Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Овсянкина Галина Петровна

доктор искусствоведения, профессор

член Союза композиторов России

Фестиваль «Piano Duo» – «Фортепианный дуэт» – стал традицией

В Петрозаводской консерватории имени А. К. Глазунова прошел шестой Всероссийский студенческий фестиваль фортепианных ансамблей «Piano Duo». Мы знакомили наших читателей с одним из предыдущих – третьим фестивалем. А чем отличается праздник музыки этого года?

Нынешний «Piano Duo» собрал молодежь из разных консерваторий России. Это – свидетельство того, что фестиваль стал замечательной культурной традицией страны, в чем несомненная заслуга его организатора – доцента  Петрозаводской консерватории Светланы Володаровны Синцовой, подлинного подвижника искусства фортепианного ансамбля.

На его концертах можно услышать и что-то раритетное из классического репертуара, и недавно законченное произведение, в том числе мировую премьеру. Для Петербурга этот форум всегда очень важен, так как каждая из его программ представляет сочинения петербургских композиторов, причем, порой, созданные в последние годы. И это не случайно, ведь девиз фестиваля – «Традиция и современность».

Это подтверждает и прошедшая в рамках фестиваля научно-практическая конференция. В нынешнего году она была особенно представительной, собрав исследователей из Петербурга, Москвы, Астрахани, Петрозаводска. Творчеству петербуржцев посвящались доклады Н. Салнис («Игорь Эдуардович Друх. “Фрески капеллы Скровеньи”»), Т. Екименко («Четыре псалма De profundis Temporum для двух фортепиано Александра Радвиловича как пример использования расширенного фортепиано»), И. Барановой («Параллельные миры музыканта. Татьяна Воронина»). Не менее увлекательны были темы, посвященные старинной музыке, в частности, клавирному дуэту эпохи барокко (А. Шевченко), трактатам И. Кванца и Ф. Э. Баха (С. Художникова). Очень свежо воспринимались сообщения о творчестве астраханского композитора Ю. Гонцова (Р. Буракова), об истории музицирования в Петрозаводске (Л. Капуста).

Интересной была и проблематика студенческих сообщений. Однако уровень раскрытия тем еще во многом оставляет желать лучшего и в плане научной новизны, и культуры работы с литературой, с фактами. А ведь это молодая смена ученых и просветителей, это они должны в будущем нести страстное слово о музыке.

Тем ни менее, исполнительская сторона студенческих выступлений была на достаточно хорошем уровне, причем и в классическом, и современном репертуаре. Звучали столь самобытные композиции как Фантазия-триптих «BACH»; транскрипция «Искусства фуги» для фортепиано в 6 рук Г. Белова (А. Гладюк, Е. Власова, М. Голубева) и две сцены из балета «Спартак» А. Хачатуряна (А. Гасанова, Л. Сулейманова); ансамбли китайских композиторов – «Птицы» Гу Бэйлана и Скерцо Луо Сайфэна (Ли Миньвэй, И. Конышева) и три характерных пьесы: ор. 18 Н. Гаде (С. Денисова, К. Свинцов), «В сторону лебедя» для двух фортепиано Л. Десятникова (А. Соловьев, А. Войтович) и концертная фантазия на темы из оперы С. Прокофьева «Война и мир» для двух фортепиано Т. Ворониной (Е. Сотникова, К. Ткаченко); кантата на стихи Ф. Г. Лорки И. Манукяна (Н. Лисова – сопрано, С. Оршанская – меццо-сопрано, М. Хомиченко – ударные, П. Бойко и В. Пронько – фортепиано) и «Тетрадь детских рисунков о войне и победе» – фантазия на темы песен Великой Отечественной войны Ю. Гонцова (А. Хасанова, Л. Сулейманова).

