Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Материалы журнала по рубрикам
Культурологические основы нового космического мышления
Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления
Амонашвили Ш.А. Идеи космизма в педагогическом сознании
Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры
Лебеденко А.А. «Жизнь Сердца: Метанаука о человеке Григория Сковороды»
Чирятьев М. Н. «Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма»
Алексеева В.И. «Гражданин Мира Альберт Швейцер»
Соколов В.Г. «Теория культуры Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление»
Лебеденко А.А. «Философия сердца в истории русской философской мысли»
Материалы Круглого стола по актуальным проблемам развития научного мировоззрения
Соколов В.Г. «Культура как главный фактор метанаучного познания: в контексте методологии Живой Этики»
Соколов В.Г. «Человек из будущего: О неизвестном Джордано Бруно»
Шапошникова Л.В. «Энергетическая роль Культуры в эволюции человечества»
Уроженко О.А. «О "состоянии, которое вы называете культурою": Феномен культуры в свете философии космической реальности»
Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине
Словарь духовной Красоты, посвященный Женщине (продолжение)
Соколов В.Г. «Культура и космическая эволюция человека»
Миргородский В. Н. «Слово о русском Космизме»
Соколова Б. Ю. «Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики: созвучные мотивы»
Семикина Л.А. «Космизм К.Н. Вентцеля»
Гореликова М.В. «Созидательные силы России»
Гореликова М.В. «Общее Благо»
Кулакова Е.С. «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности»
Святохина Г.Б. «Космическое мышление – актуальная задача современности»
Святохина Г.Б. «Ключевые принципы образования в космическом мировоззрении»
Уварова Л.И. «Педагогические аспекты подготовки восприятия эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры»
Чемодурова О.Л. «Роль космичесеого мышления в духовном развитии молодежи»
Иванов С.А. «Агрессия антикультуры и формирование ноосферного мировоззрения личности в системе образования XXI века»
Призыв к женщинам всего мира. Фрагменты главы из книги А.И. Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи»
Шапошникова Л.В. «Энергетическое мировоззрение Живой Этики»
Елена Ивановна Рерих о Культуре
Людмила Шапошникова: «Культура должна стать национальной идеей!»
Соколов В.Г. «Актуальность осмысления культуры с позиции нового космического мышления»
Соколова Б.Ю. «Метаисторическое значение памятников культуры»
Соколова Б.Ю. «Концептуальные основы творчества в философии Живой Этики»
Новиков А.А. «Концепция нового человека в учении Живой Этики»
Книжник Т.О. «Проблема понимания текста с позиций энергетического мировоззрения»
Овсянкина Г.П. «Воспитание ноосферного сознания»
Наука на рубеже тысячелетий
Шапошникова Л.В. «Наука и Живая Этика»
Козырев Ф.Н. «Религия и наука на рубеже тысячелетий: продолжающийся спор или путь к единству?»
Каган М.С. «Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории»
Курдюмов С.П. «Новые тенденции в научном мировоззрении»
Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П. «Энергетика наших детей»
Владленова И.В. «Принцип красоты в науке и в педагогической практике»
Чирятьев М. Н. «Эволюционная необходимость одухотворения научных знаний в свете идей мыслителей-космистов»
Паранина Г.Н. «Свет в лабиринте: время, пространство, информация»
Марсадолов Л.С. «Противостояние святилищ на горах Очаровательной и Синей» (легенды и реальность)
Сидоров В.И. «Материя Люцида и Фохат, магнитное поле и электричество: проявления на Солнце и в человеке»
Сидоров В.И. «Космогония Солнечной системы с позиции будущего»
Фурсей Г.Н. «Декларация прав науки. Проект»
Лескова Н. «Я не вступаю в споры с Книгой Бытия...» (К юбилею Чарльза Дарвина)
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. «МЫ ЖИВЕМ В КОСМОСЕ, И КОСМОС ЖИВЕТ В НАС…»
Соколов В.Г. Научная школа Л.В. Шапошниковой и её методология
Соколов В.Г. «Тайны Марса. Ч.I.“Пробуждение древнего мира”. Часть II “Знаки древнего мира”» (Лекции из авторской серии «Дальние Миры»)
Соколов В.Г. «Живая Этика и современное пространство науки»
Тощенко Ж.Т. «От феномена к ноумену: опыт методологического и методического поиска»
Ценности Культуры. Пакт Рериха
По ступеням человечности – к ценностям Культуры
Шапошникова Л.В. «Пакт Рериха и эволюционное значение культуры»
Кондратьева К.Л. «Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи»
Защитим Красоту!
Баркова Э.В. «Жизнеутверждение как ценность современной культуры»
Бузский М.П. «Пространство культуры в ракурсе глобализации»
Гореликова М.В. «Культура – спасительный мост в будущее»
Иванов А.В. «О необходимости твердой иерархии ценностей и законах духовной жизни»
Соколова Б.Ю. «Культурологическая сущность феномена героизма» Автореферат диссертации
Рерих Н.К. «Милосердие» (Пьеса)
Рерих Н.К. «Твердыня Пламенная»
Лихачев Д.С. «Декларация прав Культуры»
Соколов В.Г. «Пакт Рериха - щит Культуры и эволюции человечества»
Рерих Н.К. «Культурность»
Рерих Н.К. «Знамя»
Кулакова Е.С. «К историческим истокам знака Знамени Мира: Ю.Н. Рерих о тамге Тамерлана»
Н.К.Рерих «О КУЛЬТУРЕ И МИРЕ МОЛЕНИЕ»
Шутова Т.А. «Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно- образовательное пространство»
Флоренский П.В. «О разработке соглашения об охране природной среды во время вооруженных конфликтов – “Пакт Вернадского”»
Уварова Л.И. «Культурные ценности»
Н.К. Рерих. «Культура – почитание Света»
Елена Ивановна Рерих. О Культуре (выдержки из писем)
Гореликова М.В. «Созидательные силы России»
Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. «Культура и антикультура»
Дьяченко И.Ю. «Миротворчество как основа культуры»
Стеценко А.В. «Разрушение музея есть разрушение страны – будем помнить это во всех смыслах»
Человек, будь человечнее!
Субетто А.И. «Воззвание "К миру без войн!"»
Рерих Н.К. «Труд»
Стеценко А.В. «Нужен ли России общественные музей имени Н.К. Рериха?!»
Кулькатова Г.Н. «К вопросу о философском аспекте массовой культуры как феномена современного общества»
Савицкая М.Т. «К вопросу о роли массовой культуры в процессе инфантилизации общества»
Кудряшова Л.В. «Общественному Музею Н. К. Рериха – быть!»
Дьяченко И. «ЗОВ О МИРЕ И КУЛЬТУРЕ»
Уварова Л.И. Не разрушай сокровища Культуры
Дьяченко И.Ю. «Никакая клевета не повлияет на следствие эволюции»
Лебеденко А.А. «Знак Триединства в архитектуре и в художественных памятниках России и зарубежья»
Стеценко А.В., Куцарова М.П. Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру
Марга Куцарова. Наследие Рерихов в России и судьба общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов
Соколова Б.Ю. «Герой как создатель и защитник культуры»
Гимн общественному Музею имени Н.К. Рериха
Уроженко О.А. «Несколько слов о Культуре»
Уварова Л.И., Уваров В.И. «Россия будущего – страна Культуры»
