Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Любовь Владимирова

Человек успешный

Очерк о  Поляковой Т. И. – руководителе информационно-библиотечного центра
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

 

 В январе 2011 года отмечает свою юбилейную дату Татьяна Ивановна Полякова – руководитель информационно-библиотечного центра Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат наук, отличник просвещения.

О ней вполне определенно можно сказать: она – человек успешный.  Пусть каждый вкладывает свой смысл в это понятие, ставшее в последние годы популярным, но всё же, наверняка, всякий хотел бы в своей жизни быть успешным. Ведь, исходя из сути, об успехе можно говорить тогда, когда была поставлена цель, и она в итоге оказалась достигнута. В связи с этим, важно уметь поставить цель, и важно при этом иметь соответствующий, сильный характер.

Татьяна Ивановна отличается именно таким характером: она умеет цели ставить и их добиваться. И цели, как правило, достойные. Характерные черты ее личности – упорство, настойчивость – проявились у нее еще в раннем возрасте, в детстве, и какие замечательные цели она уже тогда ставила! Посудите сами: насколько сильным должно быть стремление ребенка к познанию, если в шестилетнем возрасте, несмотря на то, что окружающие взрослые были против, сумела самостоятельно добиться разрешения учиться в школе, когда школьное обучение в тот период начиналось при достижении семи лет. Тогда девочка просто решила для себя, что учиться в школе ей уже пора, и 1 сентября вместе с подружками, которые были старшее ее – им уже было семь лет, и они были зачислены в первоклассницы – пришла в класс и уверенно села за парту. Без портфеля, учебников, школьной формы и… без разрешения. Учительница, увидев незнакомую девочку в классе, хотя и была очень удивлена, все же уступив желанию ребенка учиться, позволила ей остаться в тот день на занятиях. Но маленькая Таня, не шутя, продолжала приходить каждый день в школу и, устроившись на задней парте, внимательно слушала урок. Мама относилась к этому снисходительно, как к детской причуде, но вскоре её попросили внушить дочери, что так поступать нельзя – т.е. приходить без позволения. Однако на девочку, будущего ученого, никакие уговоры не действовали – так велика была воля к учебе. И когда дело дошло до районного отдела образования, там отнеслись в итоге с пониманием и поступили вполне педагогически гуманно: со второго полугодия, когда Тане, наконец, исполнилось семь лет, она уже полноправно занимала свое место в классе – была зачислена в школу. Нужно ли говорить, что училась она, конечно, на «отлично». И это была первая победа целеустремленного человека, первый успех, который окрылил и в дальнейшем укрепил характер.

Этот опыт пригодился при достижении новых целей, которые, действительно, были прекрасны: учиться самой и помочь другим полюбить учиться – через любовь к книге. Эти цели – познавания и совершенствования – сопровождают Татьяну Ивановну всю жизнь. И в итоге никак не случайно оказалась она в свое время в Институте усовершенствования учителей и до сих пор продолжает работать в этом учреждении, которое хотя и не раз меняло свое название, призвано служить распространению и развитию знаний.

Страсть к чтению, которая у Татьяны Ивановны с детства, привела ее в итоге к библиотечной работе, а любовь к детям – в систему школьного образования. После окончания Института культуры (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств), она, изучив основы библиотековедения, приобрела практический опыт работы по библиотечному обслуживанию и вскоре освоила преподавательскую, а затем и методическую работу – сначала в Московском районном отделе образования, а затем в Лаборатории методологии и технологии воспитания Университета педагогического мастерства. Заметив старательного методиста, наблюдая в течение определенного времени за работой Татьяны Ивановны, опытный руководитель городской методической службы школьной библиотечной системы А.Л.Лебедева отметила незаурядные профессиональные и человеческие качества Татьяны Ивановны и предложила ей возглавить вместо себя этот ответственный участок работы. И с тех пор уже более 20 лет Т.И.Полякова осуществляет методическое руководство деятельностью школьных библиотек в Санкт-Петербурге.

