Дата публикации: .

Новиков Александр Анатольевич

Концепция нового человека в учении Живой Этики

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2006.

 PDF-версия

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современная историческая ситуация характеризуется системным кризисом общества. В кризисе, охватившим общество, оказался и человек. Многие люди утратили духовные ориентиры. В системе их ценностей на первое место выдвинулись ценности материального характера. В то время как духовные, нравственные идеалы оказались на периферии жизненного мира. Многие мыслители обращали внимание на такое состояние внутреннего мира человека. Так, М. Хайдеггер, М.К. Мамардашвили и другие философы говорили не о духовном кризисе, а об уже происходящей антропологической катастрофе. Современная эпоха в этом плане является исключительной, ибо сегодня особенно актуален вопрос о будущем человека и человечества. Что ожидает человека завтра? Какова вероятность того, что он вообще сможет выжить в создавшихся условиях? В каком направлении ему необходимо двигаться, чтобы разрешить возникшие проблемы? Эти и сопряженные с ними вопросы указывают на то, что человечеством пока не найдены пути выхода из системного кризиса, эффективные способы духовно-нравственного совершенствования человека. Данные проблемы затрагивались разными мыслителями. Они разрабатывались, в частности, в философском наследии Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, основу которого составляет учение Живой Этики (Агни Йога).

В центре данного учения представлена проблема человека, его взаимоотношения с окружающей реальностью, Космосом, проблема закономерностей эволюционного развития человека и человечества. Особый акцент Рерихи делают на необходимости формирования нового человека. С появлением человека такого типа они во многом связывают возможность выхода человечества из современной кризисной ситуации. В этом плане анализ концепции нового человека в учении Живой Этики представляется весьма актуальным, особенно в связи с идеями Живой Этики, раскрывающими духовно-нравственное совершенствование человека и смысл человеческой жизни. Таким образом, исследование концепции нового человека в философском наследии Рерихов, заключающем в себе важнейшие антропологические представления, может способствовать развитию научных знаний о природе человека и его предназначении.

В то же самое время антропологические исследования, проводимые на базе учения Живой Этики, актуальны в том плане, что данное учение есть синтез философии, науки, религиозного опыта людей и искусства. Такой, синтетический, характер учения Живой Этики требует и особой методологии исследования, опирающейся на синтез научных и метанаучных методов познания.

Степень разработанности проблемы. Концепция нового человека в учении Живой Этики недостаточно исследована. Изучение наследия Рерихов проводилось последователями Н.К. и Е.И. Рерихов – А.И. Клизовским, Р.Я. Рудзитисом, Б.Н. Абрамовым, Н.А. Урановым и другими. В трудах этих исследователей рассмотрение концепции нового человека включено в общую проблематику их работ.

Социально-политические изменения в 80-х годах двадцатого столетия в нашей стране и ослабление идеологического давления на науку обусловили возможность проведения научных исследований по проблемам учения Живой Этики, творчества Н.К. Рериха и Е.И. Рерих в непосредственной связи с их философскими взглядами. Причем к учению Живой Этики сложилось неоднозначное отношение. Есть точки зрения, авторы которых выступают с критикой отдельных идей Рерихов (А. Кураев, И. Минутко, О. Шишкин и др.).

В 90-х гг. XX века и начале XXI столетия были защищены кандидатские диссертации по философским наукам. Диссертация Н.Е. Самохиной посвящена анализу основных категорий и положений философской антропологии Агни Йоги. В ее диссертации рассматриваются вопросы в некоторой степени созвучные по своей тематике с проблемами данного диссертационного исследования, в частности, значительное внимание уделяется рассмотрению природы человека в учении Живой Этики и сопоставлению идей этого учения с соответствующими аспектами классической древнеиндийской философии. При этом понятие нового человека, процесс формирования нового человека и факторы, влияющие на этот процесс, в этой работе не раскрываются. Диссертационная работа Д.А. Шарова связана с системной реконструкцией текстов учения Живой Этики, выявлением его парадигматических оснований. В данном исследовании была сделана попытка определения их вектора по отношению к современному мышлению. Раскрытию определенных аспектов культурологической концепции Н. К. Рериха посвящены диссертации В. В. Волкова и А. О. Букина. Философская реконструкция и анализ концептуально-типологических особенностей постановки и решения проблемы преображения человека в русском космизме (в трудах В.И. Вернадского, Н.К. Рериха, Е.И. Рерих, К.Э. Циолковского) реализованы в работе Н.В. Башковой. Помимо этого, были защищены и другие диссертационные исследования по философии, касающиеся проблематики учения Живой Этики.

Педагогические взгляды Рерихов исследовались в диссертациях А.Г. Андреевой, Л.Н. Осиповой, С.М. Кудрявцевой, Н.Д. Лащенко и некоторых других ученых.

Вместе с тем специальное диссертационное исследование, непосредственно посвященное раскрытию концепции нового человека в учении Живой Этики, пока еще не осуществлено. Хотя определенные вопросы, связанные с указанной концепцией, в той или иной мере затрагиваются в перечисленных выше работах.

