Путь к оздоровлению
Интервью корреспондента газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» Юлии Соболевой с главным редактором музыкально-литературного издательства «Союз художников» Анной Ивановной ВЕСЕЛОВОЙ.
Музыкально-литературное издательство «Союз художников» существует в Петербурге более двадцати лет. Здесь выпускают социально значимую литературу – книги и учебные пособия для школ, дошкольных учреждений, музыкальных учебных заведений всех типов, а также литературу по истории культуры. Главный редактор Анна Ивановна ВЕСЕЛОВА рассказала журналисту о том, как ведется работа над уникальными изданиями, кому они адресованы и как издательству удается выстоять в кризис. Впрочем, начался разговор с категорий, скорее, философских.
– «В здоровом теле – здоровый дух» – это выражение было весьма популярно в советское время. Но так ли верно это утверждение? Ведь очень часто спортивного вида молодых людей мы видим на скамье подсудимых. Какой же здесь здоровый дух? И, напротив, человек, имеющий проблемы со здоровьем, а иногда и очень серьезные, бывает добрым, чутким, милосердным. Значит, его дух действительно здоров.
Дух, или душа, – это то, что есть у каждого, но какой будет эта душа, зависит от многих факторов: родителей, воспитателей, друзей и, наконец, от образования. К числу полезных для души вещей в равной степени можно отнести по-настоящему хорошую книгу.
Наше издательство, являясь социально значимым, выпускает именно такие книги. Думаю, то, что мы делаем, не только способствует образованию людей, но и повышает их культурный уровень. Многие книги предназначены для семейного чтения. Они не только содержат нужную и полезную информацию, поданную в доступной форме, но и объединяют семью. Нет ничего милее сердцу, когда вместе с малышом книгу листают самые дорогие для него люди – мама и папа.
Мы выпускаем уникальные книги, которые либо издавались очень давно, либо не издавались вообще. Хороший пример – мемуары знаменитого хореографа Мариуса Петипа, который создал классический балет в России таким, что он и по сей день считается лучшим в мире. Эти мемуары мы разыскали в архивах. Ранее они не издавались. Книга раритетная, хорошо оформлена, подарочное издание. Первая публикация была в 1990-х годах тиражом 3000 экземпляров. Спустя несколько лет с дополнениями она была переиздана.
Еще один замечательный пример – появление уникальной книги Н. Привалова «Музыкально-этнографические исследования». Для всех, кому дорога народная музыкальная культура, это стало огромным подарком.
– Как же никто до вас не обнаружил эти книги?
– Понимаете, экономическая ситуация сейчас сложная. Многие издательства жестко ориентированы на вопросы рынка и, разумеется, получение прибыли. Спрос диктует предложение – отсюда и перечень выпускаемой литературы. Какая литература востребована сегодня?
– Прежде всего развлекательная. Детективы, фэнтези, книги по садоводству и огородничеству, лечебники.
– Конечно. Но мы идем другим путем: не на поводу у массового спроса. Думаем как раз о духовном воспитании, работаем в библиотеках и архивах, подбираем материалы. Это долгая, кропотливая и в какой-то степени неблагодарная работа. Именно после работы в архиве мы смогли выпустить книгу Г. Рау «Детские годы Моцарта», а недавно разыскали книгу о детских годах В. Шекспира.
– Ведь есть гипотеза, что Шекспир вообще не существовал, а все эти трагедии написаны другими людьми – графом Саутгемптоном или Кристофером Марлоу?
– Да, авторство приписывают разным людям. А вот просветитель XIX века Леонид Черский отважился заявить, что жил на свете Уильям Шекспир, и написал о нескольких эпизодах из его детской жизни. Эта книга прекрасно иллюстрирована Александрой Кузнецовой. Ее рисунки не являются современными фантазиями на тему прошлого, а тщательно, со всеми подробностями передают стиль и быт того времени.
– Какие еще просветительские книги вы могли бы рекомендовать нашим читателям?
