Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание школьников
в процессе знакомства с Всемирным культурным наследием

Проект: «Живая ткань Культуры»    

Красин Сергей Анатольевич,

социальный педагог

специализированной школы № 5,

г. Антрацит, Украина

Неустанно мы должны проталкивать
в жизнь простую истину
об охранении и осветлении Культуры.

Н. Рерих

 

Целевая аудитория: дети 7 – 11 классов.

 

Цели:

1. Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с Всемирным Культурным Наследием.

2. Приобщение детей к делу сохранения и популяризации Всемирного культурного наследия.

Задачи:

1. Знакомство с идеями, целями и задачами сохранения культурного наследия.

2. Знакомство с культурными произведениями и природными объектами, включенными в список Всемирного наследия. С историей их возникновения, обычаями, традициями и нравами эпохи их возникновения. С историческими личностями, чья жизнь и деятельность связана с возникновением и существованием культурных объектов, внесенных с вписок мирового наследия.

3. Приобщение детей к деятельности, направленной на охрану культурных памятников от разрушения.

4. Создание благоприятных условий для реализации творческого и духовного потенциала подрастающего поколения.

Актуальность проекта

Сегодня как никогда актуальна проблема культурного воспитания подрастающего поколения. Падение нравственности, подмена истинных духовных ценностей и идеалов опустошающими, мнимыми «ценностями» и «идеалами» создают крайне неблагоприятную, а порой и выражено опасную среду для развития личности современного человека.

Подверженность влиянию псевдокультуры возрастает в подростковом возрасте, когда у детей начинают закладываться основы мировоззрения, эстетических, нравственных, трудовых, социальных установок личности, системы оценочных суждений. В этом возрасте проявляется активное стремление к идеалу, непримиримость ко злу. Однако эти качества сочетаются с неумением разбираться в сложных явлениях жизни. Что делает детей особенно уязвимыми перед воздействием ложных ценностей эрзац-культуры.

Поэтому именно в подростковом возрасте необходимо особое внимание уделять развитию у детей чувства прекрасного, формированию высоких эстетических вкусов, духовных идеалов и принципов совместного сосуществования людей, которые ведут к интеграции личности, способствуют формированию реальных ценностей и идеалов. Всё это невозможно без знакомства человека с культурными ценностями, без объяснения роли и значения культуры и культурного наследия.

Путь духовно-нравственного и художественно-эстетического развития сложен. Именно культура и искусство ведут человека к духовным высотам. Знакомство с культурным наследием приобщает детей к историческому, культурному, духовному и художественному богатству мира. Памятники культуры и истории концентрируют в себе духовно-нравственную мудрость народов. И особое место в этом принадлежит именно Всемирному культурному наследию, которое обладает особой уникальностью и особым историческим значением. Ведь только самые выдающиеся творения рук человеческих и уникальные природные феномены заносятся в этот список.

Всемирное культурное наследие – это природные или созданные человеком объекты, представляющие ценность для всего мира согласно международным конвенциям 1972 [3] и 2003 годов, заключенным по инициативе ЮНЕСКО. Эта организация при помощи приглашенных экспертов принимает решение о включении объектов в список Всемирного наследия и далее следит за их состоянием. [4]

Главная цель списка Всемирного наследия – сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными. Приоритетными задачами по отношению к которым является сохранение и популяризация в силу их особой культурной, исторической и экологической значимости.

Объекты культурного наследия, которые попадают в список, являются:

– шедеврами человеческого созидательного гения;

– свидетельствуют о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определённом культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов;

– являются уникальными или, по крайней мере, исключительными для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла;

– являются выдающимися примерами конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.

– являются выдающимися примерами человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.

– напрямую или вещественно связаны с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность. [5]

 

Природные объекты, которые внесены в список:

– представляют собой природные феномены или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.

– являются выдающимися образцами главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символами происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.

– являются выдающимися образцами происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.

– включают в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны. [5]

По состоянию на 30 июня 2011 года в список Всемирного наследия внесено 939 объектов, из которых 725 является культурными, 183 природными и 28 смешанными. [5]

 

Знакомство детей с культурным наследием позволяет им включаться в диалог с прошлым, а знакомство с Всемирным культурным наследием позволяет включаться в диалог с наиболее значимыми достижениями человеческого гения. Ведь культурное наследие концентрирует в себе духовную мудрость народов, традиционные художественные принципы, утверждая собственную этическую систему и подлинную сущность предметов окружающего мира в изысканной красоте форм. [2]

Дети знакомятся не только с самими памятниками, но также и с историей их возникновения, с историческими личностями, обычаями, традициями и нравами той эпохи. В силу своих специфических особенностей объекты Всемирного культурного наследия создают особые условия для приобщения детей культуре, выступают как ценностные ориентиры в формировании их духовно-нравственной и художественной культуры.