Различные стороны концепции нового человека отражены в ряде книг и статей Л.В. Шапошниковой, которая является ведущим исследователем философского наследия Рерихов. Вместе с тем идеи, изложенные в этих работах, предполагают возможность их дальнейшего развития.

Определенные аспекты проблематики диссертации в разных формах раскрываются в трудах Ш.А. Амонашвили, И.А. Герасимовой, Л.М. Гиндилиса, Е.В. Зориной, А.В. Иванова, С.Ю. Ключникова, Л.В. Короткиной, Л.И. Крашкиной, В.Н. Назарова, Т.М. Новиковой, Т.П. Сергеевой, О.А. Уроженко, В.В. Фролова, Е.Н. Черноземовой, М.Н. Чирятьева, Е.П. Яковлевой и других.

Особое значение в исследовании учения Живой Этики, творческого наследия Рерихов итрает Международный Центр Рерихов (Москва), где хранятся многие еще не опубликованные труды Рерихов, часть которых уже издана. В Международном Центре Рерихов проводятся ежегодные Международные общественно-научные конференции, на которых обсуждаются вопросы, связанные с жизнью и творчеством семьи Рерихов, возможности использования идей Живой Этики в научных исследованиях, образовании.

В 2000-м году в Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-практическая конференция по теме: «Новая Эпоха – Новый человек», по результатам работы которой в 2001-м году был издан сборник материалов, где затронуты вопросы, касающиеся концепции нового человека в учении Живой Этики.

Помимо этого, некоторые моменты концепции нового человека также освещались и на других научных конференциях и семинарах, прошедших при поддержке Международного Центра Рерихов.

Материалы всех этих научных форумов, так же как и упомянутой выше Международной конференции, имеют большое мировоззренческое и методологическое значение для раскрытия концепции нового человека в учении Живой Этики, ибо они отражают те или иные стороны темы настоящей диссертации.

Таким образом, хотя концепция нового человека в учении Живой Этики в той или иной степени затрагивается разными исследователями творческого наследия Рерихов, она требует более глубокого и основательного ее осмысления.

Объектом данного исследования является космическое мировоззрение Н.К. и Е.И. Рерихов.

Предметом данного исследования выступают идеи философско-антропологического характера, раскрывающие концепцию нового человека в учении Живой Этики.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении характеристик, определяющих ценностные, духовно-нравственные особенности нового человека на материалах учения Живой Этики.

Цель данного исследования предполагает решение следующих задач:

● выявление философских представлений о человеке и Космосе в учении Живой Этики и попытка их интерпретации с позиций современного научного знания;

● определение категории человеческого сознания в учении Живой Этики на фоне обобщения и анализа научных исследований, в которых разрабатывается нетрадиционная научная антропологическая парадигма (работы В.М. Бехтерева, А.В. Иванова, Л.В. Лескова, А.Л. Чижевского и других ученых) в связи с важнейшим мировоззренческим положением Живой Этики о значительной степени автономности существования и функционирования сознания человека от его физического тела;

● выяснение содержания понятия «новый человек» в Живой Этике;

● вычленение в учении Живой Этики основных путей взаимодействия человека и Космоса и раскрытие их роли в формировании нового человека;

● определение понятия духовности человека в учении Живой Этики; выявление роли объективных условий жизни человека в развитии его

● духовности;

● вычленение основных способов самосовершенствования человека в учении Живой Этики;

● выяснение этической парадигмы духовного совершенствования человека;

● выявление значения категории сердца в учении Живой Этики.

 

Источники исследования. В качестве основного источника диссертационного исследования выступает корпус книг учения Живой Этики (Агни Йоги) и связанная с ним литература.

Учение Живой Этики состоит из тринадцати книг: 1) Листы Сада Мории: Зов; 2) Листы Сада Мории: Озарение; 3) Община; 4) Знаки Агни Йоги; 5) Беспредельность (в двух частях); 6) Иерархия; 7) Сердце; 8) Мир Огненный (часть первая); 9) Мир Огненный (часть вторая); 10) Мир Огненный (часть третья); 11) Аум; 12) Братство; 13) Надземное. В создании этих книг принимали участие Н.К. Рерих и Е.И. Рерих.

Помимо этого, отдельные вопросы, разрабатываемые в учении Живой Этики, отражены в других работах Е.И. Рерих, ее письмах, в философско-литературных произведениях Н.К. Рериха, в трудах Ю.Н. Рериха и С.Н. Рериха.

Кроме того, предтечей учения Живой Этики являются идеи Е.П. Блаватской. Поэтому в диссертации используется литература по теософии. Прежде всего – это труды Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина» и «Разоблаченная Изида».

Многие идеи Живой Этики получили свое дальнейшее развитие в работах ученика и последователя Н.К. Рериха и Е.И. Рерих – Б.Н. Абрамова, цикл которых опубликован под названием «Грани А гни Йоги». В них достаточно подробно освещаются и комментируются многие аспекты Живой Этики. Указанные книги Б.Н. Абрамова также входят в круг источников исследования по данной теме.

