Дата публикации: .

Идеи космизма – педагогике и образованию:
место человека на пути эволюции

Обзор научно-общественной конференции

Кобзистова Татьяна Павловна,

 руководитель Лаборатории гуманной педагогики Свердловской области,

член Совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва)  

 

Философский, научный, эвристический потенциал русского космизма объединил ученых, педагогов вузов и школ Свердловской области на конференции «Идеи космизма – педагогике и образованию: место человека на пути в эволюцию», которая проходила 14-15 марта 2008 года в Екатеринбурге в Уральском госуниверситете. Организаторами конференции выступили: Уральский государственный университет имени А.М. Горького, Уральский научно-образовательный Центр УрО РАО, Лаборатория гуманной педагогики Свердловской области, Уральское отделение Международной Лиги защиты культуры.  Нынешняя конференция стала третьей в ряду встреч, посвященных изучению идей космизма как в теоретическом, так и в практическом поле науки и образования. Было отмечено, что направление, выбранное пять лет назад, оказалось плодотворным: пробудило исследовательский интерес, объединило единомышленников, вызвало к жизни темы, актуальность которых с каждым годом неуклонно возрастает. Космическое мышление, основы которого были заложены выдающимися отечественными учеными, философами, деятелями культуры в начале прошлого века, переживает сегодня период возрождения и активного введения в философский и научный оборот. Многие участники конференции, раскрывая в своих докладах различные области исследования темы, были единодушны в мнении: космизм является не только кладезем эволюционно значимых идей, но и методологий познания современной и будущей науки.

Работу конференции открыл президент УрГУ доктор физико-математических наук, профессор В.Е. Третьяков. В своем приветственном слове он отметил, что гуманитарное знание всегда было важной составляющей общественного прогресса. Вместе с тем знание о человеке, как бы обширно оно ни было сегодня, имеет много нерешенных вопросов и проблем. Эволюция идет от простого к сложному, от худшего к лучшему. Это движение всегда связано с человеческими ресурсами. Решение любой научной проблемы, любой организационной задачи в области науки и образования исходит не от наличия материальных ресурсов, а от наличия идей. Если идея актуальна и требует воплощения, ресурсы найдутся. Постепенно, малыми шагами идея реализуется. Так, и на конференции идея, ради которой мы собрались, постепенно складывается, вызревает. Жизнь человечества является свидетельством того, что не материальные ресурсы, а  идеи создают нашу действительность. В.Е. Третьяков пожелал участникам конференции прийти к  более полному и разностороннему пониманию мировоззренческих и научных идей космизма, к осознанию того, что происходит сегодня  с человеком, обществом, Вселенной, всем окружающим миром сегодня.

В адрес конференции поступили и были зачитаны приветствия от генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, академика РАЕН и РАКЦ Л.В. Шапошниковой (г. Москва), руководителя Международного центра гуманной педагогики академика РАО Ш.А. Амонашвили (г. Москва).

Кандидат философских наук, профессор Уральского госуниверситета Н.К. Эйнгорн в докладе «Носферная культура – актуальная цель современной эволюции человека и общества» обозначила роль космизма в эволюции социумной парадигмы мышления и мироотношения.  Точка равновесия в дилемме альтруизм – потребительство долгое время смещалась в сторону присвоения. Потребительский тип отношения к природе и самому человеку породил глобальный экологический кризис. Идеи апокалипсиса давно знакомы человечеству, но мы недостаточно размышляем над альтернативой их, над возможностями эволюционного, гармоничного развития. Решение этих сложных вопросов содержится в трудах русских философов-космистов: идея общего спасения, всеединства, богочеловечества.  Антитезой апокалипсиса является апокатостасис как созидательное мышление, преодолевающее кризис. Не потребительское присвоение, а творческое освоение в качестве ведущего отношения к миру приближает к выходу из современных кризисных ситуаций. Основы такого типа мышления сформулированы в теории ноосферы В.И. Вернадского. На мировоззренческом фундаменте ноосферной культуры может происходить обновление образования, на этом должны строиться инновационные образовательные технологии.

