Н.Н. Никитина 

 к содержанию

СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО–ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

 онография)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современной социокультурной реальности профессионально-личностное самоопределение учителя выступает как целостный, непрерывный процесс, являющийся основным механизмом его саморазвития, самореализации и самоактуализации и представляющий собой сущностную характеристику и основу профессионального становления. Теоретико-методологический анализ источников и предпосылок исследования проблемы установил, что самоопределение есть феномен культурного мира, а профессионально-личностное самоопределение по сути своей является культуросообразным и культуротворческим процессом, в основе которого лежат процессы смыслообразования и смыслостроительства, идентификации себя учителем как носителя норм и ценностей профессионально-педагогической культуры, построения профессионально-личностной перспективы, овладения способами принятия решений в проблемных ситуациях профессиональной деятельности. Выявлены основные механизмы, обеспечивающие единство данного процесса, установлена приоритетность личностного самоопределения, образующего его ось и гуманистическую направленность. Гармонизация происходящих в нем процессов персонификации и персонализации достигается тогда, когда профессиональный рост педагога связан с продвижением его к обретению своей целостности, становлением его как субъекта профессионально-педагогической культуры, осуществлением индивидуального творческого вклада в ее развитие.

Готовность учителя к непрерывному позитивному самоопределению в постоянно изменяющихся условиях профессиональной жизнедеятельности зависит от уровня сформированности основных компонентов культуры профессионально-личностного самоопределения, которая выступает, с одной стороны, как комплексное личностное свойство, а, с другой, как качественная характеристика самого процесса профессионально-личностного самоопределения. Разработана модель культуры профессионально-личностного самоопределения учителя, позволяющая представить ее как систему и своеобразное ценностно-смысловое поле личности с присущими ему содержательными и динамическими характеристиками. Выделены основные ее компоненты и критерии их сформированности, уровни ее становления на основе особого сочетания данных компонентов, характерных для каждого уровня. Изучено реальное состояние процесса становления культуры профессионально-личностного самоопределения учителя в практике педагогического образования, позволившее выявить противоречие между потребностью современного социума и системы образования в непрерывном профессионально-личностном самоопределении и развитии педагога и неготовностью к нему большинства выпускников вуза, учителей, связанную с недостаточной разработанностью теоретических и праксиологических основ и условий становления обеспечивающих его личностных свойств.

Становление культуры профессионально-личностного самоопределения – сложный, нелинейный, неравновесный процесс самоорганизации учителя, и его продвижение вперед в этом процессе зависит от диалектической взаимосвязи и взаимодействии определяющих его внутренних и внешних факторов.

Внутренние (субъективные) связаны с исходным уровнем развития основных компонентов профессионального сознания и самосознания личности: степенью осознанности и понимания самого себя, сложившейся «Я-концепцией», системой ценностных и смысложизненных ориентаций, определяющими его отношение к жизни, к различным аспектам профессиональной деятельности, к самому себе; его собственной активностью, динамичностью, открытостью новому опыту и способностью к изменению (то, что психологи называют самообучаемостью, саморазвиваемостью и самовоспитуемостью).

В качестве внешних (объективных) факторов выступает окружающая социокультурная среда, требования профессиональной деятельности. Насыщение данной среды и деятельности гуманистическими ценностями профессионально-педагогической культуры в условиях специально организованного образовательного процесса является важнейшим объективно-субъективным фактором становления культуры профессионально-личностного самоопределения учителя.

Поэтапная организация педагогического процесса, обеспечивающего становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя в соответствии с внутренней логикой и механизмами процесса самоопределения, осуществляется на основе модели, отражающей особый характер взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения на каждом этапе. На начальном этапе вузовского образования базовым процессом выступает личностное самоопределение, осуществляемое в контексте профессионального. Второй этап связан с самоопределением в педагогической культуре, инициирующим совмещение контекстов профессионального и личностного самоопределения. Третий обеспечивает их интеграцию в процессе практической педагогической деятельности, которая продолжается и интенсифицируется в послевузовском периоде профессиональной жизнедеятельности учителя.

Результаты проведенного исследования позволили выявить некоторые тенденции в становлении культуры профессионально-личностного самоопределения учителя. К ним прежде всего относится сложный, нелинейный и неоднозначный характер данного процесса, связанный с неравномерностью развития отдельных компонентов данного системного свойства личности, обусловливающих вариабельность индивидуальных траекторий его становления. Данная тенденция проявляется и отражается во всех остальных:

приоритетности надситуативного (культурно-ценностного) самоопределения над ситуативным (тактическим), требующем сосредоточения внимания педагогического образования на духовном развитии учителя;

непрерывности процесса становления культуры профессионально-личностного самоопределения учителя, превращения его в системообразующий фактор непрерывного педагогического образования;

открытости системы педагогического образования и входящих в нее институтов, обеспечивающей: их взаимодействие друг с другом и с социумом, расширение, таким образом, пространства общей и педагогической культуры как сферы самоопределения учителя, увеличение его возможностей в выборе альтернативных путей приобретения и преобразования опыта профессионально-личностного самоопределения.

Педагогическими условиями, обеспечивающими становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя являются:

системная организация педагогического процесса, требующая преобразования в соответствии с данной целью всех его компонентов: содержания обучения, его форм и методов, организационных и психологических условий, личностной позиции субъектов данного процесса, критериев оценки его результативности; их особого сочетания на каждом этапе ее становления;

гуманитарная направленность образовательного процесса на основе интеграции философского, психологического, педагогического знания в единую духовную антропологию, создающую предпосылки для осознания учителем своей высокой миссии и призвания, осмысления ценности человеческого бытия и личности каждого конкретного человека;

диалогичность и полифония, отражающие многомерный, пронизывающий весь педагогический процесс диалог культур, осуществляемый на разных уровнях: содержательном, технологическом, коммуникативном, внутриличностном;

   опора на жизненный и духовный опыт учителя, концентрация педагогического процесса на его взращивании и преобразовании;

организация оценочной и самооценочной деятельности, построенной на единстве эмоционального и рационального и обеспечивающей системную рефлексию учителя в образовательном процессе (культуральную, личностную, экзистенциальную, педагогическую и т.д.), преобразование его внутреннего и внешнего опыта в процессе самоанализа и самооценки своих состояний, мыслей, ценностей, действий; анализа и оценки моделируемых и реальных ситуаций профессиональной деятельности;

создание постепенно усложняющихся ситуаций смыслового выбора, принятия решений посредством совмещения учебной, жизненной и профессиональной ситуаций;

   наличие регионального образовательного пространства, обеспечивающего непрерывный процесс профессионально-личностного самоопределения учителя и создающего образовательную среду, обладающую высоким инновационным потенциалом, насыщенную гуманистическими ценностями педагогической культуры, ориентированную на духовное развитие педагога, обеспечивающую рефлексивную самоорганизацию его профессиональной жизнедеятельности и интеграцию в национальное и мировое социокультурное и образовательное пространства.

Сегодня, как никогда, становится очевидным, что перспективы социального развития связаны с решением педагогическим образованием глобальной стратегической задачи коренного преобразования менталитета современного учителя: расширения его сознания, поиска и обретения духовных оснований профессионального бытия, построения им уникального индивидуального пути продвижения к самореализации своего творческого потенциала. От того, насколько педагогическое сообщество будет ориентировано на поддержку становления культуры профессионально-личностного самоопределения учителя, зависит его готовность ответить на зов времени и осуществить свое жизненное предназначение.