А если говорить о всем комплексе знаний и ощущений, которые дают объекты Всемирного наследия, то можно смело назвать их источником духовно-нравственных исканий. Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся в процессе изучения наследия способствует развитию гармоничной и психически здоровой личности, способствует эстетическому воспитанию детей, воспитывает бережное отношение к прекрасному наследию своей страны и мира. Делает их отзывчивыми к красоте, развивает чувство прекрасного. [6]  Играет огромную роль в контексте становления ценностно-мировоззренческих ориентиров как отдельной личности, так и подрастающего поколения в целом. [7]

Причем важно чтобы изучение культурных памятников не ограничивалось только заочными формами, такими как: демонстрация наглядных пособий, фотографий, слайдов; просмотр фильмов; рассказы учителей и т.д.

Гораздо более эффективным является непосредственное посещение памятников или природных объектов. Никакие фотографии, никакие фильмы или рассказы не передадут дух и величие места или сооружения лучше, чем они сами. Посещая объекты культурного наследия, дети не только получают знания, но в определенной степени могут приобщиться к духу эпохи, почувствовать величие памятников, собственными глазами оценить их уникальность и неповторимость.

Данный проект дает возможность детям не только знакомятся с объектами Всемирного наследия, но и приобщает их к деятельности, направленной на популяризацию знаний как о самих объектах, так и необходимости из защиты.

Кроме того, проект направлен на приобщение подрастающего поколения к делу защиты Культурного наследия от разрушения. Необходимо не только информирование о необходимости и фактах защиты, но именно приобщение и включение детей в деятельность по охране культурных памятников страны и мира.

В получении такого опыта работы уже в подростковом возрасте заключается один из важных источников духовно-нравственного развития личности.

 

Реализация проекта происходит по следующей схеме:

1. Посвящение участников проекта в суть проблемы по охране Всемирного культурного наследия.

2. Ознакомление с историей вопроса, с жизнью и биографией людей, принимавших и принимающих участие в деле защиты культурных ценностей.

3. Знакомство с культурными объектами, которое включает:

3.1 Индивидуальную поисковую работу по изучаемому объекту наследия. Подготовку презентаций.

3.2 Демонстрацию наглядных пособий, фотографий, слайдов, просмотра фильмов, рассказы учителей.

3.3 Посещение объекта Всемирного наследия.

4. Подготовка фото и видеорепортажей о посещении памятников.

5. Подготовка презентаций, фото и видеоматериалов о памятниках, имеющих мировое значение.

6. Подготовка презентаций, фото и видеоматериалов о необходимости охраны культурного наследия от разрушения, вандализма и других опасностей.

7. Распространение информации о культурном наследии:

– проведение презентаций в школах и других социальных институтах;

– публикации в печатных и интернет-изданиях;

– участие в семинарах, конференциях и других общественных мероприятиях, связанных с охраной и популяризацией культурного наследия.

 

Кроме того в перспективе:

1. Налаживание связей с другими школами, занимающимися реализацией подобных проектов.

2. Организация молодежных слетов, семинаров и других мероприятий, направленных на охрану и популяризацию Всемирного культурного наследия.

 

Список использованной литературы

1. Рерих Н.К. Держава света. Мудрость радости. Рига, Виеда, 1992.-  С. 49.
2. Приобщение школьников к художественной культуре средствами культовых и мемориальных сооружений. Интернет-ресурс  http://planetadisser.com/see/dis_37695.html.
3. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия. Интернет-ресурс Фонд «Охрана природного наследия» http://www.nhpfund.ru/world-heritage/convention.html

4. Всемирное наследие. Интернет-ресурс Энциклопедия «Вокруг Света»  http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=Всемирное_наследие

5. Всемирное наследие. Интернет-ресурс Википедия.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирное_наследие

6. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 – 352 с. Интернет-ресурс http://countries.ru/library/intercult/mktc.htm

7. Амубуттаева П.В. Проблемы изучения воспитательного потенциала памятников архитектуры в учебном процессе. Интернет-ресурс «Заочные электронные конференции» – http://econf.rae.ru/article/4455


 

Осуществление проекта

ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ТКАНЬ КУЛЬТУРЫ»

С сентября 2011 года на базе Антрацитовской специализированной школы № 5[1]   начал свою работу проект, направленный на духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с Всемирным культурным наследием.