Доктор философских наук, профессор Уральского государственного педагогического университета Л.А. Беляева в докладе «Принцип коэволюции и этика русского космизма» показала значение идей космизма для формирования концепции универсального эволюционизма постнеклассической науки. Известные открытия в области самоорганизующихся систем Г. Хакена, И. Пригожина, Н.Н. Моисеева; теории торсионных полей и квантового вакуума явились своеобразным продолжением космизма в естественнонаучном знании последней четверти XX века. В это же время был сформулирован принцип коэволюции, согласно которому, человек и общество, биосфера и техносфера развиваются во взаимосвязи. Императив этики в русском космизме делает его тем действенным началом, которое преобразует внутренний мир человека, возвышает и одухотворяет его сознание, и эти внутренние изменения неизбежно влекут позитивные преобразования во внешнем мире. Своими успехами, подчеркнула Л.А. Беляева, современная наука и философия во многом обязаны трудам отечественных философов-космистов.

Доктор педагогических наук, профессор Уральского госуниверситета М.Н. Дудина в докладе «Идеи космизма в педагогике и современном образовании: экзистенциальный аспект проблемы» остановилась на формирования системы воспитания «с сыновним чувством космоса». Проблемы космизма экзистенциальны, т.е. проецируются на область глубинных переживаний человека, его психологического взаимодействия с миром, на пути поиска идеалов. Экзистенция охватывает такой круг жизненно важных проблем как смысл жизни, индивидуальная свобода, ответственность, личность и творчество, страдание и страх и др. Богатый экзистенциальный потенциал космизма позволяет педагогу ставить жизненно важные вопросы вместе с ребенком и вместе находить их решение.

Доктор философских наук, профессор Уральского госуниверситета Б.В. Емельянов выступил с докладом «А.В. Сухово-Кобылин и его учение «Всемир».  Известный драматург, почетный академик Императорской академии наук, мыслитель А.В. Сухово-Кобылин (1817-1903) оставил самобытное философское наследие, которое сам автор определял как инженерно-философское видение научной картины мира. В философии «Всемира» одним из ключевых является понятие трех ступеней культурно-исторической эволюции. Человечество последовательно проходит три стадии развития: теллурическое (земное, косное), солярное (летающее) и сидерическое, звездное (универсальное). Благодаря технике, человек подобно птице обретает свободу перемещения в высоту, чего был лишен по своей изначальной природе. Материя тяжела, дух легок; процесс “легчания” материи будет проходить как процесс роста духа. Так техника играет роль способа становления нового человека. Она органична и прогрессивна; неотъемлема от человека, как и сам человек неотъемлем от восхождения по пути одухотворения и расширения своего жизненного пространства. Такая интерпретация темы на рубеже XIX-XX веков способствовала формированию  целостного, синтетического восприятия космоса, человека и всех областей человеческой деятельности.

Доктор педагогических наук, профессор, директор Уральского Научно-Образовательного Центра УрО РАО  Г.П. Сикорская в докладе «Экологическая этика: от теории к практике» обозначила постулаты системы экологического образования. Практический опыт введения основ ноосферного мышления в школах Свердловской области позволил выделить его проблемно-тематические компоненты: человек – часть космоса (в каждом из нас «семь я»; ответственность за то, что создаешь сам); этическая концепция общества и природы (моральное отношение к природе; охрана природы ради самой природы; уход от разделения понятий «живая» и «неживая» природа); экологический императив – нравственный императив; русский космизм и экологическая этика (внутренние и внешние ценности природы) и др. Экологическая этика является областью междисциплинарного знания, объединяющего экологию, биологию, философию и целый ряд гуманитарных дисциплин. Результаты исследований получили отражение в научно-методических публикациях автора.