– У нас выходит немало подобных изданий. Вот, например, серия «Гении земли русской». Она о детстве великих русских композиторов. Об этом периоде жизни всегда мало что известно, в основном уделяется внимание их творчеству. На самом деле важен именно период становления героев. Юные читатели найдут немало примеров для подражания, а их родители смогут оценить ту ответственность, которая возлагается именно на них в формировании будущих гениев России. Мы все с удовольствием слушаем и поем романс Петра Булахова «Гори, гори, моя звезда», но мало кто знает, как рос композитор, что любил, чем интересовался. Сегодня благодаря этой книге можно познакомиться с человеком – Петром Булаховым. Сбор сведений об этом композиторе оказался долгим и трудным. Однако положительный результат приносит большую радость, которую уж точно нельзя измерить деньгами.
Сейчас появилась первая книга из серии «Великие художники», в ней представлены биографии незаконнорожденного Ореста Кипренского, крепостного Василия Тропинина, купеческого сына Алексея Венецианова, потомственного художника Карла Брюллова, продолжателя семейных профессиональных традиций Александра Иванова. Книги написаны не для музыковедов и искусствоведов, так как они, безусловно, являются знатоками творчества композиторов и художников. Моей задачей как автора стало привлечение самых широких слоев населения к этой теме. Это позволит, на мой взгляд, вырастить не только культурных людей, но и будущих посетителей музеев, театров, библиотек.
– Во многих музеях, театрах есть образовательные программы для детей. Сотрудничаете ли вы с ними?
– Сотрудничаем, но не очень активно. Несколько лет назад в рамках программы «Воспитание культурой» была выпущена в свет книга «Народная культура», авторами которой явились сотрудники дошкольного учреждения «Эрмитажный детский сад», которое тесно взаимодействует с Государственным Эрмитажем. Долгое время мы в рамках договора работали с Академией последипломного образования Санкт-Петербурга, с учебно-методическими центрами дополнительного и общего образования России, а также с ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Когда Институту развития образования Министерство образования России поручило разработать мультимедийные программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, к нам обратились с просьбой разрешить публикацию фрагментов из книги «Гении земли русской». Разумеется, мы ответили согласием.
Думаю, мы одно из очень немногих издательств, если не единственное, кто выпускает серию «Русские традиции», которая не только способствует сохранению опыта наших предков, но и обучает ремеслу любого желающего. Это учебно-методические пособия, что в наше время необыкновенно важно и полезно для интеграции инвалидов в социум. Представьте себе инвалида-колясочника, который живет где-нибудь на пятом этаже без лифта. Каждый выход на улицу для него или нее – огромная проблема. И что делать? В лучшем случае сидеть у компьютера, если он есть. А в худшем – смотреть на жизнь из окошка. Наши книги позволят самостоятельно научиться ремеслу, найти единомышленников, принимать участие в выставках и, наконец, начать зарабатывать деньги этим ремеслом. Такие примеры уже были. И дело в том, что эти деньги – свидетельство востребованности человека, его необходимости в обществе и в результате, конечно же, – прибавка к пенсии.
В наши дни, к сожалению, секреты многих ремесел утрачены, а мы стараемся помешать этому. В этой серии выпущены книги по ткачеству, плетению гобелена, народному костюму, свободной кистевой росписи, народной вышивке. Кстати, многие новомодные течения в рукоделии, пришедшие к нам с Запада, имеют исконно русские корни. В основе создания картин из лоскутов лежит наше бабушкино лоскутное шитье. Это лишнее свидетельство того, как важно ценить то, что мы имеем.
– Сталкиваетесь ли вы в своей издательской деятельности с таким понятием, как авторское право? Или срок давности истек, и наследники уже не имеют права на роялти?
– Наследники, быть может, не имеют. Но иногда мы сталкиваемся с такими организациями, как, например, сообщества, хранящие традиции того или иного выдающегося человека. Они могут выкупить в собственность рукописи этого автора. Напечатав такую работу, мы нарушаем не авторское, а материальное право собственности. Да и с наследниками работать удовольствие маленькое. Из пяти наследников четверо могут разрешить публикацию, а пятый не согласится. И время потрачено впустую. Гораздо проще было бы обратиться в авторское общество, запросить у них разрешение на печать того или иного автора, оплатить эту услугу и спокойно работать. На деле все происходит иначе. Нам предоставляют список наследников. Так как работать с ними можно долго, а результат будет непредсказуем, проще отказаться от мысли печатать выбранное произведение.
– Кто работает с вами?
