Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Не устану я петь Красоте...

Кучеровский Валерий Андреевич,

президент культурно-педагогического Центра «Белый город»,

редактор журнала «Орфей»,

г. Белгород-Днестровский, Одесская обл., Украина.

 

Даже у меня вызывает улыбку момент, когда я начинаю представляться на встрече, лекции или уроке: директор международного Центра фестивального движения «Ю’ВЕЛКАМ», президент культурно-педагогического Центра «Белый город», член Национального Союза журналистов Украины, редактор журнала «Орфей», Голова фермерского хозяйства «Уруслада». Но все имеет к педагогике самое прямое отношение.

Мы много лет проводим педагогические фестивали искусств «Орфей», о которых рассказываем в нашем журнале «Орфей». Общественную организацию культурно-педагогический Центр «Белый Город» создали для осуществления Проекта по строительству компактного поселения с Центром культуры, науки и образования для воспитания детей-сирот в семьях. Строительство будет вестись на нашей фермерской земле.

Начиная с 1977 года ведем поиск своей педагогической концепции: «Воспитание человека на основах Культуры и через осознание Красоты – путь воспитания сердца». С этой темой в январе этого года я выступал на 4-х Международных педагогических чтениях Гуманной педагогики в Москве, а сегодня хочу поделиться с читателями журнала «Педагогика Культуры» фрагментами своих размышлений.

Высшая форма искусства – это та, которая растит дух, духовно пробуждает человека.
Дума о Культуре – это врата в будущее.

Николай Рерих

Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научились, а в том, какими мы становимся.

Оскар Уайльд

 

Начну с Уроков Красоты, которые мы проводим в родном Белгороде-Днестровском, в Одессе и других городах Украины. Использование синтеза искусств: музыки, стихов, энергии и света высоко духовных картин художников-символистов, таких как Борис Смирнов-Русецкий, и других – позволяет воздействовать на внутренний мир человека, а потому зрители-слушатели от самых маленьких до пенсионеров сидят завороженные, с затаенным дыханием.

Одно время мы арендовали кинозал на триста квадратных метров полезной площади, где мы развернули экспозицию выставки более 100 работ 18 художников Украины, России, Молдовы. Был такой случай. Воспитательница из 1-й школы приводит к нам свой 7-й класс и, извинившись, уходит ненадолго, забыв предупредить нас, что это самый сложный класс в школе. Придя через довольно продолжительное время и увидев, что дети до сих пор сидят, слушают и мудро разговаривают, как самые воспитанные дети, учительница воскликнула: «И это мои дети? – Завтра я к вам на выставку приведу родителей».

Урок Красоты

Вступает музыка. На фоне колоколов и космического хорала (Китаро) звучат стихи в авторском исполнении:

Весь мир наполнен тайною предания

И манит душу, сердце, тайна та.

На рунах звездных сказ о мироздании

И правит миром этим Красота.

Послушаем легенду. Молодому царю во сне явился Ангел и сказал ему:

– Я смогу исполнить одно, но любое твое желание.

Царь радостный пробуждается ото сна, созывает своих советников и спрашивает у них:

– Скажите, как вы считаете, каким путем должен пойти мой народ, чтобы он был счастливым?

Первый советник, не раздумывая, сказал:

– Путем желаний.

Второй советник не согласился:

– А я считаю, путем знаний.

Царь был молод, но умен и терпелив, и он ждал, что ему скажет третий советник…

– Мой дорогой царь. Я считаю, народ будет счастлив только тогда, когда он устремится в будущее путем сердца.

Царю понравился этот ответ и он, закрыв глаза, вызвал Ангела:

– Я хочу, чтобы мой народ шел в будущее путем сердца.

Но Ангел только руки развел:

– Я не могу этого сделать.

– Почему?

– Потому что Господь уже дал человеку сердце и нужно только его возжечь.

– Так возожги!

– Нет, я и этого сделать не могу, потому что каждый человек должен это сделать сам.

– Но как?

И Ангел успел только дать совет. Как эхо прозвучали его слова:

– Воспитать себя, – и исчез.

И остался царь один в догадках, что же такое – воспитать человека.

– Ребята, а как вы считаете, что означает слово «воспитать»?

В ответ слышится:

– Быть послушным.

– Быть добрым.

– Уважать старших.

– Спасибо, очень хорошо. А вот когда мы бываем в садиках, то самые маленькие на мой вопрос говорят, что это значит – кашкой кормить, молочко давать и за ручку учить ходить… Так?

Все весело улыбаются, но молчат, обдумывая, что же сказать.

– А вы вслушайтесь в само слово. Воспитать, в-ось-питать. Получается, у человека есть какая-то ось, – может, это духовный стержень. Но чем же мы можем напитать этого внутреннего человечка, свое духовное «я»?