Старший преподаватель Уральского госуниверситета путей сообщения З.И. Ивашова подняла чрезвычайно важную тему: «Идеи космизма в педагогическом сознании – основа безопасности общества и человека в современном мире». Проблема безопасности становится все более актуальной. Под угрозой оказывается физическое, психическое здоровье человека, его нравственный облик. Поскольку изменения социальные есть следствие эволюции сознания, то сознание личностное и общественное, в первую очередь, должны стать предметом нашей общей заботы. В.И. Вернадский писал: «Мощь его (человека) связана не с его материей, а с его разумом». Ноосфера – качественно новое состояние человечества, в котором будущее определяется вектором направленности мышления.  Нравственным состоянием общества обеспечивается его устойчивость. Л.В. Шапошникова,  известный российский историк, философ отмечает: устойчивая форма бытия сопрягает земное и небесное через сознание. Новое мировоззрение – космическое мышление – является фактором эволюционного продвижения.

Кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета В.В. Гафнер выступил с докладом «Культура безопасности человека: от безопасности личности к глобальной безопасности».  С увеличением комфорта цивилизации возрастает количество угроз. Личная, национальная, глобальная безопасность зависят от жизнедеятельности человека. Прежде преобладала личная безопасность; она превышала общую только в период войн. Сегодня доминирует приоритет общественной безопасноти.  Современная жизнедеятельность не гарантирует выживания, если мы оставим все, как есть. Под руководством В.В. Гафнера был проведен социологический опрос на тему: в чем смысл жизни. 25 процентов респондентов ответили: «не задумывались». Прикладывая большие усилия к  спасению жизни, вместе с тем люди не задумываются над ее ценностью. Нельзя говорить и о глобальной безопасности, если человек не знает, зачем живет. Безопасность жизнедеятельности обусловлена культурой мышления и деятельности человека, важным ее элементом является ответственность за собственную жизнь – страну – планету.

Культуролог, член Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха  Е.В. Троянова в сообщении «К истории формирования космического мышления в XX веке», опираясь на концепцию исторического процесса как космического явления индолога, историка, философа Л.В. Шапошниковой, осветила особенности становления космического мышления в России. Фундаментальные основы космизма как новой мировоззренческой и научной парадигмы были заложены имущественно российскими учеными и философами в первой половине прошлого столетия. Философия космической реальности  - Живая Этика, представляющая собой синтез науки и метанауки, культурных накоплений Востока и Запада, древнего и современного знания,  созданная Е.И. и Н.К. Рерихами в 1920-38 гг., стала главным звеном в новой системе познания. Тоталитарный режим и советская идеология остановили вхождение космического мышления в жизнь. Историческая ситуация конца 1980-х годов, когда, благодаря деятельности М.С. Горбачева, была восстановлена свобода мысли, открыла новый этап в развитии космизма. В 1989 г. по замыслу С.Н. Рериха под руководством Л.В. Шапошниковой в Москве был создан уникальный общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха.  С момента основания Центр-Музей проводит широкую культурную, научную, международную, педагогическую, издательскую деятельность по утверждению космического мышления в жизни и научном знании.   

Кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного профессионально-педагогического университета М.В. Полякова показала, как может быть разработан и представлен принцип природосообразности в образовании на материале трудов А.Л. Чижевского Докладчик подчеркнула огромный познавательно-эвристический и педагогический потенциал научного труда «Земное эхо солнечных бурь» известного отечественного ученого-космиста.

