Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Любимые образы Гоголя в творчестве Чайковского

 Екатерина Паздерина,

научный сотрудник Музея-усадьбы П.И. Чайковского

 

1 апреля 2009 года исполнилось 200 лет со дня рождения одного из великих русских писателей 19 века – Николая Васильевича Гоголя, в чьем творчестве в ярких красках и остром слове слились романтические и реалистические начала. Вряд ли сегодня найдется человек, которому не известны созданные им яркие образы кузнеца Вакулы из «Ночь перед рождеством», Левко и Ганны из «Майской ночи», Тараса Бульбы, Хлестакова из «Ревизора», Чичикова из «Мертвых душ» и других. Н. Г. Чернышевский тонко подметил, назвав время его творчества «гоголевским периодом русской литературы»: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России». В произведениях Гоголя есть фантастика и мистика, комичность и ирония, сказочность и реальность.

Известность Гоголю принесли фантастические повести, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Критиками «Вечера» были восприняты положительно. А.С. Пушкин об этой книге писал: «Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки". Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился».

«Вечерами» зачитывались в столице, а через некоторое время книги появлялись и в провинции. Так и в доме Чайковских, проживающих в Воткинске, маленький Петр, будущий гений музыки, с упоением слушал на домашних чтениях «Ночь перед Рождеством». Интерес к творчеству Н.В. Гоголя Петр Ильич пронес через всю жизнь. О привязанности композитора к произведениям Николая Васильевича вспоминал Э. Ф. Направник (русский дирижер и композитор): «Гоголь был его любимым писателем. "Мертвые души" он знал чуть ли не наизусть, цитировал оттуда целые страницы, и когда инсценировку "Мертвых душ" поставили в Александрийском театре, он раза три был на этом представлении, приходя каждый раз все в больший восторг».

Не раз задумывался П. И. Чайковский о создании музыкальных произведений по творчеству Н.В. Гоголя. Но, несмотря на проявление частого интереса к Гоголю Чайковским, «Кузнец Вакула» стал первой и, к сожалению, единственной оперой по произведениям Николая Васильевича.

В создание оперы «Кузнец Вакула» Чайковский вложил всю свою душу. Работая над ней, Петр Ильич сообщал в письме к брату Анатолию: «Все мои помыслы теперь обращены на мое любимое детище, на "Вакулу" милого. Ты не можешь себе представить, до чего я люблю его! Мне кажется, что я положительно с ума сойду, если потерплю с ним неудачу. Мне не нужна премия… Мне нужно, чтобы "Вакулу" поставили в театре». После ее постановки он сказал: «Что касается моего собственного отношения к Вакуле, то скажу Вам, что отлично сознавая недостатки его как оперы, я все-таки ставлю его в первом ряду между своими вещами. Я писал эту музыку с любовью, с наслаждением, так же как "Онегина", 4 симфонию, 2-й квартет».

 И, пожалуй, можно согласиться с мнением М.М. Ипполитова-Иванова, сказавшего: «Если вы хотите знать, в какой опере Чайковского больше всего отразилась его личность, его характер, его ум, его музыкальный вкус, – я назову оперу "Черевички". Это живой Петр Ильич. Когда я слушаю "Черевички", я как будто вижу Чайковского».

Новое название опере «Кузнец Вакула» Чайковский дает после ее доработки. Теперь это опера  «Черевички». И первое исполнение «Черевичек» состоялось 19 января 1887 года в московском Большом театре под управлением автора – П.И. Чайковского. Следует отметить, что это было его первое выступление в опере за дирижерским пультом. Но, не смотря на переименование оперы, для всех она остается «Кузнец Вакула» – хоровой народной лирико-комической оперой.

В наши дни до сих пор в городе Воткинске стоит дом, в котором родился будущий композитор и где он открыл для себя Гоголя. Здесь на родине П.И. Чайковского учащиеся школ имеют возможность окунуться в мир детства композитора и познакомиться с его творчеством, посетив Музей-усадьбу П.И. Чайковского. Сотрудниками музея разработаны интерактивные уроки (мероприятия), рассказывающие о балетах, операх, сюжет которых взят из известных произведений русских писателей. В преддверии Рождества юные посетители могут побывать на Рождественской театрализованной экскурсии, в которой рассказывается об обычаях встречи этого праздника в доме семьи Чайковских, принять участие в калядовании. Или же попадают в фантастический мир «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя с помощью музыки Чайковского из оперы «Кузнец Вакула». Здесь дети прослушивают завораживающую, озорную музыку, танец «Гопак», и имеют возможность разучить его.

А в экспозиции второго этажа дома, где жили Чайковские, для посетителя открывается волшебный мир кукол, созданный мастерами по произведениям Петра Ильича. Среди Авроры и Жанны д'Арк, Татьяны Лариной и Евгения Онегина находится и Кузнец Вакула. Петр Ильич Чайковский, как никто другой, с особой точностью передал в своей опере образ Вакулы – этого веселого, находчивого парубка, готового любой ценой  достать черевички для любимой Оксаны.

Музыка Гоголем выделялась как искусство, особенно близкое людям. Он собирал тексты украинских и русских народных песен. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Мертвых душах», «Тарасе Бульбе» встречается немало описаний народного пения. Произведения Гоголя нашли музыкальное воплощение в сочинениях многих композиторов, таких как М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Д.Д. Шостакович. И это не случайно – характеры героев Гоголя, народная жизнь, народные образы, поэзия украинской природы как нельзя ярче передаются посредством музыки…

 


Педагогика Культуры № 9 (2010)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Паздерина Е.

Печать E-mail

Просмотров: 2814