В зале оживление: оказывается, здесь серьезно интересуются их личным мнением – спрашивают не о том, что ты вызубрил из чужих мыслей, а интересуются тем, как они мыслят, как они сами понимают. Возникает азарт, все раскованы, тянется лес рук. Замечаю, как мальчишки, которые в начале уселись подальше, чтобы их не видели, переместились на ближние ряды и тянули руки наиболее активно. Спрашиваю в первую очередь именно их: «Пожалуйста, я слушаю вас».

– Добром.

– Вниманием.

– Лаской.

Наша встреча становится доверительной. Я не скрываю радости и удовлетворения от их активности и умения выражать мысли.

– Спасибо. Молодцы! А вот послушайте, что говорит об этом великий мудрец Платон. Он жил в Древней Греции за четыре столетия до новой эры. Он считал, что воспитать человека – это значит, напитать его всем возвышенным и прекрасным. Говорил о том, что видеть прекрасное, слышать прекрасное – значит, улучшаться. И великий мудрец Китая Конфуций говорил о том, что школа дает знание, а завершает воспитание – музыка. Музыка – от Муз, Музы искусств.

Вспомним Пушкина, который говорил, что одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия. Так может, прав Достоевский, что Красота спасет мир?

– Да.

– Нет.

Мнения разделились, да и видно было, что к такому вопросу они не готовы – об этом мало говорят в школе и почти не говорят дома. Люди привыкают постепенно обходиться без Красоты – не той, обиходной, бытийной, внешней, а без той, без которой не может обходиться дух человеческий и без которой становится каменным сердце. В таких беседах нужна помощь:

– А красота мыслей, поступков? А красивая музыка и эти прекрасные картины, прекрасные открытия ученых, поэзия, литература, архитектура, да и сама Природа, Космос, – если осознать их красоту и проникнуться к ним любовью, – разве не изменят мир человека к лучшему?

– Да-а-а, – дружно отвечают дети.

– А теперь перейдем к путешествию по выставке.

 

*   *   *

Но мы прервем здесь урок, чтобы осветить те вопросы, которые мы решаем в своей работе.

Это вопросы о нас, о наших детях, о родителях и учителях.

Уж и достаток пришел во многие семьи, и благополучие, и дачи, и квартиры, и высокооплачиваемая работа – а радости, счастья нет в доме. Нет его и в детях. Помните, у Сухомлинского есть описанный случай, когда мальчик, оставленный на воспитание глухой бабушке, не знал даже слов увиденных им во дворе букашек, мошек, цветов. Он ничего, кроме этого «глухого» двора, не знал и мира вокруг не понимал. Так и жизнь – компьютерная, с мобильниками, но без живых книг, без поэзии, без сказок, без творчества, без высокого слова, без огненных мыслей, без любви и красоты – становится жизнью в кривом зеркале.

Гуманная педагогика Шалвы Александровича Амонашвили выбрала единственно правильный путь – воспитание сердца. Сложность здесь в том, что этим путем могут вести учеников только учителя, имеющие открытое сердце и способность, не задумываясь, самоотверженно подарить его детям. Мы выбрали в большом поле Гуманной педагогики – воспитание Культурой и через осознание Красоты, в самом возвышенном понимании. В своей работе мы широко используем картины замечательных мастеров современности и, прошлого уже, двадцатого века, находящиеся в нашем распоряжении.

Картины помогают нам раскрыть глубочайшие аспекты этики взаимоотношений, космических и земных нравственных законов, тех важнейших человеческих качеств, которые необходимы на пути эволюционного совершенствования человека. Но сейчас пришло время пересмотра художественной ценности многих произведений искусства. Не все, что мы видим в картинных галереях, оказывает положительное, воспитательное, нравственное воздействие. Картины передают энергию художника-творца. И если его мир беден, бездуховен – он обязательно проявится в его произведении: картине, музыке, слове. Это в полной мере относится и к учителю – к его слову и тому духовному миру, который он выражает через слово, даже через тембр, интонацию, ритм и взгляд… Все важно, все ответственно, но рассматриваем ли мы эти аспекты педагогических качеств?

В нашей коллекции – картины художников-символистов. Все они – наследники великих мастеров-гуманистов и мудрецов, донесших до нас своими картинами глубину, богатство и красоту не только внешнего, материального, мира, но и тончайшие переживания и романтические чувства, свет, звук и аромат Мира Тонкого, духовного.

К этим первым учителям, мастерам нового искусства – искусства синтеза – относятся картины Чюрлениса, Врубеля, Левитана, Куинджи, отца и сына Рерихов и других.