Методологическая основа исследования. При работе над текстом книг учения Живой Этики использовался метод синтеза и метод системной реконструкции. При помощи данных методов была выявлена сущность концепции нового человека в учении Живой Этики, а также определены фундаментальные понятия философии Рерихов (категория человеческого сознания, которое представлено как трехуровневая энергетическая структура; понятие духовности человека и другие).

Анализ ряда мировоззренческих положений Живой Этики (например, тезиса о многомерной природе человека, о структуре и особенностях человеческого сознания) был сопряжен с применением диалектического метода, который позволил всесторонне рассмотреть эти положения.

В диссертации также использован сравнительный метод, с помощью которого выявлены научные основания идей мировоззренческого характера учения Живой Этики.

Принцип историзма применен в диссертационном исследовании преимущественно при рассмотрении проблемы человека в истории философии.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в теоретической реконструкции и анализе концепции нового человека в учении Живой Этики, которая представляет собой стратегию духовно-нравственного преображения человечества, являющегося результатом развития и гармонического совершенствования нравственно-ценностных качеств человека.

На защиту выносятся следующие положения:

˗ человеческое сознание в учении Живой Этики рассматривается как трехуровневая энергетическая система: низшее сознание (подсознание), среднее сознание (бодрствующее сознание) – интеллект и высшее сознание (сверхсознание), что создает возможность духовного преображения человека;

- новый человек в Живой Этике представляет собой новый антропологический вид, который по уровню развития сознания качественно превосходит современных представителей вида Homo sapiens, характерной чертой которого является доминирование высшего, духовного сознания;

- формирование нового человека раскрывается в данном учении как процесс развития духовных качеств представителя вида Homo sapiens;

- главным фактором формирования нового человека в Живой Этике является духовно-энергетическое взаимодействие человека и Космоса при активной роли самого человека в этом взаимодействии;

- в диссертации, на материалах учения Живой Этики, определены основные пути и средства духовного совершенствования человека, характеристики его духовного преображения.

Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты данного исследования могут быть использованы:

- при теоретическом осмыслении особенностей развития, духовно-нравственного совершенствования человека;

- при изучении отдельных вопросов философской антропологии, социальной философии, социологии, психологии, физиологии и ряда других наук о человеке и обществе;

- при выработке, принятии и практической реализации политических решений, направленных на развитие общества;

- при разработке учебных программ и пособий по курсам философии, социологии, культурологии, политологии и психологии.

Апробация работы. Основные положения исследования изложены автором в одиннадцати научных публикациях.

Апробация работы осуществлялась во время проведения им лекций и семинаров по философии со студентами Московского государственного университета леса; лекций и семинаров по философии, социологии и политологии со студентами Пушкинского и Калужского филиалов Современного гуманитарного университета; семинаров по социологии и психологии со студентами Института экономики и предпринимательства (Москва); лекций и семинаров по философии и социологии со студентами Калужского филиала Международного славянского института.

Кроме того, основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научных конференциях, форумах, круглых столах. Среди них:

- Международная конференция «Москва-Россия на рубеже тысячелетий» (Москва, Мэрия Москвы, ноябрь 1999 г.);

- Международный симпозиум «Религия в современном обществе» (Москва, Президиум Российской академии наук, октябрь 2000 г.);

- Международная научно-педагогическая школа-семинар «Человек у порога Нового Мира» (Моек, обл., Горки Ленинские, август 2001 г.);

- Международная научно-практическая конференция «Развитие духовности личности как основа возрождения России» (Моек, обл., Московский государственный университет леса, ноябрь 2000 г.); •

- Парламентские слушания в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Проблема законодательного обеспечения государственно-церковных отношений в свете социальной концепции Русской Православной Церкви» (Москва, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, июль 2001 г.);

- Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (Москва, Российская академия образования, ноябрь 1999 г.);

- научно-практическая конференция «Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке» (Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, февраль 2001 г.);

- Вторая межвузовская научная конференция молодых ученых «Восток-Запад. Диалог культур и цивилизаций» (Москва, Российский университет дружбы народов, ноябрь 1999 г.);

- Московская областная научно-практическая конференция «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: вчера, сегодня, завтра» (Москва, здание Российского Союза Молодежи, март 1999 г.);

- региональная межвузовская научная конференция «Русская цивилизация между Востоком и Западом» (Москва, Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, ноябрь 2000 г.);

- круглый стол по теме: «Алтайский регион. Этнокультурные проблемы и пути сотрудничества» (Москва, Центр межнационального образования «Этносфера», ноябрь 1999 г.);

- круглый стол по теме: «Религиозная ситуация в Москве и пути межконфессионального взаимодействия в свете Культуры Мира» (Москва, Центр межнационального образования «Этносфера», март 2000 г.);

- научно-практическая конференция работников системы образования Калужской области «Дети, семья и толерантность в обществе» (Калуга, Департамент образования и науки Калужской области, сентябрь 2003 г.);

- Третьи Рериховские чтения «Культура – духовная основа существования и развития человеческого общества» (Тульская область, г. Венев, август 1999 г.); и другие.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

 

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности исследуемой проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, его источники, методология, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, структура исследования и апробация полученных в нем результатов.

