Художественное образование ребёнка: стратегии будущего
В современную эпоху важнейшими задачами воспитания являются развитие самоактуализирующейся личности в условиях сотворческой деятельности, формирование «человека культуры», интегрирующего в своем духовном мире и жизнедеятельности различные формы культуры, нормы, идеи, нравственные ценности. В мае 2014 г. в нашей стране был опубликован проект «Основ государственной культурной политики», в котором утверждалось, что «будущее России зависит от успешного решения задач воспитания, развития творческих способностей каждого человека и создания благоприятных условий для их реализации» [1].
Решение этих задач тесно связано с развитием художественного образования, с овладением художественной культурой членами нашего общества. Существенные изменения в данном направлении происходят в процессе пересмотра содержания образования, поиска новых форм, методик, их осмысления в педагогической науке, связанного с возрастанием роли социокультурного опыта для мира Детства. В контексте этико-эстетической проблематики воспитания в Санкт-Петербурге 26 февраля 2016 г. проходила II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Художественное образование ребенка: стратегии будущего».
Цель конференции – актуализировать в образовательном пространстве проблемы художественного образования ребенка, определить перспективные задачи его развития, поделиться опытом в его практическом воплощении и методическом сопровождении, обсудить проблемы возможностей и направлений самореализации ребенка в творческой деятельности, формирования внутреннего мира юной личности, в самоопределение которой войдут ценностные ориентиры культуры. В организационный комитет конференции вошли Ноткина Нина Анатольевна – директор Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, доцент; Столяров Борис Андреевич – заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея, доктор педагогических наук, профессор; Барышева Тамара Александровна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена; Котова Светлана Аркадьевна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.
Конференция проводилась на базе отдела «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Государственного Русского музея. С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратились заместитель директора по развитию и связям с общественностью Государственного Русского музея Анна Юрьевна Цветкова и лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, профессор Борис Андреевич Столяров.
Перед началом конференции участники посетили выставку детских работ Центра детского творчества Адмиралтейского района «У Вознесенского моста». Была проведена презентация книг-изданий центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.
Первый круглый стол конференции «МУЗЕЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ» был посвящен обсуждению следующих вопросов:
- Художественное образование – стратегии будущего в социокультурном контексте,
- Художественно–творческое развитие ребенка в музейной среде,
- Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде.
С ключевыми докладами выступили ведущие профессора, изучающие проблемы детского художественного образования. Т.А. Барышева в своем выступлении определила основные содержательные доминанты конференции, сделала сравнительный анализ тематики и актуальных проблем конференций 2007 – 2016 гг., посвященных художественному образованию ребенка, сформулировала новые, негативные и позитивные тенденции в ретроспективном измерении, а также проанализировала современные стратегии развития и роль гуманитарных и художественных технологий в образовании в международном контексте.
Б.А. Столяров представил опыт работы центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, проанализировал современное состояние системы дополнительного образования ребенка, поделился перспективными проектами Центра с зарубежными и российскими партнерами.
Элеонора Васильевна Онищенко, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена, рассказала об исследованиях историко-культурного контекста организации художественного образования в начальной школе Санкт-Петербурга в конце XIX – начале XX века. Ее выступление было продолжено С.А. Котовой, которая рассмотрела проблемы и перспективы развития социокультурного образования ребенка в XXI веке.
В дальнейшей дискуссии приняли участие О.В. Шатковская, А.Ф. Яфальян, Е.Н. Коробкова, Е.В. Старостенко, М.П. Васильева, А.Н. Мисюкевич. В их докладах рассматривались проблемы культурного контекста в образовании, развития способностей детей в разных видах художественного творчества (изобразительной, музыкальной, лингвистической, дизайн-деятельности), особенности работы с одаренными, талантливыми детьми, вопросы социально-педагогической оценки качества дополнительного образования.