Кандидат философских наук, доцент Уральского госуниверситета О.А. Уроженко  выступила с докладом «Геокультурное пространство Урала в процессах планетарной эволюции». Урал – горная система, соединяющая Северный полюс планеты с горным массивом Центральной Азии и далее - с горной областью Восточной Австралии. Соотнесенность пространства культуры этого региона с многомерным пространством планеты, с одной стороны, творит Образ Урала как мощного скорого резонатора планетарных событий – так называемый энергообмен по горизонтали, с другой – открывает Урал как «небесных воль сияющий кристалл», указывая таким образом на обмен по вертикали. Участниками энергообменных процессов при таком подходе являются Человек, Земля, Вселенная. Энергетический баланс культурного ландшафта Урала, особенно в связи с горнодобывающей деятельностью, подвергся разрушительному техногенному воздействию и продолжает нарушаться. Концепция космического мышления  дает возможность увидеть реальные пути компенсации, восстановления и преображения «больного» пространства края в культурный ландшафт и далее – в ноосферное тело Земли.

Кандидат философских наук, доцент Уральского госуниверситета Л.Е. Даниленко выступила с докладом «К.Э. Циолковский – вестник космической эры человечества». В 2007 г. отмечался юбилей – 150 лет со дня рождения великого ученого, мыслителя, изобретателя. Многие века люди смотрели на космос «снизу вверх» и лишь единицы – наоборот. К.Э. Циолковского с полным правом можно назвать «апостолом космического масштаба». При жизни ученого до революции и в советское время его труды издавались крайне мало. Его мировоззренческая система не соответствовала официальной философии, его не признавали. Традиционно Циолковского считают  представителем точных наук, в то время как им написано около 400 работ  по социальным вопросам. К.Э. Циолковский, владевший наряду с научными методами познания также и вненаучными, приблизил науку к познавательному синтезу, к ступени, когда «эволюция познает себя» (Т. де Шарден). Прозревая законы космической эволюции, Циолковский писал о необходимости научной этики, преодолевающий узость земного, грубо материалистического подхода, ибо «нельзя космос заразить земным».

В докладе «Организация учебного процесса с участием «детей-индиго» кандидата химических наук, доцента кафедры БЖД УГТУ-УПИ И.Т. Романова  был дан обзор научной, учебной и популярной литературы по теме детей-индиго. Дети индиго – задача современной педагогики. В мир приходят десятки тысяч детей-индиго, которые отличаются необычными способностями, нестандартным поведением, целостностью мировоззрения, ориентированного на альтруизм, творчество, познание космических законов жизни. Чтобы дети-индиго и обычные дети были высокоразвиты, должны быть развиты и их родители, воспитатели, учителя.

Доктор биологических наук, профессор Уральского госуниверситета Ю.И. Новоженов в выступлении «Эволюция под действием культуры» поделился своими наблюдениями и выводами, сделанными в ходе  многолетних исследований о том, как изменяется природная среда, этническая картина мира, биологическое разнообразие и сам человек под влиянием технического прогресса. В выступлении было отмечено, что «промышленная пустыня», возникающая в результате покрытия природного почвенного слоя асфальтом и бетоном, достигает на планете в настоящее время размеров территории США.

Кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного педагогического университета Н.Н. Калясникова в докладе «Синергетика в образовании: стратегия обретения целостности» обозначила некоторые методы и пути обновления   познания. По мнению докладчика, давно применяемый в педагогике метод индуктивного мышления, предполагающий движение мысли от частного к общему, остро нуждается в дополнении дедуктивным подходом: от общего – к частному. Использование дедуктивного мышления, а также основ синергетики в методике преподавания вузовского учебного курса «Концепция современного естествознания»  позволяет представить не отдельные феномены, а поле жизни, одним из главных организационных принципов которого является принцип целостности.  

