В нашем журнале есть немало публикаций на эту тему, в том числе работы ученых.

Журнал ставит также своей задачей – исходя из идей Живой Этики, – размещать материалы о духовной основе Науки и Искусства.

Если «наука, гордая своими достижениями, не помогает найти человечность,
искусство не повышает сознания – значит, в мире неблагополучно»,
утверждается в Живой Этике (Надземное, п.548).
Часто ли организаторы выставок современного искусства и сценических постановок
вспоминают о том, что искусство должно возвышать сознание человека?
Наука – с ее всё новыми и новыми изобретениями пусть не служит убийству духа,
но в единении с искусством, с высокими идеалами, учит, возвышает сознание,
поскольку без связи с Высшим она способствует деградации общества
и его вырождению. Об этом предупреждал еще Платон.

Тем не менее, увлечение технологиями и «искусственным интеллектом» без учета приоритета духовности всё больше набирает силу.

Обратить внимание на тему СЕРДЦЕ – основная задача педагогики Культуры и нашего журнала. Важность этого заключается также и в особенностях текущего периода времени.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, с ее сугубо коммерческой направленностью, с одной стороны, и выраженным безвкусием невежественных создателей произведений псевдонародного, массового творчества (например, в соцсетях ТикТок и др.) с другой стороны, – по своей принадлежности никак не озабоченная задачей духовного роста потребителей ее продукции, наносит огромный ущерб культурному просветительству, особенно юного поколения с его неокрепшим сознанием, продвижению общества к Культуре.

Во многом этому теперь способствует и безудержное увлечение технологическими новинками, особенно, возможностями «искусственного интеллекта» – ИИ, когда ИИ вторгается в сферы науки и искусства.  Использование ИИ вызывает серьезные вопросы этико-эстетического содержания, которые требуют ответов и правильного решения.

К сожалению, в общественном сознании еще не укрепилось понимание того, что возможности ИИ, по самой его сути ограничены.  Крайне опасно и невежественно приписывать «искусственному интеллекту» способность принимать решения в сфере управления человеческой деятельностью. Хотя бы уже потому, что главное требование к управленческому решению в процессе его принятия – это его оригинальность и соответствие высшей целесообразности, а не добывание из памяти устройства одного из бесчисленных вариантов чего-то когда-либо выработанного человеком на практике, что с успехом осуществляет машина. Принимать управленческие решения может только сам человек, поскольку это – творческий акт, работа сознания человека, его интуиции, изначально присущей ему связи с Высшим.

 По той же причине ИИ не может «творить» произведения искусства, так как ИИ бездуховен и потому к Культуре не имеет отношения.

Исходя из определения Искусства, призванного через Прекрасное повышать сознание человека, а также из того, что искусство есть «форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств» (Филос.энцикл.), – именно чувства, воображение являются основой творчества в сфере искусства. Однако, «искусственный интеллект» чувствами не обладает, в отличие от человека. Таким образом, к творчеству ИИ не способен, и принимать всерьёз его «картины» и другое «творчество» – значит быть далеким от понимания того, чтȯ есть Человек, а также и от понятия Культура, поскольку в основе явлений Культуры всегда лежит сердце.

Надо также учитывать, что слова «искусство» и «искусственный» – не однозначные, хотя и однокоренные. Понятие «искусственный интеллект» говорит само за себя – искусственное, значит, не натуральное. Это – как искусственные продукты, которыми вряд ли у кого-либо возникнет желание питаться.

В произведениях искусства, и вообще в любом направлении истинного творчества, нас восхищает подлинность и сила чувств, благодаря связи с Высшим как способности сознания человека. Отличить эту подлинность можно только сердцем, – развитым чувством, идущим от сердца, чувствознанием. А это качество нуждается в воспитании и самовоспитании в процессе духовного развития.

В то время, когда «искусственный интеллект» с помощью его сторонников усердно множит произведения массовой культуры (эрзац-культуры, дешевого заменителя, по определению ученых-культурологов), – задача Культуры состоит в том, чтобы утончать и возвышать сознание молодого поколения лучшими примерами человеческого творчества. При этом, воспитание художественного вкуса должно стать насущным принципом жизни. В противном случае, как предупреждали мудрецы прошлого, «не учащий сына своего художеству, готовит из него грабителя на большой дороге». Не случайно, по-видимому, тема преступлений, криминальная тематика, например, в киноискусстве превысила в наши дни все допустимые нормы.

Заполонить мир бездушными «творениями» – это погубить будущее.

Задача педагогики Культуры – дать направление к украшению и улучшению жизни, напоминать о высших идеалах, устремлениях к Прекрасному, красоте духа, проявляющейся в поступках, и делах, в творческой деятельности, в мыслях на пользу общую. И учить отличать Красоту от внешней красивости, направлять мысль к Вечному, непреходящему, к Культуре.