В первой главе«Мировоззренческие основы концепции нового человека в учении Живой Этики» проводится анализ философских представлений о человеке и Космосе, их взаимодействии в качестве мировоззренческих основ концепции нового человека, предпринимается попытка интерпретации основных положений концепции нового человека с позиций современной науки.

В первом параграфе первой главы – «Человек как часть Космоса» рассматриваются философские представления о человеке и Космосе в Живой Этике, лежащие в основе концепции нового человека.

В диссертации показано, что все фундаментальные положения Живой Этики, так или иначе, основываются на представлении об Абсолюте – некоем безличном Первоначале. Абсолют, согласно Живой Этике, – это первопричина всего сущего, первоисточник всего многообразия Космоса. Весь мир, в том числе и человек, содержит в себе эманацию Абсолюта.

В данном исследовании раскрыто, что основным положением учения Живой Этики является представление о единой мировой энергии, которую Рерихи называют всеначальной, или психической энергией. В одном из писем Е.И. Рерих писала, что «все энергии, все элементы исходят из единой всеначальной энергии» [1]. В этой связи Живая Этика определяется как энергетическое мировоззрение. Энергетическое мировоззрение лежит в основе понимания всех мировоззренческих положений Живой Этики, а также концепции нового человека.

Человек рассматривается в Живой Этике как многомерное существо. Он представляется совокупностью семи взаимовлияющих друг на друга принципов (начал). Данная антропологическая концепция уходит своими корнями в глубокую древность, так как многие философские и этические учения основываются на положении о многомерности природы человека.

В наибольшей мере концепция многомерности человека получила проявление в философии Востока, в которой помимо физического тела в человеке признается существование и тонкоматериальных принципов (буддизм, различные системы индуизма и т д.). Кроме того, идея многомерности природы человека присуща также западной и русской философии. Во многих западных и русских философских учениях человек рассматривается как совокупность нескольких взаимосвязанных начал (тела и Души; духа, души и тела и т.д.).

Анализ антропологических взглядов Рерихов позволил выявить концепцию человеческого сознания, которое выступает как трехуровневая энергетическая система, образованная низшим сознанием (подсознанием), средним сознанием (бодрствующим сознанием) – интеллектом, и высшим сознанием (сверхсознанием).

Представления о многоуровневой структуре сознания человека свойственны не только философии Рерихов. Они присущи и другим философским системам и некоторым научным школам (например, философии Шри Ауробиндо, трансперсональной психологии и т.д.).

В данном параграфе подчеркнуто, что в Живой Этике к виду Homo sapiens относятся существа, которые характеризуются доминирующей степенью развития интеллекта по отношению к другим уровням человеческого сознания. В то же время, это учение содержит представление о новом человеке и о критерии, на основании которого тот или иной индивид может быть отнесен к категории «новый человек». Таким критерием в Живой Этике выступает наличие в человеке доминирующего уровня развития его высшего сознания (сверхсознания) по отношению к интеллекту и подсознанию. Таким образом, новый человек – это индивид, характеризуемый преобладающим функционированием сверхсознания.

В различных философских учениях понятие сверхсознания употребляется в разных значениях. Среди них – духовный разум, Буддхи, интуиция, чувствознание, мудрость, духовность и другие. Каждое значение отражает одну из сторон данного начала. Раскрытие концепции нового человека в учении Живой Этики предполагает рассмотрение сверхсознания в значении духовного разума.

Духовный разум, согласно Живой Этике, позволяет получать знания посредством озарения, то есть мгновенного целостного восприятия сущности познаваемого явления. Важной особенностью духовного разума является синтетическое восприятие действительности. В противоположность интеллекту, в котором аккумулируются аналитические способности человека, посредством духовного разума все явления Космоса фокусируются в единое целое, в силу чего духовному разуму свойственно ощущение единства всего сущего. В Живой Этике онтологический аспект духовного разума связывается с сердцем человека, которое в философии Рерихов считается центром его духовной жизни.

В диссертации показано, что многие философы проводят в своих учениях дифференциацию рассудка (интеллекта) и разума (сверхсознания) (Н. Кузанский, Дж. Бруно, И. Кант и др.). Разум, в их представлениях, как правило, считается высшей познавательной способностью человека, позволяющей ему раскрывать сокровенные тайны Бытия, воспринимать явления природы в их целостности.

Однако в традиционной науке наличие в человеке сверхсознания далеко не всегда признается. При этом многие психические явления, не затрагивающие сферу бодрствующего сознания, довольно часто относятся к подсознанию человека.

Тем не менее, некоторые ученые кроме подсознательного признают существование сверхсознания (зарубежные ученые – М. В.-Б. Боуэн, Б. Браун, У. Пенфилд, К. Прибрам, Г. Селье, Р. Сперри, Дж. Экклз и др.; отечественные ученые – А.В. Иванов и др.).