– У нас небольшой штат – 11 человек. Зато все прекрасно образованные, увлеченные своим делом люди. По мере сил мы стараемся пропагандировать настоящие ценности. Очень радует тот факт, что в издательстве работают опытные люди: блестящий художник-график выпускник Академии художеств Александр Веселов; замечательный оформитель и верстальщик наших книг выпускница Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (ныне СПГХПА им. А.Л. Штиглица) Елена Гросман; прекрасный производственник, долгое время возглавлявший производство типографии им. Е. Соколовой, Татьяна Лебедева. Добрые слова можно сказать обо всех, кто работает в нашем издательстве. Наверное, поэтому наши книги и востребованы, а мы, пережив в прошлом два дефолта, работаем уже 25 лет.
– Я прочитала несколько ваших книг и заметила, что вы явно не экономите на корректорах, как это делают сейчас многие.
– Честно скажу, я крайне недовольна той ситуацией, которая сложилась на книжном рынке, – обилием всякого рода ошибок. По образованию я филолог, видеть такое тяжело. На корректорах экономить нельзя. Но и с ними проблема. Среди молодежи профессионалов практически нет, а опытные и пожилые пропускают ошибки в силу возраста, так что приходится проверять и перепроверять. Любая продукция должна быть качественной, а уж книга – тем более, поэтому мы не экономим не только на корректорах, но и на материалах. Идем на то, что прибыль будет меньше, зато книга лучше.
– Качественная литература сложно продается? Какие у вас тиражи?
– 4 книги из серии «Гении земли русской» издавались тиражом 1500 экземпляров и были распроданы. Повторный тираж сделали по 1000 экземпляров.
– Поддерживает ли вас правительство как социально значимое издательство?
– Отчасти. В Санкт-Петербурге предоставляют возможности льготной аренды. К сожалению, комитет по печати издательству финансовой поддержки в выпуске книг не оказывает. В Москве на конкурсной основе помогает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России».
– Каковы ближайшие планы издательства?
– Мы нацелены на продолжение серии о великих художниках, русских традициях, а также на выпуск познавательных и образовательных книжек для детей, как, например, книжка-игра «Музыкальные инструменты симфонического оркестра». Даже если ребенок не станет музыкантом, сведения из книги пригодятся в дальнейшем для восприятия и понимания музыки. Обучение должно быть радостным. Посмотрите, какие симпатичные названия у наших учебных пособий по музыке: «Музыкальный паровозик!», «Школа радости», «Музыкальная страна», «Вместе весело играть» и т. д.
Впервые за полтора столетия мы ознакомили профессиональных музыкантов с именами незаслуженно забытых русских педагогов – музыкантов прошлого. Появился учебник гармонии Н.А. Римского-Корсакова, учебник и задачник по гармонии А.С. Аренского, школа игры на фортепиано В.Ю. Виллуана, воспитавшего братьев Рубинштейнов, ставших впоследствии ректорами Московской и Петербургской консерваторий.
И это не все. Есть еще одно направление нашей деятельности – выпуск учебной литературы для людей с ограничениями по здоровью. Была выпущена «Палитра души» – обучение незрячих рисованию красками. Издано несколько нотных сборников для незрячих музыкантов по Брайлю с дублированием в плоском варианте. Издан в плоском варианте учебник сольфеджио «От ноточки до ноточки», готовим к печати его вариант по Брайлю. Вышло в свет пособие по адаптации незрячего человека в быту, готовится к печати пособие по массажу для незрячих. Выпущен целый ряд пособий по коррекции речи.
Работа в этом направлении будет продолжаться, но хочу отметить, что эти мероприятия, а особенно выпуск нот по Брайлю, просто убыточны. В этой деятельности нам бы точно пригодилась помощь. Может быть, найдутся какие-нибудь спонсоры, кто пожелает помочь людям, нуждающимся в этих книгах. Надеемся и на помощь правительства: издателям надо помогать больше. Ведь мы тоже находимся на переднем краю. От того, что мы будем выпускать и пропагандировать, зависит именно то, с чего я начала беседу, – какой будет ваша душа. А ведь Россия – страна духовная.
Юлия Соболева
(газета «Санкт-Петербургские Ведомости», 22.06.2016)
Источник: Сайт издательства «Союз художников»