Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Выставка «Воспитание человека культуры: связь эпох»,
посвященная юбилейным датам семьи Рерихов,
в СПб академии постдипломного педагогического образования

 

17 октября 2019 года в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) открылась выставка «Воспитание человека культуры: связь эпох», приуроченная к юбилейным датам семьи Рерихов. Выставка, состоящая из 16-ти постеров с фотографиями, картинами и пояснительными текстами, размещена в музее академии и посвящена педагогическим взглядам Рерихов: Николая Константиновича – что отражено в идее Пакта Рериха и в кратком описании фактов из его педагогической деятельности, а также философско-педагогическим воззрениям Елены Ивановны, которой отведено на выставке особое место. В этом здании, где многие годы размещается академия, ранее располагалась женская Мариинская гимназия – именно здесь училась и закончила это передовое учебное заведение с отличием в 1895 году Елена Рерих (ур. Шапошникова).

Выставку открыла заведующая музеем СПб АППО Людмила Владимировна Дербилова, которая ознакомила слушателей с особенностями данного педагогического музея и рассказала о том, как готовился проект этой выставки. Затем с подробным обзором разделов выставки выступила сотрудник академии, специалист информационно-библиотечного центра, ответственный редактор общественного научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры» Лариса Ивановна Уварова.

В концепции выставки проведена линия, которая позволяет показать преемственность гуманистически ориентированных взглядов представителей мировой и отечественной педагогики, выразить их связь с современными идеями педагогики культуры, воспитания человека культуры. Основной замысел выставки – провести связующую нить от тех лучших учебных заведений, в которых обучались, каждый в свое время, Елена Ивановна и Николай Константинович – он получил образование в гимназии Карла Мая, прославленной своими передовыми методами воспитания, – включая при этом особенности и принципы семейного воспитания – к дальнейшим шагам по саморазвитию через освоение культурных ценностей, к тем вершинам творчества, которых достигли каждый из членов семьи Рерихов, и далее к основанию движения Культуры.

В каждом из взаимосвязанных разделов выставки выражается определенная мысль: в первой части выставки – педагогические аспекты истоков философского творчества Елены Рерих и ее достижения; в другой части – особенности воспитательной среды, в которой формировались философские и педагогические взгляды Николая Рериха; в финальной части – осуществление в наше время его идеи проведения Всемирного Дня Культуры. Центральное место на выставке отведено разделу, посвященному Пакту Рериха и главной идее Знамени Мира, которую Рерихи упорно и настойчиво проводили через свою жизнь: «объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания» (Письма Е.И.Рерих. 29.07.1931).

Проводя связь этих идей с современностью, авторы концепции выставки обращают внимание посетителей на проявляющиеся в наши дни тенденции в социальных науках и педагогике. «Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества», – констатируют ученые-социологи (СОЦИС, 2006, № 12. С.65). А возникшее в последние полтора десятилетия исследовательское направление «Педагогика культуры» – аксиологически направленная гуманистическая система, рассматривающая воспитательный и образовательный процессы как приобщение человека к культурным ценностям – есть свидетельство утверждающихся сегодня в обществе, в педагогической науке и практике, идей Знамени Мира, их актуальности.

Отдельная часть выставки посвящена практике проведения Дня Культуры в образовательных организациях Санкт-Петербурга, где вкратце отражается двадцатилетний опыт организации этого школьного праздника. Идею проведения Дня Культуры предложил Н.К.Рерих для укрепления в сознании подрастающего поколения уважения к культурным ценностям, которыми живо человечество.

На выставке в качестве экспоната представлен раритет – собственность музея академии: репродукция малоизвестной картины Н.К.Рериха «На заре истории» – печатная работа на картоне начала XX века, выполненная в качестве наглядного пособия для учебных заведений.

Экскурсии по выставке сопровождаются показом фильма Международного Центра Рерихов о Пакте Рериха и слайд-программами картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Также представлены книги о творчестве Рерихов.

Выставка «Воспитание человека культуры: связь эпох» подготовлена специалистами информационно-библиотечного центра СПб АППО и музея академии совместно с кафедрой культурологического образования. Сотрудники этих подразделений по окончании обзора выставки проводят беседы, отвечая на многочисленные вопросы заинтересованных посетителей. Специально по этой теме сотрудниками кафедры и музея разработаны увлекательные практические занятия для слушателей курсов академии с использованием разнообразных современных методов музейной педагогики, способствующих познавательному процессу.

Выставка размещена по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ломоносова, 11/13, ауд. 208, музей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

 

Подробный просмотр выставки

 

 


Педагогика Культуры № 30 (2019)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2905