Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Кобзистова Татьяна Павловна,

член Уральского отделения международной Лиги защиты Культуры,

руководитель лаборатории «Гуманная педагогика»

«Идеи космизма – педагогике и образованию:

Культура – устой эволюции»

По материалам четвёртой научно-педагогической конференции
23 – 24 ноября 2012 года,
Уральский федеральный университет (УрФУ)
г. Екатеринбург

В Екатеринбурге 23-24 ноября 2012 года состоялась четвёртая международная научно-педагогическая конференция под названием «Идеи космизма – педагогике и образованию». По традиции она прошла в стенах Уральского государственного университета, а ныне УрФУ под девизом «Культура – устой эволюции» (Н.Бердяев). Инициаторами выступили сотрудники Международной Лиги защиты Культуры и лаборатории «Гуманная педагогика» СРО ООО «Центр Гуманной Педагогики». Идея была поддержана Институтом гуманитарных наук и искусств УрФУ.

Одна из главных проблем современного кризисного состояния мира – смещение фокуса сознания человека в область цивилизации, комфорта, товарно-денежных отношений. В погоне за жизненным «успехом» человек всё чаще забывает о том неосязаемом духовном фоне, который образует коренные причины видимых внешних следствий, забывает о Культуре. Русские космисты выступали за возвращение человеку его духовной глубины, рассматривая само явление жизни на Земле как продукт деятельности всего Космоса. Высочайшей культурной ценностью называет Гуманная педагогика РЕБЁНКА. Идея внесения Культуры в жизнь всего образовательного пространства должна сегодня овладеть всем педагогическим сообществом. «Гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа» (Манифест Гуманной педагогики).

Ещё в 1932 году Н.К. Рерих писал в очерке «Твердыня пламенная»: «Соберёмся вокруг понятия Культуры, вокруг Великого служения Свету». Там же он отмечает: «Ценно каждое искреннее сотрудничество. Разве не растут на одном лугу цветы всевозможные? Разве разнообразие ароматов не являет Праздник? В разнообразии – щедрость духа народного». Потому к участию в конференции были приглащены философы и искусствоведы, преподаватели ВУЗов, сотрудники Музея изобразительных искусств и Художественного училища, педагоги, врачи, архитекторы... На приглашение принять заочное участие в конференции откликнулись единомышленники из Эстонии, Беларуси, Украины, Кыргызстана, Санкт-Петербурга, Новокузнецка, Миасса.

Первым прозвучало сообщение кандидата философских наук, профессора Уральского Федерального Университета (УрФУ) Н.К. Эйнгорн «Защитим Культуру – Культура защитит нас: о необходимости активации "Декларации прав Культуры" Д.С. Лихачёва». Читая лекции, проводя семинары по вопросам культуры в студенческой среде, выступая на встречах с деятелями культуры, работниками образования, Нонна Константиновна заметила, как мало людей, имеющих представление об этом замечательном документе. Вызывает озабоченность и тревогу тот факт, что некоторые положения Декларации приняты в руководящих документах, но, вырванные из единой конструкции, они потеряли дух создателя – Д.С.Лихачёва. Необходима просветительская работа среди культурной и педагогической общественности: круглые столы, лекции, семинары, для студентов – спецкурсы. Выступающая предложила организовать ряд семинаров по документу с ассоциациями педагогов, ибо нельзя забывать: любой учитель есть в первую очередь – Учитель Культуры. Ждать указаний «сверху» не приходится, дело культуры надо продвигать самим. «Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству» (из Манифеста Гуманной педагогики).

