Культура педагогики
(психология творчества)
Современное молодое поколение поумнело. Это заметно не только ученым (в психологии этот факт известен как «эффект Флинна»), но и всем, кто связан с детьми, особенно старшему поколению родителей. Отмечают раннюю осмысленность взгляда, более раннее интеллектуальное развитие, изменения в физическом состоянии детей. Исследования ученых показывают динамику в эволюции креативности[1] в характере достижений современных детей и подростков: их успехи в музыкальных и художественных школах оказываются значительно более высокими, чем у их сверстников 20-30 лет тому назад[2]. Известно также, что 4-5 % детей рождаются с особыми, а 1-2 % – с выдающимися способностями. Что нам делать со всем этим богатством? Доходит ли это «достояние нации» до производительного состояния или гаснет как искры на снегу холодного к ним отношения? Почему проблема одаренности остается постоянной во все века? Почему так много талантливых детей и так мало выдающихся взрослых? Как далеко могло бы продвинуться человечество, реализуй оно свой удивительный потенциал?
Проблема непростая, комплексная, многофакторная. А решение ее, как нам представляется, зависит в очень большой степени от педагогики.
Попробуем совершить небольшой, лет на 300-400, экскурс в педагогическую историю Европы[3]. (Педагогических традиций Востока здесь касаться не будем: они складывались по-другому и с другим результатом). Западная педагогика всегда была и является сейчас исполнительницей социального заказа общества или правящей власти. В эпоху феодализма социальный заказ на молодое поколение заключался в подготовке большой массы рабочей силы, способной безропотно и качественно производить большой объем простой работы. Педагогика предложила катехизический (или схоластический) метод обучения, заключающийся в заучивании, зазубривании определенных знаний. При этом «лишние» вопросы учеников не поощрялись, а часто физически пресекались, любознательность оказывалась качеством крамольным, опасным, потому что вела к вольнодумству. Так воспитывались не только обыватели, но и королевские дети, у которых в силу королевской неприкосновенности появились «мальчики для битья». Ничто в этой системе не должно было нарушать стабильность устоявшихся отношений.
Однако некоторые «выскочки» – наиболее одаренные и талантливые люди – раскачивали эту стабильность: изобретали машины, облегчающие труд массы людей. Работников теперь требовалось значительно меньше, но они должны были обладать специальными знаниями, понимать смысл своего труда. На этом этапе перехода от феодализма к капитализму появляется прогрессивное идейное течение – просвещение. Идеи европейских просветителей – Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, П.А. Гольбаха, Д. Дидро, Г.Э. Лессинга, Ф. Шиллера, И.В. Гете, в России – Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена и др. послужили не только подготовкой ряда буржуазных революций, но и изменили отношение к человеку и его воспитанию. Возникают прогрессивные педагогические системы Я.А. Каменского, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Педагогика предлагает новый, невиданный прежде, объяснительно-иллюстративный метод обучения. Он так же, как и предыдущий (схоластический) основан на памяти, но появляется тенденция довести уровень знаний ребенка до понимания (по сравнению с прошлым запоминанием). Этот несомненный и значительный прогресс в педагогике дает сильный толчок техническому прогрессу. И чем более развивается капиталистическое общество, тем более насущным становится социальный заказ на подготовку в массовом количестве людей, умеющих быстро и безошибочно работать на новой технике. Рождается программированное обучение, направленное на выработку экономного алгоритма действия человека. Овладение таким алгоритмом сильно повышает производительность труда, оптимизирует работу во всех областях производства, жизни. По алгоритму учат детей решать типовые задачи и разбирать части речи; по нему составляется технологическая карта обработки металла на производстве; он помогает «Скорой помощи» послать в минимальные сроки именно нужную специализированную бригаду и т.д.
Оказалось, что программированное, алгоритмическое обучение великолепно формирует умения и навыки, но к тому времени, когда этот метод достиг своего пика, социальный заказ общества опять изменился.