Судьба наследия Рерихов – пример реального отношения властей к соотечественникам
Уварова Л.И. Движение Культуры как импульс развития общества
Уварова Л.И. «Культурные ценности как основа педагогики»
Гуманная педагогика
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Искать ответ у классиков: Истоки гуманистических тенденций в истории образования и педагогики»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России: Русская философская мысль XVIII и XIX вв. о целях и задачах образования»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Педагогические концепции философов русского зарубежья XX в.»
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы советской педагогики»
Амонашвили Ш.А. «Школа жизни» (фрагменты книги)
Лебеденко А.А. «Философия сердца»
Манифест Гуманной педагогики (PDF)
Бак В.Ф. «Гуманная педагогика – новая философия образования»
Озолиня М.Р. «Учитель Света (о Ш.А. Амонашвили)»
Годовщина Манифеста Гуманной педагогики
Гуманная педагогика: Седьмые международные Педагогические Чтения (январь 2008)
Александрова В.Г. «Аспекты духовности образования»
Кулакова Е.С. «Подвиг учителя А.М. Топорова»
Антология Гуманной педагогики
Заметки редактора
Защитим Красоту!
Культура и интеллигенция
Слова ребенка о смысле жизни - лакмус для современников
Уварова Л.И. «Статья С. Кургиняна как пример антикультуры»
Уварова Л.И. «Главное и второстепенное»
Идеи Педагогики Культуры
Седова Е. «Аксиологические основы “педагогики культуры” С. И. Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи»
Жулина Н.В. «Проблемы теории и методики начального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена (1887-1950)»
Щетинин М.П. «Мы работаем над человеком»
Уварова Л.И. «Идеи Педагогики Культуры и научное развитие их в современном образовании»
Гореликова М.В. «Общее Благо»
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Международный Город Мира в Подмосковье (Идея)»
Ашиков В.И. «Педагогика культурного синтеза. Школа Человека»
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет»
Ашиков В.И. «Призыв Николая Рериха: "Мир через Культуру"»
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Царенко И.В. «Педагогические чтения на Алтае-2018»
Дети нового сознания
Конференция «Дети нового сознания»
Черноземова Е.Н. «Голос, который дошел из глубин...»
Горлова Н.А. «Дети нового типа сознания и современное образование»
Каменская В.Г. «Где и как искать детей “нового сознания”? Постановка научной проблемы»
Бак В.Ф. «Предвестники Великого Перехода»
Грызлова И.А. «Современные дети, какие они?»
От редакции
Дети. Новый Словарь педагога
Лебеденко А.А. «Педагогические основы школы будущего»
Разводовская А.С. «Дети нового сознания и их роль в формировании космического мышления»
Лебеденко А.А. «Солнечные натуры “с пробужденной духовностью”»
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
Амонашвили Ш.А. «Образ и образование»
Дудина М.Н. «Природа и история: проблема воспитания "космической сыновности"»
Лузина Л.М. «Феноменология русской духовности как педагогическая проблема»
Никитина Н.Н. «Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы»
Тягунов С.И. «Герменевтика образования»
Ежов М.Б. «Нравственно-мировоззренческий компонент образования: актуализация духовных ценностей»
Путляева Л.В. «Культура педагогики» (психология творчества)
Этико-эстетические основыформирования педагогической культуры
Путь Культуры лежит через сердце
Валицкая А.П. «Урок – событие в культуротворческой школе»
Тихомирова И. И. «Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми»
Ашиков В.И. «Музыка и дети»
Ашиков В.И. «Воспитание человека»
Ашиков В.И. «Цикл "Круглых столов с великими"»
Фурсей Г.Н. «Образование как фундаментальный фактор сохранения социальной устойчивости и формирования будущего России»
Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира юного петербуржца
Бондаревская Е.В. «Гуманитарная методология науки о воспитании»
Попова Т.И. «Актуальность педагогических взглядов Н.К.Рериха»
Святохина Г. Б. «Философские аспекты развития современного образования»
«Русские всегда живут в завтра...». Беседа с академиком РАО Щетининым М.П.
Шаехзянова М.А. «Философско-этические основы методологии педагогики»
Лииматайнен М.-В. Ахола-Вало: «Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели – наиважнейшие люди в мире»
Ашиков В.И. «Мировую Культуру – детям!»
Ашиков В.И. «Детям о жизни замечательных людей»
Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. XX век: цивилизационный опыт рационализации образовательного пространства
Уварова Л.И., Уваров В.И. «Россия будущего – страна Культуры»
Профессия – учитель
Никитина Н.Н. «Духовно-антропологический подход к становлению культуры профессионально-личностного самоопределения учителя»
Никитина Н.Н. «Педагогические лики и трансформации любви»
Никитина Н.Н. «Смысложизненный поиск как основа профессионально-личностного самоопределения учителя»
Никитина.Н.Н. «Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: монография»
Роботова А.С. «Художественный образ в педагогическом образовании»
Янушевский В.Н. «Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога»
Гореликова М.В. «Философия как фундамент педагогического образования»
Каланчина И.Н. «Педагогическая традиция в России: утверждение гуманистического идеала личности»
Роботова А.С. «Познавательная и эстетическая ценность научно-педагогического текста»
Кущёва Т.А., Топоров И.Г., Югина С.Г., «Школа без искусств – неживая школа»
Гореликова М.В. «Почитание учителя – одно из главных проявлений духовности»
Искусство и образование
Уроженко О.А. «Через искусство имеете Свет»: проблемы современного исскуствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов
Иванова А.В. «Духовно-просветительские центры подготовки иконописцев в России в XIX-начале ХХ вв.»
Сазонов Е.Ю. «Я преподаю театр…»
Зорин С.М. «В школе рождается будущее»
Черноземова Е.Н. «Космическая судьба земного поэта»
Якута Дарья «Современное детское телевидение: созидатель или разрушитель культуры в сознании подрастающего поколения?»
Ашикова С.Г. Учебник по искусству
С.Н. Рерих «Творческая Мысль»
Леонардо Оласабаль «Энергетика искусства»
Веселова А.И. «Путь к оздоровлению»
Барышева Т. А., Котова С. А. «Личностносозидающая роль художественного образования»
К юбилею Евгения Юрьевича Сазонова «ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА»
Уварова Л.И. «Сотрудничество детей и взрослых: из опыта организации конкурсов для детей»
Рерих С.Н. «Искусство и Жизнь»
Музыкальное воспитание
Овсянкина Г.П. «Современное музыкальное воспитание: некоторые этические и психологичекие проблемы»
Овсянкина Г.П. «Уроки творчества и служения искусству»
Зингаренко А.А., Шистер М.И. «Хоровая студия "Исток"»
Гореликова М.В. «Из дневника учителя музыки (беседы и размышления)»
Климова Н.В. «Александр Изосимов. Лики времени»
