Аннотированный список

учебных и методических пособий И.И.Тихомировой,

изданных по теме «Детское чтение»

 

1. Школа творческого чтения: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ, 2003. – 160 с. («Я вхожу в мир искусства»)

Цель пособия увлечь руководителей детским чтением идеей творческого развития ребенка на материале художественной литературы как вида искусства. Раскрыты разные грани читательского творчества и уникальные возможности детского восприятия литературных произведений. Дан практический материал в диалогах, тренингах, обсуждениях. Пособие снабжено Словарем терминов, относящихся к психологии восприятия художественной литературы и Библиокомпасом по теме «Читать – значит творить».

2. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.

Справочник приближен к нуждам библиотекарей и дает им начальные представления о психологии детского чтения. В алфавитном порядке расположены определения понятий, раскрывается их сущность, предлагается практический материал для творческого использования в работе с читателями, указывается литература по теме. Пособие снабжено психолого-педагогическим практикумом, включающим в себя ситуации, тесты, задания.

3. Школа чтения: Опыт, теории, размышления. Хрестоматия. М.: Школьная библиотека, 2006. – 304 с.

Хрестоматия включает более двух десятков воспоминаний об опыте чтения в детские и юношеские годы известных людей России, а также теоретические статьи по психологии чтения. Книга содержит ценный материал для самообразования специалистов в области детского чтения и его роли в развитии творческого потенциала личности. Тексты Хрестоматии сопровождаются комментариями составителя.

4. Как воспитать талантливого читателя: Сб. статей в 2-х ч. /Авт.-сост. И.И.Тихомирова. – М.: РШБА, 2009.

Ч.1. Чтение как творчество. – 320 с.

В книге собраны и систематизированы избранные авторские публикации, освещающие теоретические и методические проблемы творческого чтения детей, отечественные традиции воспитания талантливого читателя.

Ч.2. Растим читателя-творца. – 288 с.

Сборник содержит статьи, отражающие опыт работы российских библиотекарей, учителей и родителей по воспитанию творческого чтения детей. Статьи сопровождаются комментариями И.И.Тихомировой. В книге имеется приложение «В копилку библиотекаря и методиста», в котором собраны тренинги, игры, тесты и другие методические формы, развивающие у детей навык творческого чтения.

5. Библиотечная педагогика или воспитание книгой: Учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми. – СПб.: Профессия, 2011. – 384 с.

В пособии рассматриваются различные аспекты и ресурсы педагогической деятельности библиотекарей, работающих с детьми. Большое место занимает глава о психологических основах педагогики детского чтения. Пособие предназначено библиотекарям-практикам. Оно будет полезно также преподавателям и студентам вузов и колледжей культуры, осваивающим курс «Библиотечная педагогика».

 

Список публикаций И.И.Тихомировой за 2010-2011 гг. (Статьи)

2010 г.

1. Без качества чтения нет качества знания школьников // Пятые Ямбургские чтения. Материалы междунар. науч.-практ. конференции. – Кингисепп, 2010. – С. 166-171

2. Формирование духовных ориентиров подрастающего поколения: воспитательный потенциал художественной литературы // Духовные горизонты детства: Материалы ХV11 Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства». – СПб: Изд-во Политехнич. ун-та, 2010. – С.215-221.

3. Ступени возраста – ступени развития// Семейное чтение. – 2010. – № 1. – С.2-11.

4. Жанр огромных воспитательных возможностей // Школьная библиотека. – 2010 .– № 2. – С.24-27.

5. Воспитательный потенциал детской литературной классики //Школьная библиотека. – 2010. – № 2.– С.27-32.

6.Зорко одно лишь сердце или зачем нужна психологическая проницательность библиотекарю // Библиотечное дело. – 2010. – № 7. – С.31-342

7.Развивающее пространство библиотеки для детей //Библиопанорама. – 2010. – №1. – С. 46-52.

2011 г.

1. Новые школы, нанотехнологии и одаренные дети // Школьная библиотека. – 2011. – № 1. – С.57-64.

2. Конгресс собирателей русской культуры. Вопрос образования это вопрос сохранения нации. //Библиотечное дело. – 2011. – № 4. – С.11-14.

3. Поможет талантам. Бездари пробьются сами. // Библиотечное дело. – 2011. – № 5. – С.25-31.

4. Надежда на Ренессанс. Миссия детской библиотеки в условиях информационного общества // Библиотечное дело. – 2011. – № 7.– С.31-34.

5. Чтение как движение души. // Библиотечное дело. – 2011.– № 10. – С.35-39.

6. Для великой литературы нужны великие читатели // Библиотечное дело. – 2011. – № 12. – С.19-22.

7. В гости к Пушкину //Сборник материалов Всероссийской Пушкинской ассамблеи 22-23 окт. 2010 г. «Да здравствуют музы!» – СПб.: ЦГДБ им. А.С.Пушкина, 2011. – С.84-89.

8. Роль библиотеки в системе поддержки талантливых детей // Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности. Сб. статей междунар. науч.-практ. конференции. – СПб: 2011 г. – С.138-143..

9. Она учила нас искусству чтения. О книге Натальи Долининой «Каждый читает по-своему» //Вестник детской литературы. Вып.3. – СПб: 2011. – С.116-122.

10. Новый вектор развития российских библиотек // Библиотечное дело. – 2011.– № 17. – С.20-23.

11. Зачем нужны библиотеки // Современная библиотека. – 2011. – №6. – С. 36-44.

12.Участие детских библиотек России в поиске и поддержке одаренных детей // Одаренный ребенок. – 2011.– № 5. – С.63-70.

13. Войти в мир невидящих // Библиотечное дело. – 2011.– №19. – С.10-13.

14. Литературная классика как ресурс и средство гуманизации детей //Чтение в образовании и культуре. Тезисы и доклады. – М.: 2011. – С. 198-201.