Достижения человечества в науках и технике в последнее столетие потрясают воображение, и нужно все больше знающих, умеющих и мыслящих специалистов. На передний план вышел заказ на развитие мышления. Педагогика тут же предлагает опыт Древней Греции, которая воспитывала свою молодую элиту, развивая мышление методом «Сократовской беседы» – обучая задавать вопросы, выявлять противоречия, ставить проблемы и находить их решение. В наше время метод обрел название «проблемного»[4]. В руках педагогов оказалось мощное средство поднятия интеллектуального уровня целого поколения через развитие мышления отдельных людей. Возникли методы «деловых игр», «мозгового штурма», моделирования и мн. др., обозначенные общим названием «активных методов обучения», хотя точнее их было бы назвать «методами активного обучения»[5]. Ведущими качествами человека, воспитанного этими методами, стали высокая познавательная мотивация, интеллектуальная активность[6], переход от простых мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения) к более сложным (анализу через синтез, обобщению, абстрагированию)[7]. В социальном плане отмечено расширение интересов и появление активной жизненной позиции (исследования проводились автором в 80-90 годы в НИИ проблем высшей школы на базе многих вузов страны)[8]. Одновременно психологи стали отмечать повышенную креативность людей, прошедших через активное обучение.
Нужно отметить, что каждое новое «изобретение» педагогики не отметает старое, а как бы наращивается на нем, сохраняя лучшее. Активное обучение еще не полностью реализовало себя, а потребность общества опять меняется: теперь нужно множество людей-творцов, которые, наряду с развитым мышлением, были бы способны создавать нечто совершенно новое в науке, производстве, искусстве, в быту. Везде!
Какими качествами должна обладать творческая личность изначально? Ж. Годфруа считает, что общим для творческих людей является любознательность, нонконформизм, независимость суждений, эклектичность, интерес ко всему новому и сложному, способность удивляться, восхищаться и мечтать. «Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию»[9].
Значит ли это, что все (или большинство) детей наделены изначально общим творческим потенциалом? По-видимому – да. Несомненно, работа с одаренными детьми нужна, особенно когда речь идет о специальной одаренности к конкретному виду деятельности. Но повысить общий творческий потенциал человечество может, творчески развивая всех детей. Этот путь представляется более перспективным, гуманным и менее травматичным как для общества, так и для отдельной личности.
Однако система воспитания, созданная обществом, основывается на конформизме, на приведении всех к «общему знаменателю». Самый верный способ сохранить стабильность общества – подавить развитие творческого мышления, а вместе с ним убить в ребенке творца и воспитать «разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста». Налицо противоречие в запросе общества на воспитание творческой личности и отсутствием у современной педагогической системы такой возможности. Значит ли это, что сама система устарела и должна перестроиться, обновиться? Или педагогика будет искать новые методы развития творческих способностей детей на старой основе? Вот ее сегодняшние проблемы.
Не забудем также об ответственности педагогики за морально-этический уровень будущих творцов[10].
История богата фактами творчества как созидательного, так и разрушительного характера. Наш исторический экскурс показывает, что каждый новый этап развития общества существенно меняет систему воспитания. Похоже, что теперь наступила обратная ситуация: остро требуется влияние системы воспитания на коррекцию эволюционного пути общества. М.В.Ломоносов учил, что природа не роскошествует излишними причинами. Действительно, все в ней целесообразно, все нужно, в том числе и резерв творческого потенциала человека. Общество же расточительно не замечает и своих возможностей и потерь: ему недостает педагогической культуры.
Несмотря на серьезные исследования в области способностей, задатков, таланта, одаренности, ранней интеллектуализации детей[11-18] , до сих пор нет реального бесспорного инструмента для их диагностики и развития. Практические попытки работы с такими детьми дали и позитивный и негативный опыт. И неизвестно, какой из них больше.
Замечено, что люди, достигшие больших высот в своей деятельности, как правило, помимо явных способностей, очень рано определялись в направлении своей деятельности. Музыкальный, живописный, литературный дар более заметен и потому более доступен для реализации. А если у ребенка выдающиеся аналитические способности, необыкновенная тонкость восприятия или способность абстрагироваться, то его, скорее всего, сочтут «странным», а то и ненормальным ребенком. Где уж тут мечтать о ранней направленности!
Что же делать? Поправить дело может только Культура, в частности – культура Педагогики и культура Педагога.
Слово «культура» в латинском языке обозначает широкий круг понятий: возделывание, воспитание, образование, развитие и почитание. Фактически, одно слово охватывает все сферы педагогики.
«Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»[19]. Культура, по определению, является результатом, некоторым итогом достижений человечества. Педагогика же имеет «водительский», руководящий характер. Поэтому культура самой педагогики, на наш взгляд, подразумевает не только исторический опыт воспитания поколений, но и взгляд в будущее.
Культура педагогики, в нашем понимании, означает видение перспективы развития человечества, действенное способствование его эволюционным процессам посредством лучших педагогических и творческих достижений в подготовке молодого поколения к жизни, расширение функций – от исполнительских (исполнения сиюминутных социальных заказов) до руководящих, ведущих молодое поколение в будущее.
Другими словами, не экономика, не политика и даже не наука, а духовные, культурные и нравственные ценности должны стать (и когда-нибудь обязательно станут!) ведущими в развитии человечества. Без Учителей, в самом широком смысле слова, не способен развиться ни человек, ни народ, ни человечество в целом. До тех пор, пока общество не поймет этой простой истины, принимая ее то за утопию, то за пустой пафос, ему не на что надеяться в будущем.
Уже сейчас, когда учительство сведено к банальной интеллектуальной услуге, проявляются тревожные тенденции глобального порядка: ожесточение молодежи и детей, переходящее в прямую агрессию; незнание, непонимание и даже отчуждение от общечеловеческих ценностей, выработанных в течение тысячелетий; упадок морали и этики. Во многом эти явления – результат бесправного и беспомощного положения педагогики, отсутствия понимания необходимости ее руководящей для общества роли. К примеру, педагоги понимают и объясняют обществу и властям некоторые причины детской жестокости: масс-медиа, заполненные насилием; агрессивные компьютерные игры; обесценивание человеческой жизни из-за войн и дикой конкуренции; культивирование эгоцентризма, подмена морально-этических ценностей чуждой идеологией и т.п., но они не имеют реальной власти или влияния на власть, чтобы что-то изменить.
Культура педагогики, конечно, проявляется через культуру педагога. Речь идет не о культуре поведения или педагогическом такте учителя. Мы говорим о глубинном постижении своей профессии, позволяющем сначала увидеть, потом не повредить, а затем обработать тот алмаз – Ребенка, который попал в руки Мастера – Учителя.
Культура педагога – это способность знать, учитывать прошлое, понимать настоящее и видеть будущее конкретного ребенка. Речь идет о целостном видении ребенка, об одновременном представлении всех (или основных) причинно-следственных связей, которые формируют его личность.
Педагогике придется выйти за рамки своей области и стать комплексной дисциплиной: не только «быть связанной», но реально включить в себя философские, биологические, физиологические, психологические, социальные, духовные аспекты работы с ребенком, что, впрочем, постепенно и происходит.
К примеру, нельзя игнорировать природное в человеке, потому что все природные свойства, с которыми человек пришел в мир, составляют его прошлое, отражаются на настоящем и влияют на будущее. Простая ссылка на наличие или отсутствие определенных природных данных у ребенка недостаточна. Известно, что природное складывается из: 1) наследственного материала; 2) врожденных качеств, формирующихся в пренатальный период и способных проявиться на разных этапах жизни и 3) из трансперсонального компонента, несущего в себе последовательность многих жизней[20]. От учета того или другого проявленного компонента будет зависеть (а точнее – должна зависеть) стратегия учителя в воспитании ребенка. Вот, в частности, причина того, почему один и тот же педагогический метод дает разный, иногда противоположный результат. Неучитывание индивидуально-типических свойств (конституциональных, нейродинамических и билатеральных) ведет к неточному, а то и к неверному подходу к ребенку.
Так, к детям разного типа темперамента нужен неодинаковый подход, а подача учебного материала требует учета билатеральны[21] свойств мозга детей: правополушарники лучше усвоят наглядный, образный материал; левополушарники – вербальный. Все ли учителя осознают, что они преподносят его, исходя из своих собственных билатеральных свойств? Все ли понимают, в какую сторону надо сделать коррекцию, чтобы задействовать природные свойства всех детей? И это тоже культура педагога.
