Н.Н. Никитина

 к содержанию

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

 онография)


 

Глава 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 

1.3.  САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Анализ философских и психологических концепций свободы свидетельствует о том, что в основе становления человека как свободного существа, способного к самоопределению, лежит признание и осознание им своей субъектной сущности и позиции, проявление субъектной активности. Поэтому логическим основанием и продолжением развития данной идеи становится концепция активности личности как субъекта своей жизни и деятельности, интенсивно развивающаяся в зарубежной психологии, разрабатывающей проблему жизненного пути личности (Ш.Бюлер, Э.Эриксон, К.Г.Юнг), и в отечественной психологической науке (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, А.В.Брушлинский, А.К.Осницкий, А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков, В.Э.Чудновский, А.Ф.Алексеева и др.).

Основная детерминанта данной активности раскрывается в зарубежной психологии при анализе жизненного пути человека. Э.Эриксон рассматривает стадии жизненного цикла человека как сменяющие друг друга формы активного отношения к миру. Этапом, на котором самоопределение играет решающую роль, выступает для него ранняя юность. Самоопределение понимается им как поиск Я-идентичности, включающей в себя три аспекта. Идентичность основывается прежде всего на осознании временной протяженности, преемственности настоящего, прошлого и будущего личности. Идентичность определяется также как тождественность самому себе. И, наконец, она связана с идентификацией себя с другими и различением, отделением себя от других, ведущей к самоидентификации.(328). Процесс идентификации лежит в основе самоопределения как определения себя, формирования «Я-концепции» личности. Э.Эриксоном по сути дела определены условия и направления деятельности, обеспечивающие данный процесс: самопознание, построение жизненных целей и планов, социальное взаимодействие.

К.Г.Юнг, выделяя три стадии жизни, считает, что переход на каждую новую стадию связан с осуществлением выбора, самоопределения личности в новых условиях жизни, требующих перестройки ее сознания и самосознания. Наиболее экстенсивно оно осуществляется в юношеском возрасте – стадии развития «эго-комплекса», а также в зрелом возрасте – на стадии построения еще более углубленного сознания, включающей постижение разделенного, дуалистического сознания. По мнению психолога, в юношеском возрасте самоопределение личности не завершается, задача построения глубокого сознания и самосознания полностью не решается в связи с господствующей в обществе ориентацией личности на достижение успеха, побуждающей молодого человека ограничиваться достигнутым и отказываться от других своих потенциальных возможностей, от постижения и проявления собственной самости, индивидуальности. Кроме того, внутренний поиск, который ведет молодой человек, зачастую приводит к тому, что принципы. идеалы, убеждения, которые он отстаивает, становятся для него вечными ценностями, добродетелью считается неизменная приверженность им, в то время, как сама жизнь человека меняется, усложняется. Зрелый возраст – это особая фаза жизни, требующая самоопределения и решения смысложизненных задач. (323, с.323-324). Таким образом, К.Юнг рассматривает самоопределение как непрерывный процесс, как основное условие личностного роста, расширения и углубления ее сознания и самосознания.

Основы отечественной психологии субъектности заложены С. Л.Рубинштейном, который выдвигает идею активной субъектности, рассматривая «самодетерминацию», «самопричинение» или «самодеятельность» как характеристики специфики деятельного существования человека в мире. Сущность человека и проявляется, и формируется в действии, во взаимодействии его с другими субъектами, осуществляемом через деятельность

С.Л.Рубинштейну удалось преодолеть односторонность детерминизма и персонализма. Проблему самоопределения он рассматривает в свете выдвинутого им принципа – внешние условия действуют, преломляясь через внутренние условия. Этот тезис расшифровывается им так: «…всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта», в результате чего «внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта» (235, с.359). При этом, как отмечает Г.С.Батищев, настаивая на «принципе детерминизма», мыслитель вкладывает в него подчеркнуто «этический смысл», который заключается в подчеркивании им роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Таким образом, даже детерминизм им резко «разворачивается» в сторону субъектного бытия. (28, с.274).

 С.Л.Рубинштейн видит специфику человеческого способа существования «в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» (237, с.260). В иерархии отношений между самоопределением и определением другим, внешним, «высшим уровнем выступает самоопределение на уровне жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное» (237, с.352).

