Н.Н. Никитина

 к содержанию

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

 онография)


 

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

 

3.1. СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ БАЗОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Идеология современного педагогического образования квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого – не просто присвоение новых знаний, новых ценностей и личностных смыслов, а раскрытие сущностных сил педагога, его творческого потенциала, его способности свободно ориентироваться в сложных обстоятельствах жизни и профессиональной деятельности и осуществлять инновационные процессы. По мнению В.А.Сластенина, педагогическое образование принимает оптимальный вид, если в основе его лежит сочетание процессов функционирования и развития. Сохранение приоритетов функционирования, воспроизводства сложившейся системы приходит в противоречие с кардинальным изменением социокультурной и экономической ситуации в стране, приводит к отчуждению учителя от своей профессии и личности ребенка, утрате позитивного отношения к себе как педагогу.(262, с.8-9). Традиционная точка зрения на педагогическое образование как профессиональное «научение», исходящая из отождествления процесса выбора молодым человеком учебного заведения с профессиональным выбором и завершением процесса его профессионального самоопределения, сегодня окончательно изжила себя. Результаты проведенной нами, а также другими исследователями экспериментальной работы свидетельствуют о том, что для большинства студентов процесс профессионального выбора, и, тем более, профессионально-личностного самоопределения не осуществляется ни к началу профессионального обучения, ни к его завершению. Сложившаяся система базового педагогического образования не обеспечивает в достаточной степени становление культуры профессионально-личностного самоопределения как системообразующего свойства личности педагога, определяющего весь дальнейший путь его профессионально-личностного развития.

Любые инновации, связанные с совершенствованием педагогических систем, предполагают определение основных подходов и направлений данных преобразований. Решение исследуемой нами проблемы в контексте заявленных подходов делает необходимым организацию педагогического процесса, обладающего адекватными его целевой направленности культуросообразными, системными и синергетическими свойствами и характеристиками.

Процесс образования каких-либо личностных свойств в специально организованной педагогической деятельности обычно определяют как процесс формирования. Психолого-педагогическая трактовка понятия «формирование» достаточно неоднозначна: под формированием понимается как совокупность приемов и способов воздействия на индивида, имеющего целью создать у него систему определенных социальных ценностей, мировоззрения, привычек поведения и других личностных свойств; так и способ и результат внутренней организации личности как системы данных свойств. Не отрицая права на существование второй трактовки данного понятия, необходимо признать, что с синергетической и современной культурологической точек зрения первое понимание противоречит представлению о личности как о самоорганизующейся и саморазвивающейся системе, как о субъекте собственной деятельности, способном к самоопределению в существующей культуре и выходу за ее пределы в процессе творчества. Поэтому более корректным понятием для характеристики процесса образования культуры профессионально-личностного самоопределения как сложного, системного личностного свойства, обеспечивающего и инициирующего процессы самоопределения, саморазвития и самореализации педагога, выступает понятие «становление». Становление рассматривается как «возникновение, образование чего-то в процессе развития» (С.И.Ожегов), как развернутый во времени процесс, предшествующий этапу функционирования системы. Данное понятие в большей степени, чем понятие «формирование», учитывает внутренние детерминанты развития, динамические характеристики процесса образования культуры профессионально-личностного самоопределения, и в то же время фиксирует моменты статики, закрепления и устойчивости возникающих новообразований, аспекты взаимодействия с внешней социальной средой, с культурой, выступающих условиями и предпосылками ее становления.

Подход к культуре профессионально-личностного самоопределения как к системному личностному образованию, находящемуся в процессе становления, и качественной характеристике самого процесса профессионально-личностного самоопределения, предполагает поиск путей и способов нелинейного управления данным процессом. С этой точки зрения исследование педагогических основ ее становления направлено на решение проблемы «как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из главных и благоприятных для субъекта путей развития, обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие».(259, с. 249). В то же время поиск данных «резонансных воздействий» не сводится к обнаружению какого-либо «единого средства», которое поможет инициировать становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя, а делает необходимым целостное преобразование и построение педагогического процесса как системы на основе гармонизации и особого сочетания, взаимодействия всех его составляющих. Резонанс и есть явление, обеспечивающее усиление воздействий системы за счет особого характера взаимодействия входящих в нее элементов. Педагогический процесс, обеспечивающий становление любого сложного системного личностного свойства, сам является столь же сложным, многомерным, многоаспектным, многофакторным и должен учитывать присущие ему как системе закономерности.

Системно организованному педагогическому процессу присуще наличие определенных компонентов, состав которых отражает структуру педагогической деятельности и включает в себя: личностный компонент (совокупный субъект данной деятельности – личность студента и личность преподавателя); целевой; содержательный – осваиваемое в процессе ее содержание образования; процессуальный – технологии, формы, методы организации деятельности; педагогические условия (материальные, организационные, психологические); результативно-рефлексивный компонент (результаты деятельности, критерии оценки ее эффективности).