Идея изучения культурного наследия родилась еще весной прошлого года, но так как в конце учебного года смысла начинать работу не было, перенесли начало реализации на осень 2011 года. На этом этапе он назывался «Культурный дух Европы», так как начал свою работу на базе школьного Евроклуба. Одной из главных целей проекта было изучение культуры стран Европы в процессе знакомства с Всемирным Культурным Наследием.

В сентябре и начале октября проводились занятия Евроклуба, на которых детям рассказывалось о проблеме охраны культурного наследия. Их знакомили с историей вопроса, с историческими личностями, занимавшимися вопросами охраны культуры, посвящали в суть проекта.


Затем детей познакомили с объектами, внесенными в список культурного наследия Украины. Их всего пять:

1. Киев: Софийский собор и связанные с ним монастырские строения, Киево-Печерская лавра.

2. Исторический центр Львова.

3. Пункты геодезической дуги Струве.

4. Девственные буковые леса Карпат.

5. Резиденция митрополитов Буковины.

Дети разделились на группы, и каждая получила задание собрать материал, изучить и подготовить презентацию по одному из объектов.

На последующих занятиях школьники выступали с докладом и презентациями, а остальные дополняли их выступления собственными материалами.

Следующим шагом было планирование посещения Софийского собора и Киево-Печерской Лавры.

Так как главная цель поездки – посещение объектов, внесенных в список Всемирного наследия, то от услуг туристических бюро было решено отказаться: они знакомят с этими объектами только поверхностно. Да и не хотелось, чтобы у детей проект ассоциировался с обычной туристической поездкой.


В Киеве за три дня, кроме знакомства с объектами Всемирного наследия, было время посмотреть и другие достопримечательности, такие как Золотые ворота, Андреевский спуск, Музей Булгакова и др.

Самые большие впечатления остались после подъема на колокольню Софийского собора и после посещения пещер (ближних и дальних) Киево-Печерской Лавры.

После поездки было подведение итогов, новые планы.

В настоящий момент решено расширить проект, вывести его за рамки Евроклуба. Теперь он общешкольный, называется «Живая ткань культуры» и принять участие в нем может любой учащийся 7 – 11 классов.

Планируется, что весной в проекте будет уже две группы. Первая, которая уже была в Киеве, посетит исторический центр Львова. Вторая группа, в которую войдут новые участники проекта – посетит объекты Всемирного наследия в Киеве.

Кроме того, начата работа по изучению объектов культуры, предложенных правительством Украины в качестве кандидатов на занесение в список Всемирного наследия.

 

Krasin5К ним относят:

1. Исторический центр города Чернигов.

2. Старый замок Каменца-Подольского.

3. Руины полиса Херсонес Таврический.

4. Могила Тараса Шевченко и Шевченковский национальный заповедник.

5. Биосферный заповедник Аскания-Нова.

6. Национальный дендрологический парк «Софиевка».

7. Ханский дворец в Бахчисарае.

8. Каменная могила.

9. Астрономические обсерватории Украины:

10. Николаевская астрономическая обсерватория.

11. Обсерватория Киевского национального университета.

12. Одесская обсерватория.

13. Крымская астрофизическая обсерватория.

14. Генуэзская крепость в городе Судак.

15. Исторический центр и порт Одессы.

16. Кирилловская церковь.

17. Андреевская церковь.

18. Деревянные церкви польских и украинских Карпат.

19. Генуэзские колонии в Северном Причерноморье.

На фото: на Луганском вокзале.  С.А. Красин  с участниками проекта – слева  Ли Ле, волонтер из Китая, справа -  руководитель Евроклуба Мироненко М.А.   и группа школьников

 


[1] Антрацитовская специализированная школа № 5 с углубленным изучением английского языка, с 11-летним сроком обучения (Украина, Луганская область, г. Антрацит),  Кроме английского языка, в школе осуществляется обучение немецкому и китайскому языкам. Школа поддерживает разные формы сотрудничества с международными организациями, благодаря чему здесь постоянно работают волонтеры. В изучении английского языка и американской культуры уже в течение 8 лет помогают волонтеры Американского Корпуса Мира. Благодаря сотрудничеству с институтом Конфуция в изучении китайского языка и культуры в школе работают волонтеры из Китая. . На базе школы действует социальный проект «Ключ» для детей с ограниченными возможностями. Учителя по средам и субботам проводят для них уроки, а учащиеся школы – разные занятия. Кроме того, в рамках работы этого проекта школа сотрудничает с Норвежскими общественными организациями.

 


Педагогика Культуры № 14 (2012)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Красин С.А.

Печать E-mail

Просмотров: 2874