Идея «просвещения учителей» нашла продолжение в выступлении «Ноосферное  образование: от экологического императива – к нравственному» доктора педагогических наук, профессора УрФУ М.Н.Дудиной. Кризисное состояния мировоззренческих взглядов современных преподавателей школ и ВУЗов, их некомпетентность в сфере идей философии космизма применительно к образованию, в сфере достижений современной психологии и педагогики вызывает тревогу, говорит о срочной необходимости просвещения учителей через семинарские занятия, через выступления перед педколлективами, через самообразование. Однобокое увлечение обучающими технологиями увело образовательную систему в сторону от магистрального пути «взращивания духовно-нравственного, благородного Человека», от пути развития в ребёнке-юноше творческих способностей. В переходе к проблемному обучению, когда все явления нашей жизни, в том числе и человек, рассматриваются в едином потоке космической эволюции, видится один из путей формирования чувства личной ответственности за качество жизненного пространства. Учить мыслить – идея не новая, но почему-то никак не решаемая в системе образования (хотя есть достаточно много интересного опыта обучения в диалоге). Может мы боимся свободоспособного ученика? В заключение прозвучали слова: «Спасём образование – образование спасёт нас».

Были зачитаны сообщения К.А. Молчановой (Таллинн, Эстония) «Знамя Культуры – зов времени» и Л.И. Уваровой (Санкт-Петербург) «Осознание культурных ценностей – цель и принцип организации Дня Культуры». Автор первого доклада подчеркнула факт повсеместного искажения глубинного смысла великого понятия «Культура» в современном мире. Слишком часто это слово произносят для характеристики развлекающих зрелищ, «масскультуры» и т.п. «В наше время космические условия жизни таковы, – подчёркивает Кира Алексеевна, – что все отношения требуется строить на связи Света с сердцем, на благородных чувствах, на радости жизни». Пути, ведущие к Свету, трудны, но учитель, возвысившийся до осознания законов эволюции, в состоянии просветлить и душу ребёнка. В Будущее мы можем войти лишь под Знаменем Культуры.

Тему высокого воспитательного значения Знамени Мира и Пакта Культуры для системы образования раскрыла в докладе и ведущий специалист СПб академии постдипломного педагогического образования Л.И. Уварова, подчеркнув, что приобщение к культуре, культурным ценностям есть непосредственная цель образования. Она показала, как удалось в городском масштабе ежегодно, уже в течение 15 лет, в день подписания Пакта Рериха – 15 апреля организовывать День Культуры. Традицию проведения праздника Культуры во всех образовательных учреждениях одновременно предлагали установить Н.К.Рерих и Е.И. Рерих, которые называли Культуру самым значительным понятием мира. Школьный праздник Культуры стал эффективным методом закрепления в сознании юного поколения понимания того, какими ценностями живо человечество. Чтобы придти к такому результату, инициаторам потребовалось пройти путём самосовершенствования и провести большую просветительскую работу с педагогической общественностью.

Формы и методы организации праздника Культуры в Санкт-Петербурге вызвали живой интерес и обсуждение участников конференции.

Современное информационное общество, оказывая огромное влияние на духовный мир людей, в том числе и детский, способно перестраивать основы нравственности, как в лучшую, так и в худшую стороны. Кандидат педагогических наук, руководитель регионального отделения «Центра Гуманной Педагогики», зам. директора по науке С.А. Иванов в выступлении «Культура – источник воспитания ребёнка» поделился опытом организации в лицее культурной информационной среды для учащихся, вовлечения детей в мир лучших произведений киноискусства. После коллективного просмотра таких фильмов как «Белый Бим, чёрное ухо», «Блистающий мир», «Звёздочки на Земле», «Не стреляйте в белых лебедей» и т.п. совместно с педагогом ученики обмениваются впечатлениями, задают вопросы, дают оценку поступкам персонажей, размышляют над пережитым. Встречи с Прекрасным дают замечательный результат, объединяют детей, помогают понять свои чувства и отношение к различным явлениям. Любой учитель есть в первую очередь учитель Культуры, любой воспитатель есть воспитатель Культуры.

