Гуманно мыслить научить
Становись, становись,
становись Человеком скорее!
Гуманным называют человека, способного к состраданию, к отзывчивости, к милосердию. Сегодня, когда в обществе, в том числе и в детской среде, «раздора много, а любви негусто», проблема этической культуры, основанной на постулатах ценности каждой человеческой личности, особенно обострилась. Лекциями о гуманности ее не решишь. Готовность к состраданию живет в глубине души человека, в эмоциональной сфере его сознания. А они, как известно, «питаются» не знаниями, а искусством, главным из которых является искусство слова – художественная литература. О чем бы ни рассказывал настоящий писатель в своем произведении, он всегда говорит о человеке, пробуждая к нему «чувства добрые». Не давая готовых рецептов, литература развивает в читателе способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение человека, его отношение к людям, учит вглядываться в жизнь, вдумываться в сложность характеров и обстоятельств, сопереживать другим и делать самостоятельные выводы. Психологами замечено, что уже в дошкольном возрасте ребенок способен по каким-то только ему известным признакам отличать злого человека от доброго. Но не все так просто. Внутренний мир человека скрыт от непосредственного наблюдения. Человек может казаться совсем не таким, каков он есть на самом деле. За улыбкой может скрываться горе. За грубостью – душевная щедрость. Произнесенное слово может содержать и правду и ложь. Как все это распознать? Как строить свое отношение с людьми? Как найти точку опоры в своем суждении о них?
Большое значение в нравственном воспитании подростков средствами художественной литературы имеют обсуждения, диспуты, беседы о прочитанном. Проблемные вопросы, связанные с конкретными литературными героями и их взаимодействием с другими, активизируют самостоятельные нравственные поиски читателя, заставляют его задуматься о людях и о самом себе, анализировать, определять критерии оценки, высказывать свои суждения. Среди разных жанров литературы особое место в разработке методики обсуждения занимает жанр рассказа. Незначительный объем повествования в сочетании с емкостью содержания, требует от читателя особо вдумчивого чтения и сотворчества. Рассчитанный на усвоение сразу и целиком, как говорят «в один глоток», рассказ отличается оперативностью воздействия. Это делает его удобным материалом для работы в классе, дома, в библиотеке, не отнимающим времени на подготовку. Чтение вслух небольшого рассказа занимает не более 15-20 минут. Свежесть впечатлений и нравственных переживаний, не успевшая еще угаснуть острота чувств, полученных при чтении или слушании произведения, возбуждает мысль подростка, стимулирует активность участия в общем разговоре. Но чтобы рассказ задел «за живое» он должен быть и в художественном, и в психологическом, и нравственном отношении безупречен и принадлежать перу писателя-гуманиста. К подлинным мастерам названного жанра можно отнести многих писатели второй половины прошлого столетия, чьи произведения переиздаются и в наше время. В их плеяду входят не только детские писатели, но и взрослые, пишущие для детей. Среди них В.Распутин, В.Солоухин, Ю.Нагибин, В.Драгунский и В.Голявкин, Ю.Томин, Р. Погодин и многие другие. Их произведения, актуальные для своего времени, не только не устарели, но еще более актуализировались для нашего времени – времени Интернет. Внутренний мир нынешних детей, ограничивших себя Интернетом, в большинстве своем оказался несформированным, лишенным гуманности и цельности. Опыт показывает, что блага цивилизации в виде электронных информационных технологий не преобразуются в блага духовной и нравственной культуры и порой несут в себе не гуманное, а антигуманное содержание. Страдает этим и современная массовая литература, адресованная детям.
Горький писал: «Чтобы судить о таланте автора, я должен видеть, … как он изображает человека, как его люди говорят, что они думают, что делают и почему они поступают вот так, а не иначе». Из этого следует, что и само обсуждение произведения, направленного на человека, на его внутренний мир и поведение, может быть полезным не только в плане воспитания гуманного отношения к людям, но и в отношении развития у юных читателей образного мышления, культуры восприятия, реализации своего творческого потенциала в чтении.
Как известно, нынешние подростки не любят литературную классику, особенно, большую по объему. Содержание романа или повести, как правило, разветвленно, и многопроблемно. В этом отношении рассказ имеет преимущества. В нем, чаще всего, изображен один нравственный конфликт, разрешение которого и падает на долю читателя, взывает к его активности. Малая доза хорошей литературы, глубоко осмысленная и эмоционально воспринятая подростком, может стать прививкой интереса к большой литературе. Когда-то писатель В.Солоухин в капле дождя увидел солнце и написал об этом книгу. В «маленьких часиках» рассказа нам надо разглядеть большое время и попытаться через искусство слова ответить на вечные вопросы бытия: «Что есть счастье? Что есть душа? Что есть Человек и Я вместе с ним?»
