Н.Н. Никитина

 к содержанию

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

 онография)


 

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

1.1.          МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Самоопределение – термин, достаточно интенсивно используемый в социологической, психологической и педагогической литературе, причем в самых различных значениях: наиболее часто говорят о его видах – личностном, жизненном, нравственном, социальном, профессиональном и т.д., зачастую вкладывая в идентичные термины разный смысл.

В Философском энциклопедическом словаре (1997) самоопределение трактуется как деятельное отношение к ситуации (293, с.403). Психологический словарь дает следующее определение: «Самоопределение личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях»(218,с.351). При этом указывается лишь на две формы самоопределения – коллективистское и профессиональное.

В наиболее общем виде самоопределение рассматривается как «процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы»(186, с.81). Уже в данном определении проявляется множественность смыслов и граней этого феномена.

Самоопределение выступает как динамичное явление, как процесс, как деятельностный акт или система данных актов, как механизм становления личности и соотносится в этом своем значении с такими понятиями, как «выбор», «принятие решения», «поступок».

В то же время оно рассматривается как статичное, стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с установлением границ своего «я», своего места в мире и в жизни, обретения определенной устойчивой системы ценностей, смыслов, позиции, установок, характеризующих отношение человека к окружающему миру и самому себе. Необходимо отметить относительность «самоопределения» как стабильного состояния субъекта, связанное с тем, что на протяжении не только жизни, но и достаточно небольшого ее периода происходит расширение в сознании личности границ своего «я», изменение системы отношений, взаимодействия с миром, позиции, ценностных ориентаций, установок. Динамичные и статичные состояния личности, закрепленные в данном понятии, являются отражением и проявлением более общих законов природы и человеческого бытия, диалектики движения и покоя, равновесия и неравновесности в такой сложной системе, как человеческая личность. При этом, если вторая составляющая отражает относительную устойчивость личности, то первая – ее способность к изменению, к развитию. С точки зрения синергетики, человек рассматривается как сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, как существо, обладающее гибкостью, спонтанностью и определенными степенями неадаптивности, свободы, «надситуативной активности» (В.А.Петровский), становление и развитие которого представляет собой многовариантный, нелинейный и необратимый процесс. (В.И.Андреев, В.Г.Буданов, Т.П.Григорьева, Е.Н.Князева, С.В.Кульневич, К.Майнцер, А.Маслоу и др.). Жизненный путь личности как сложной самоорганизующейся системы может быть представлен как череда точек выбора: исчерпанность определенного этапа жизнедеятельности (определенного этапа эволюции системы) и переход в неравновесное состояние – состояние становления и определения новых смыслов и способов своего существования – ставит ее перед необходимостью выбора одной из нескольких альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, самоопределение является неотъемлемым свойством личности как саморазвивающейся системы, с необходимостью возникающим в точках бифуркации и обеспечивающим ее выход из состояния хаоса и неустойчивости, поддержание гомеостатичности, устойчивости. Характер этого выбора зависит не только от внешних условий, но прежде всего от того, насколько сама личность готова к самоопределению и самоорганизации, то есть от степени сформированности тех системообразующих свойств, которые обеспечивают ее целостность, способность к самоорганизации и саморегуляции. В качестве такого системообразующего свойства и выступает культура самоопределения, рассматриваемая как комплексная, интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее целостное и непрерывное становление и развитие.

Следующей особенностью самоопределения выступает его одновременный деятельностный и ценностно-смысловой характер. Выбор, осуществляемый личностью в процессе принятия решений, включает в себя не только действие, но и отношение личности к тем аспектам бытия, относительно которых происходит ее самоопределение.

Кроме того, анализ самоопределения как динамичного явления, предполагает выделение и рассмотрение его, с одной стороны, как достаточно длительного, непрерывного процесса, а с другой, – как дискретного, как одномоментного акта, характеризующего конкретные действия человека в момент принятия решения в определенной проблемной ситуации.