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Уральской государственной лесотехнической академии В.А. Усольцев выступил с докладом «Волны жизни» в философии русского космизма». Термин «волны жизни» возник в 1905 году в России в преддверии научного взрыва 1920-30-х годов. В это время в нашей стране был опубликован целый ряд работ в области естествознания, предвосхитивших многие научные открытия более позднего периода. Авторы работ, ученые с космическим мировоззрением,  подвергались остракизму, их идеи оценивались как утопии и спекуляции. Такое же отношение к неординарно мыслящим исследователям сохранялось в советское время, это имеет место и сейчас. В.А. Усольцев рассказал об А.В. Дьякове, математике, метеорологе, астрономе, основателе гелиометеорологии – методе определения погоды с помощью наблюдений за пятнами на Солнце. А.В. Дьяков в 1960-80-е годы рассчитывал алгоритмы погодных колебаний с точностью до 90 % практически для всей территории СССР, а также для Франции, Индии, Кубы, США и других стран. В поселке Темиртау Кемеровской области действовала созданная им гелиометеорологическая станция имени К. Фламмариона. Бескорыстно делясь своими обширными познаниями, имея высокую правительственную награду – орден Трудового Красного Знамени, будучи действительным членом Французского метеорологического общества, он однако не получил поддержки в отечественной официальной науке. Уникальная методика метеопрогнозирования при жизни автора не была признана, предвзятое отношение к ней бытует и сейчас.  Резюмируя сказанное, В.А. Усольцев отметил: ученые-космисты опередили свое время; в их трудах были заложены основы теории систем и синергетики, исследований влияний Солнца на жизнь Земли.

 «Культ Света в русском космизме как основа эволюции человека», - так определила тему своего доклада кандидат педагогических наук, доцент Уральского госуниверситета Е.Б. Амирова. Проблемы культуры как определяющего фактора эволюции человека и человечества, духовного совершенствования как пути к творческому преображению жизни, поиска истинных основ эволюции были проанализированы докладчиком на материале творческого наследия выдающегося  художника, ученого, мыслителя, одного из основоположников космического мышления Н.К. Рериха.

Кандидат архитектуры, профессор Уральской государственной архитектурно-художественной академии, вице-президент Международной ассоциации семиотики пространства А.А. Барабанов в своем докладе «Космогония, космология и космизм в архитектуре: от древности до современности» представил развернутый обзор архитектурных стилей и принципов организации пространства времен  древнейших городов Вавилонии, Греции и Рима, периода средних веков и эпохи Возрождения, Нового времени, XX–го и  XXI-го столетий. Традиции различных архитектурных школ свидетельствуют о том, что основополагающие, универсальные принципы градостроения и архитектуры были разработаны в ранней истории человечества и в дальнейшем преобразовывались, сохраняя свою концептуальную основу. Подробное освещение в докладе получило творчество французского архитектора XVIII в. Н. Леду, осуществившего грандиозный замысел – проектирование и застройку  идеального города Шо, архитектура которого была наполнена идеями космизма.  А.А. Барабанов  представил также лучшие студенческие проекты, выполненные под его руководством в направлении «Архитектура Будущего».

Доклад генерального директора ООО «Лаковая живопись Урала»  В.С. Анищенко «Использование архетипических образов для формирования культуры личности (на примере образов нижнетагильской розы и уральской рябины в подносном промысле)» раскрыл возможности художественного образования как стимула для реализации творческих способностей детей. Радость самостоятельного творчества, отметил В.С. Анищенко, являясь механизмом обратной реакции на начальный творческий импульс, активирует широкий спектр созидательных потенций человека. Участники конференции имели возможность познакомиться с продукцией ООО «Лаковая живопись Урала» - подносами, расписанными в уральской традиции, а также с использованием новых художественных образов и технологий.