Высший смысл художественного произведения как понимания мира раскрывается лишь тогда, когда эстетический образ складывается в сердце и того, кто его создаёт, и того, кто его читает. Сотрудница Екатеринбургского музея изобразительных искусств В.М.Калинина обратила внимание на появление на рубеже XX – XXI веков по всему миру тысяч индивидов с неординарным видением окружающих вещей и пространства. В заявленном докладе «Эстетическое мировосприятие как проблема взаимодействия художника и зрителя в современном обществе» искусствовед подчеркнула стремление художников своей работой как бы пригласить зрителя к диалогу, «в гости», чтобы тот путём размышления понял и, может быть, принял идею созданного произведения. Настоящий мастер стремится проникнуть вглубь себя, в тайну своего подсознательного, стремится уловить ритмы Космоса, подняться до космичности понимания явлений земной жизни, обнажить свою душу не для развлечения зрителя, но чтобы помочь ему услышать музыку Вселенной.

Несмотря на все исторические коллизии, которые переживает русская культура, в последние три столетия её неизменно интересуют следующие вопросы: человек и мир, человек и Космос, человек и мироздание. Интересное сообщение «Поэтический Космос России» представили доктора философских наук, профессора УрФУ Б.В. Емельянов и О.Б. Ионайтис. Указав на увлечение русских естествоиспытателей, философов XVIII в. поисками перспектив познавательной деятельности человека, они остановились на поэтическом творчестве талантливого русского учёного М.В. Ломоносова, в котором тот вдохновенно размышляет о красоте и величии созданного Богом мира, поднимает проблемы, связанные с влиянием космических явлений на Землю, задаёт вопрос о смысле жизни человека. Мысль о целостности объективного мира во всех его проявлениях звучит и в стихах Г.Р.Державина:

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна божества…

Освоение мироздания осуществляется человеком не только на уровне научно-практическом, но и на этическом, эстетическом и т.д. Поэтому многие учёные-космисты, такие как А.Л. Чижевский, занимались искусством. В его поэтических сочинениях тема Космоса занимает центральное место.

 

Всевластен Лик, глядящий с вышины!

Настанет ночь – и взор летит из бездны,

И наши сны, взлелеянные сны

Пронизывают знанием надзвездным.

Докладчики обратили внимание на наполненность стихов учёных и поэтов XX – н. XXI в. восприятием Космоса, как источника свойств человека, без которых он и не человек. В первую очередь, это ощущение свободы, возвышающей любви, восприятие себя в единстве с вечным и бесконечным Космосом.

Размышляя о «Путях развития культуры духа народа России» с позиции астрологических знаний, педагог Н.И. Ляная также обратила внимание на философские труды семьи Рерихов, на их веру в героическую способность народа нашей страны найти и обратиться к Высокому идеалу, возродиться «подобно Фениксу из пепла своего прошлого "я". Н.К. Рерих писал: "Благо, если и среди тяжких испытаний русский народ будет помнить о Культуре, будет чтить всё великое сокровище, внесённое русскими людьми в Мировую Культуру"».


 Презентацию своей новой книги «Русь изначальная, русский космизм и современность» предложил профессор лесотехнического университета В.А. Усольцев. В книге представлены три главы, первая из которых рассматривает версии происхождения человека и истоки нашей цивилизации, а также вселенское мироощущение славянских народов. В следующей главе автор, переработавший колоссальный по объёму материал, проследил формирование и развитие концепции русского космизма во второй половине XIX – н. XX столетий. Третья глава отразила целый букет проблем, родившихся в мышлении учёных и деятелей науки и культуры XX века. Учёный приглашает обратиться к истокам Руси и заглянуть в культурное прошлое страны, чтобы лучше осознать корни русского космизма.