Таким образом, можно констатировать, что постепенно начинается научное исследование проблемы сверхсознания, что может значительно расширить существующие в науке представления о человеке и его сознании.

В диссертации подчеркнуто, что современный человек характеризуется функционированием всех трех уровней его сознания. Однако высшее сознание у большинства современных людей почти не развито и находится в зачаточном состоянии. В Живой Этике его формирование связывается с новым этапом развития человечества.

Согласно Рерихам, этот этап его эволюции знаменует собой необходимость завершения доминирующего развития интеллекта и начало целенаправленного развития духовного разума (духовности). В связи с этим проблема формирования нового человека в учении Живой Этики обусловливается переходом эволюционного развития от интеллектуального уровня сознания к высшему сознанию и заключается в необходимости духовного преображения человеческого существа.

В данном параграфе показано, что важнейшим мировоззренческим положением Живой Этики, на котором основывается, в частности, и концепция нового человека, является тезис о значительной степени автономности существования и функционирования человеческого сознания от физического тела.

В этой связи, в диссертации рассмотрены взгляды на эту проблему В.М. Бехтерева, А.В. Иванова, Л.В. Лескова, А.Л. Чижевского и других ученых.

В результате проведения сравнительного анализа установлено, что данное мировоззренческое положение Живой Этики получает подтверждающие интерпретации со стороны ряда ученых.

Комплексный анализ концепции нового человека способствовал раскрытию в диссертации представления Рерихов о Космосе, ибо человек рассматривается в Живой Этике как микрокосм, подобный в своей сущности Макрокосму.

В проведенном исследовании подчеркнуто, что в Живой Этике выделяются три основных плана Космоса – Мир Плотный (физический мир), Мир Тонкий и Мир Огненный. Эти Миры дифференцируются, в свою очередь, на множество других миров, или сфер. В целом, количество таких сфер уходит в бесконечность. Поэтому Космос представлен Рерихами как сложная система, состоящая из беспредельного множества миров, образованных материальными формами различной степени плотности.

Идея многомерной структуры Космоса в том или ином виде нашла свое отражение в работах многих современных ученых, например, Ю.И. Кулакова, Л.В. Лескова, В.В. Струминского.

Как мы видим, представление Рерихов о Мироздании существенно отличается от традиционных научных воззрений на Космос, ограничивающихся лишь областью физического мира. В этом заключается одно из существенных различий между мировоззренческой парадигмой, развиваемой в Живой Этике, и традиционным научным мировоззрением.

В связи с представлением о Космосе, как многоуровневой грандиозной системе, природа человека рассматривается в Живой Этике как дифференцируемая на плотную, тонкую и огненную составляющие. При этом для раскрытия духовных аспектов природы человека, образующих его непреходящую перевоплощающуюся сущность, применяется понятие Индивидуальности, тогда как временные начала человеческой природы рассматриваются в Живой Этике при помощи категории личность, которая понимается как основа развития Индивидуальности, создающая возможность для восхождения Индивидуальности по ступеням космической эволюции.

Таким образом, в первом параграфе установлено, что человек и Космос в учении Живой Этики и в ряде научных концепций представляются как многомерные, взаимосвязанные друг с другом образования, а разрешение проблемы нового человека обусловливается необходимостью одухотворения человеческого существа.

Во втором параграфе первой главы – «Пути взаимодействия человека и Космоса» проводится комплексный анализ взаимодействия человека и Космоса, раскрываются основные пути этого взаимодействия.

В данном параграфе показано, что человек в Живой Этике рассматривается как органическая часть Космоса, что развитие человека регулируется космическими законами, которые носят универсальный характер. Поэтому, формирование нового человека обусловлено действием этих законов.

В Живой Этике говорится о существовании многих космических законов. В диссертации рассмотрены закон причинно-следственной связи, закон иерархии, закон противоположностей и закон энергетического обмена.

Закон причинно-следственной связи ассимилирован Живой Этикой из восточной философии, в которой он часто именуется законом кармы.

В Живой Этике, так же как и в восточной философии, этот закон трактуется как закон космической справедливости. В соответствии с этим законом каждая причина обусловливает строго вытекающее из нее следствие, которое связывается действием этого закона с создателем породившей его причины. Каждая человеческая мысль, каждая эмоция, каждый поступок закономерно определяют соответствующее им следствие.

Понятие закона кармы созвучно по своей сути понятиям рока й судьбы.

Однако, как справедливо отмечает А.И. Клизовский [2], рок и судьба содержат В себе нечто неопределенное, неподдающееся учету, слепое, тогда как в понятии закона заключена упорядоченность, которая вносит ясность в его понимание, и, следовательно, предоставляет возможность его сознательного применения. Действие закона кармы распространяется на все сферы Космоса.

