Здоровьесберегающая педагогика
http://zdorovsud.narod.ru/index.htm
1.Школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся.
По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся, можно ранжировать следующим образом:
-
Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
-
Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных
-
технологий, а также интенсификация учебного процесса.
-
Недостаток двигательной активности.
-
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
-
Неправильное (нерациональное) питание учащихся.
-
Авторитарный стиль преподавания.
-
Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
-
Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
2. Принципы здоровьесберегающей педагогики.
-
Принцип ненанесения вреда.
-
Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
-
Принцип триединого представления о здоровье.
-
Принцип непрерывности и преемственности.
-
Принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися.
-
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
-
Принцип комплексного, междисциплинарного подхода.
-
Принцип медико-психологической компетентности педагогов.
-
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
-
Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными.
-
Принцип приоритета активных методов обучения.
-
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
-
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
-
Принцип отсроченного результата.
-
Принцип контроля за результатами.
3. Алгоритм внедрения здоровьесберегающей педагогики.
-
Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимость ее незамедлительного разрешения.
-
Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).
-
Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики
-
Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
-
Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
-
Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученным материалом.
-
Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
-
Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и т.д.
-
Тщательная диагностика, прогнозирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Здоровьесберегающие технологии
Классификация здоровьесберегающих технологий:
-
Медико-гигиенические технологии.
-
Физкультурно-оздоровительные технологии.
-
Экологические здоровьесберегающие технологии.
-
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
-
Здоровьесберегающие образовательные технологии:
-
Здоровьесберегающие сопровождение учебного процесса
-
Здоровьесберегающие сопровождение воспитательного процесса
Здоровьесберегающие образовательное пространство школы
В структуре здоровьесберегающего образовательного пространства школы можно выделить следующие основные «подпространства»:
-
Экологическое подпространство.
-
Эмоционально-поведенческое подпространство.
-
Вербальное подпространство.
-
Культурологическое подпространство.
|