Успешно сочетая практическую работу с научно-исследовательской, Татьяна Ивановна подготовила и защитила кандидатскую диссертацию, а в дальнейшем осуществила идею ежегодного проведения международных конференций по повышению качества чтения с целью продвижения в жизнь Национального проекта поддержки и развития чтения. Эти конференции, ежегодная их подготовка и публикация их материалов во многом способствует решению актуальных проблем образования, повышению качества чтения, развитию познавательных способностей учащихся, формированию культуры.

Целенаправленность и выдержка, ответственность и добросовестность, интеллектуальность и дальновидность, доброта и заботливость, надежность – эти и многие другие качества Татьяны Ивановны отмечают в ней коллеги и сотрудники, отзываясь о ней с неизменным уважением, а подчас и восхищением. И неудивительно, ведь Татьяна Ивановна – человек успешный.

Обладает Татьяна Ивановна Полякова и еще одним, особым, духовным качеством – устремленностью, которым только и можно объяснить уникальную способность осуществлять труднейшую работу по развитию движения Культуры в школах Санкт-Петербурга. Во многом благодаря именно ее участию, – человека, устремленного в будущее и понимающего значение культуры для подрастающего поколения, – в последнее десятилетие в системе школьного образования успешно проводится замечательный ежегодный праздник «День Культуры». Установилась прекрасная традиция каждый год 15 апреля праздновать знаменательный день чествования возвышенной и утонченной Культуры. В этом движении участвуют педагоги и школьники, взрослые и дети, которые, объединившись, готовы горячо отстаивать достижения родной и мировой культуры – науки, искусства, духовных традиций. Они задолго до праздника готовятся к нему, своими действиями, творческим участием поддерживая всё то прекрасное и лучшее, что считает человечество своим достоянием. Руководить организацией конкурсов и мероприятий, посвященных Дню Культуры, как оказывается на практике, очень не просто – далеко не везде понимают значение Культуры как панацеи от бед, и требуется огромная просветительская, организационная работа по продвижению идей Договора по защите культурных ценностей – Пакта Рериха, 75-летие которого в минувшем году торжественно отметила мировая общественность. Каждый, кто прикоснулся к мудрости этих заветов, наверняка прочувствовал величие и значимость задач, стоящих перед просвещением. И День Культуры – средство продвижения этих идей.

Татьяна Ивановна Полякова без колебаний включилась в инициативу Международной Лиги защиты Культуры, откликнувшись еще в те трудные, девяностые, на призыв Д.С.Лихачева о сохранении и приумножении культуры и в дальнейшем старалась не упустить ни одного шанса, чтобы помочь организации Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга. Именно от руководимой ею системы школьных библиотек распространилась эта замечательная инициатива, поддерживаемая самой лучшей, передовой частью школьной интеллигенции – бескорыстными и самоотверженными людьми, работающими во благо общества, на пользу общую. По выражению Н.К.Рериха, «библиотекарь – первый вестник красоты и знания», и можно убедиться в этом на практике. Уберечь культуру от разрушения, спасти детей и общество от деградации – не в этом ли состоит прекрасная и благородная задача каждого педагога, каждого образованного человека! Но всем известно, что без книги нет образования и нет культуры, и потому активная, творческая деятельность по развитию и поддержке качества чтения, формированию его культуры, которую проводит Татьяна Ивановна, безусловно, заслуживает глубокого уважения.

Устремленность – качество огненное, оно несет свет огня культуры, отражая саму сущность личности. Человек успешный, человек культурный – эти неразрывные характеристики, которые могут, как мы видим, и должны существовать только вместе как пример для подражания, – счастливо воплотились в личности Татьяны Ивановны Поляковой.

 


Педагогика Культуры № 11 (2011)

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Владимирова Л.

Печать E-mail

Просмотров: 2786