Другим космическим законом является закон иерархии. В диссертации подчеркивается, что иерархическое устройство Космоса представлено Рерихами как иерархия сознаний. Согласно Живой Этике, в Космосе существуют высокоразвитые духовные существа, значительно превосходящие человека по уровню сознания. Эти существа являются субъектами космической эволюции. В учении Живой Этики для их обозначения применяется понятие «Иерархия Света»,

Существование высоко-духовных существ признается во многих учениях. Так, в учении буддизма говорится о Бодхисаттвах, которые завершили путь человеческой эволюции и отреклись от блаженства Нирваны из сострадания к человечеству, с целью оказания ему помощи для достижения духовного преображения. Христианское учение содержит представление об Ангелах Хранителях, которые проявляют себя в человеческой жизни.

С древнейших времен предания разных народов повествовали о существовании на Земле места обитания духовных существ, покровительствующих человечеству. Так, в России старообрядцы хранили легенду о таинственной стране Беловодье. В Европе было известно о Царстве Пресвитера Иоанна. В Азии – о Шамбале, Калапе, Долине бессмертных и так далее. Независимо от различия в названиях, разные духовные традиции связывали это место с Центральной Азией. Известно также, что в России старообрядцы предпринимали даже попытки поиска Беловодья. В Живой Этике, в этой связи, отмечено, что «об Ангелах Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами [3].

В данном параграфе подчеркнуто, что проблема существования космических разумных сил рассматривается также учеными [4].

В Живой Этике закон иерархии трактуется как сотрудничество существ разного уровня сознания. При этом существо с более развитым сознанием способствует духовному совершенствованию существа с менее развитым сознанием, направляя его развитие в эволюционном русле, сохраняя при этом его свободу воли. Факт сохранения свободы воли – важнейшая особенность космического закона иерархии.

Еще одним космическим законом является закон противоположностей. В диссертации показано, что данный закон обусловливает существование полярностей в каждом явлении Космоса и предопределяет возможность взаимного перехода одного полюса в другой. Космический закон противоположностей созвучен закону единства и борьбы противоположностей.

Важнейшее следствие двойственности всех явлений Космоса – их развитие, обусловливаемое наличием разности потенциалов между противоположными полюсами этих явлений. Весь эволюционный процесс, все развитие Космоса, основывается на разности потенциалов между различными его уровнями. Существование этой разности потенциалов порождает энергию, лежащую в основе развития всего сущего.

В учении Живой Этики, наряду с законом противоположностей и некоторыми другими космическими законами, выделяется закон энергетического обмена (энергообмена). Космический закон энергообмена регулирует взаимодействие между различными структурами Космоса. В результате такого взаимодействия изменяется энергетика участвующих в этом процессе объектов, что создает возможность для их дальнейшего развития.

В данном параграфе установлено, что человек в Живой Этике рассматривается как часть Космоса, находящаяся в непрерывном энергообмене со всеми другими его частями. В своей жизнедеятельности человек не может быть обособлен и полностью отделен от энергетического воздействия на него различных объектов и процессов. Он связан через энергообмен с различными структурами Космоса.

Формирование нового человека, по своей сути, является процессом преображения человека из состояния объекта эволюции в ее активного, сознательного субъекта. В основе данного процесса лежит энергия, которая необходима для развития высшего сознания. Принимая участие в энергообмене с объектами, обладающими более высоким энергетическим потенциалом, чем его собственный, человек повышает уровень своей энергетики, побуждающей его к продвижению по пути космической эволюции.

В диссертации подчеркивается, что универсальный энергетический обмен является важнейшим фактором бытия человека и Космоса и их эволюционного развития.

Анализ в диссертации космических законов способствует пониманию мировоззренческих основ Живой Этики, обусловливающих концепцию нового человека, развиваемую в данном учении.

Итак, как показало наше исследование, мировоззрение, содержащееся в Живой Этике, имеет немало точек соприкосновения с современным научным знанием. Однако по ряду вопросов Рерихи шагнули далеко за пределы науки. Этот факт существенно осложнил анализ их взглядов с научной точки зрения. Поэтому мы надеемся, что дальнейшее развитие науки приведет к прояснению многих положений учения Живой Этики.

Во второй главе диссертации – «Особенности формирования нового человека в учении Живой Этики» рассматриваются вопросы, связанные с пониманием развития человека в Живой Этике. В данной главе показывается, что процесс формирования нового человека, согласно Живой Этике, представляет собой единство двух моментов – влияния объективных условий жизни человека на развитие его духовности и самосовершенствования человека, посредством которого духовность человека развивается.

В первом параграфе второй главы – «Роль объективных условий жизни в развитии духовности человека» анализируется влияние объективных условий жизни человека на формирование нового человека, раскрывается представление Рерихов о духовности, рассматриваются некоторые особенности всемирно-исторического процесса.

В данном параграфе раскрыто понятие духовности человека в учении Живой Этики. Духовность человека определяется как состояние его сознания, обусловливаемое синтезом всех качеств человека, образующих его непреходящую перевоплощающуюся Индивидуальность. В учении Живой Этики высшее сознание человека рассматривается как хранилище опыта его Индивидуальности. Согласно Живой Этике, в процессе множества перевоплощений человеческая Индивидуальность ассимилирует все духовные достижения личностей, при помощи которых она выражается в тех или иных условиях жизни. Эти духовные достижения – различные положительные качества, такие как любовь, милосердие, сострадание, терпение, воля, мужество, находчивость, уравновешенность и так далее, аккумулируются в высшем сознании человека и являются элементами его Индивидуальности.