Авторы картин нашей коллекции – продолжатели духовного письма и интуитивного восприятия мира. Один из них – член объединения художников-космистов «Амаравелла», мастер прозрачности и удивительно тонкий и глубокий романтик с научным мировоззрением – Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий, 100-летие которого мы отметили 21 января этого года (см. иллюстр.: картина Б.А. Смирнова-Русецкого «Цветущие яблони»).

Произведения этого художника чисты, как хрустальная вода горного озера. Глубину его миров очень трудно измерить, так как они через красоту земную уводят нас в мир прозрачный, беспредельный. Его «Север», «Алтай», «Коктебель», «Видения», «Города в пространстве», «Осенние раздумья» и другие обладают удивительной энергией. Свои картины художник называл «сюиты», так как стремился передать мелодию, ритм и звук пространства своих миров.

В прошлом учебном году с декабря 2003 г. по май 2004 г. мы побывали с «Уроками Красоты» более, чем в 60-ти школах Одессы и Белгорода-Днестровского. Нас услышали и увидели выставку картин более 15000 учеников, учителей и родителей. И самое первое, с чего начинается наш урок, – это мощный восторг души в те первые секунды, когда дети входят в зал. Вырывается невольное, дружное: «Ах, как красиво!» И сдержаться, действительно, невозможно.

Что отличает творчество этих мастеров? Стремление показать нам другой мир – «горний». Он здесь, рядом, нужно только взор свой направить ввысь и открыть сердце, пробудить его ото сна, развеять туман невежества. Разные авторы, но – единое чувство гармонии и светлой возвышенной радости. Вот эту красоту и чувствуют дети.

 

*   *   *

В Японии при посещении картинных галерей можно наблюдать такую картину. В зал входят ученики младших классов в сопровождении учителей. Каждый ребенок держит в руках маленькую подушечку. Они выбирают понравившуюся картину, деловито усаживаются перед нею на полу и – замирают… Дети в течение длительного времени постигают качество сосредоточения. Для этого нужно войти в мир картины – и не рассудком, а интуицией, сердцем почувствовать замысел художника.

Когда мы были с выставкой в городе Славутиче, то пригласили учеников Школы Искусств порисовать на темы сюжетов картин замечательных художников. И дети, усевшись на полу и даже лежа (благо, там ковровое покрытие), в течение двух-трех часов рисовали.

Какое это счастье – видеть детей увлеченными, сосредоточенными, погруженными в творчество!

В последнее время я сделал для себя два открытия. Мы проводили в 6-м классе 5 школы «Урок Красоты», и я попросил ребят повнимательней рассмотреть понравившиеся картины и поделиться впечатлением. После долгой паузы ко мне подходит Наташа и с радостью говорит: «Я увидела город на камне». Картина Валерия Мухина «Камни-путешественники» сама по себе – из разряда фантастических. Но Наташа показала мне на увиденное ею: «Вот здесь дома, деревья, видите? Значит, там жизнь».

Я много лет знаю эту картину, но, поверьте, этих тонкостей в картине не замечал. Значит, если дети будут чаще обращаться к творчеству, у них откроется и чувство тонкого восприятия произведений живописи, не хуже чем в Японии. Это первое открытие.

На днях нас пригласили провести «Урок Красоты» в детской Художественной Школе в 1-м классе. Всего это три часа занятий. Мы всегда используем классическую музыку, стихи, легенды, развивающие игры, собеседование и рисунок на музыкальную тему. Но в этот раз выделили время на сосредоточение групповое. Коллективное мышление создает поле огромного энергетического воздействия. Положительный пример не менее, а может даже более, заразителен.

Развернул для обозрения картину Б. Смирнова-Русецкого «Города в пространстве» и объяснил задание: «Необходимо углубиться в мир картины и интуитивно почувствовать духовный мир художника, и то, что он хотел передать зрителю».

Включив музыку, я отошел. Какая была удивительная тишина, как прекрасны были выражения лиц и оттенки думающих глаз! Лишь изредка дети что-то шептали друг другу. Что их сделало такими внимательными, серьезными, вдохновенными? Красота самой картины, ее энергия, общий настрой, музыка или ответственность и необычность задания, его нестандартная форма и самостоятельность, необходимая для получения результата? Не знаю. Но произошло чудо преображения.

А суть второго открытия в том, что необходимо не поучать детей («слушайте, что я вам говорю»), а раскрывать их богатый внутренний мир. Не учить готовым мыслям, а учить мыслить. Не учить быть послушными роботами, а помочь им стать воспитанными, а значит культурными, высоко нравственными, духовными. В ребенке все это есть, нужно только помочь раскрыть.

