Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Олег Высоцкий – художник-космист

От редакции

В то время, когда науке еще только предстоит проникнуть за пределы физического плана в миры тонких энергий, в иные измерения многомерного психодуховного пространства, Искусство и мастерство Художника – человека, чутко воспринимающего окружающее и, благодаря своей утонченности, раньше других проникающего в эти миры – приводят туда зрителя.

Олег Николаевич Высоцкий – художник, педагог, член Международной организации художников при ЮНЕСКО, член Объединения акварелистов Эстонии, член Объединения русских художников Эстонии.

Родился в 1956 г. в г. Кривой Рог (Украина). Живет и работает в Таллинне (Эстония). Активно выставляется с 1991 года. За эти годы прошло уже свыше 80 выставок (Эстония, Россия, Германия, Латвия, Белоруссия), из которых 64 – персональные.

В настоящее время по городам России путешествуют три передвижные выставки «Дыхание Космоса» , «Музыка перемен» и «Музыка Сфер». Картины побывали в различных залах Москвы (Международный центр-музей им. Н.К. Рериха, Дом художников, Центр космических исследований, Кардиологический центр, Государственная Дума РФ, Музей им. А.Н. Скрябина), в Санкт-Петербурге, Твери, Владимире, Ярославле, Нижнем Новгороде, Вологде, Пензе, Тольятти, Смоленске, Кирове, Калуге, Сургуте, Нижневартовске, Калининграде и др.

Картины Олега Высоцкого находятся в Музее им. Н.К. Рериха в Москве, в Музее истории космонавтики в Калуге, в Тульском областном художественном музее, в Мастер-банке в Москве, а также в частных коллекциях в Эстонии, России, Германии, США, Финляндии и Швеции.

Олегу Высоцкому принадлежит немало авторских проектов, осуществленных с завидной настойчивостью и последовательностью. В 1993 г. он создал частную авторскую Художественную школу, где занимается с детьми и взрослыми, проводит уроки по разработанной им же программе «Искусство видеть». В 1998 году открыта общественная организация «Oleg Vysotski ArtStudio». В 1999 году выполнил художественный проект «Класс-Храм» в политехникуме г. Кохтла-Ярве (Эстония).

C 1999 года занимается иллюстрированием учебников «Музыка - волшебная страна» для общеобразовательных школ.

Особое внимание привлекают зрителей монументальные работы Олега Высоцкого. Его оригинальные панно можно увидеть в детских садах, музыкальных и общеобразовательных школах Эстонии, а в 2002 году была выполнена роспись зала площадью 100 кв. метров в таллиннском клубе «Klondaik».

Олег Высоцкий активно участвует в общественной и культурной жизни, проводит мастер-классы на педагогических конференциях по программе «Искусство видеть», участвует в выставках Объединения русских художников Эстонии, в международных научно-общественных конференциях.

 *     *     *

Олег Высоцкий

Дорога к Храму

Когда-то, еще в конце 80-х, на меня сильное впечатление произвел один фильм, вернее, диалог из этого фильма двух женщин, когда пожилая женщина спрашивает, ведет ли эта дорога к храму и, услышав отрицательный ответ, произносит:

– А зачем же нужна такая дорога, которая не ведет к Храму?

Может быть, от этой фразы и начались мои поиски своего пути в творчестве. Очевидно, эта мысль не давала мне покоя, побуждала искать ответ в философской и духовной литературе.  

Образ Храма как Духовного Центра – того, что незримо присутствует всегда и во всем, постепенно проявлялся в моем сознании и представлялся мне в виде арок и сфер. Для меня эти арки были не конкретным и не символическим изображением Храма, а скорее как знак присутствия Высшего. Это – как радуга в небе, которая издавна считалась вестью Бога.

Затем в моей жизни появились книги Живой Этики и с ними – другая ступень познания Мира и человека. Во мне эти книги вызвали, прежде всего, стремление изучать Культуру во всех ее проявлениях. Музеи, театры, концертные залы, библиотеки, природа заполнили без остатка мою жизнь.