Наш журнал – общественный и научно-просветительский, и немаловажно отметить, что члены редколлегии, ученые, высококвалифицированные специалисты сферы образования, работают в редакции добровольно, на общественных началах. Редколлегия, в основном, сохранила свой состав все эти 20 лет (кроме двух докторов педагогических наук, к настоящему времени, к сожалению, уже покинувших этот мир). Все эти люди не могли не откликнуться сердцем на призыв о защите культурных ценностей, любя жизнь, детей и Культуру с ее знаниями и красотой, стремясь принести весть о лучшем и возвышенном искателям Истины, тем, кто умеет вдумчиво, не поверхностно читать – на таких читателей мы рассчитываем и радуемся их интересу к журналу. Через работу редколлегии журнала в самой жизни осуществляется положение Живой Этики: «Цель и смысл существования – стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу».

 

Имеете ли Вы обратную связь с читателями журнала?

С некоторыми из откликов на деятельность по претворению в жизнь принципов Культуры в педагогике можно ознакомиться в разделе «Отзывы». Особенно дорого, когда педагог называет просветительскую работу журнала школой: «Те материалы, которые предлагаются для изучения, и вся эта совместная работа – методиста, педагога, библиотекаря, школьника – можно считать, это целая школа, школа постижения основ Культуры».

Так же ценны слова ученого: «Выход каждого номера этого издания – культурное событие для педагогического пространства, так как в материалах журнала протягиваются нити культуры в педагогическую жизнь. От этого педагогика становится одухотвореннее и сильнее. Есть и другая сторона дела – на страницах журнала можно увидеть, как энергетика сердец учителей и школьников перетекает в определения культуры и придает им жизненность. Так происходит синтетическое слияние педагогики и культуры».

Значимы слова одного из авторов статей: «Журнал является средоточием света, красоты, любви. Его атмосфера притягивает в свое пространство к сотрудничеству лучших учителей России; они становятся от этого еще лучше. Это чувствуют дети, которые передают в журнал свои творческие подношения, отдавая читателям журнала тепло своих сердец. Сотрудничество с журналом всегда приносило мне творческое удовлетворение и придавало силы для новой работы на общее благо».

Важны слова преподавателя вуза: «Культура в ее всеобъемлющем значении всегда и везде связана с Красотой, с Прекрасным – в искусстве, труде, человеческих отношениях, быту и т.д. Сейчас нам предстоит восстановить в своем сознании понимание Прекрасного и оценку всего сущего с этих позиций и передать свои знания подрастающему поколению».

Читатель из зарубежья пишет о том, что «журнал для молодежи – как «преобразователь», а для возрастной категории читателей – как постоянное возвращение внимания к определённым доминантам».

Откликаются и родители: «Особенно ценно, что привлекаете детей. Надеемся, с Вашей помощью у нас больше не будет «потерянных» поколений».

Таким образом, редколлегия журнала, считая важнейшей задачей в своей работе объединять людей вокруг понятий культурных ценностей, оказывает помощь в расширении сознания и утончении его, направлять к культуротворчеству – так, «мысля созидательно, мы неминуемо придем к введению культурных основ в жизнь», писал Н.К.Рерих («Держава света»).

 

По какому признаку в журнале выделяются определенные темы для рубрик?

Мы ставим задачу привлечь внимание именно к тем вопросам, которые, касательно сферы просвещения, оказывают влияние на формирование мировоззрения. Например, рубрика «Культурологические основы нового космического мышления» собирает материал, благодаря которому складывается представление о необходимости нового, расширенного взгляда и на Культуру, и на педагогику, в связи со значительно обогатившимися новыми эволюционными понятиями в сфере научных знаний, вследствие распространения идей ноосферы, русского космизма, расширения возможностей постижения основ нового миропонимания, исходя из идей философии космической реальности – Живой Этики.

В рубрике нашего журнала о ценностях Культуры, Пакте Рериха статьи не только о значении этого важнейшего международного документа и актуальности охраны памятников культуры, но знания о том, что беречь и охранять их надо еще и потому, что энергетика их – утонченные смыслы того, что мы называем памятниками культуры, – удерживает планету от разрушения. Знания о психической энергии необходимо незамедлительно вносить в жизнь, поскольку этого требует время и новая психология нарождающегося поколения.

Это обосновывает появление в журнале рубрик «Наука на рубеже тысячелетий» и «Воспитание психической энергии».

Не может быть оставлена без внимания в контексте культуры и наука управления как ведущая в деле руководства любыми важными процессами. В рубрике «Культура управления» в связи с этим подбираются статьи в помощь руководителям разных уровней системы управления различных сфер деятельности.