Культура должна быть внесена во все сферы человеческой деятельности, ибо от уровня культуры граждан России зависит ценность и значимость человеческого капитала страны и реализация её устойчивого развития. Такой вывод делают доктор экономических наук, профессор УрФУ В.П. Ануфриев и канд. физико-математических наук Е.И. Ануфриева, анализируя в докладе «Устойчивое развитие в свете космического мышления» современную деятельность человека на Земле. Наблюдения из космоса зафиксировали потерю огромных площадей культурных сельхозугодий, загрязнение значительной части водной среды, мощную загазованность воздуха в крупных городах, катастрофическое загрязнение нашей планеты. Космический мусор в околоземном пространстве угрожает безопасности полётов работающих аппаратов. Наступила пора срочного отказа от потребительского отношения к окружающему миру, что возможно лишь с принятием в сознание нового менталитета и новой системы ценностей, в которой капиталом считается – Культура, а достоинство человека определяет не материальное богатство, но способность к глубокому космическому мышлению.

 «Мы живём, – писал выдающийся русский учёный В.И. Вернадский, – в космической среде мира, пронизанной невидимыми излучениями, из которых нам известны пока немногие». Процесс эволюции человечества он рассматривал как естественную составляющую развития биосферы и Космоса.


Старший преподаватель Университета путей сообщения З.И. Ивашова оценивает сегодняшнюю кризисную ситуацию, раскрывая «Мировоззренческий аспект проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности». Приведённые ею примеры убедительно показали насколько, зачастую, драматична для жизни планеты деятельность человека. Источником всех проблем является кризис культуры, а главной стороной кризиса является нравственный аспект, уровень сознания людей. В связи с этим, переход к устойчивому развитию возможен лишь путём перехода сознания людей на более высокий уровень через овладение новым мировоззрением – философией Космической Реальности, основы которой изложены в серии книг под общим названием «Живая Этика». Многие выдающиеся учёные признают наличие некоей Высшей творческой силы, управляющей процессом эволюции нашей планеты. Задача эволюции человечества – раскрытие заложенных в духе созидательных способностей, повышение культурного уровня каждого жителя Земли.

Кандидат педагогических наук В.В. Гафнер, отмечает: человек как биологическое существо всегда был и остаётся очень слабым и беззащитным перед лицом природы. Тысячелетиями народы вырабатывали опыт бытия, закрепляя в передаваемых из поколения в поколение традициях то, что обеспечивало их жизнеспособность и отсеивая посредством табу и исторического забвения деструктивный опыт. В результате выработалось два человеческих способа выживания – цивилизация и культура. Цивилизационный путь изменения мира уже исчерпал себя и привёл человечество к тупику. Путь культуры – приспособление к миру через внутреннее изменение личности и мышления о мире.
Профессор Санкт-Петербургского Государственного университета доктор медицинских наук, директор Института высоких медицинских технологий В.К. Козлов в своем выступлении «Медицина в пространстве Культуры: пути возвращения» сосредоточил внимание участников конференции на гуманной составляющей медицины – идее служения врачей людям, которая «прогрессивно утрачивается» в результате сосредоточенности академической медицинской науки всецело на проблемах физического тела. Он обозначил ряд важнейших профессионально-этических проблем, возникших на почве цивилизационного мироустройства, ориентированного на материальные ценности, в котором нет места высокой морали и духовности. Приоритетным направлением медицины должны стать охрана и укрепление здоровья граждан, а не лечение болезней. Однако научно-практическая модель здоровья в современной медицине отсутствует, что ставит под угрозу сохранение здоровья нации. Укоренённые в традиции русского космизма идеи применительно к медицине могут быть определены как её биокосмологические аспекты, принимающие Человека как целостную «микрокосмическую единицу».

Преподаватель Уральской архитектурно-художественной академии Е.А. Бухарова, рассматривая архитектурные проекты авангардиста первой половины XX века Ивана Леонидова отметила, что все его культурные проекты и сооружения, несут в себе идею миро-здания. Особенно интересны проекты детских сооружений, в которых все элементы здания, начиная от внешнего облика до светильников на потолках, несут различные знания о законах мироустройства.

