Педагогические чтения на Алтае
В формате Народного университета 15 февраля 2018 года в Центральной районной библиотеке села Усть-Кокса Республики Алтай состоялись III‑е районные Педагогические чтения «Педагогика Культуры», посвященные 100-летию выдающегося советского педагога-новатора и писателя В.А. Сухомлинского, 140‑летию со дня рождения врача, писателя и педагога Я. Корчака и 190‑летию Л.Н. Толстого – писателя, мыслителя и педагога. Организаторами мероприятия выступили отдел культуры муниципального образования «Усть-Коксинский район», местная общественная организация «Центр Культуры "Беловодье"» при поддержке управления образования МО «Усть-Коксинский район».
В первой части мероприятия прошла мини-конференция, а затем – круглый стол, где обсуждались наиболее важные вопросы культуры и педагогики.
В ходе конференции ее участники размышляли о роли учителя в новой парадигме образования, о роли культуры в нашей жизни, о формировании космического мировоззрения в пространстве современной культуры и педагогики, об экологическом образовании и воспитании молодого поколения, о роли и участии современной семьи в вопросах педагогики.
Открывая конференцию ведущая Э.Ю. Шушпанникова, преподаватель Усть-Коксинского техникума отраслевых технологий обратила внимание присутствующих на проблему нашей современности в области отношений человека и природы: «Сейчас человечество столкнулось с серьезной проблемой дисгармонии в отношениях с природой. Здоровье будущего общества, и не только физическое, но и духовное, напрямую зависит от гармоничности этих взаимоотношений. Что же такое космическое мировоззрение, на котором сегодня акцентируют внимание ученые-космисты? Согласно философии космизма, организм человека ежесекундно подвергается пространственным воздействиям, влияниям космических небесных тел и, соответственно, сам воздействует на окружающее своими мыслями, эмоциями, чувствами. Не понятая и не воспринятая человеком космическая энергия небесных тел приводит к болезням. Об этом сегодня говорят многие ученые-исследователи из разных областей науки. Сегодня о данном мировоззрении, которому учил еще Платон и его ученики, действительно хочется говорить как можно больше и детальнее, чтобы лучше понять его суть и передать эти знания подрастающему поколению. Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской лаборатории Вселенной, в которой именно сейчас создается эпоха общего сотрудничества и благоденствия».
Кроме этого, она отметила: «Вот уже третий раз в феврале мы проводим районные педагогические чтения "Педагогика Культуры" и посвящаем их Дню рождения выдающегося русского мыслителя и философа Е.И. Рерих, которая придавала воспитанию молодого поколения огромное значение. Дети – это наше будущее, это будущее нашей страны, это будущее всей планеты Земля – нашего общего дома. Как мы относимся к детям, что закладываем в их сознания – такое отношение мы сформируем и у них к родителям, к будущим детям, к стране, к жизни в целом».
Тематика докладов была интересна и разнообразна, затрагивая широкий спектр вопросов как напрямую, так и опосредованно касающихся педагогики и образования.
Почетный член педагогического сообщества А.Д. Шитов в своем выступлении «Образование XXI века и его роль в формировании космического мировоззрения» затронул тему развития современного образования. По его мнению, назрела актуальная необходимость формирования новой педагогики и нового педагога. Так, новое образование выдвигает перед педагогом-новатором XXI века, прежде всего, задачи привнесения в педагогическую науку нового целостного мышления. До сих пор антропоцентрическое, т.е. сконцентрированное, в основном, на человеке, содержание школьного образования продолжает оставаться главным источником мировоззренческих заблуждений, духовного и экологического кризиса, затрудняющего развитие человечества. В современном мире насущной необходимостью становится выбор нового, экологического, подхода к постижению мира, предъявляющего иные требования к условиям, образу и качеству жизни. Необходимая философско-методологическая основа очерчена в русском космизме. В противовес антропоцентрическому, идеи космизма соответствуют антропокосмическому, т.е. гармоническому единству человека и Вселенной, экологическому сознанию с его целесообразностью, соизмеримостью и единством обитаемого Космоса, выдвигающему на первое место принцип мировой гармонии и бесконечного существования человека в ней.
Доклад А.И. Гелича, преподавателя по изобразительному искусству и истории культуры Чендекской детской школы искусств, был посвящен выдающемуся педагогу-новатору второй половины XX века В.А. Сухомлинскому, который считал нравственное воспитание основой образовательного процесса. Идеал воспитания В.А. Сухомлинский видел в гармоничной, нравственно чистой личности. И поэтому он обращал серьезное внимание на гармонию педагогических воздействий. Сухомлинский отмечал, что педагог обязан знать этот мир, ибо процесс воспитания выражается в единстве идеалов, интересов, мыслей и переживаний. По мнению автора, несмотря на нивелирование многих моральных ценностей в последнее время, сейчас, согласно социологическим опросам, в России подавляющее большинство граждан считает важными такие моральные ценности, как справедливость, семья, труд, честность, любовь, культура. Мораль и совесть – вот основополагающие моменты в воспитании и образовании детей.
М.Н. Сюнюшева, методист по музейной работе села Катанда, в докладе «Развитие нравственных и эстетических потребностей у подрастающего поколения» отметила, как важно для каждого молодого человека, вступая во взрослую жизнь, сделать правильный выбор своей будущей профессии, чтобы впоследствии уверенно шагать по жизни, быть успешным человеком и приносить пользу обществу. Познать самого себя, свои способности и возможности можно лишь через конкретные действия и поступки. К нравственному самоопределению ребёнка надо готовить, развивая его чувства, поддерживая его порывы, побуждая к размышлениям, через труд и дисциплину. Усвоение молодым человеком эстетической и художественной культуры общества становится важнейшим условием формирования его эстетического вкуса и эстетических потребностей, которые становятся стимулом художественного творчества. Жизнь, в которой присутствует движение духовного роста, где есть борьба человека с собственным нравственным и эстетическим несовершенством, предстаёт как нескончаемое духовное деяние. И только те, у кого она действительно такова, заслуживает высокого звания Человека.