Преобразования педагогических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов педагогической системы (чаще всего содержания образования),в то время как ее изменение в целом предполагает одновременное совершенствование всех ее компонентов. Как справедливо отмечает В.А.Сластенин, любые преобразования, локализующиеся на отдельных элементах педагогической системы и не затрагивающие другие, приводят к тому, что этот элемент выпадает из системы, либо вступает в противоречие с ними (263, с.196). Следовательно, системная организация педагогического процесса, направленного на становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя, предполагает как качественное преобразование всех входящих в него компонентов, так и поиск путей и способов их взаимного усиления, резонансного воздействия, ведущего к возникновению необходимых для появления искомых новообразований флуктаций. Учитывая открытость системы базового педагогического образования, ее перевод из режима функционирования в режим развития, обеспечивающего реализацию поставленных задач, возможен только на основе осуществления ее взаимосвязей с другими педагогическими системами (общего среднего, дополнительного педагогического образования).

Исходными предпосылками системной организации педагогического процесса, направленного на становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя, является определение внутренней структуры и логики самого процесса профессионально-личностного самоопределения. ( Рис. 3).

 

Рис. 3 Структура и логика процесса профессионально-личностного самоопределения

 

Подпись:  соотнесение
Подпись: выбор

  



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная схема отражает внутреннюю логику процесса профессионально-личностного самоопределения, а также фиксирует его основные механизмы, заключающиеся в соотнесении каждого момента личностного и профессионального самоопределения друг с другом и осуществлении выбора, обеспечивающих целостность и динамику процесса на основе перехода к новому качеству. Результатом его становится соотнесение будущим учителем своих возможностей, сложившейся системы ценностей и смыслов, взглядов и представлений с ценностями, смыслами, нормами, задаваемыми профессионально-педагогической культурой, и выбор, построение на этой основе своей профессиональной «Я-концепции» как совокупности представлений о себе как педагоге: о своих профессиональных смыслах, ценностях, возможностях, перспективах, направлениях профессионально-личностного роста и совершенствования. «Любое самоопределение включает, с одной стороны, построение образа себя, иерархию актуальных потребностей, целей, устремлений, особенностей индивидуальных качеств; с другой – образа ситуации или прямого требования к самоопределяющемуся, в котором выявляется образ требуемого «Я» и, наконец, с третьей – сопоставление первого второму или второго первому, с фиксацией одной из сторон как определяющей». (16). Будучи универсальной для любого акта профессионально-личностного самоопределения, данная логика определяет внутреннее содержание каждого из трех этапов специально организованной педагогической деятельности, направленной на становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. Вместе с тем, нами выделены базовые процессы, определяющего приоритетное направление, цели, содержание и технологии, условия и результаты педагогической деятельности на каждом из них.

ЭТАП 1. Базовый процесс – личностное самоопределение, осуществляемое в контексте профессионального.

Задачи начального этапа профессиональной подготовки:

   присвоение знаний, необходимых для дальнейшего профессионально-личностного самоопределения;

  формирование ценностного отношения к педагогической профессии, к личности ребенка, к изучению психолого-педагогических и других образовательных программ;

   развитие личностной и экзистенциальной рефлексии студентов;

 развитие позитивного самовосприятия, осознание своего «Я» (эмоционального, интеллектуального, социального и духовного) в контексте профессионально-педагогической деятельности;

   развитие смысложизненных ориентаций и определение профессиональных целей и планов;

   овладение способами проектирования и планирования своего жизненного и профессионального пути;

  определение основных направлений профессионально-личностного роста;

   освоение некоторых техник работы с самосознанием и способов профессионально-личностного самосовершенствования.

Содержание образования включает:

  целостную систему духовно-антропологического знания (философского, психолого-педагогического, психотерапевтического), обеспечивающую свободный выбор гуманистических идей, концепций, подходов как основ самопознания, самопонимания, смыслообразования и самостроительства;

 опыт работы со своим внутренним миром и приобретаемые в процессе него умения и навыки самопознания, самоосознания, саморегуляции и самоорганизации жизнедеятельности;

   способы альтернативного выбора в проблемных ситуациях принятия жизненно и профессионально важных решений;

  опыт самоопределения в ситуациях межличностного взаимодействия.

Освоение и присвоение данного содержания осуществляется через интегрированный теоретико-практический курс «Основы профессионально-личностного самоопределения и самосовершенствования» и курс-тренинг «Основы педагогического общения», обеспечивающие осознание различных сторон своего «Я» (духовной, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и т.д.) через призму профессиональной деятельности и во взаимодействии с другими, определение перспектив и планов профессионально-личностного самоопределения и саморазвития, формирование гуманистических профессионально-ценностных ориентаций..

Технологии:

 тренинг профессионально-личностного самоопределения, построенный на основе различных техник работы с самосознанием в процессе занятий и в самостоятельной внеучебной деятельности студентов (психотехнические упражнения и игры, релаксация, концентрация и визуализация, самовнушение, коммуникативное письмо, самоисповедь, внутренний диалог, самотестирование, экспресс-диагностики эмоциональных состояний, «эмпатийное слушание»), педагогических методов (моделирование и проектирование, беседа и дискуссия, развивающие, ролевые и деловые игры, ранжирование );

  тренинг педагогического общения;

сбор как ситуация-образец, призванная обеспечить интенсивное погружение студентов в процессы самопознания и самоопределения.