Готового опыта подготовки творцов у педагогики нет. Придется ей повышать свою культуру, чтобы со знанием дела, а не интуитивно внедряться в психику человека. Сложность психологической составляющей в профессии педагога заключается в том, что учителю недостаточно иметь психологические знания. Он должен уметь применить их на практике профессионально. На самом деле мы чаще встречаемся с психологическими ошибками педагогов, чем с тонким, психологически обоснованным подходом к детям. Это не вина, а беда педагогов, которую они сами очень переживают. Школьные психологи, появившиеся, наконец, в школах, – это скорая помощь для тяжелых случаев. Но ежедневное, ежечасное общение учителя с учениками требует, чтобы и учитель был профессиональным практическим психологом.
Трудность воспитания детей в большой степени возникает из-за непредсказуемости ситуаций, которые создаются детьми. От учителя требуется состояние непрерывного творчества. Педагоги знают, что один и тот же учебный материал в разных аудиториях будет воспринят по-разному, что одинаковое событие может привести к тяжелому затяжному конфликту в одном классе и быть воспринято как шутка – в другом. Только профессионал может адекватно оценить текущее событие, учитывая индивидуальные особенности его участников и все привходящие обстоятельства, и прогнозировать возможный исход. Только профессионал понимает, как он подаст материал разным аудиториям, чтобы достичь своей педагогической цели. В этом проявится творчество и высокая культура педагога.
Педагогика – наука достаточно инертная, и, тем не менее, постоянно меняет свой предмет: то это «обучение знаниям, умениям и навыкам», то «обучение и воспитание», трансформирующееся затем в «обучение-воспитание», то «воспитание подрастающего поколения». Как видим, разные аспекты педагогической деятельности выходят на передний план, а иногда и вовсе исчезают. Между тем, человек творческий должен быть гармоничным, широким, образованным, воспитанным, духовным. Как при суженном предмете педагогики можно реализовать современный социальный заказ на творческую личность? Кроме того, прогрессивная педагогическая мысль, мысль культурная, всегда шла впереди социального заказа, работала на будущее. Что человечеству потребуется после повышения его творческого потенциала? В каком направлении пойдет эволюция человечества? На эти вопросы еще только предстоит ответить поколению с новым, расширенным сознанием, обладающему более высокой культурой и уровнем креативности. Пока же педагогике предстоит определиться со своими перспективными, ведущими целями и предметом и постараться не стать тормозом в развитии молодого поколения.
У нашего Учительства слишком велика ответственность перед человечеством, чтобы спокойно наблюдать за происходящим снижением роли педагогики в обществе.
1 Креативность (от англ. creativity) – уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. (прим. ред.)
2 Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. – СПб, «Питер», 2004.
3 История педагогики. – М.: Просвещение, 1981.
4 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 178 с.
5 Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. – М.: Педагогика, 1975. – 178 с.
6 Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского ун-та, 1993. – 172 с.
7 Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. – М-Л.: 1958. – 148 с.
8 Путляева Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения. М., Знание, 1983. – С. 35-72.
9 Годфруа Ж.. Что такое психология. – М.:Мир, 1992. Т.1, с. 441.
10 Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. // Раздел 4: Нравственность, духовность, гуманизм. – М.: Изд. Института психологии РАН, 2006. – С. 557-608.
11 Голубева Э.А. Способности и склонности. – М.: Педагогика,1989. – 197 с.
12 Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта./Художественное творчество. – Л .:Наука,1983. – С.123-139.
13 Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.:Просвещение, 1968. – 432 с.
14 Лейтес Н.С. Склонность к труду как фактор одаренности.//Известия АПН РСФСР. Вып.25. – 1950. – С. 7-48.
15 Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 271 с.
16 Новлянская З.Н. О некоторых предпосылках развития литературных способностей в младшем школьном возрасте.// Вопросы психологии. – 1970, № 6 С.103-113.
17 Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука,1976.– 613.
18 Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х томах. Т.1. – М.: Педагогика, 1985.–328 с.
19 Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия,1987.
20 Ученые пока не пришли к общему мнению о природе трансперсонального: является ли это опытом многих поколений или опытом одной жизни в разных воплощениях, так называемой реинкарнации.
21 Билатеральный (от би... и лат. lateralis — боковой), двусторонний, двубокий, относящийся к обеим (двум) сторонам, частям чего-либо. Напр., билатеральный договор, билатеральная симметрия. Ср. Латеральный. Латерализация функций головного мозга - процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе. (прим. ред.)