«Семиотика как инструмент в архитектуре и градостроительстве» – так назвал своё выступление профессор архитектурно-художественной академии А.А. Барабанов. Семиотика – наука о знаках, о способах выражения через них определённых знаний взаимодействия человека с космосом. Понимание символики помогает не просто решить определённые архитектурные задачи, но использование их оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на психику и здоровье человека. Автор обратил внимание на исследования выдающихся архитекторов прошлого, стремившихся создать единство архитектурных форм, одухотворить объект, чтобы вызвать возбуждающие эстетические чувства человека. Средства архитектурной композиции сравнимы, по его убеждению, со сводом грамматических правил. Следуя им при создании оригинальной архитектуры и городских пространств возможно достижение динамического равновесия между Природой, Архитектурой и Человеком, а также объединение в единое целое Прошлого, Настоящего и Будущего.

Педагог художественного училища им. И.Д. Шадра Е.С. Тапилина обратилась к теме «Эмоциональный интеллект как стимул высокой человеческой деятельности». Проблема наиболее интересна психологам, но как показывает практика, полезна и для педагогов, работающих с детьми разного возраста в учреждениях творческого профиля. Проведя исследование по определению уровня развития творческой активности и эмоционально-интеллектуального потенциала обучаемых системы непрерывного художественного образования «школа-училище-вуз», она делает вывод – чем богаче, многообразнее палитра управляемых, деятельностных эмоций и чувств, тем качественнее наше искусство жизни и творчества.


 В поисках идеала для подражания человечество, когда возникает потребность осмыслить свою роль в земной жизни, обращается к мировозренческим ценностям тех периодов истории, в которые гении духовного познания совместно создавали Идеал Культуры, запечатлевая в своих трудах ради эволюции человечества Высшие энергии Бытия. Русский писатель А.М. Горький, прошедший нелёгкие жизненные «университеты, отмечал: «сад духовный нуждается в ежедневном орошении» целительными каплями красоты природной и проявленной вдохновенным творчеством человека. Искры красоты рассыпаны всюду, нужно только научиться собирать их и щедро отдавать миру. Выступление «Без путей красоты не может быть образования» Т.П. Кобзистова сопроводила показом высокодуховных художественных работ, относящихся к разным временным периодам.

Выступающие и слушатели научно-педагогической конференции «Идеи космизма – педагогике и образованию: Культура – устой эволюции» порадовали своей заинтересованностью темой конференции и, одновременно, озабоченностью довольно низкой культурой, отсутствием в целом мировоззренческих основ у населения, а также готовностью по мере сил и возможностей содействовать улучшению ситуации в культурном пространстве. Практически каждое выступление сопровождалось живым дружелюбным обсуждением, рождались идеи, вносились предложения. Два дня творческой работы закончились, а обсуждение, обмен телефонами и адресами электронной почты продолжались в коридоре университета.

Интересны были и стендовые доклады.

Проблема культурной компетентности педагога как никогда актуальна сегодня, считает кандидат педагогических наук Минского государственного лингвистического университета А.С. Баранова, представившая материал «Роль наследия семьи Рерихов в формировании компетентности личности». Е.И. Рерих призывала к культуре мышления, а Н.К. Рерих считал овладение культурой познания важнейшим условием для формирования культурной компетентности. «Первое условие познания – не стеснять методом изучения. <…> Познание складывается дерзанием, внутренними особыми накоплениями. Подходы к Единому Знанию так многоразличны. <…> Не настаивать, не урезать, не угнетать указкою, но напоминать о Свете, об огнях пространства, о высоких энергиях. О сужденных победах необходимо».