Как библиотекарь я давно собираю хорошие рассказы для детей, в которых поставлены эти вопросы и которые несут в себе гуманную направленность. Это своего рода художественный «банк» жизненных ситуаций. Он прошел проверку в реальных обсуждениях с детьми и взрослыми. Со временем рассказы в зависимости от нравственной проблематики объединились в циклы.
Каждый цикл содержит введение в тему, методические аннотации на содержащиеся в нем рассказы, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы. Ни одно из включенных в цикл произведений не повторяет другого в решении нравственной проблемы. Каждое последующее дополняет предыдущее, раскрывая тему в новом нравственном ключе. Вот некоторые из них: «Быть и казаться», «Зачем человеку совесть?», «Что такое щедрость души?», «Верность и предательство», «Добру открыть сердце», «Эгоизм или альтруизм».
Для примера приведу методические разработки четырех рассказов из цикла «В ответе за тех, кого приручил».
Введение в тему.
Способность отдавать себя другому – величайшее нравственное завоевание человека. «Чуткость, отзывчивость, человечность наших питомцев, – писал В.Сухомлинский, – могут утвердиться лишь тогда, когда каждый ребенок что-то или кого-то "приручит", что-то одухотворит, во что-то вложит свою душу». Соучастие в жизни другого рождает полноту счастья, а самого человека делает духовно богаче. Один мудрый человек сказал, что душа – это пространство внутри человека, которое заполнено другими людьми. Чем больше людей в этом пространстве, тем значительнее человек, тем больше хочется с ним общаться.
Московская учительница Инна Кабыш задала вопрос по «Маленькому принцу»: «Надо ли стремиться к тому, чтобы тебя приручили, если расставаясь с приручившим, испытываешь боль?» Первоклассник отвечает: «Надо»!» Почему? – спросила она. «Потому что боль – ответил ее ученик, – лучше, чем ничего»… Будем надеяться, что многие и наши дети, ученики или читатели, участники обсуждений, предпочтут душевную боль, связанную с другим человеком – пустоте.
Рекомендую обсудить следующие рассказы.
Юрий Томин «Счастливый день» (Томин Ю. Повести и рассказы. – Л.: Детлит, 1975. – С.223-233).
Может показаться, что ничего счастливого в жизни Павлика в этот день не произошло. Обычный летний день. Не считать же за счастье, что родителей в этот день не было дома, что рыбалка не удалась, что новую кастрюлю сжег на костре, что вымок до нитки под дождем. И все-таки «сегодня был удивительный, счастливый день». Этим счастьем стал Жека – соседский парень. Как маленький принц, приручив Лиса, стал для Лиса единственным в мире, так и Жека, пригласив Павлика на рыбалку, открыл в том способность отдавать свое сердце другому. Слова «Мы с Павликом», словно волшебство, раскрыло в мальчике самое лучшее, что есть в нем: доброту, сердечность, бескорыстие, преданность, обостренное чувство красоты. «Все это вместе: и быстрая мутная вода, и капли дождя, секущие спину, и краешек голубого неба, показавшийся на горизонте, и даже то, что вокруг не было ни души, – все это было прекрасно», потому что рядом был друг.
Обсуждая рассказ, важно «заразить» детей мироощущением героя, и на этой основе пробудить потребность в том огромном богатстве, каким является другой человек.
Примерные вопросы к обсуждению
– Почему рассказ называется «Счастливый день»?
Разделяете ли вы убеждение Павлика, что этот день был действительно счастливый?
Что же в нем особенного? Только ли в том, что мальчика взяли на рыбалку? Какие душевные качества Павлика раскрылись в этот счастливый день?
– Почему Павлик не только не обиделся, когда на вопрос-восклицание «Я?!» Жека ответил: «А кто, свинья»?, но «засмеялся еще громче Жеки, хотя понимал, что над собой смеется»?
– Раньше Павлик никогда не трогал коров, боялся их, а сегодня подошел к одной и похлопал ее. Почему именно сегодня ему « ничего не было страшно»? Как объяснить, что после слов Жеки «Мы с Павликом» Павлик ощутил в себе небывалое мужество и силу?
– «Напоминание о сожженной кастрюле отозвалось в низу живота легким холодком», однако Павлик решил: «Если Жеке нужна кастрюля, она будет». Одобряете ли вы это решение? Почему?