Овсянкина Г.П. Фестиваль «Piano Duo» – «Фортепианный дуэт»
Гореликова М.В. «Музыкальное творчество в свете основных Законов Бытия»
Мысль в музыке. По страницам Педагогической Газеты «Scalæ»
Афанасьева А.Б. «Гармония космических миров в музыке»
Ашиков В.И. «Музыка и дети»
Черная М.Р. «Ференц Лист и русские композиторы»
Мошкова Н.П. «С чего начинается Родина?» (Размышления учителя музыки)
Овсянкина Г.П. «Геокосмическое влияние на человека как актуальная проблема высшего образования»
Овсянкина Г.П. «Вспоминая Германа Окунева...»
К вопросу о формировании музыкальной культуры: Громкая музыка разрушает здоровье
Решетникова Т.К. «Культурологический подход в музыкальном образовании школьников»
Казанцева Л.П. «Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес»
Овсянкина Г.П. «Композитор Борис Чайковский (к 80-летию со дня рождения)»
Народные университеты музыкальной культуры (Познание основ музыки)
Казанцева Л.П. «Образно-смысловые свойства музыкальной интонации»
Овсянкина Г.П. «Содружество музыки и науки»
Романенко Елена «Поэтические зарисовки о народных музыкальных инструментах»
Музыкальное творчество Антона Батагова
Овсянникова С.С. «Воспитание музыканта – воспитание человека»
Янковская Л.В.«Слово и музыка в творчестве князя В.Ф.Одоевского»(русский космизм) - видео
Педагогические технологии
Бак В.Ф. Уроки сердца (разработка урока по биологии) (PDF)
Берестовицкая С.Э. «Обогащение внутреннего мира школьников в процессе творческой деятельности»
Руденко С.Г., Харитонова Э.В. «Энергоинформационный обмен в природе: Вторая научно-практическая ученическая конференция»
Кучеровский В.А. «Не устану я петь красоте...»
Михайловский О.С. «Географический ренессанс и географическая культура»
Мандель Б.Р. «Исторические аспекты определения социально-культурного феномена игры»
Алехина А.М. «Интегрированный этико-эстетический курс развития личности школьника»
Амбарцумова К. Л. «Шахматная игра как средство адаптации первоклассников в школе»
Зенн Л.В. «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики»
Использование метода проектов и проектной деятельности обучающихся при реализации образовательной программы художественно-эстетической направленности
Программа элективного курса для старшеклассников «Н.К. Рерих и мировая культура»
Галицких Е.О. «Жизнь – бесконечное познанье…» (Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога)
Алексеева В.И. «К.Э. Циолковский как популяризатор астрономии»
Гальчук О.В. «Литературно-театральная деятельность как предмет синкретического воздействия»
Красин С.А. «Духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание школьников в процессе знакомства с Всемирным культурным наследием»
Кулакова Е.С. «Дети Вселенной» (PDF)
Дегтярёв Е.В. «Философско-мировоззренческие аспекты педагогической системы А. С. Макаренко»
Концепция образовательной системы «Диалог»
Нарулина Т.В. «Рождественские встречи на Байкале»
Андрейчук Г.Б., Жеренкова Е.В. «Источники нравственности: Работа над прояснением слова в процессе воспитания современных школьников»
Вицен С.И. «Поговорим о человечности». Сценарий урока. Презентация к сценарию.
Роботова А.С. «Очевидное и неочевидное в педагогическом молчании»
Машевская С.М. «Школа как игра»
Симакова Н.В. «Система занятий по использованию образовательного потенциала творческого наследия Н.К. Рериха в современной школе»
Симакова Н.В. «Сценарий урока чтения по пьесе Н.К.Рериха "Милосердие"»
День Культуры как метод педагогического воздействия
Юное поколение о смысле жизни: творческие работы учащихся школ
Творческие работы школьников День Культуры-2005 «По ступеням человечности – к ценностям Культуры»
Уварова Л.И. «День Культуры в школах Санкт-Петербурга: Методологические аспекты организации»
Суркова Л. В. «Воспитание Культурой»
«Осознание Красоты преобразит жизнь» - Методический материал
«Чудо творческого огня» – Опыт проведения Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга
«Человек будущего – человек нравственный» – Сборник творческих работ школьников Санкт-Петербурга
День Культуры-2009 в Санкт-Петербурге
День Культуры - 2010 в школах Санкт-Петербурга - Итоги
День Культуры: сочинения школьников на тему космизма
Уварова Л.И. «День, который многому учит»
Афанасьева А.Б. «Через искусство имеем свет»
Бахтибекова М.П. «Актуальность рериховской концепции Культуры для современной школы»
Творчество педагогов и школьников ко Дню Культуры 2013
Николаева И.И. «Урок ко Дню Культуры»
Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре
«Научите нас, дети…»: Школьники о мире, культуре и человечности
Международный День Культуры-2018 в Санкт-Петербурге
День Культуры-2019 в школе № 555 Санкт-Петербурга
День Культуры 2019 (обзор)
Афанасьева А.Б. Проект «День Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» как пример развития социальной креативности
Всероссийский конкурс школьных библиотек «Россия будущего – страна Культуры»
Кузнецова Г.В. «Для чего живет человек?»
Движение Культуры: Портреты современниц
Уварова Л.И. «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)
Портрет в интерьере Храма: Педагогическая поэзия Марианны Озолини
Уварова Л.И. «По зову сердца» (Очерк о Е. И. Ануфриевой)
Семья как начало сотрудничества. Семейная педагогика
Разводовская А.С. «Помните, что чистые мысли действуют как озон!» Е.И. Рерих о воспитании детей
Спирина Н.Д. «Семья. Дети. Воспитание. Школа»
Книжник Т.О. «Нежность и забота материнского сердца»
Роботова А.С. «Как это всё начиналось, или О союзе семьи и школы»
Евдокимова Е.С. «Взаимодействие семьи, учреждений образования и культуры в решении проблем воспитания ребенка»
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Этика жизни: Ребенка бить нельзя!
Галина Шнайдер. Читать вместе – это огромный труд
Психопрофилактика. Воспитание психической энергии. Работа над собой
Психическая энергия и здоровье
Лииматайнен М.-В. «Культура личности: Звуковибрационное пение как метод самосовершенствования»
Уварова Л.И. «Оковы привычек»
Стульгинскис С. «Основы здоровой жизни»
Престижность возраста: Секреты творческого долголетия
Школяр Н.Г. «Гореть, не сгорая: Может ли учитель избежать профессионального выгорания?»
Зотова Н.Г. «Проблема обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства»
Ивин А. «Дискутировать или полемизировать?»
Клизовский А.И. «О психической энергии»
Интервью С.Н. Рериха «Литературной газете»
Компьютерная зависимость – болезнь, которую легче предотвратить, чем лечить
Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность
Из сочинений Н.А. Рубакина: О признаках образованного человека. О целях самообразования. Искусство чтения.
Тихомирова И.И. «Школа эмоциональной культуры читателя»
Галицких Е.О. «Жизнь – бесконечное познанье…» (Педагогические приемы организации чтения в деятельности библиотекаря и педагога)
Уварова Л.И. «Книга: образ и образование»