Мир через Культуру стал необъятно расширяться. Это состояние очень точно передают строчки из стихотворения М. Волошина:

Всё видеть, всё понять,

Всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета

Вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле

Горящими ступнями,

Всё воспринять

и снова воплотить.

Но самая наполненная жизнь не дает тех возможностей, которые раскрываются большой внутренней работой, когда идет движение в глубину, когда все, что видел, чувствовал, пережил в единый миг сплавляется в нечто цельное, обнажаются внутренние связи… Наверное, это и есть таинство творчества, когда интуиция ведет тебя своими путями, не подчиняясь рассудку.

Говорят, что каждый художник, композитор, поэт всю свою творческую жизнь разрабатывает какую-то одну главную для себя тему, и здесь очень важно не ошибиться и правильно осознать, зачем ты пришел в этот мир, в чем твое предназначение, и что должно проявиться через тебя.

Пытаясь осмыслить то, что уже сделано, я прихожу к мысли, что, быть может, моя задача – стать посредником в художественно-зримом утверждении мысли, что наш видимый мир – не единственный, что нас окружают бесконечные, беспредельные миры, что эти миры не возникают волею случая, что Храм – это Абсолют, то есть Закон, управляющий мирозданием, и Закон этот – Любовь, а Любовь есть Бог.

Пути познания высшего беспредельны, и радость открытия новых миров – как в земном цветке, так и в глубинах Космоса – окрыляет и даёт новые силы для творчества и познания самого себя. И на этих путях познания я понял, что всё получается, если в основу своих творческих поисков художник ставит Красоту, Гармонию и Любовь. Я верю, что «красота спасет мир», я знаю, что Культура и есть та самая дорога, которая и ведет к Храму.

 *     *     *

О творчестве Олега Высоцкого


Круг творческих интересов Олега Высоцкого необычайно широк. Он пишет реалистические натюрморты и пейзажи, абстрактно-экспрессивные композиции…

В качестве главных мотивов работ художника последних лет можно выделить космическую тематику, неслучайно его считают художником-космистом. Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий как работы философов и ученых, так и произведения поэтов, музыкантов, художников. Сюда можно отнести творчество М.В. Ломоносова, Ф.И. Тютчева, Вячеслава Иванова, А.Н. Скрябина, Н.К.Рериха, М.Чюрлениса…

Сущность этого интересного философского и художественного направления состоит в отображении единства человека и Космоса, нашего внутреннего духовного мира и мира Вселенной, в преображении мира и человечества через Красоту и искусство.

Мысль о человеке как микрокосме, вместившем в себя все природные стихии и энергии, проходит через восточную и западную культуру. Одними из первых представителей космизма в живописи можно считать художников группы «Амаравелла».

Осознание единства Человека и Космоса, понимание космоса как живой среды, как особого духовного пространства отвечает нашим представлениям о прекрасном, цельном, гармоничном. Бесконечные духовные миры Вселенной стали источником вдохновения для Олега Высоцкого, верного этой теме на протяжении многих лет.

Работы художника – это поэма о Космосе, где видимое подчиняется незримому, образы рождаются на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в изысканные формы, приоткрываются невидимые миры Земли и Вселенной с ее дыханием, звуками, красками.

Олег Высоцкий продолжает традиции русской национальной культуры XX века, основанной на поисках семантических значений символистского искусства, новых выразительных возможностей пластического языка. В этих поисках для художника особую роль играет творчество Н.К. Рериха.