– Согласны ли вы с мнением Павлика, что Жека – настоящий друг?
– Почему Жека, раньше друживший с Витькой, заступился за Павлика, а не за Витьку? Как объяснить, что Витька не осуществил свою угрозу, говоря Жеке – «Еще получишь!», он отступил сразу на два шага?
– Случайно ли в коротком рассказе так много места отведено природе? Какие рисунки к рассказу вы нарисовали бы, если бы были художниками? Поделитесь вашими замыслами.
– В этот день все окружающее казалось Павлику прекрасным, и было ощущение, что «лес смеется» вместе с ним. Было ли нечто похожее с вашей жизни? Расскажите.
Виктория Токарева «Самый счастливый день» (Новый мир. – 1980. – № 2. – С. 177-182)
Рассказ Виктории Токаревой во многом схож с рассказом Юрия Томина. Их роднит не только схожесть названия, но и общность настроения, единая лучезарность во взгляде на жизнь. И вместе с тем, этот рассказ не похож ни на какой другой. И дело не только в том, что он брызжет остроумием, а в том, что он открывает в привычном – необычное, в знакомом – нечто новое, в сегодняшнем дне – связь с прошлым и будущим. Мама героини-восьмиклассницы говорит, что на сострадании, на соучастии держится мир, и это тоже талант, который доступен немногим. Именно таким талантом и обладает наша школьница. И хоть кажется, что желания ее очень будничны – иметь дубленку, перейти в следующий класс, познакомиться с артистом, главное для нее в другом – в ее убеждении: когда одному человеку плохо, то и другому пасмурно. Никто не бывает счастлив на сто процентов, считает она, а вот любить на сто процентов можно, как любит она своих маму и папу, как любит бабушку. Вот почему в своем сочинении «Самый счастливый день в моей жизни» она не стала писать о полезных делах, а написала о своей поездке с отцом к бабушке, о том, как они сидели вместе на кухне и ели рыбу. Но дело не в еде, как пишет она, а в обстановке. «Меня все любили и откровенно восхищались мной. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила пользу.. У меня глаза папины, у папы бабушкины…. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и то же. И были, как дерево: бабушка – корни, папа – ствол, а я – ветки, которые тянутся к солнцу»
На эту кровную связь человека с людьми и следует обратить внимание при обсуждении рассказа и дать почувствовать детям, как это прекрасно осознавать себя необходимым для тех, кто рядом, а их – необходимым тебе.
Примерные вопросы к обсуждению
– Почему девочка не стала писать сочинение о своих полезных делах, как на это рассчитывала учительница, а написала просто о поездке к бабушке?
– Какой оценки, по-вашему, заслуживает ее сочинение?
– Все одноклассники кажутся школьнице талантливыми, кроме ее самой. Согласны ли вы с ее мнением, что у нее «ни рук, ни мозгов – один словарный запас? А каким запасом душевных качеств обладает она? Разделяете ли вы ее мнение, что ни эгоистки, ни карьеристки из нее не получится? Что в ее характере вам кажется самым ценным?
– Девочка считает, что любить – это и значит приносить пользу. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы понимаете его смысл?
– Почему автор сочинения считает, что поездка к бабушке была просто счастливым днем, а самый счастливый у нее – еще впереди? Каким, по-вашему, будет для нее самый счастливый день? Был ли такой день в вашей жизни? Если не было, то каким он рисуется в ваших мечтах?
Радий Погодин «Что у Сеньки было» (Погодин Р.Осенние перелеты. Повести и рассказы. – Л.: Лениздат, 1972. – С.77-95.)
Герой рассказа Сенька, житель деревни Малявино, ощущает кровную связь не только с теми, кто живет с ним под одной крышей, но и со всей землей, птицами – оседлыми и перелетными, деревьями, горячей пылью на дорогах, с небом и солнцем. Весь большой мир носит он в своем сердце, как и мир носит Сеньку – в своем. А если человеку плохо, то Сеньку «словно холодом обдавало, словно ветер из многих щелей, а заткнуть их нечем». Правда, появилось однажды у Сеньки желание покинуть родную землю и уйти в «огромадный» город. Злое чувство поселилось в нем – не захотел он делить все, что у него было, даже с родной сестрой, но, поднявшись на большой бугор, увидел он свою деревню открытую, и «от своей земли, от ее прекрасного широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло». И понял он: никуда ему от своей земли не уйти. Не сможет жить без него и пес Яшка, и теленок, скачущий во ржи, не могут без него остаться даже каменные кресты старинные – память о древних пахарях-воинах, поднявших эту землю, и еще понял он, что делить это ему ни с кем не нужно – неделимое оно. У каждого оно свое, хоть одно и то же. За все это он в ответе, как и мир в ответе за него.