Бородина В.А. «Поэтические этюды о воспитании: "Кабус-Намэ" - работа с книгой»
Новые книги
Уварова Л.И. «Постоянная забота» (Очерк)
Тихомирова И. И. «Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы с детьми»
Якубов Э.Н. «Воспитание патриотизма и формирование толерантных отношений»
Тихомирова И.И. «Воспитательный потенциал художественной литературы»
Уварова Л.И. «Книга – душа образования»
Тихомирова И.И. «Литературные герои как модели поведения для читающего ребенка»
Тихомирова И.И. «Культура чтения: западные и российские традиции»
Владимирова Л. «Человек успешный» (очерк)
Уварова Л.И. «Преданность Новому Миру» (очерк о М.С. Бухарковой)
Тихомирова И. И. «Одаренный ребенок и библиотека»
Соболева Н.И. «Книга – свет миру». Слайд-программа. В помощь педагогу
Тихомирова И.И. «Гуманно мыслить научить»
Тихомирова И.И. «Библиотечная педагогика, или воспитание книгой» (к 80-летию автора)
Тихомирова И.И. «Детская литература о духовном мире читающего ребенка»
Воробьева Н.К. «Об изданиях тематических сборников по работам Рерихов»
Тихомирова И.И. «Материнские чтения в контексте воспитания: обучающая практика»
Миронова Т.Л. «Русский язык как путь приобщения к культуре России в библиотечных системах»
Тихомирова И. И. «Они приближали День Победы»
Галина Шнайдер. Важность чтения в семье: «уметь летать душой»
Данилова О.В. «Равнодушие – путь к одиночеству» Из опыта организации книжных выставок
Столяров Ю.Н. «Воплощенная мечта быть читателем»
Галицких Е.О., Кокотанова В.И. Чтение книги Георгия Свиридова «Заветное»
Галицких Е.О. Книга Г. Свиридова «Заветное» как встреча с миром русской национальной культуры
Орлюк С.А. «Лицевой букварь» (1694) Кариона Истомина: от мысли образами к образу мысли
Шнайдер Г.К. «Будить радость от чтения»
Музейная педагогика
Ерешко Ю.В. «Музейное экспонирование произведений оружейного искусства как средство познания прошлого и метод эстетического воспитания»
Борисова В.Л. «Музейный клуб как форма работы музея с населением»
Гетманская Е.В. «Пространство литературного музея как образовательная среда»
Овчинникова Ж.В. «Старая, добрая сказка…» (к 120-летию балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»)
Паздерина Е. «Любимые образы Гоголя в творчестве Чайковского»
Метлякова Г.В. «Праздник вечных ценностей: День семьи в Музее-усадьбе П.И. Чайковского»
Макеева И. А. «Народная культура как средство социализации детей-сирот»
Макеева И. А. «Культурно-нравственный потенциал музея в социализации детей-сирот»
Богомаз Л.С. «Музейная практика»
Юферева П.С. «Музейная реформация, или Растем вместе с музеем»
Бровко Л.А. «Храмовое действо современного музея: Вслед за Мусагетом»
Выставка, посвященная педагогическим взглядам Рерихов, в музее Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Музейная педагогика: творчество учителей и школьников Изварской школы
Музейная программа «Мы - правнуки героев» ГБОУ школа № 1286, г. Москва
Освоение детьми народной культуры
Афанасьева А.Б. «Освоение детьми народной культуры: история и современность»
Якубовская Е.И. «Традиционный народный праздник как средство приобщения детей к культурному опыту родного народа»
Пацей Т.А. «Годовой круг традиционных русских праздников»
Янушевский В.Н. «Школа народной культуры» как форма реализации культурологического образования
Афанасьева А.Б. «Фольклоротерапия: здоровьесберегающий эффект занятий народным творчеством»
Афанасьева А.Б. «Метаметодика и ее реализация при освоении школьниками этнокультуры»
Афанасьева А.Б. «Методические разработки для цикла "Дни погружения в Культуру"»
Раткевич Т.А. «Изучение русского народного творчества на уроках русского языка»
Дорохина Л.И. «Рождественские встречи на Байкале»
Дорохина Л.И., Нарулина Т.В. «Волшебный праздник Рождества на Байкале»
Выдающиеся соотечественники
Овсянкина Г.П. «Две жизни в одной: О творческом синтезе А.П. Бородина»
Бородина В.А. «Читательская Вселенная Н.А. Рубакина»
Овсянкина Г.П. «Композитор Борис Чайковский (к 80-летию со дня рождения)»
Плашкова О.О. «Наследие педагогов-ученых прошлого: Г.И. Щукина»
Овсянкина Г.П. «По следам неопубликованных статей Д.Д. Шостаковича»
К 130-летию со дня рождения Е.И. Рерих
Рудзитис Р. «Рерих как художник»
Н.К. Рерих о школах, о Культуре, о воспитании
Рерих Н.К. «Святослав»
Рерих С.Н. Искусство и народ
Фролов В.В. «Николай Константинович Рерих ученик и учитель»
О жизненном пути Ю.Н.Рериха. Радиобеседа (19мин.)
Соколова Б.Ю. «Героическое начало в жизни и научной деятельности Ю.Н. Рериха»
Вернадский В.И. «Несколько слов о Ноосфере»
Панкрушина А.М., Веркашинская В.С. «Просветительская и педагогическая деятельность В. И. Вернадского»
Попова Т.И. «Свет во тьме сияет» (270 лет со дня рождения Г.Р. Державина)
Кулакова Е.С. «Учение Сергия Радонежского в аспекте философии космической реальности»
Рерих Н.К. «Наскоки»
Шапошникова Л.В. «Весть Красоты»
Шнайдер Г.К., Германова Н.П. «Красота в жизни и творчестве С.Н. Рериха»
Налётова И.Н. «О Чайковском в наше время»
Сергеева Т.П. «Что движет Солнце и светила?» Детство выдающихся космистов
Десять вершин Петра Семенова-Тян-Шанского
Фосдик З.Г. «Святослав Рерих»
Шапошникова Л.В. «Н.К. Рерих как мыслитель и историк культуры»
Культура управления. Экономическая культура. Культура труда
Уварова Л.И. «Формирование культуры управления в процессе обучения в экономическом вузе»
Иванов В.Г. «Экономическая культура специалиста как условие его конкурентоспособности»
Лобашев В. Д. «Культура труда и обучение труду»
Уварова Л.И. «Культура и Управление» (социологический аспект)
Уварова Л.И. «Качество чтения как фактор формирования управленческой культуры руководителя»
Кремнева Н.Ю. «Формирование корпоративной культуры: инновации и стереотипы»
Уварова Л.И. «Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации»
Уварова Л.И. «Пути формирования культуры управления в процессе профессионального образования: социокультурный подход»
Форумы, конференции, встречи
«Философии все возрасты покорны»
Информация о секции «Психология и педагогика чтения» при Российском психологическом обществе
Выставка в Санкт-Петербурге: «Научные достижения древней Индии»
«Идеи космизма – педагогике и образованию: Культура – устой эволюции» - по материалам 4-й научно-педагогической конференции г. Екатеринбург
Отчетно-перевыборный конгресс Международной Лиги защиты Культуры: Новый Мир созидается через Культуру!
Международный Молодежный Форум «Культура как основа мироустройства»
Байкальские педагогические чтения «День Культуры под Знаменем Мира»
Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие»
«Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», ХX-я международная конференция в Санкт-Петербурге. Пресс-релиз
Международный форум «Культура и экология - основы устойчивого развития России»
Конференция «Проблемы русского космизма»