Работая сериями – «Дыхание Космоса», «Храм», «Водопады», «Берега», «Благоухание», «Преображение природы», «Метаморфозы» и др. – художник стремительно расширяет границы поиска, проявляя новые грани пластических форм в изображении многообразия реальности. В серии «Водопады» художник создает ощущение льющейся энергии воды, в непостижимой глубине пронизанной светоносным пространством Космоса. Его серии возникают как поток импровизаций, в которых свет играет особую роль. «Формирует ли он пространство холста, выстраивает ли согласно внутренней логике композицию – все излучает золотистый, серебряный, перламутровый свет, который одушевляет мир его образов, то камерно-лирический, то символический», – пишет о творчестве Олега Высоцкого старший научный сотрудник Государственного Русского музея профессор О.Ф. Петрова.


Подобным образным решением отмечены серии работ «Берега», «Моря». В работах «Дыхание Космоса» и «Метаморфозы» особую роль играют художественные композиции с шарами – как подвижными и зарождающимися космическими организмами, светоносными, живыми и полными энергии среди других миров бесконечной Вселенной.

Олег Высоцкий умеет общаться с Природой, слушать ее таинственные голоса, переливать их в аккорды и гармонию красочных созвучий и форм. Художник работает в оригинальной смешанной технике, нанося на бумагу тонкий слой масла, акварели, темперы, акрила, он передает сложные нюансы цвета, делает видимой подвижную форму, заставляет ее жить, дышать, пульсировать, создает ощущение движения, реального проявления самой Вселенной.

Свое впечатление от картин Олега Высоцкого передает искусствовед Г. Балашова:

«Окружающий нас мир преисполнен вибраций, колебаний, радиации, потоков и возмущений и прочих бесчисленных сигналов, улавливать которые у человека нет возможности в силу отсутствия специальных органов. Только художник наделен особым даром воспроизвести этот невидимый мир.

Художник глубоко убежден в том, что существует всеобщая космическая взаимосвязь или программа, по которой развиваются планеты и человеческое общество.

Наверное, его работы – не совсем картины, а скорее цвето-фактурные фантазии, обладающие странной особенностью изменяться при каждом новом ракурсе их рассмотрения. Они изменяются прямо на глазах у зрителей, цветовые идеи перетекают друг в друга, отбрасывая одна на другую цветовые блики, сливаясь и образуя каждый раз новое единство, мерцающее, пульсирующее, неопределенное и неопределимое.

Границы света и тени создают рисунок. Темное пятно может постепенно входить в светлое, светлое окутывает черные глубины, а все вместе звучит как чарующая форма жизни в пространстве. В его работах земные пейзажи преображаются в необыкновенные инопланетные образы природы. Растворяются рамки картины, она увлекает в голубое безмолвие, притягивает, манит таинственной музыкой других миров.

“Надо возвышенно наслаждаться каждой случайностью в сочетании обыденных вещей. Это дорога к полному овладению техникой на пути к великому будущему искусства. Я вижу иные миры”, – говорил известный русский художник Сергей Калмыков. Возможно, и Олегу Высоцкому удается увидеть и познать то, что невидимо и недоступно обыденному взгляду.

Он двигается по пути поиска новой художественной формы, экспериментирует с наложением одного цвета на другой, а сюжеты и темы вырастают из движения на бумаге отвлеченных геометрических форм и цветовых пятен в соответствии с собственной концепцией «звуко-красочных соответствий».

Здесь можно говорить о “музыкальной живописи”, то есть беспредметной, но чувственно осязаемой, красивой, процессуальной...»

 

Артстудия

Еще одно дарование мастера – его педагогическая деятельность. Он учит детей в своей мастерской, в студиях изобразительного искусства, в художественных школах, учит мастерству и прививает им любовь к красоте Вселенной.

«Oleg Vysotski ArtStudio» как общественная организация была создана в 1998 году и объединила студию живописи и группы семейного чтения.

Одна из главных задач организации – это содействие школе в деле воспитания культурной личности, раскрытие и развитие творческих способностей ребёнка и взрослых.

