Народная культура как средство социализации детей-сирот
Из опыта работы Вологодского детского дома имени В.А.Гаврилина
Музей «Этнография и декоративно-прикладное искусство» при Вологодском детском доме им. В.А.Гаврилина создан детьми и для детей. Открытию Музея предшествовала большая работа по организации и проведению многочисленных выставок на городском, областном, межрегиональном уровнях. Нам необходимо было сохранить авторские работы по народно-художественным промыслам бывших выпускников. За 10 лет существования школьных мастерских накопилось немало экспонатов. Сейчас насчитывается более 600 экспонатов: авторские работы детей, документы, фотографии, подлинные вещи, кроме того, имеется более 30 единиц научно-вспомогательного фонда. Все экспонаты соответствуют профилю и теме Музея.
Музей открывает особый, удивительный мир декоративно-прикладного искусства.
Каждый человек всю жизнь окружён произведениями этого искусства, значит должен его знать и понимать. В Музее хранятся экспонаты, подлинные вещевые, изобразительные предметы ушедшей эпохи и всевозможная информация о них. Музейно-педагогическая работа предполагает пробуждение в детях исследовательской деятельности, развитие у них воображения, творческого мышления, фантазии, привитие навыков самостоятельного приобретения знаний, способствует формированию личности ребёнка, воспитывает идейную убеждённость, патриотизм, трудолюбие, влияет на профориентацию учащихся в процессе сотворчества детей и педагогов. Сегодня недостаточно рассказать детям об этнографии и о музейной экспозиции – гораздо важнее открыть то, что стоит за каждым экспонатом. А это, прежде всего, события жизни простых людей, наших предков.
Программа деятельности Музея «Этнография и декоративно-прикладное искусство» актуальна: формирование и развитие у воспитанников Детского дома познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков, знакомство с миром народной культуры, народными обычаями и традициями, ремеслами и народными промыслами является необходимым условием их успешной социализации и адаптации в системе общественных отношений.
Программа деятельности музея носит инновационный характер, поскольку рассматривает музей и Детский дом как единое социализирующее пространство, создавая дополнительные возможности для воспитания и реабилитации воспитанников.
Музейно-педагогическая деятельность способствует формированию у детей исследовательских навыков, художественного восприятия действительности, развитию способности ориентироваться в мире современных общественных ценностей через приобщение к культурным ценностям прошлого, практических умений.
Изучение старинных технологий-ремесел (ткачество, берестоплетение, кружевоплетение, роспись по дереву, изготовление фольклорных кукол и т.д.) является способом логического проникновения в традицию, что соответствует интеллектуальным потребностям современных детей и подростков, менталитет которых в значительной степени ориентирован на рациональное, структурированное освоение мира. Ремесло всегда было универсальным способом взаимодействия человека и природы, именно практическое освоение ремесел является механизмом взаимодействия между традиционной культурой и современным человеком, при помощи которого он включается в формирование предметного мира.
Методологической базой разработки и реализации программы являются принципы ориентации на личностно-индивидуальные ценности гуманизма, развития творческого потенциала детей, сотрудничества, комплексности, занимательности, новизны, последовательности, динамичности, полезности.
Деятельность музея осуществляется по следующим направлениям:
1. Комплектование, в рамках которого происходит сбор авторских работ учащихся по разным видам ремесел (кружево, береста, вышивка, столярные изделия), оформление альбомов, файлов: (технологические процессы по изготовлению изделий по народно-художественному промыслу, выставки, встречи с мастерами), составление тематического плана экскурсий в музее воспитанников Детского дома и других учебных заведений, оформление и поиск антикварных вещей для «Русской избы».
2. Фондовая работа предполагает ведение инвентарной книги, создание картотеки учёта и хранения музейных экспонатов, проведение реставрационных работ предметов домашнего обихода для «Русской избы» и «Горницы». Подлинные материалы в экспозиции защищены от механических повреждений, загрязнения, сырости, выцветания.
3. Научно-исследовательская деятельность предполагает написание рефератов на тему: «История берестяных промыслов», «Вологодское кружево», «Традиционные промыслы Вологодской земли» и др., составление плана сотрудничества с другими школьными музеями и государственными музеями-заповедниками, составление тематического плана экскурсий в музее, подготовка групп экскурсоводов из числа воспитанников, изучение и подготовка русских традиционных костюмов для проведения экскурсий.
4. Экспозиционная работа предусматривает оформление стенда «Наши достижения», оформление экспозиций «Русская изба», «Горница», экспозиционных залов: берестяные промыслы, кружевные работы, вышивка, столярные работы, передвижные выставки. Экспозиционная работа в музее осуществляется по годовому и перспективному планам. Идейная направленность экспозиции соответствует целям и задачам работы Музея, художественное оформление Музея совершенствуется и обновляется для достижения наиболее полного эстетического восприятия, работы детей представлены на стендах, под стеклом, в альбомах.
5.Экскурсионная деятельность осуществляется по двум основным направлениям: организация экскурсий воспитанников в музеи этнографического профиля и проведение экскурсий для гостей Детского дома. Уже стали постоянными экскурсии в Вологодский областной музей-заповедник, музей «Традиционной народной культуры», этнографический музей деревянного зодчества (деревня Семёнково, Вологодского района), музей «Мир забытых вещей», в школу керамики «Синяя птица» и др. Экскурсионно-массовая работа – один из ведущих видов деятельности в Музее. Идейное содержание экскурсий, стройность изложения материала, степень использования экспонатов соответствуют требованиям музейно-педагогической деятельности.
В Музее проводятся и другие виды экскурсионно-массовой, воспитательной работы: тематические вечера, встречи, устройство передвижных выставок, уроки, проведённые в Музее, характерны тем, что дают богатую пищу для размышлений и раздумий, дети «погружаются» в историческое прошлое родного города, страны.
За десять лет существования Музея сформировался своеобразный фонд мероприятий:
- праздники – «Здравствуй, музей!», «Русские традиции»;
- игры – «Забавы вокруг печки», «Этнографический лабиринт»;
- игры-викторины – «Русские народные сказки, пословицы, загадки», «Знаете ли вы русские традиции?»;
- кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок;
- конкурсы – конкурс рисунков «Русская изба глазами детей», школьные конкурсы «Лучший изготовитель художественных изделий из бересты», «Лучший столяр».
Наши воспитанники ежегодно принимают участие в межрегиональной выставке-ярмарке сувенирной продукции, во Всероссийских выставках «Российский лес» и «Российский лён», в конкурсе кружевниц «Серебряная коклюшка», который проходит в рамках Всероссийской выставки «Российский лен», где занимают призовые места в своих возрастных группах.
Практической составляющей деятельности Музея являются мастер-классы. В Детском доме существует производственное объединение «Овен» на базе, которого проводятся мастер-классы по кружевоплетению, изготовлению народных кукол, изделий из бересты, столярных изделий. Процесс работы на практических занятиях развивает воображение и творческие способности воспитанников, прививает умение воплощать свои идеи и замыслы в конкретных изделиях и реализовать собственные творческие планы, психологически подготавливает к выбору профессии, а совместный труд сближает детей разных возрастов, расширяя круг общих интересов, гармонизируя внутригрупповые отношения.
Конечной целью деятельности музея «Этнография и декоративно-прикладное искусство» является развитие художественно-творческих способностей школьников, индивидуальных способностей к творческой самореализации и самоорганизации; приобщение к русской культуре; сформированное представление о народном мастере как творческой личности, стойкое, положительное отношение к труду, понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к сохранению и продолжению народных традиций.