В рубрике «Культура чтения и библиотечно-просветительская деятельность» размещаются материалы, помогающие педагогам и библиотекарям осознать свою роль и ответственность в том, чтобы научить детей и подростков радости восприятия текстов развивающих и возвышающих дух, чтобы юные читатели в дальнейшем сами умели отбирать такую литературу, поскольку «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин).

Тема семейного воспитания в журнале освещается с позиций: «Семья как начало сотрудничества», – в этом тоже особенность нашего издания, в подходе к теме.

О детях и педагогах, об искусстве, музейной педагогике, о насущной необходимости музыкального воспитания и о многом другом, наиболее значимом, с точки зрения идей педагогики Культуры, – в рубриках нашего журнала (перечень всех рубрик – на главной странице журнала)

Особенной является рубрика «День Культуры», представленная, вследствие накопленного опыта в этом направлении педагогической деятельности, отдельным дополнительным ресурсом https://culturaspb.ru

 

Праздник «День Культуры» проводится в наше время во многих регионах и ежегодно отмечается многими организациями в день подписания Пакта Рериха 15 апреля. В вашем журнале «День Культуры» представлен как метод педагогического воздействия. Расскажите об этом подробнее.

Следует отметить, что задачи Дня Культуры полностью совпадают с задачами педагогики Культуры. День Культуры – это практика осуществления идей Педагогики Культуры в жизни.

Важнейшая задача праздника «День Культуры» – способствовать объединению людей в их духовном устремлении к совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

Важно подчеркнуть, что «методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач», – отмечают ученые Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, изучив и оценив опыт работы в этом направлении). На практике, при проведении в течение большого периода – более 25 лет, в школах Санкт-Петербурга и в других образовательных организациях города, праздник «День Культуры» зарекомендовал себя как действенный метод педагогики Культуры.

В нашем журнале этому методу уделено значительное внимание; размещены материалы с методическими рекомендациями по подготовке Дня Культуры и многочисленными примерами творческих работ педагогов, библиотекарей и школьников.

Важно особо отметить, что приобщением к творчеству во имя Прекрасного, Культуры, вовлечением в большое общее дело взрослых и детей по защите культурных ценностей при помощи организации праздника Дня Культуры, разнообразных конкурсов творческих проектов могут решаться большие государственные задачи.

Этот вывод подтверждается словами одного из выдающихся ученых-психологов, который отмечает: «Когда я действенно участвую в каком-нибудь деле, включаясь в его осуществление собственными делами, оно становится моим, его идейное содержание в ходе этой деятельности включается определяющим началом в моё сознание; это изменяет моё отношение к нему и в каком-то отношении меня самого. В этом источник огромного воспитательного значения действенного включения человека в дело, имеющее идейное содержание,.. существенный момент педагогики большого стиля и государственного масштаба» (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2000. – С. 438)

 

Как происходит взаимодействие с государственными структурами сферы образования?

Сотрудничество с государственными организациями Санкт-Петербурга и других регионов России входит в круг важных задач журнала. Так, при непосредственном участии ученых и сотрудников Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования в согласовании с Комитетом по образованию Администрации Санкт-Петербурга проходит подготовка праздника «День Культуры» (который включается в Программу городских мероприятий в системе образования) и награждение организаторов городских конкурсов детских творческих работ, а также межрегиональных конкурсов творческих проектов школьных библиотекарей.

В редколлегию журнала входят ученые Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, которые активно используют материалы журнала в своей преподавательской работе, что говорит о сотрудничестве с этим ведущим педагогическим вузом.

В Доме Ученых Российской академии наук также в самом начале были поддержаны идеи педагогики Культуры и инициатива проведения Дня Культуры в образовательных организациях; доклады на эту тему включали в свою работу секция теории культуры и секция философии. Материалы этих выступлений опубликованы в сборнике Дома Ученых РАН.

Журнал «Педагогика» (РАО), ведущий орган Российской академии образования, недавно отметил публикацией статьи об опыте проведения Дня Культуры как претворение идей Пакта Рериха в жизнь, что так же отметили и другие научные журналы – «Непрерывное образование», «Академический вестник» и другие.

Немаловажно отметить, что журнал «Педагогика Культуры» включен в раздел «Полезные ресурсы» в перечне ссылок крупных образовательных сайтов государственных структур.

 

В любом большом деле возникают трудности, которые требуют разрешения. Каковы проблемы Педагогики Культуры, и какие Вы видите пути их решения?