Светлана Высоцкая занимается семейным чтением более 10 лет (с 1992 года).Blagouhan

Семейное чтение – это возрождение старинной традиции русской интеллигенции. Программы по чтению были разработаны Владимиром Андреевичем и Еленой Александровной Невскими. Они первые в начале 90-х годов предложили читать детям “взрослую” литературу. Методологическую основу этих программ выражают три принципа: энциклопедичность, фундаментальность и мотивация чтения.

Главная цель семейных чтений – формирование мировоззренческой культуры ребенка, расширение его сознания. Так же как и авторы этих программ, Светлана Высоцкая верит в магию книги, в ее способность сделать ребенка умным и помочь ему понять разницу между добром и злом, красотой и безобразием, истинным и ложным.

На занятиях, которые проходят один раз в неделю, дети вместе с родителями под руководством педагога активно участвуют в разговоре о прочитанных дома произведениях, читают стихотворения, слушают музыку, рассматривают картины. Уже с 6-летнего возраста дети знакомятся с творчеством Толстого, Куприна, Чехова, Бунина, Мопассана, А. Доде, П. Мериме, О,Генри и других, знают наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока, Ахматовой, Есенина, разбираются в мифологических и библейских сюжетах.

Олег Высоцкий занимается живописью с детьми с 1988 года: сначала в изостудии “Домик” при городском детском центре города Силламяэ, а затем в 1993 году создает одну из первых в Эстонии частную школу живописи и художественных ремесел, которая, проработав четыре года, закрылась вследствие экономических и других причин. В 1997 году занятия живописью с детьми были продолжены в Мустамяэской общеобразовательной школе города Таллинна. Сначала они проводились как дополнительные занятия к семейному чтению, а затем были расширены и стали проводиться для детей и взрослых, желающих заниматься только живописью.


В результате накопленного опыта была создана программа “Искусство видеть”, суть которой – занятия по типовым программам для художественных школ, но с более глубоким и индивидуальным подходом к каждому учащемуся, использование оригинальных заданий, способствующих снятию психологических барьеров, особенно у взрослых. Программа удачно сочетает в себе занятия живописью и разговор о том, что такое искусство. Для детей это радость познания в рисунке и живописи и приобщение к культуре народов и цивилизаций. Для взрослых это творческий труд для души и возможность обсудить самые серьезные вопросы искусства и культуры в целом. Занятия проходят один раз в неделю для детей и два раза в месяц для взрослых.

Сегодня эти программы семейного чтения и студии живописи с одной стороны интегрированы и работают в едином творческом содружестве, а с другой стороны самостоятельны и развивают каждый свое направление.

 

От редакции.

«Дорога в невидимый мир» – так можно охарактеризовать процесс постижения творчества Олега Высоцкого. Именно эта уникальная способность художника – отразить невидимое – привносит еще одну особенность, крайне важную, в процесс осознания его картин: их надо видеть, познакомиться с ними воочию. Никакие самые совершенные  копии с  использованием самых современных технических средств не передадут те краски и тончайшие оттенки цвета, которые увидел и  запечатлел своей рукой мастер на холсте или бумаге. Это относится, конечно, в равной мере, и к картинам других художников, поскольку никакая техника не заменит человеческий глаз, его индивидуальные природные способности восприятия – в этом, вероятно, и есть загадка «волшебной силы искусства». Однако, относительно творчества О. Высоцкого, его мастерства, необходимость видеть оригиналы его картин вызвана еще и необычной тематикой.

Лишь в малой степени познакомив наших читателей с творчеством Олега Высоцкого, мы настоятельно рекомендуем не пропустить выставки его картин.

 

Информацию о выставках можно получить:

www.artstudio.ee        E-mail –  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

 

Адрес студии: Valli 4, Tallinn

При студии открыта галерея, где можно посмотреть новые картины Олега Высоцкого и познакомиться с творчеством других художников. Посещение галереи по предварительной договоренности.

 


Педагогика Культуры № 3/4 (2005)

Метки: Рубрика: Наш вернисаж, Высоцкий О.Н.

Печать E-mail

Просмотров: 3469