Рядом с сочинениями И. С. Баха (А. Зондерегер, К. Свинцов), С. Рахманинова (А. Зондерегер, Е. Алексеева), С. Танеева (Е. Катышева, С. Трушкова) исполнялись произведения А. Цфасмана (Е. Фалинова, А. Подоляк), А. Бубельникова (Н. Настенко, П. Бойко), Чжан Вэйя (О. Ефремова, А. Ананьев). Интерес вызвали сложнейшие переложения и транскрипции масштабных симфонических полотен: «Прелюдов» Ф. Листа и увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П. Чайковского (О. Пустыльников, К. Королев) и другие.

Сюрпризом фестиваля стал монобалет «Ариадна», посвященный памяти петрозаводской арфистки Ариадны Тугай, на музыку Интродукции и allegro М. Равеля в авторском переложении для двух фортепиано в постановке и исполнении Е. Сидоровой (фортепианный ансамбль – И. Конышева, А. Малышева).

Не меньшим сюрпризом стал и заключительный концерт в Органном зале города Кондопоги, посвященный редкому ансамблевому жанру – музыке для двух органов. Сочинения И. Л. Кребса, И. С. Баха, В. А. Моцарта, С. Франка прозвучали в исполнении замечательных музыкантов, молодых преподавателей Московской консерватории М. Успенской и А. Шевченко.  

     

         
  

Фестиваль по традиции стал союзом искусств. Его предваряло открытие в Национальной библиотеке Карелии двух выставок: экспозиции молодого художника – еще студентки Д. Зябревой «Свидание с Петербургом» и фотовыставки А. Малышева «Воспоминание о горах».

Шестое проведение фестиваля «Piano Duo», тот резонанс, который он вызвал и в среде музицирующей молодежи, и ученых-музыковедов, и музыкальной общественности – это признание его статуса как интересного, нужного и, несомненно, значительного художественного форума. Но столь серьезная работа, какой требует его организация, не может проводиться только одним человеком – С.В. Синцовой. Она требует большей поддержки (в том числе и финансовой) и со стороны коллег, и со стороны руководителей культурных органов. Очень хочется, чтобы «Piano Duo» имел продолжение.

В заключение мы обратились к Светлане Володаровне Синцовой с просьбой поделиться своими впечатлениями о новом празднике музыкального творчества.

– Музыка для дуэта пианистов – это огромный пласт культуры, который сегодня все больше пополняется. Сейчас наблюдается Ренессанс этого жанра среди исполнителей и композиторов. Трудно сказать, кто кого «подхлестывает», но интерес взаимный. Совместное музицирование – это искусство слушать и слышать партнера-собеседника в музыкальном разговоре. Музыка для фортепиано в четыре руки настраивает на очень тонкие переживания. И здесь особенно уместно признание пианиста Валерия Афанасьева: «Счастлив, что музыкант. Ни одна профессия не может доставить столько радости». Мне хотелось «настроить» наших ребят на такую творческую волну, привлечь их к жанру фортепианного ансамбля. Сегодня это особенно удалось.

– Ученые констатируют, что сейчас приходит новое поколение с ярко выраженными творческим устремлениями, философским складом ума. Отмечаете ли Вы эти качества у студентов – участников фестиваля, тем более, что студенты консерватории – это будущая интеллектуальная элита страны, многие из них займутся педагогикой?

– Безусловно. Это поколение творческих людей,  думающих, в самом высоком смысле слова, что облегчает мне работу с ними. Аналитические способности в искусстве – это платформа для развития исполнительства. Студенты сейчас много знают, они владеют современными информационными технологиями, фантастические возможности которых нам и не снились. Однако живое музыкальное исполнение, разные формы живого общения не утратили для них своей прелести. И в этом я тоже вижу проявление способности мыслить. Ребята ненасытны в поглощении впечатлений. Я вижу в сегодняшних студентах большую позитивную силу и большой творческий потенциал. Хочется верить, что с их помощью мы сохраним и приумножим замечательные традиции русской культуры.

 


Педагогика Культуры № 7 (2008)

Метки: Рубрика: Музыкальное воспитание, Овсянкина Г.П.

Печать E-mail

Просмотров: 2427