Анонс научно-практической конференции «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Осознание взаимосвязи природного и культурного наследия – ключ к развитию России. II-я Международная научно-практическая конференция «Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие»
«Культура и экология – основы устойчивого развития России: Приоритет Культуры в образовании и науке». Международный форум. Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 года.
«Страна Культуры» V региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества г.Пенза
«Эволюционная роль Культуры» международная научно-общественная конференция 22-24 августа 2014 года, Таллинн, Эстония
«Культура – путь в будущее», II Всероссийская научно-общественная конференция, 27-29 июля 2014 г., Усть-Кокса, Республика Алтай
«Россия и наследие Рерихов» - Международная научно-общественная конференция, 8 – 11 октября 2014 г., Москва
Международная научно-общественная конференция «Мир через Культуру», Бонн, Германия, 29-30 мая 2015 г
«Учитель, укажи Путь красоты Духа!» Чтения по Гуманной Педагогике. Таллинн, Эстония, апрель 2015
«Героизм как основа эволюции человека». Пятые Байкальские педагогические чтения, г. Иркутск
90 лет российскому участку Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха, г. Иркутск
Котова С.А., Афанасьева А.Б. «Художественное образование ребёнка: стратегии будущего»
Дорохина Л.И. «Пришло время Героев»
Дорохина Л.И. «Культура- Победительница». VI Байкальские педагогические чтения
Международная научно-практическая конференция «Музыкальная культура современной России», г. Неаполь, Италия
Нарулина Т.В. «Мы творим будущее»
«Мы творим будущее» VII межрегиональные Байкальские педагогические чтения. Иркутск, 19-22 июля 2018 г.
«Новая эпоха – новый человек». Международный педагогический семинар (Таллинн, Эстония)
Вторые Международные научные чтения, посвященные Л.В. Шапошниковой (1926–2015)
Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха. Форум педагогов Ленинградской области
Резолюция форума «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха»
Зарубежный опыт в образовании
Об опыте работы одной из передовых индийских школ (школа в Бангалоре)
Шнайдер Г.К. «Будить радость от чтения»
Страничка для молодых: Путешественнику в страну духа
Рерих Е.И. «Три ключа»
Рерих Н.К. «Небесное зодчество»
Толстой Л.Н. «Путь жизни» (отрывки из книги)
Киплинг Р. «Заповедь»
Лесков Н.С. «Сказания и легенды»
Андерсен Г.Х. «Тень»
Кришта А.Е. «Твой Путь»
Гореликова М.В. «Дорога к счастью»
Авотина М.П. «Как прекрасен этот трудный путь!» (Мария Склодовская-Кюри и Пьер Кюри)
Встреча с интересным человеком: «Мной движет радость вдохновения...» Интервью с исследователем Вл. Сидоровым
Попова Т.И. «Сказ о Деве-воительнице Мокше»
Алексеева В.И. «Приключения Луны»
Упорный Юн Су (восточная сказка)
Великие о совершенствовании
Рерих Н. К. «Молодое движение»
Путешествие от микро- до макрокосмоса
Рерих Н.К. «Миф Атлантиды»
Что читать: Рекомендательный список литературы
Шри Ауробиндо. «Что скажет дух твой…»
Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. «Человек, познай самого себя!»
Гореликова М.В. «Душа и море»
Учение Вивекананды
Рерих Н.К. «Значительность»
Рерих Н.К. «Пламя»
Рихард Рудзитис «Мечтайте больше»
Уварова Л.И. «ЮНЫМ о ГЛАВНОМ (о значении труда)»
Валентин Смолянинов. «Романтизм. Цикл лекций о музыке»
Поэзия
Маракулин П. «Миниатюры и стихи о природе»
Озолиня М.Р. «Если сердце мирам распахнуть...» Избранные стихи
Аудио-сборник стихов М. Озолини «... Я очень люблю вас, люди!»
Озолиня М.Р. Новые стихотворения
Елена Туркка. Стихи разных лет
«Вновь льется в мир любовь поэта». Творчество Елены Романенко.
Стихи М. Озолини - Мы живём в эпоху катаклизмов
Е. Романенко. ПОЛЫНЬ ЗЕМЛИ СЛАВЯНСКОЙ
Марианна Озолиня «ЗАВЕТНЫЙ КЛЮЧ». Новые стихи.
Орлова М. «Воин»
Романенко Е. Стихи
Марианна Озолиня. К юбилейной дате
Чечина Т.И. «Услышь, Вселенная». Сборник
Творчество педагогов
Гореликова М.В. Притча «Две Красоты»
Леденцова Н. Стихи
Попова Т. «Сказание о Земле Тамбовской»
Владимирова Л. «Август в деревне». «Год имени Ели».
Владимирова Л. «Осеннее утро»
Владимирова Л. «На тропинке, ведущей к Москве-реке»
Дуброва А. Стихи. Рассказ
Леденцова Н. Новые стихотворения
Попова Т.И. Сказы: «Улей Культуры». «Три Ивана».
«Тема педсовета "Что такое Море света?"»
Попова Т.И. «Сказание о Пич-аве – дочери мордовского бога Вардя-шкай»
Попова Т.И. «Интегрированное образовательное пространство как условие развития одаренности»
Попова Т.И. Волшебная сила искусства. Сказки.
Творчество юных
Юное поколение о смысле жизни: творческие работы учащихся школ
Творчество юных. Святослав Соколов, Анастасия Курицына (рассказы), Дарья Семенова.
Чутким сердцем постигаем красоту мира
Волянская Даша Стихи
Боярова И.Г. «Индия глазами детей»
Майорова Екатерина «Чужого горя не бывает»
Санников М. «Формирование духовно-нравственной культуры в условиях экологического кризиса»
Фомина Елена «Скажи, человек, ты счастлив?»
Реброва Анастасия «Мы – Государство»
Куликов Николай «Человек будущего - человек нравственный»
Тимофеева Алина «И мне теперь доступна тайна...»
Детское видеотворчество: Мультфильм о планете Земля
Осипова Ю. «Сохранить русское наследие»
«Возродим страну родную. Обращение к молодежи». Осипова Юлия, 17 лет, Санкт-Петербург
«Как заманчиво увлекательны детские сочинения…»Школьники о России, Культуре, духовности
Уварова Л.И. «Сокровищница детской мысли. Дети пишут о культуре»
ДЕТИ ПРОТИВ ВОЙНЫ
Притча Елены Соколовой «Сердечность – кратчайший путь к человечности»
Стихотворение Тимура Шарапова «Преобразится мир под знаком Красоты»
Негуторова А. «Дежурная по станции»
Кудряшова Ольга «Для чего живет человек?»
Школьники Санкт-Петербурга читают Николая Рериха (видео)
Космизм в рисунках детей
Архиреева Василиса. Без любви продвижения нет
Эммануилова Анастасия. Пылайте сердцами, творите любовью!
Костин А.«Основа всякой культуры прежде всего – в самом человеке»
Тепина О. «Человек культурный это… или Проект памятника человеку, который будет жить всегда»
Кулова Н. «Давай посмотрим в небеса»
Наш вернисаж
Блэк В.Б. «Творчество скульптора Л.П. Калугиной»
Олег Высоцкий – художник-космист
Художник Валентина Максимова
Афанасьева А.Б. «Художники Елена Грецкая и Алексей Фанталов»
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций. Выставка живописи»
Верность Красоте: художник-реставратор М. Земите
Кулакова Е.С. «Скульптор Игорь Васильев: портреты Николая Рериха»
Поляков О.Л. «Наследие великих традиций» - 2014 год
Мастер акварели. Художник Август Кристиньш
Немного юмора
А. Бек «Мальчик»
Брант С. Отрывки из поэмы «Корабль дураков»
Гимн сыроедению
Самойлов Д. «Дом-Музей»
«Тема педсовета "Что такое Море света?"»
На языке улыбки молчаливой
«Осенняя скука». Радиоспектакль по пьесе Н.А.Некрасова.
Елена Туркка. Шуточные стихи
Сергеев Владимир «Вовкина былина»
Из школьных сочинений, или Немудрые мысли