Младший научный сотрудник Лаборатории архитектурно-художественной семиотики Уральской государственной архитектурно-художественной академии Е.А. Барабанова  выступила с докладом «Архитектура как Миро-здание: ракурс зодчего и ракурс ребенка» (на примере творчества И.И. Леонидова). Картина мира в начале ХХ века претерпела глубокие изменения:  социологическое мироощущение сменилось космическим. В архитектуре это нашло выражение в творчестве И.И. Леонидова (1902-1959). В 1929 году А.И. Некрасов, характеризуя новое качество пространства в архитектуре, ввел категорию – «конкретная беспредельность». С этой характеристикой он связывал такие изменения в облике архитектуры, как появление плоских крыш, сооружений небоскребного типа; активное использование конструкций (металлических, железобетонных), позволяющих «разуплотнить» стену, введя большие площади остекления.  И.И. Леонидов по-своему выражает беспредельность в архитектурных проектах, разрабатывая идеи преодоления сил тяготения, обращаясь к первоэлементам бытия и др. Изменение политической ситуации в СССР в 1930-е годы заставило Леонидова уйти из области свободного  экспериментирования в сферу архитектуры для детей. В отличие от обучающего пространства М. Монтессори или развлекательного пространства У. Диснея, Леонидов стремился создать познавательное пространство, учитывая особенности психологии детского мировосприятия, с присущими ему элементами космизма.  Ядром масштабного проекта И.И. Леонидова, «проекта всей жизни», стало познавательное пространство «Города Солнца».

Заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя Свердловского Музыкального общества З.А. Туганских в докладе «Музыкальное воспитание как средство гармонизации внутреннего мира человека с внешней средой» показала на примере своей многолетней исследовательской и практической деятельности в области музыкального образования, какое влияние оказывает звук на развитие личности. Согласно научным данным в области медицины и психологии, работа одной трети коры головного мозга человека связана с голосом; вторая треть управляет рукой, и третья – остальным телом. Следовательно, музыкальное образование активизирует тридцать процентов наших познавательных возможностей; столь же полезен и ручной труд, ремесла. Первенствуя в области перцепции, зрительное восприятие, на долю которого приходится 50 процентов внимания, соперничает со слуховым: 40 процентов внимания концентрируется на интонации, и 10 процентов внимания сосредотачивается на содержании сообщения. «Всякое искусство стремится стать музыкой», - напомнила З.А. Туганских. Музыка обращается прямо к сердцу, воздействуя на самую сокровенную область сознания.   

Руководитель Лаборатории гуманной педагогики Свердловской области, член Совета Международного центра гуманной педагогики (г. Москва)  Т.П. Кобзистова в докладе «Космическое мышление и космонавтика» обратила внимание на значительные юбилеи прошлого года, связанные с именами ученых-космистов К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, С.П. Королева, а также памятные даты в истории космонавтики. Мышление ученых-космистов опережало массовое сознание. Они утверждали, что законы космоса свидетельствуют о приоритете духа в процессе эволюции как природы в целом, так и ее части – человека; лишь углубление и расширение сознания до понимания единства земного и Высшего, принятие личной ответственности за происходящее в мире позволят человеку быть связующим звеном в системе Космос – Земля. Начавшееся пятьдесят лет назад практическое освоение космоса явилось важной вехой в развитии космического мышления. Летчики-космонавты, побывавшие в космическом пространстве, как никто другой осознали, что его суть – беспредельность, творчество, красота. Именно они оказали поддержку и продолжают участвовать в международном проекте «Знамя Мира в космосе», инициированном Международным Центром Рерихов, Российской академией космонавтики имени К.Э. Циолковского, Международной Лигой защиты культуры и др. в 1998-м году. Знамя Мира, предложенное в 1935 году  Н.К. Рерихом как символ охранения культурного достояния человечества, стало сегодня символом единой космической культуры. В 1957 году человечество Земли объединил первый  искусственный спутник, а в 1961-м – обаятельная улыбка первого космонавта планеты Ю.А. Гагарина.

На конференции состоялась демонстрация научно-популярного фильма режиссера В. Шатина «Дети Света» (2006), посвященного феномену детей с новым космическим сознанием.

Оргкомитет выражает глубокую признательность докладчикам за интересные и содержательные выступления, участникам за активную поддержку, руководству Уральского государственного университета имени А.М. Горького за многолетнее сотрудничество. Материалы докладов планируются к публикации.

 


Педагогика Культуры № 7 (2008)

Метки: Форумы, конференции, встречи, Кобзистова Т.П.

Печать

Просмотров: 1841