Осознание причастности ко всему, что нас окружает, ощущение родства с людьми. (Они «потому мои, что я ихний» – вот пафос рассказа). Углубить его призвано обсуждение.
Примерные вопросы к обсуждению:
– Какие три мира было у Сеньки? И почему ближний мир ему дороже всего: За что его любили и он любил всех?
– Всех животных, птиц, даже шмелей Сенька понимал, а вот когда собрался уйти из деревни, то не понял он ни «по-петушиному», ни «по-телячьи», как и они не поняли его. Почему?
– Почему Сенька раздумал покидать деревню именно в тот момент, когда поднялся на бугор? Что открылось перед его взором?
– До появления сестры Сенька тоскливо думал, что придется ему делить с ней все, что у него было, а потом решил, что нельзя делить, а надо целиком отдать все, ибо «неделимое оно». Как вы понимаете ход мысли Сеньки? Разделяете ли вы его?
Виктор Драгунский «Сестра моя Ксения» (Драгунский В. Красный шарик в синем небе. – М.: Сов. Россия, 1982. – С.216-219.
Иначе, чем Сенька в рассказе Р.Погодина, повел себя Дениска Кораблев, когда узнал, что у него появилась сестра, и когда увидел ее в «свертке», на руках у матери. До этого времени он сидел на подоконнике, смотрел на прохожих и скучал. Но его как ветром сдунуло, когда папа «влетев в комнату» сообщил, что сейчас придет мамам. С небывалой энергией Денис принялся за уборку в комнате, представляя себя матросом на корабле, где раздалась команда аврал. От одной мысли, что вот-вот появится мама, у Дениски разыгралась фантазия, она била через край и ему было все нипочем. А когда пришла мама со свертком в руках и протянула ему этот сверток, это был целый оркестр чувств: ведь в свертке была его сестренка Ксения. Когда все сели обедать, Дениска вскакивал каждую минуту посмотреть на «Ксеньку». Самое главное произошло во время купанья сестренки. Денис увидел, как испугалась она, когда ее опустили в воду, словно она прощалась с жизнью. И он тут дал сестре свой палец, за который та ухватилась, как утопающий за соломинку. Денис почувствовал в этот миг, что она ему одному доверяет свою жизнь: держится за палец старшего, сильного и смелого брата. «И когда я обо всем этом догадался, когда я понял, наконец, как ей трудно, бедняге, и страшно, я сразу стал ее любить». Появившееся в мальчике чувство ответственности за слабое существо – вот что придало ему душевную силу и вызвало любовь к той, которая в этом больше всего нуждалась.
Примерные вопросы к обсуждению
– Сравните настроение Дениски в начале рассказа и в конце. Если бы вы были музыкантами, как бы передали звуками разницу этого настроения? Чем обусловлена эта разница?
– Какие фантазии и игры приходили в голову Дениске, пока он убирался в комнате. Какие команды он себе давал?
– Он рисовал себе, кем он станет (Я буду – ого! Я буду даже ого-го! Огогугаго! Вот кем я буду!) А кем он стал несколько минут спустя, когда появилась мама со свертком в руках? Стать братом – защитником своей сестры – разве это мало?
– Почему именно в тот момент, когда сестренка крепко ухватилась за палец Дениски своими «воробьиными» пальчиками и когда он почувствовал, что ему одному она доверяет свою жизнь, он и полюбил ее?
– Случалось ли вам испытывать ответственность за другого? Что вы при этом чувствовали? Были ли ваши чувства схожи с тем, какие испытал Дениска? Поделитесь опытом испытанных вами чувств.
Дополнительная литература по теме:
1. Нагибин Ю. Старая черепаха (Нагибин Ю. Мальчики. Рассказы. – М.: Детлит, 1955 . – С.39-50)
2. Воскобойников В. Все будет в порядке.
3. Крапивин В. Та сторона, где ветер.
4. Драпкина А. Девочка, которая умела танцевать (Драпкина А.Волшебные яблоки. – Л.: Детлит, 1976. – С. 15-24)
5. Погодин Р. Книжка про Гришку. – Л.: Детлит, 1977. – 143 с.
6. Гайдар А. Горячий камень.
7.Алексин А. Повести и рассказы.
Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Тихомирова И.И.