Исследуя механизмы самоопределения, он связывает их с развитием самосознания, с выработкой цельного мировоззрения, с углубленным самопознанием. С ростом самосознания процесс самоопределения переносится с внешней стороны личности к ее внутренней стороне, к установлению своего своеобразия и индивидуальности и переходу к духовным масштабам самооценки, в результате чего человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. Таким образом, С.Л.Рубинштейн рассматривает самоопределение как непрерывный и поэтапный, вертикально направленный процесс саморазвития, характеризующийся продвижением человека на более высокие его уровни. Анализируя те связи с действительностью, которые осуществляет личность в процессе самоопределения, он считает, что необходима некоторая ее автономность, «отлет от действительности», известная самостоятельность мысли, но не изоляция от нее, а более глубокое проникновение. «Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошает ее» (235, с.241). В основе самоопределения лежит способность личности «выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним», способность устанавливать отношение к окружающему. «Определяя свое отношение к другим людям, он (человек) самоопределяется» (235, с.242).

С.Л.Рубинштейн вводит в психологию понятие «личность как субъект жизни». Он рассматривает жизненный путь человека, в отличие от зарубежной психологии, не просто как смену возрастных этапов, а как индивидуальный личностный путь, этапы которого определяются не столько внешними обстоятельствами, условиями жизни, сколько самим субъектом и связаны с изменениями в его внутреннем мире, возникающими в результате активной жизнедеятельности, столкновений с жизненными проблемами и их разрешения и в процессе переосмысливания жизни. Самоопределение выступает у него как проходящий через всю жизнь человека процесс рефлексии, философского осмысления жизни и выработки общего к ней отношения. «Этот процесс … образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни».(235, с.244).

Итак, С.Л.Рубинштейном определены не только соотношение внешних и внутренних детерминант в процессе самоопределения человека, но и его основные механизмы – становление человека как субъекта собственного развития (саморазвития) посредством рефлексии себя, своей жизни и выработки отношения к себе, к другим людям и к окружающему его миру.

Проблема личности как субъекта своей деятельности и своего жизненного пути становится одной из центральных в отечественной психологии начиная с 70-80-ых гг. и особенно интенсивно разрабатывается в современных исследованиях. Ее решение прежде всего связано с выявлением и исследованием особенностей и показателей, раскрывающих человеческую природу активности и обеспечивающих ее самоопределение. Поиск структурообразующих элементов активности перемещается с анализа собственно деятельности субъекта на анализ смыслообразующих эту деятельность внутренних структур сознания и самосознания личности. (К.А. Абульханова-Славская, А.Н.Асмолов, Е.З.Басин, Б.С.Братусь, Л.Н.Коган, А.Н.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков, В.В.Столин)

Выделяя смыслообразование как важнейшее условие жизнедеятельности человека, А.Н.Леонтьев вводит понятие «личностный смысл», рассматривая его в качестве основного источника его внутренней детерминации, выражающего пристрастность человеческого сознания и избирательное отношение человека к миру.(149). Личностные смыслы образуют целую систему, структурирующую полимотивированную человеческую деятельности, обеспечивающую перестройку иерархии мотивов на основе преобладания в них смыслообразующих. А.Н.Леонтьев видит в личностном смысле источник, механизм перевода мотива в личностную цель, в том числе и жизненную цель личности в процессе ее самоопределения.

А.Г.Асмолов в качестве основного механизма регуляции поведения человека и его самоопределения выделяет динамическую смысловую систему, включая в нее не только личностные смыслы, но и смысловые установки. (24). На основе этой системы он выстраивает логику движения от деятельности к индивидуальному сознанию и от него к деятельности: в процессе деятельности возникает определенное отношение человека к миру, закрепленное в его личностном смысле как феномене сознания; далее движение осуществляется в структуре самого сознания – на основе личностного смысла формируется смысловая установка как «выражение личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности»; данная смысловая установка инициирует и направляет деятельность, определяя поступки и деяния, в которых «экстериоризируется отношение личности к миру, осуществляются «личностные вклады» в других людей и сокровищницу духовного опыта человечества» (24, с.322-323).