shnayderШнайдер Галина Константиновна,

Председатель Немецкого Рериховского Общества,

г. Ремшайд, Федеративная Республика Германия.

 

БУДИТЬ РАДОСТЬ ОТ ЧТЕНИЯ:

Пример региональных программ и инициатив в Германии

 

Аннотация:

В статье приводятся примеры реализации программ поддержки чтения в Германии, основные формы и методы проведения мероприятий, направленных на мотивацию детей к чтению книг, пробуждение радости от чтения. Называются некоторые гражданские инициативы в области поддержки чтения, активные участники программ и результаты исследований.

Ключевые слова: познание мира через чтение, чтение вслух, дневник чтения, удовольствие от чтения, через слушание развивается творчество и фантазия.

 *   *   *

 

Презентация к докладу

 

Нам известно, что чтение книг дает не просто больше шансов в жизни, но может совершенно преобразить каждый день, дает возможность реализовать наши мечты, расширяет границы познания, создает основу для насыщенной творческой жизни. Внутренняя свобода человека рождается при накоплении знаний, ведь именно наши знания всегда остаются с нами и являются тем богатством, которое послужит и родной стране, и всему миру.

Государственные органы Германии, ответственные за образование и культуру, ставят перед собой задачу гарантировать каждому ребенку получение основных базовых знаний, как то: читать, писать, считать. Это имеет первостепенное значение, так как каждый человек согласно законодательству страны, должен посещать школу и получить базовое образование. Задача мотивировать детей к чтению, пробудить в них любовь к чтению книг, расширять свою компетентность в разных областях прежде не стояла перед государственными органами. Предпосылкой к созданию долгосрочных программ по поддержке чтения в Германии стала проблема вторичной неграмотности (по результатам теста PISA в 2000 г. Германия была на 27 месте из 47). Поддержкой и продвижением чтения занимаются как публичные библиотеки, школы и другие государственные структуры, связанные с процессом подготовки и обучения ребенка в школе, так и гражданские фонды и общества.

С 2005 года в Северной Рейн-Вестфалии создана государственная организация Bildungspartner NRW (партнер по образованию в Северной Рейн-Вестфалии), которая работает с 1300 школами и с более 400 внешкольными партнерами и координирует инициативы по всему региону[1]. Bildungspartner NRW консультирует школы и библиотеки и поддерживает кооперацию через публикации, повышение квалификации, мастер-классы и конгрессы. Bildungspartner NRW поддерживается управлением публичных библиотек, руководством города Дюссельдорф и министерством семьи, детей, молодежи, культуры и спорта, а также союзом библиотек Северной Рейн-Вестфалии.

Мы понимаем наш мир через чтение. В настоящее время мощного развития техники и особенно электронных видов связи, все же многие люди осознают важность чтения книг. Гражданские инициативы, направленные на поддержку и продвижение чтения, получают серьезное содействие различных государственных структур и предприятий. Важную роль играют личные инициативы, в частности, фонды, поддерживающие различные проекты через спонсорские взносы.

О некоторых примерах такой гражданской инициативы и кооперации мне хотелось бы рассказать. Возможно, предложенный вашему вниманию опыт уже реализован также в других странах. И все же, что-то покажется новым, интересным, заслуживающим внимания.

Самой крупной организацией в области поддержки чтения можно назвать Немецкий фонд «Чтение», который возник на базе Немецкого литературного общества в 1988 году. Фонд находится под патронатом президента страны, его кооперативными членами являются федеральные земли Германии, экономические союзы, предприятия и общественные организации.

Фонд «Чтение» проводит целенаправленную политику в области поддержки чтения, представляя собой «мастерскую идей», призванную помочь всем, кто хочет пробудить интерес к чтению: библиотекам, школам, книготорговым организациям, детским садам и семьям.

Каждый ребенок должен учиться читать. Чтение – это базис для самостоятельной жизни; умение читать добавляет детям и подросткам шансы в жизни, укрепляет их отношения между собой, позволяет им отрыть для себя мир.

«Это начинается с чтения» – так называется инициатива фонда «Чтение» и фонда «Немецкие железные дороги». Инициатива получила поддержку от издательств, книжных магазинов и читательских кружков во всей Германии. Убедительные рекламные мотивы показывают молодым людям, как контрастно отличается будничная среда жизни от от той, которая сопровождается чтением книг. Кроме того, инициатива ставит в фокус значение персонального активного участия и как бы пишет портрет будущего «мастера чтения» Германии. Больше всего школьники получают пользу от чтения, если они с удовольствием читают и если прочитанное соединяется с собственными фантазиями, стремлениями и опытом. На сайте фонда «Чтение» можно найти региональные и местные предложения для участия в качестве шефствующего чтеца вслух и возможности спонсорского участия в программах.

В качестве мотивации для участия в инициативе фонд «Чтение» проводит разъяснение о важности чтения в жизни:

Почему чтение так важно? Дети, которые с малых лет знакомы с рассказами, книгами, имеют лучшие отметки в школе. Как показывают национальные и международные исследования, в дальнейшем успех человека коррелирует с количеством книг, которые он прочел в возрасте до 10 лет. Читательская компетентность есть более сильный индикатор для экономического развития стран, чем посещаемость школы. Инвестиции в образование в раннем возрасте окупаются в соотношении 1/7. Чтение повышает способность осваиваться в коллективе и уровень удовлетворенности жизни – это имеет силу в любом возрасте.

