Здоровьесберегающая педагогика

 http://zdorovsud.narod.ru/index.htm

 

1.Школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся.   По мнению большинства педагогов, школьные факторы, негативно воздействующие на состояние здоровья учащихся, можно ранжировать следующим образом:

  • Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.

  • Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и образовательных

  • технологий, а также интенсификация учебного процесса.

  • Недостаток двигательной активности.

  • Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

  • Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

  • Авторитарный стиль преподавания.

  • Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

  • Неблагополучное состояние здоровья педагогов.

2. Принципы здоровьесберегающей педагогики.

  • Принцип ненанесения вреда.

  • Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.

  • Принцип триединого представления о здоровье.

  • Принцип непрерывности и преемственности.

  • Принцип субъект-субъектного взаимодействия педагога с учащимися.

  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям обучающихся.

  • Принцип комплексного, междисциплинарного подхода.

  • Принцип медико-психологической компетентности педагогов.

  • Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

  • Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными.

  • Принцип приоритета активных методов обучения.

  • Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

  • Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

  • Принцип отсроченного результата.

  • Принцип контроля за результатами.

3. Алгоритм внедрения здоровьесберегающей педагогики.

  • Осознание проблемы негативного воздействия образовательного учреждения на здоровье учащихся и необходимость ее незамедлительного разрешения.

  • Признание педагогами образовательного учреждения своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья учащихся.Овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенции).

  • Реализация полученных знаний, умений и навыков на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

  • Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

  • Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

  • Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученным материалом.

  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательного процесса, обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

  • Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры и т.д.

  • Тщательная диагностика, прогнозирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Здоровьесберегающие технологии

Классификация здоровьесберегающих технологий:

  • Медико-гигиенические технологии.

  • Физкультурно-оздоровительные технологии.

  • Экологические здоровьесберегающие технологии.

  • Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

  • Здоровьесберегающие образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие сопровождение учебного процесса

  • Здоровьесберегающие сопровождение воспитательного процесса

  Здоровьесберегающие образовательное пространство школы  

 В структуре здоровьесберегающего образовательного пространства школы можно выделить следующие основные «подпространства»:

  • Экологическое подпространство.

  • Эмоционально-поведенческое подпространство.

  • Вербальное подпространство.

  • Культурологическое подпространство.