Высшее сознание, сохраняя все когда-либо приобретенные человеком духовные качества, обусловливает возможность их перманентного развития. Каждый достигнутый уровень их совершенства может быть углублен и усовершенствован посредством дальнейшей работы человека над собой. Этим положением в Живой Этике подчеркивается беспредельная возможность эволюции человеческой Индивидуальности.

Ранее отмечалось, что проблема нового человека в Живой Этике заключается в необходимости формирования высшего сознания. В связи с этим, проблема нового человека, по сути, состоит в необходимости развития духовности, а понятие нового человека определяется как человек, характеризуемый духовным уровнем сознания.

В диссертации показано, что на развитие духовности человека оказывают влияние различные жизненные обстоятельства человека, или объективные условия его существования, которые создают предпосылки для духовного совершенствования человека.

В данном параграфе речь идет о том, что в Живой Этике человеческая жизнь представлена как школа, в которой происходит непрерывное обучение и развитие человека. Поэтому бессмысленных жизненных ситуаций не существует и каждая ситуация, каждое явление жизни способствуют формированию того или иного качества человека, то есть обусловливают развитие его духовности.

С позиций Живой Этики последовательное изменение объективных условий человеческой жизни представляет собой упорядоченный, способствующий духовному преображению человека процесс.

В учении Живой Этики все факторы человеческой жизни рассматриваются с точки зрения действия различных космических законов. Эти законы обусловливают появление именно таких объективных условий, которые в максимальной степени способствуют эволюционному развитию человека.

В Живой Этике говорится о действии космических законов, создающем возможность для развития духовности человека.

В диссертации подчеркнуто, что важнейшим условием духовного совершенствования человека является познание им самого себя и других людей. В этой связи, каждое соприкосновение с другим человеком или с группой людей предоставляет возможность извлечь из этого полезный урок, способствующий познанию реальных отношений между индивидами.

В проведенном исследовании также рассмотрено представление Рерихов о некоторых особенностях всемирно-исторического процесса, так как, согласно Живой Этике, мировая история, исторические события оказывают воздействие на развитие духовности человека и человечества, на их продвижение по пути космической эволюции. Поэтому всемирно-исторический процесс неразрывно связан с формированием нового человека. Под всемирно-историческим процессом мы подразумеваем историю человечества, начиная с момента появления вида Homo sapiens и до настоящего времени включительно.

В данной части диссертации делается акцент на том, что существенным отличием понимания Рерихами исторического процесса от многих традиционных представлений о нем является утверждение Рерихов о его естественном, то есть природно-космическом характере. В учении Живой Этики исторический процесс рассматривается как сторона космического процесса. Сущность исторического процесса в Живой Этике связывается с понятием космического магнита. «Магнитами, – пишет Л.В. Шапошникова, – Живая Этика называет энергетические структуры, притягивающие к себе подобную им энергетику» [5]. В качестве таких структур могут быть как различные космические тела, их системы, так и определенные существа, обладающие достаточно высоким энергетическим потенциалом. Данные магниты, посредством своей энергетики, обусловливают направление и особенности протекания исторического процесса.

При раскрытии концепции формирования нового человека в диссертации отмечается, что в учении Живой Этики говорится о приближении к нашей планете мощных космических энергий, которые окажут глобальное воздействие на ее эволюцию. Это обусловливается действием космического магнита, которое характеризуется эволюционной направленностью. Приближающиеся космические энергии должны привести к наступлению новой эпохи – эпохи духовности и к преображению всего человечества. Как справедливо отмечено в статье В.Н. Назарова: «В этой ситуации задача Живой Этики состоит в очищении и расширении сознания и развитии сердца» [6].

Однако, предоставляя особое место космическому фактору во всемирно-историческом процессе и в эволюции Земли, в учении Живой Этики решающая роль в преображении себя и окружающей действительности отводится самому человеку, его свободной воле.

Из рассмотренного в данном параграфе видно, что объективные условия жизни влияют на развитие духовности человека весьма существенно. При этом преображение человека в значительной степени обусловливается его свободой воли, его стремлением к самосовершенствованию.

Во втором параграфе второй главы диссертации – «Самосовершенствование человека как главное направление его духовного развития» анализируется процесс самосовершенствования человека, представленный в Живой Этике. Важную роль в этом процессе играет труд, культура и т. п.

Значению труда в совершенствовании человека в философской литературе уделено достаточно много внимания. Труд обычно рассматривается как важнейший фактор развития человека. В Живой Этике труд также представлен как основа развития, преображения человеческого существа. Смысл труда, согласно Рерихам, состоит в развитии качеств сознания человека. Только посредством интенсивного труда происходит формирование и совершенствование человеческих способностей, его сознания.