«Чтение также и в эпоху цифровых технологий обязательно. Хочет ли человек понять текст в приложении, лист-вкладыш с инструкцией или общее толкование прав человека – все начинается с чтения. Однако, каждый шестой подросток в Германии имеет с этим проблемы, более 7 миллионов взрослых являются функционально неграмотными (вторичная неграмотность). ˂...˃ Политика образования и общество призваны это изменить и вступиться за чтение», – говорит доктор Йорг Ф. Маас, Генеральный директор фонда «Чтение».[2]

Есть еще одна важная инициатива. Общегерманский День чтения вслух – «Вместе делать и читать». «16 ноября 2018 года Германия дала сигнал для очередного Дня чтения» – Общегерманский день чтения вслух организован фондом «Чтение», газетой «Ди Цайт» и фондом «Немецкие железные дороги» и проводился уже пятнадцатый раз с 2013 года.

Чтение вслух есть важнейшее основание для обучения чтению. «День чтения вслух» проходил впервые под определенным девизом. Им стала тема «Природа и окружающая среда». Для подготовки к Дню чтения вслух даются подходящие рекомендации для чтения, идеи для экспериметов и акций, как выбрать книгу. Цель таких мероприятий – показать значение чтения вслух для образования и равенства шансов. День чтения вслух стал значительным Праздником чтения!

Для проведения такого Дня чтения вслух проводится регистрация участников – всех желающих. В празднике чтения приняли участие тысячи чтецов и слушателей, среди них многочисленные видные деятели, журналисты, музыканты, победители олимпийских игр, актеры и писатели. День чтения вслух проводится в различных аудиториях, в школах, клубах, публичных библиотеках и так далее.

Какие рассказы будут прочитаны – решает сам участник. Важно, чтобы выбранные рассказы подходили к возрасту слушателей. Для уверенности детей, педагоги дают рекомендации, охотно просмотрят выбранные детьми книги на соответствие теме и группе слушателей.

15 минут чтения вслух каждый день достаточно! Даже за такое короткое время чтение вслух успокаивает, укрепляет отношения, содействует процессу образования и вызывает полет фантазии – дети учатся просто быстрее и лучше, с большей радостью и без хандры. Известно, что дети читают с удовольствием то, что их интересует.

Исследования, проведенные с 29 октября 2018 г. фондом «Чтение», показали, что регулярное чтение вслух облегчает школьникам начальных классов обучение чтению. Четверо из пятерых детей с опытом чтения вслух обучились чтению гораздо легче – это главный результат. Иметь возможность уже в дошкольном возрасте слушать рассказы очень важно для функционального и школьного образования. Ведь именно у детей в самом раннем возрасте закладываются навыки читательской активности. Однако, каждый четвертый ребенок в Германии не получает вне уроков возможности слушать, когда ему читают вслух.

Руководитель института исследований для чтения и средств информации фонда «Чтение», доктор Симоне С.Эмиг сообщила: «Опрос детей показал, что для 52 процентов детей, имеющих маленький опыт с чтением вслух, обучение чтению длится дольше. Из тех, кому читали вслух регулярно, только 28 процентов детей имели трудности при обучении чтению».[3]

Фонд «Чтение» проводит около 15 мероприятий в год, направленных на развитие чтения во всех слоях населения. Разрабатываются различные программы: «Мы читаем вслух – везде и всегда» – возрождение семейного чтения, «Клуб чтения» – добровольные участники проводят занятия по чтению в детских садах. Из самых актуальных программ можно назвать: «Детское жюри» – что любят читать дети; во время книжной выставки «Компас для чтения» – 2019» лучшие современные книги для трех возрастных категорий 2-6 лет, 6- 10 лет, 10- 14 лет определяют дети; «Немецкая премия по чтению» – конкурс проводится в шести различных категориях – желающие участвовать регистрируют свои проекты до 30 июня 2019 года.[3]

Хотя дети и подростки каждый день читают бесчисленное количество новостей в Фэйсбуке и находятся в чате ежеминутно, книги читают, напротив, только немногие. При этом чтение не только формирует воображение, но и содействует развитию познавательных функций. Раннее чтение рассказов при этом особенно важно. Кому с ранних лет привили интерес к книгам, развивает собственный к ним интерес.

«Lesespaß» – читать в удовольствие – так называется общая инициатива международного медиа-концерна Бертельсман, фонда «Чтение» и Гёте-Института, которая возникла чтобы облегчить детям и подросткам новые доступы к чтению и заинтересовать их чтением книг. Основной ее целью является – мотивировать к чтению и способствовать углублению читательской компетенции.

Для реализации этой инициативы к участию приглашены родители, воспитатели и учителя, поскольку в конечном счете, они имеют наибольшее влияние на формирование положительного отношения детей к чтению. Особый интерес направлен к семьям, в которых мало или совсем не читают вслух детям.

Проведенные мероприятия в рамках инициативы „Lesespaß“ встретили оживленный интерес у детей и подростков в городе Гютерсло (место расположения концерна Бертельсман). Реализация задуманных планов осуществляется в таких формах как: мастер-классы, интерактивные спектакли, познавательные игры, литературные салоны.

При интерактивных чтениях (авторский вечер) дети могут принять участие в написании рассказов; в мастерской писателя с автором или спортивным репортером сочинять первые тексты или сценарии к фильмам по популярным детским книгам. Во всех проектах инициаторы тесно работают со школами, детскими садами, городскими библиотеками, клубами свободного времени, обществами культуры и муниципальными органами. С 2011 года было проведено около 25 проектов в поддержку чтения.

Проект «Книги для всех» адресован к родителям и детям с иностранными корнями. Как сообщила руководитель проекта от Гёте-Института г-жа Тугьба Талас, для этой целевой группы очень важно, чтобы встречи проводились в их среде, в тех местах, которые родители считают достойными доверия. В двух мечетях и одной церкви были организованы библиотеки. Каждую неделю там проводятся часы для чтения и занятий поделками. Такие встречи подняли интерес родителей и детей к книгам, и было решено продолжить такой подход, чтобы достичь постоянства, систематичности. «Проект затронул и идеи рождаются, в школах, в детских садах, среди родителей и в обществах, таким образом, что эта инициатива продолжается ими самостоятельно», – отметила г-жа Тугьба Талас [4].

Также реализуется интересная идея проводить часы чтения вслух как в общепринятых местах, так и в местах, необычных для этой цели. Так, например, чтение рассказов о работе пожарных в помещении пожарной охраны. Там дети сидят среди пожарных машин, и один из пожарных читает им книгу. «Дети задают много вопросов и вдохновляются, находясь за реальными кулисами», – рассказала г-жа Тугьба Талас [4].