Как и в любом большом и важном деле, здесь также возникают свои проблемы, и эти трудности сообразны размеру самого дела. За минувшие почти сто лет они мало изменились, с тех пор, как в 1935 году о них писал Н.К.Рерих в статье «Постоянная забота»:

 «…Осознание культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и непониманий. Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие будут истерически вопить о Культуре и в то же время не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти».

«Не скроем – трудна пашня Культуры. Много одичания! Иногда радио возвестит такую пьяную пошлость, что диву даешься. К чему человечеству жить миллионы лет, если они могут восхищаться такими гнусностями? И вот только упорная культурная деятельность может пробивать броню пошлости». (Н.К.Рерих. Листы дневника. Том 3. С. 156).

В то же время, в культурно-просветительской работе не только высвечиваются проблемы, но и открывается много интересного, что обогащает каждого, прикоснувшегося к этой деятельности, по их собственному признанию. Выявляются и осознаются характерные признаки и свойства Культуры (см. например «Атрибуты Культуры»).

Культура – мощный магнит. Это свойство Культуры отмечают многие исследователи. И оно многое определяет в действиях людей.

Культура, как та Жар-птица, которую рассудочному человеку не уловить, она доступна лишь «чистым сердцам», тому, у кого открыто сердце добру, – об этом писала Е.И.Рерих, подчеркивая значение наличия качеств сердечности для распознавания явлений Культуры (Рерих Е.И.Письма. 23.11.1937).

Можно также вспомнить меткое и ёмкое выражение учёных, отметивших превосходное свойство культурной среды, или пространства Культуры – упругое поле Культуры.

Упругость – свойство материала восстанавливать после снятия нагрузки свою первоначальную форму и размеры (в данном случае, речь о тонкоматериальной духовной субстанции). Согласно толковому словарю русского языка – упругий – значит, уступчивый под гнетом, принимающий прежнее положение, который не деформируется при давлении. Отсюда, понятие вечность, свойственное Культуре, – оно тоже может быть понято как характеристика Культуры.

Таким образом, какой бы стороной ни поворачивалась жизнь, какие бы вихри не проносились над планетой, необходимо помнить: «Культура пробьется неожиданными и невидимыми проводами», как писал Н.К.Рерих. («Увы, культурная деятельность страдает в первую очередь. Но все же – так же, как и в первые века христианства, именно в катакомбах окрепло Учение, так и теперь Культура пробьется неожиданными и невидимыми проводами», – Листы дневника. Том 3. С. 52).

Об этом свойстве Культуры – об устойчивости и нерушимости, необходимо знать и помнить в лихие времена, когда то, на чем основывается прогресс и сама жизнь человечества, подвергается забвению, а подчас и осмеянию. Но всё же «Культура пробьется…». Однако ее семенам и росткам надо дать возможность взойти и окрепнуть. И кто как не самая просвещенная часть общества в творческом, сердечном, дружественном сотрудничестве поможет этому?

Движению Культуры необходимо набрать силы, – оно будет, по выражению Е.И.Рерих, «последним прибежищем». (Рерих Е.И. Письма. 27.09.46)

Суть в том, что если пространство вокруг людей не заполнено Культурой, в истинном ее понимании – культурой, возвышающей сознание, – оно заполняется безобразием. В этом состоит значение развития движения Культуры  творческой деятельности добровольных защитников Культуры.

Исходя из первостепенной значимости Культуры в жизни человечества и понимания того, что главное в процессе всяких преобразований – это Человек и его личностные качества, без осознания каждого о необходимости работы над собой по культурному развитию никакие действия по улучшению жизни не будут успешными, – таким путём можно приблизиться к пониманию основ педагогики Культуры.

Уроки постижения основ культурного просветительства – в самообразовании и в освоении основ широкого сотрудничества.

Проблемы Педагогики Культуры сводятся к человеку, к его культуротворчеству, к осознанию им определяющего значения для будущего личностных качеств, свойств его характера, значения работы над собой с целью духовного самосовершенствования. Если человек делает это лишь для собственного развития – в одном этом уже есть большая польза для общества, для всех и для каждого. Но работа эта приводит к тому, что человек начинает понимать значение объединенных сознаний людей в мыслях о Благе, в труде на пользу общую. И тогда видит важность работы над своими качествами, способствующими сотрудничеству, поскольку без выработки дружелюбия, доброжелательства, великодушия, качеств взаимопомощи большие и важные дела не совершить. А культурное строительство – как общественное преобразование, так и внутриличностное творчество – это дело всепланетной, космической значимости. Совершенствуя себя и помогая в этом другому, помогаешь всему мирозданию, – исходя из действия духовных законов о взаимосвязи всего сущего.

Главное – помнить о Красоте, о силе её и мощи, побеждающей все препятствия на пути к высоким целям.

 

 


Метки: Рубрика: Идеи Педагогики Культуры, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 481