Основные условия:

   актуализация внутреннего опыта студентов;

 активизация процессов самопознания и самопонимания, механизмами которых выступают экзистенциальная и личностная рефлексия.

Результатом первого этапа экспериментального обучения является:

гармонизация внутреннего мира студентов, продвижение к обретению целостности, аутентичности на основе взращивания и преобразования своего внутреннего, духовного опыта, а также опыта взаимодействия с другими, определения основных перспектив и направлений профессионально-личностного роста.

ЭТАП 2. Базовый процесс – самоопределение в педагогической культуре, инициирующее совмещение контекстов профессионального и личностного самоопределения.

Задачи:

   присвоение системы знаний, обеспечивающих выбор личностно значимых и профессионально ценных идей, концепций, технологий и средств педагогической деятельности

  доопределение и уточнение жизненных и профессиональных смыслов, целей и планов;

  интенсивное становление профессионально-ценностных ориентаций на основе актуализации культуральной рефлексии;

  дальнейшее развитие личностной и экзистенциальной рефлексии и постепенный переход к педагогической как системной рефлексии, интегрирующей в себе все ее виды;

   построение собственной концептуальной основы педагогической деятельности и овладение способами принятия профессионально ценных решений;

   дальнейшее становление профессионального «образа Я» как «Я-идеального» и первичное осознание своих реальных возможностей в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности и ситуациях-аналогах.

Содержание образования включает:

   систему методологических, концептуальных, теоретических, технологических знаний, обеспечивающих надситуативное и ситуативное профессионально-личностное самоопределение;

–  освоение и присвоение критериальной основы и опыта оценочной деятельности;

  опыт принятия решений в моделируемых проблемных педагогических ситуациях;

   опыт проектирования, моделирования, организации и анализа ситуаций – аналогов реальной педагогической деятельности.

 Данное содержание осваивается студентами при изучении образовательных педагогических программ, предусмотренным Государственным стандартом высшего педагогического образования и скорректированных в направлении интенсификации процесса профессионально-личностного самоопределения. Причем инновации в содержательном компоненте обучения касаются прежде всего способов организации данного учебного материала, построенного в соответствии с логикой культуры на принципах диалогичности, комплементарности и компаративности

Технологии:

  коллективного и группового взаимодействия (дискуссия, метод творческой группы, работа в группах сменного состава, технология взаимообучения и т.д.);

  технологии имитационного моделирования основных черт реальной деятельности профессионала (ролевые, деловые игры, проектирование, анализ педагогических ситуаций и решение различных педагогических задач );

  технологии трансформации контекста профессиональной ситуации в контекст жизненной и учебной ситуации студента (создание реальных ситуаций в учебном процессе как аналогов практической педагогической деятельности).

Основными условиями на данном этапе профессионально-личностного самоопределения становятся:

  специально организованная оценочная деятельность, обеспечивающая самоопределение в педагогической культуре, основным механизмом которой выступает культуральная рефлексия;

   создание ситуаций смыслового выбора на основе интеграции учебной, педагогической и жизненной ситуаций студента.

Комплексным результатом второго этапа экспериментального обучения является:

Интеграция ценностно-смыслового поля личности учителя в пространство педагогической культуры; самоидентификация себя как педагога в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности; освоение культуросообразных способов самоопределения в проблемных педагогических ситуациях.

ЭТАП 3. Базовый процесс – целостное профессионально-личностное самоопределение учителя, осуществляемое в реальных ситуациях и в различных сферах практической педагогической деятельности.

Задачи:

  коррекция жизненных и профессиональных целей и планов;

  идентификация и аутентизация студента в различных ролевых позициях учителя (воспитателя, организатора жизнедеятельности и общения детей, учителя-предметника, исследователя);

  совершенствование умений осуществлять самоопределение в реальных педагогических ситуациях и решать педагогические задачи способами, адекватными присвоенным гуманистическим педагогическим ценностям;

   развитие педагогической рефлексии;

  совершенствование системы профессионально-ценностных ориентаций.

Содержание образования определяется:

   системой постепенно усложняющихся конкретных педагогических задач;

  содержанием и характером взаимодействия участников педагогического процесса;

   анализом и оценкой ситуаций педагогического взаимодействия;

   самоанализом и самооценкой себя как профессионала на всех стадиях и во всех видах педагогической деятельности;

   построением новых профессионально-личностных перспектив и планов.

Решающим условием становления культуры профессионально-личностного самоопределения на данном этапе является специально организованная рефлексивная и аналитическая деятельность студентов, направленная на познание и понимание себя как профессионала и выступающая в форме исследования, оценки и анализа реальных педагогических явлений, самооценивания и самоанализа в сравнении с оценкой и анализом результатов деятельности и личности студентов другими.

Результатом выступает становление профессиональной «Я-концепции» на основе соотнесения «идеального Я» с обнаруженными в процессе практической педагогической деятельности возможностями («реальным Я»), уточнение и конкретизация профессионально-личностных целей и планов, упрочение системы гуманистических смысловых и ценностных координат, овладение способами принятия решений в реальных ситуациях профессиональной деятельности.