Проведенный летом 2012 года опрос около 300 родителей показал, что число родителей, которые сами устремились к книгам, значительно выросло в сравнении с предыдущим годом. По словам родителей, около 75 процентов детей от 10 до 14 лет читают книги с удовольствием. В 2010 году это число составляло лишь 60 процентов.

Осенью 2013 года Гёте-Институт инициировал в рамках проекта «Lesespaß» конкурс «Читать-слушать». При этом детям и подросткам до 14 лет было предложено самостоятельно придумать собственные игры. Работа с этими играми требует широкие языковые умения: дети должны читать, писать сценарий-конспект, и при этом литературный текст переложить в диалоги. Как прийти от исходного текста к сценарию игры, как должен быть перестроен текст, как правильно ввести музыку и шорохи – всему этому обучает практический семинар.

Вообще, часы чтения вслух это широко используемый и эффективный метод приблизить детей, особенно в начальной школе, к чтению. Такие чтения проводятся в библиотеках, домах творчества, школах. Только через слушание развивается творчество и фантазия, тренируется концентрация и усидчивость. Это оказывает также позитивное влияние на богатство разговорной речи. Находящиеся в книгах картинки, рисунки легче соединяют слушателей с персонажами и событиями в книге. Правильно выбранные книги, соответствующие возрастным интересам детей, а также приятная, удобная атмосфера, помогающая детям сохранить концентрацию при слушании, делают часы чтения вслух незабываемыми и радостными.

«Читающие лисы. Мюнхен», фонд чтения, «Майнц», «Мир чтения. Берлин» – это лишь несколько примеров обществ и фондов, которые на добровольных началах помогают в организации часов чтения.

Есть масса исследований, которые доказывают, что, если ребенок не читает книг, то с определенного возраста культивировать в себе такую привычку становится очень непросто. Так, необходимо объяснять и родителям, как важно «разбудить» интерес к книгам, приобщить детей к чтению с раннего возраста.

В каждой федеральной земле и каждом крупном городе имеются общества или фонды, которые посвящают свою деятельность развитию способностей к чтению, организуют часы чтения вслух или по-иному выполняют эти задачи.

«Инициатива поддержки чтения, Берлин (zur Leseförderung, Berlin)» – молодая организация, которая активно принимает участие в поддержке развития способности к чтению. Девиз организации: «Будить радость от чтения» [5].

Деятельность организации охватывает все мероприятия и инициативы для поддержки развития навыков чтения. Своими целями организация ставит: развитие читательской компетенции, мотивация к регулярному чтению, будить радость от чтения, усиливать интересы к литературе. На своем веб-сайте организация объединяет инициативы различных участников, таких как фонд «Чтение», федеративный союз поддержки чтения, академия поддержки чтения, библиотеки, региональные и местные общества.

Используются различные методы и инициативы: конкурс чтения вслух, презентация книг, авторские чтения, олимпиады по чтению, сундук для чтения.

Как выбрать книгу – это зависит, конечно, от возраста детей – чем старше дети, тем более книги должны соответствовать их интересам. В начальной школе рекомендуются, конечно, детские книги, легко понимаемые и хорошо усваиваемые. «Война и мир» мало подходит к таким мероприятиям.

Интересен опыт ведения «Дневника чтения».

«Дневник чтения» – это свободная форма ведения записей о книгах, которые дети прочитали или прослушали. Это позволяет детям найти свой персональный подход к книгам, выразить свое мнение и впечатление от прочитанного и услышанного.

Существуют рекомендации по ведению дневников чтения, а именно: отмечать в записях, когда была прочитана книга и какая, какие герои были в книге, краткое содержание отдельных глав, интересных частей книги, описать характер главных и второстепенных героев. Можно дополнить записи своими рисунками по сюжету книги, записать собственные впечатления.

Включить в дневник цитаты, которые школьнику особенно понравились или запомнились, ситуации, которые явились поворотными в развитии сюжета книги, и собственные комментарии к отдельным моментам или частям в книге. Возможно даже написать собственное окончание истории, описать, какие ассоциации возникали при чтении – музыка, фильмы, картины, воспоминания, вклеивание подходящих по смыслу вырезок и картинок.

Как мы видим, возможности безграничны и оставляют свободный выбор школьникам для проявления их творчества и фантазии.

Ведение дневников чтения имеет много преимуществ: они независимы от школьной ступени, поддерживают литературные беседы, развивают восприятие текстов, особый способ общения с текстами, умение обсуждать прочитанное.

Ведение дневника ведет к диалогу между учителем и учеником, можно своевременно выявить проблемы и трудности, наблюдать за успехами и развитием школьника. Не только содержание прочитанного найдет отражение в записях, но и мысли и чувства ребенка.

Что будет использовано из рекомендуемого для ведения «Дневника чтения» – решает учитель. Будет ли это задание на неделю, как часто будет читать учитель содержание, как будет в результате использован дневник, – все это обсуждается и решается совместно.

Таким образом, «Дневник чтения» – это эффективный метод, который не только способствует углублению интереса к чтению, но и развивает компетенции детей в разных областях. Это поможет школьникам также и во внеклассных литературных интересах и в понимании не литературных текстов.

Чтение делает возможным активное участие в обществе, развивает независимость и самостоятельность, увеличивает словарный запас и учит гармоничным, взвешенным выражениям, делает возможным проводить самостоятельные исследования. Чтение расширяет горизонт, передает новые знания, расширяет творческие способности и богатство воображения. Уже многое делается для поддержки чтения, но необходимо приложить еще немало совместных усилий, чтобы чтение книг для большинства людей стало чем-то само собой разумеющимся.

 

Источники:

1. Bildungspartner NRW – Партнер по образованию Северной Рейн-Вестфалии / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.bildungspartner.schulministerium.nrw.de

2.  Es fängt mit Lesen an – Bundesweite Initiative – Все начинается с чтения – общенациональная инициатива / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.deutschebahnstiftung.de/details/es-faengt-mit-lesen-an-bundesweite-initiative.html

3. Vorlesestudie 2018: Regelmäßiges Vorlesen erleichtert Grundschülern das Lesenlernen – Иccледования по чтению вслух 2018: регулярное чтение вслух облегчает ученикам начальных классов обучение чтению / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.deutschebahnstiftung.de/details/vorlesestudie-2018-regelmaessiges-vorlesen-erleichtert-grundschuelern-das-lesenlernen.html

4. Katja Hanke. Initiative „Lesespass“ – Mehr Freude am Lesen – Инициатива «Читать в удовольствие – Больше радости от чтения / Электронный ресурс.- Режим доступа: https://www.goethe.de/de/spr/mag/20364083.html

5. Zur Leseförderung, Berlin – Инициатива поддержки чтения, Берлин / Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.lesefoerderung.de/ueber-uns/

 

Видео-доклад

Ссылки

            

 

             baner akademiya
 
 

Ко Дню Культуры

 «...Ведь только Красота
– суть созиданья,
И пусть  поймут все
люди на планете:
Культура и искусство -
достоянье,
Способное исправить
всё на свете».
(Тимур Шарапов, 10 кл.)

Полный текст