И, наконец, неоднозначность понятия «самоопределение» связана с множественностью векторов его направленности: на себя, на самопознание и определение своей сущности; и вне себя – на определение своего места в мире и отношения к нему, включения в различные сферы жизнедеятельности. Самоопределение, направленное на себя. чаще всего рассматривается как личностное самоопределение, а все остальные его виды соотносятся с теми сферами жизнедеятельности, в которых самоопределяется человек.

 Многозначность понятия «самоопределение» и его многоаспектность объясняет особую сложность исследования данного феномена и ту расплывчатость и неопределенность его трактовок, которые встречаются в литературе.

Проблемой самоопределения личности занимается ряд наук, прежде всего социология, психология и педагогика. Социологический подход к самоопределению связан с анализом его как процесса включения молодежи во все сферы жизни общества, а результаты его определяются как «занятие стабильной позиции во всех сферах общественной жизни, в которых молодое поколение начинает участвовать в жизни общества в качестве членов тех социальных общностей, в которые они включились в ходе самоопределения» (122,с.72-74). Таким образом, в социологии самоопределение рассматривается как основной инструмент социализации личности, определения молодым человеком своего места в социуме, а степень вхождения в социальные структуры выступает мерой самоопределения. В зависимости от того, в какие сферы социальной жизни включается человек, выделяются различные виды самоопределения: социальное, общественно-политическое, профессиональное, семейное, религиозное, самоопределение как определение своего места в малых группах и формирование межличностного общения и другие. По мнению М.Р.Гинзбурга, характерными особенностями социологического подхода к самоопределению заключаются в том, что он:

-         относит самоопределение к поколению в целом;

-         характеризует его как вхождение человека в социальные структуры и сферы;

-         выделяет виды самоопределения, соответствующие видам этих структур и сфер. (74, с.19).

В отличие от социологов, психологи и педагоги видят в самоопределении не только инструмент социализации, но и индивидуализации личности: открытия и обретения своего «Я» (самоидентификации), построения своей «Я-концепции». При этом психологов прежде всего интересует сам процесс самоопределения личности, его внутренние механизмы, а педагогические исследования сосредотачивают свое внимание на поиске и разработке педагогических средств и условий, обеспечивающих этот процесс. Безусловно, что целостный анализ и глубокое проникновение в сущность проблемы самоопределения возможны только на основе комплексного, междисциплинарного подхода, так как необходимо учитывать влияние на данный процесс не только собственно психолого-педагогических факторов и условий, но и социокультурных.

 Педагогические аспекты проблемы самоопределения практически не исследовались в отечественной науке до середины 80-ых годов и в основном ограничивались изучением вопросов, связанных с профессиональным самоопределением, обеспечением выбора человеком сферы своей профессиональной деятельности и утверждения в ней. Причины данного явления коренятся в существовавшей социокультурной ситуации, в которой образование традиционно рассматривалось как наследование молодым поколением сложившейся системы знаний, общественных норм и ценностей. Растущему человеку предопределялась роль ведомого, детерминация поведения и жизнедеятельности которого определялась в основном внешними условиями, и смысл самоопределения сводился к необходимости успешно вписаться в определенные обществом рамки. Кроме того, неприятие идеи самоопределения связано с господствовавшей в общественном сознании того времени трактовке самоопределения как совершенно свободного, без внешних ограничений, акта выбора чего-либо, что ведет, по мнению противников данной идеи, к развитию и утверждению индивидуализма и эгоцентризма в человеке. Именно с этих позиций критиковался как философия крайнего индивидуализма экзистенциализм, в котором идея самоопределения является ведущей. Между тем, при пристальном рассмотрении, она имеет совершенно иной смысл как в данной, так и в других гуманистических философских, психологических и педагогических концепциях.

Более глубокое осмысление феномена «самоопределение» требует исследование его генезиса, теоретического анализа тех источников и проблем, которые выступают в качестве предпосылок его изучения и во многом влияют на его современные интерпретации.