Что происходит с семейными ценностями в наше время и что ждет молодое поколение в будущем? Над такими вопросами размышлял А.Ю. Куртуков, председатель родительского комитета Верх-Уймонской Школы раннего творческого развития «Звездная страна» в докладе «Семейные ценности: вчера, сегодня, завтра». Оплот человеческого общества – союз мужчины и женщины – испытан тысячелетиями. Всеми мировыми религиями он признан законным выражением Божественного Промысла. Семья есть основа государства. Именно в семье закладывается фундамент нравственных, гражданских и мировоззренческих ориентиров нового поколения. С возрождением ценностей семьи преобразятся и государства. На примере своей семьи докладчик показал, что для гармоничного развития и воспитания детей не менее важным является саморазвитие и самообразование родителей.
Сотрудничество людей в разных сферах деятельности открывает многие возможности, но нужно понять, где заключено это сотрудничество. И хотя оно является условием всей жизни, именно в личном малом взаимодействии заключается сотрудничество, имеющее значение космическое. Это основная мысль доклада «Педагогика сотрудничества» Э.Ю. Шушпанниковой, преподавателя Усть-Коксинского техникума отраслевых технологий.
Опытом работы в экологическом просвещении детей поделилась с присутствующими А.Т. Майманова, заместитель директора Катунского биосферного заповедника по экологическому воспитанию. В своем выступлении «Экологическое воспитание школьников на примере работы Катунского биосферного заповедника» она рассказала об особенностях проводимых мероприятий и экологических проектах, о сотрудничестве с различными природоохранными структурами как российскими, так и наших казахстанских соседей в организации экологических объединений, молодежных лагерей и проведении разных мероприятий. А также представила вниманию собравшихся новые экологические издания: совместный проект природоохранных организаций нашей республики для детей «Ирбис» и совместный с казахстанскими партнерами из Катон-Карагайского национального парка журнал для взрослых и детей «Хранители большого Алтая».
Проблемы музыкального образования подрастающего поколения затронула в своем выступлении «Музыкальное образование в России: традиции и инновации» С.С. Овсянникова, преподаватель фортепиано Чендекской детской школы искусств, руководитель Школы раннего творческого развития «Звездная страна», председатель МОО «Центр Культуры "Беловодье"». В ее докладе было отмечено следующее. О музыкальном образовании в Древней Руси упоминается, начиная с XI-XII веков. С древности и до наших дней музыкальное образование в России претерпевало различные периоды становления и упадка. Традиция всеобщего музыкального образования к началу XXI века, к сожалению, в России не сохранилась. Новый век стал началом возрождения многих забытых традиций, самых смелых и дерзких открытий, инноваций в философии и науке. Культура – это как раз и есть та самая панацея, которая может помочь возрождению человека. И музыкальная культура как одна из частей всеобщей культуры является атрибутом человека духовного и высокоразвитого. Поэтому возрождение домашнего музицирования и введения полного курса музыкальной педагогики в школы и высшие учебные заведения, в учреждения дополнительного образования – это и традиция, и инновационный подход.
Р.А. Кушнерик, кандидат исторических наук, доцент, член РГО, преподаватель Усть-Коксинского техникума отраслевых технологий, выступила с докладом «Русский космизм – уникальное направление философской мысли России», где рассказала о возникновении понятия «космизм», его основоположниках и о вехах развития в России этого философского мышления. Космизм – философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Изучение русского космизма, исследование идей представителей этого направления начались в первой половине XX века. К основоположникам этого философского направления относят М.В.Ломоносова, Н.Ф. Фёдорова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Н. Скрябина и других выдающихся деятелей России. С конца 80‑х – начала 90‑х годов прошлого века исследовательский интерес к русскому космизму переживает новое рождение. Особенно это касается изучения проблем духовности и целостности сознания. И в новом веке можно сказать, что потенциал философии космизма как парадигмы цельного знания о человеке, природе и обществе далеко не исчерпан. К нему можно обращаться вновь и вновь, черпая не столько практические рецепты по переустройству чего бы то ни было, сколько новизну и широту мысли.
Н.И. Щеглова, учитель технологии и обществознания Мультинской средней общеобразовательной школы сделала анализ-размышление над педагогической статьей Е.И. Рерих «Три ключа», в которой выдающийся философ дает молодому поколению наставления о путях, которые ведут к овладению тремя ключами жизни – Любовью, Красотой и Знанием.
Вторая часть мероприятия прошла в виде круглого стола, в ходе которого обсуждались насущные проблемы современности: духовно-нравственное воспитание и развитие школьников в условиях современного образования, инновационные и традиционные методики в работе педагогов, роль культуры в развитии личности, идеи космизма в педагогике и современном образовании, создание условий для обмена опытом и распространения лучшего педагогического опыта для практической работы образовательных учреждений.
По итогам круглого стола была принята Резолюция, а директор Центральной районной библиотеки А.Я. Морозова от имени отдела культуры и управления образования Усть-Коксинского района поблагодарила присутствующих за интересные темы, которые обсуждались на Чтениях и торжественно вручила всем докладчикам Свидетельства об участии в III-х районных Педагогических чтениях «Педагогика Культуры».