 

*   *   *

Часто в школах нам приходилось слышать от учителей и родителей: «Ваши картины сложные, и детям рано еще с ними знакомится, не поймут». На это можно сказать только одно – лишь бы не было поздно! Чем меньше возраст, тем богаче, проникновеннее зрение духовное. Формирование интуитивного духовного мировоззрения, в основном, происходит в первое семилетие. Второе семилетие – познание того же мира умом, развитие интеллекта, постижение мира материального. И если ребенок живет в творчестве, увлеченно, в гармонии с природой, в окружении высокодуховных учителей, воспитателей и родителей, то он будет в равновесии, будет правильно понимать цель своей жизни в совершенствовании, в посвящении себя миру, стране, семье.

Почему мы до сих пор идем по жизни как «слепые поводыри слепых»? Причина бездуховной убогости общества в том, что мы готовим детей лишь к личному, материальному благополучию и туманному счастью в экономической независимости, в престижности людей – не тех, культурных, с чутким развитым сердцем, а тех, что твердо стоят на земле, людей с тугим бумажником. Но это все – горький обман. От судьбы и от беды не уйти, говорит народная мудрость. А пословицы и поговорки учат нас: «Что посеешь, то и пожнешь», «Как аукнется, так и откликнется». То есть у каждой причины есть свое следствие. И все земные катаклизмы последнего времени – результат бездумной, эгоистической деятельности человека. Я бы сказал – бессердечности! Разве не учат нас гуманности и высокой нравственности мудрость поколений, религии народов, классическая литература, легенды, сказки, высокая музыка и поэзия?

Ученые, общественность и правительства многих стран начинают понимать, что душевные качества народа важнее успешной карьеры и высокого интеллектуального уровня. В школах Тайланда, например, переходят на новую систему оценки учеников – теперь будут оцениваться личностные качества детей, поощряться добродетельность, гуманность, сердечность. Причиной нововведений стали громкие преступления последних лет. Большинство преступников были образованными людьми, зачастую с блестящей академической карьерой.

Мы знаем, на какую высоту ставили искусство в Древней Греции, Древнем Китае и в арабских странах. Возрождение народов Европы в средние века стало возможным только через возрождение культуры, науки, искусств.

Так может быть, все наши беды – от отсутствия культуры?

Директор одного из киевских институтов профессор Петр Кононенко считает, что без культуры немыслимо поднятие экономики, а опыт Чернобыля подтверждает, что специалист без гуманистического идеала, высокоморальных критериев может стать и причиною трагедии. Может ли об этом не думать школа?

В Индии думают и применяют необычное понимание зрелости человека, выходящего из стен школ. Ни один выпускник не получит свидетельства об окончании школы, если он… не научился играть на 2-3 музыкальных инструментах, не владеет основами композиции и цвета в живописи и рисунке, не знает секретов стихосложения. Объяснение очень простое: если ты не можешь гармонично оценить культурное явление, не понимаешь красоты художественных и музыкальных произведений, не можешь отличить красивого поступка от невежественного – какой же ты зрелый человек?

Необходимо в школе учить детей понимать искусство, учить видеть красоту, учить не просто слушать музыку, а слышать, учить не просто смотреть мир вокруг, а видеть его прекрасным!

С чего начать? С воспитания – детей, учителей, родителей. Важно создание широкого культурного поля. Подобное устремляется к подобному. Это вечный космический закон. Значит, сначала надо загореться высокой идеей сделать мир вокруг нас прекрасным. Рядом обязательно появится единомышленник, появятся и нужные книги, и те, кто подумал об этом же чуть раньше, а потому – и знающие больше.

Для нас большую помощь оказывают семинары Ассоциации творческих учителей, Международные педагогические чтения Гуманной педагогики и практические семинары академика Шалвы Александровича Амонашвили.

На проводимый нами в Черноморском курорте Сергеевка (Одесской области) 10-м Международном Педагогическом фестивале искусств «Орфей–2005» мы ожидаем единомышленников в области Гуманной педагогики, воспитателей, учителей гуманитарно-эстетического цикла (мировая художественная культура, литература и язык, музыка, рисование, этика, эстетика). Тема фестиваля: «Искусство в школе и семье». Фестиваль в период летнего отдыха дает широкую возможность совместить морские купания с круглыми столами, мастер-классами, глубокими и полезными беседами на прогулках, экскурсиях, у костра. По опыту прошлых лет, каждая фестивальная встреча является полезной школой обмена опытом и формой творческого роста.

 

Уроки Красоты чаще всего я заканчиваю стихами о Красоте:

Не устану я петь Красоте

Свои звонкие, светлые гимны.

Ей молюсь, словно вечной мечте,

Вижу образ таинственный, дивный.

Знай – прекрасная жизнь нам дана

И любовью великой согрета,

Красотою сотворена

И в чудесные ризы одета.

 


Педагогика Культуры № 3/4 (2005)

Метки: Рубрика: Гуманная педагогика, Кучеровский В.А.

Печать E-mail

Просмотров: 2170