Кандидат искусствоведения Е.С. Кулакова из Новокузнецка знакомит с подвижнической деятельностью в алтайской коммуне «Майское утро» народного учителя Адриана Митрофановича Топорова. В сложные 20-е – 30-е годы прошлого столетия он сумел создать в коммуне библиотеку произведений русской и зарубежной классики, организовать коллективное чтение и обсуждение прочитанного. При школе, в которой он один с утра до вечера вёл уроки, работали различные творческие кружки, были созданы краеведческий музей, детский и взрослый театры, струнный оркестр и хор. Г.С. Титов, космонавт-2, с детства слышал в своём селе о Топорове только хорошие слова, ведь он «звал народ вверх», был настоящим творцом гуманного образовательного мира.

 Опытом раскрытия ученикам смысла духовных истин поделилась учитель математики из г. Миасса Т.В. Галянская, прислав материал «Живые знания Культуры на уроках математики». Она обратила внимание на слова Е.И.Рерих, считавшую высшую математику самой близкой духу наукой, и на мнение В.А. Сухомлинского, назвавшего математику самым мировоззренческим предметом в школе. Творческие поиски привели к эксперименту, и уже первые шаги дали замечательные результаты. Наш соотечественник педагог К.Н Вентцель писал о цели космического воспитания, мечтая чтобы воспитанники осознали своё единство со всем космосом. Творческие уроки математики распахнули дверь в прекрасный мир философии, нравственных законов жизни, в мир бесконечных возможностей познания.

В материале учителя биологии В.Ф. Бак из г. Артёмовска «Духовные основы урока», можно познакомиться с творческим поиском педагога способов одухотворения уроков. Она ищет их исходя из убеждения: в Мироздании всё – от клетки до Вселенной – построено по единым законам и развивается по ним. Однако добиться успеха в благородном стремлении вырастить широко образованного благородного человека под силу учителю творческому, наполненному созидательной энергией и передовыми знаниями, несущим высокую жизненную Культуру, убеждена отличник образования Украины.

Проблема связи человека и Космоса может и должна рассматриваться также и в сфере преподавания на музыкальном факультете педагогического ВУЗа считает доктор искусствоведения Г.П. Овсянкина из Санкт-Петербурга. Тема «Геокосмическое влияние на человека» успешно вписывается в предмет «Современные проблемы науки и образования». В рамках этой комплексной темы затрагиваются важнейшие вопросы: влияние космических факторов на человека, роль экологических нарушений, влияние их на культуру, формирование экологической психологии, влияние электромагнитного поля и биомагнетизма на физиологию и психику человека и т.п. Здесь возникают и проблемы наследственности, одарённости, и современного «кризиса гениальности». В учебный план она включила тему «Дети нового сознания: обсуждение проблемы», которая представляется связанной с космическим мировоззрением.

«Размышления об "Академическом часе" с позиции гуманной педагогики» прислала Отличник народного образования Кыргызстана Д.А. Кутманалиева. Президент ОО «Центр Гуманной педагогики» в Бишкеке рассказала какой путь прошли сторонники идей гуманизма в образовании, как им удалось привлечь к сотрудничеству со школьниками учёных и деятелей культуры, организовав семинар «Академический час». Уроки учёных открыли перед школьниками простор для нового космического мышления.

«Устоит ли современная личность в поле Культуры?» – задает в своем докладе вопрос А.Б. Афанасьева, кандидат искусствоведения РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). В современных условиях восприятие и овладение ценностями Культуры осуществляется в культурно-образовательной среде, не всегда созвучной высоким законам Красоты и Знания, заполненной неоправданно большим объёмом форм массового западного искусства, в основном развлекательного характера. В итоге в культурном поле нарушается органичный баланс «своего» и «чужого», что грозит разрушением закономерности преемственности в развитии отечественной культуры. Важнейшая функция образования – трансляция ценностей Культуры, наработанных на протяжении веков. Автор высоко оценила традицию проведения в городе 15 апреля Дня Культуры.


Педагогика Культуры № 18 (2013)

Метки: Форумы, конференции, встречи, Кобзистова Т.П.

Печать E-mail

Просмотров: 1470