В перерыве между заседаниями участникам и гостям конференции был преподнесен музыкально-поэтический подарок. С ним выступили лауреат международного конкурса исполнительского мастерства, стипендиат Международного Вагнеровского общества – Арсений Андреевич Пирожков (фортепиано); педагог по сценической речи, режиссер и исполнитель музыкально-поэтических программ Ирина Ктитарова (г. Москва); лауреат Международных конкурсов и фестивалей, лауреат премии правительства Санкт–Петербурга «Юные дарования», стипендиат Международного Вагнеровского общества – Алиса Владимировна Духовлинова (фортепиано).
Второй круглый стол конференции «ИННОВАЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ РЕБЕНКА» поставил перед участниками следующие проблемы:
- Художественное образование ребенка в условиях изменения государственного образовательного стандарта,
- Дополнительное образование детей – инвестиции в будущее,
- Художественные аспекты педагогического образования,
- Современный ребенок в зеркале психологии искусства.
С ключевыми сообщениями выступили Маранцман Елена Константиновна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии начального образования, Институт детства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Сеничева Ирина Олеговна заместитель директора по учебно-методической работе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга; Пелих Ирина Дмитриевна и Афанасьева Алла Борисовна – кандидаты искусствоведения, доценты кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка, Институт детства РГПУ им. А.И. Герцена; Александрова Елена Анатольевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры этнокультурологии, Институт Народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена; Тузова Вера Леонидовна, учитель начальных классов, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 163 г. Санкт-Петербурга.
Е.К. Маранцман сформулировала основные проблемы современного литературного образования ребенка, подчеркнув его принципиальное значение для когнитивного и социокультурного развития. Выступление И.О. Сеничевой было посвящено анализу инновационного опыта Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка в условиях системы дополнительного образования. И.Д. Пелих рассказала о новом направлении в театральном искусстве – форум–театре и его возможностях для эмансипации подростков. В.Л. Тузова продолжила ее выступление, раскрыв опыт сотрудничества и сотворчества в жизнедеятельности театрального коллектива с участием младших школьников. А.Б. Афанасьева раскрыла особенности освоения этнокультуры в аспекте детского творчества магистрантами, обучающимися в Институте детства по образовательной программе «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде». Е.А. Александрова поделилась своим опытом этнокультурологического образования студентов института народов Севера.
В дискуссиях на круглых столах активно участвовали аспиранты и магистранты кафедры педагогики начального образования и художественного развития, педагоги различных образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга. Всего в работе конференции приняло участие более 40 человек.
Заочно в конференции участвовали ученые из других городов и стран: Арнаудова Елена Георгиевна – доктор педагогических наук, доцент философско-исторического факультета Университета им. Паисия Хилендарского, г. Пловдив, Республика Болгария; Домбек Светлана Олеговна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального и дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»; Цветков Олег Николаевич заслуженный художник РФ, директор МБОУ ДОД «Детская художественная школа», г. Псков; Гусев Никита Александрович, Михайлова Татьяна Александровна «Школа Креатива Никиты Гусева» г. Ярославль; Зеленкова Ирина Викторовна кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Московская область.
Яркие содержательные доклады участников опубликованы в сборнике конференции [2], как и материалы предыдущего форума [3]. Мы выражаем стойкую уверенность, что проблемы социокультурного развития и художественного образования ребенка становятся крайне актуальными в современном социуме и на следующий год конференция продолжит свою работу. Ведь все в большей мере осознается роль художественного образования как личностносозидающего начала в формировании новых поколений XXI века.
Котова С.А., кандидат психологических наук, доцент,
зав. кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребенка РГПУ им. А.И. Герцена,
Афанасьева А.Б., кандидат искусствоведения,
доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребёнка РГПУ им. А.И. Герцена
[1] Проект «Основы государственной культурной политики» // URL:http://state.kremlin.ru/face/21027
[2] Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. Т. 2. Вып. 1. – СПб.: изд-во ВВМ, 2016.
[3 ]Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. Т. 1. Вып. 1. – СПб.: изд-во ВВМ, 2015.
Метки: Афанасьева А.Б., Форумы, конференции, встречи, Котова С.А.