В.С.Братусь, исследуя механизмы смыслообразования, отмечает, что «уяснение человеческого смысла того или иного отношения к миру требует сложной и специфической деятельности оценивания своей жизни, решения «задачи на смысл».(52, с.88). Именно в результате данной деятельности выстраиваются те сложные связи и отношения, из которых складывается динамический смысловой акт. Решение «задачи на смысл», осознание и рефлексия результатов этого решения ведет к становлению личностных ценностей как осознанных и принятых человеком общих смыслов его жизни Итак, по мнению исследователя, среди смысловых образований именно личностные ценности являются конституирующими единицами сознания личности, обусловливающими характер ее самоопределения. Он выделяет две функции смысловых образований личности в ее самоопределении – функцию создания эскиза будущего и функцию оценки действий, т.е. рефлексивную функцию. (52, с.89-91).

Продолжая и развивая подход С.Л.Рубинштейна, К.А. Абульханова-Славская рассматривает самоопределение на основе анализа жизненного пути личности как выбор человеком основных направлений, построение стратегии жизни, которая максимально отвечала бы особенностям его личности, желаниям и способностям. (4, с.7). Исследователь видит в самоопределении личности одну из главных задач индивидуальной жизни, обеспечивающую ее целостность, характеризует его как процесс соотнесения себя с формами социальной жизни, выявление своих возможностей, особенностей, и на этом основании определения своего места в этих формах. Для того, чтобы этот процесс состоялся, каждый человек должен обладать определенным замыслом своей жизни, соответствующим его склонностям и устремлениям, а также способностью организовать ее по своему замыслу. В соответствии с этим К.А.Абульханова-Славская выделяет личностные структуры и свойства, которые обеспечивают ценностно-смысловые, целевые и действенные механизмы самоопределения:

- жизненные ценности, установки, потребности, намерения;

- жизненную позицию;

- жизненную концепцию, смысл жизни;

- активность личности;

- личностную перспективу.

Жизненные ценности, потребности, установки, намерения позволяют личности определить замысел своей жизни, ее ориентиры. Основным же механизмом самоопределения личности автор считает формирующуюся на основе жизненных ценностей и отвечающую ее потребностям жизненную позицию как совокупность ее отношений к жизни. К.А. Абульханова-Славская выделяет жизненную позицию как феномен, в котором одновременно воплощены и результативные и регулятивные характеристики самоопределения. С одной стороны, она выступает как результат самоопределения, как совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов; с другой – условие их реализации, потенциал развития, определяющий дальнейший ход жизни. (4, с.44-45).

Основным показателем, критерием оценки характера и результата жизненного самоопределения К.А. Абульханова-Славская считает отсутствие или наличие смысла жизни, жизненной концепции. Смысл жизни воспринимается ею как цель жизни, как «ценность и одновременно переживание этой ценности человеком в процессе ее выработки, присвоения или осуществления»; как перспектива, определяющая характер самоопределения человека в мире, и как мера достигнутого.(4, с.74).

Так же, как и С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская не связывает самоопределение, саморазвитие лишь с определенным этапом в жизни человека, считая, что для зрелой личности «этот поиск необходим не менее, чем для личности формирующейся».(4,с.262).

В оригинальной периодизации развития субъектности человека В.И.Слободчиков выделяет его ступени (базисные общности), каждая из которых характеризуется сменой периодов кризиса и синтеза. Условием преодоления кризиса и перехода на новую ступень субъектности является перестройка смысловой сферы личности, обеспечивающая ее со-бытийное и бытийное самоопределение, обретение новых оснований бытия. Данный процесс особенно интенсивно протекает на ступенях персонализации (отрочество, юность), индивидуализации (молодость, взрослость) и продолжается на ступени универсализации (зрелость, старость). (268 ).

Остановимся далее на анализе исследований, посвященных собственно проблеме личностного самоопределения, поскольку, по мнению их авторов, оно является генетически исходным, детерминантой всех других видов самоопределения, в том числе и профессионального. Кроме того, именно в исследованиях проблемы личностного самоопределения наиболее полно вскрыты те психологические механизмы, которые присущи и другим его видам