В диссертации показано, что в Живой Этике внимание акцентируется на том, что для духовного совершенствования человека необходим постоянный труд. При этом отдых рассматривается как смена различных видов человеческой деятельности.

Другим важным фактором преображения человека в Живой Этике считается культура.

В диссертационном исследовании подчеркнуто, что в понятии «культура» Рерихи выделяют две части – «культ» и «ур». При этом вторая его часть связывается с понятием «Свет». «Ур есть корень Света Огня» [7],- отмечается в Живой Этике. Поэтому культура представляется как культ, почитание Света.

Под Светом в Живой Этике понимается знание и красота, а культура есть почитание всего возвышенного, духовного.

В данном параграфе показывается, что преображение человека посредством культуры может осуществляться двумя путями. Первый из них связан с сознательным восприятием человеком объектов культуры, претворенной в творчестве других людей. Второй путь представляет собой собственную творческую деятельность человека, т.е. созидание им культуры. Духовное совершенствование человека посредством созидания культуры предполагает творение им добра в жизни каждого дня. В этом заключается важный этический принцип концепции нового человека. Однако, несмотря на дифференциацию нами функции культуры в развитии человека, следует подчеркнуть, что это подразделение условно, ибо в действительности творчество человека неразрывно связано с восприятием им различных объектов культуры.

Итак, культура есть реальный путь изменения человека, так как осмысленное к ней отношение и претворение ценностей культуры в жизни приводит к духовному совершенствованию человека, преображению его сознания, всего его существа. Отсюда – приобщение к культуре является важнейшим фактором формирования нового человека.

В Живой Этике все методы самосовершенствования человека направлены на развитие его сознания, так как формирование нового человека – это формирование высшего сознания.

В диссертации рассмотрены такие методы преображения человеческого существа, содержащиеся в Живой Этике, которые сориентированы на развитие определенных духовных качеств человека – воли, сосредоточения, воображения, наблюдательности и других. В данном исследовании подчеркнуто, что почти все человеческие качества взаимосвязаны между собой. Определенная степень развития одного качества обусловливает возможность соответствующего развития другого. Таким образом, действительное формирование нового человека может осуществляться только при гармоничном развитии всех его качеств.

В учении Живой Этики вопросу самосовершенствования человека уделено огромное внимание, так как без приложения человеком усилий к своему духовному развитию его эволюция замедлится и постепенно перейдет в инволюцию.

Итак, на основании анализа, проведенного во второй главе, можно сделать вывод, что формирование нового человека в учении Живой Этики представляется как процесс развития духовных качеств представителя вида Homo sapiens. Поэтому основной упор в достижении данной цели должен быть сделан на целенаправленную работу человека над собой, над своим сознанием.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, формулируются научные результаты и выводы, а также намечаются дальнейшие направления разработки концепции нового человека.

 

Основные положения работы отражены в следующих публикациях автора:

1. Новиков А.А. Проблема культуры в философии Живой Этики // Лесной вестник. Специальный выпуск гуманитарного факультета МГУЛ- М.: Московский государственный университет леса, 1999 – № 3 (8). – С. 15-17. (0,3 п. л.). ,

2. Новиков А.А. Национальная культура как условие духовного развития личности // «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи: вчера, сегодня, завтра». Материалы Московской областной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования Московской области, – М.: Администрация Московской области: Комитет по делам молодежи, 1999, – С. 21-22. (0,08 п. л.).

3. Новиков А.А. Философия Живой Этики о взаимодействии культур Востока и Запада // «Восток-Запад. Диалог культур и цивилизаций». Материалы Второй межвузовской научной конференции молодых ученых.- М.: Российский университет дружбы народов, 2000 – С. 330-334. (0,2 п. л.).

4. Новиков А.А. Культура и ее роль в формировании нового человека в учении Живой Этики // Развитие духовности личности как основа возрождения России. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. – М.: Московский государственный университет леса, 2000С. 54-55.(0,1 п.л.).

5. Новиков А.А. Н. К. Рерих о духовной миссии России в мировой истории // Развитие духовности личности как основа возрождения России. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, – М.: Московский государственный университет леса, 2000, – С. 56-57. (0,18 п. л.).

6. Новиков А.А. Духовное единение народа как фактор возрождения России // Русская цивилизация между Востоком и Западом. Тезисы докладов региональной межвузовской научной конференции. – М.: Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2000 – С. 62-64. (0,12 п. л.).

7. Новиков А.А. Культура и ее роль в воспитании патриотизма и дружбы народов // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ГНИИ семьи и воспитания Российской академии образования, Дагестанский государственный педагогический университет, Межвузовский центр воспитания культуры межнационального общения Министерства образования РФ, 2001С. 107-108.(0,08 п.л.).

8. Новиков А.А. Россия в XXI веке. Стратегические направления развития российского общества // Лесной вестник. Специальный выпуск гуманитарного факультета МГУЛ. – М.: Московский государственный университет леса, 2001 – № 3 (18) (в соавторстве с В.В. Фроловым, В.В. Фадеевым). – С. 5-8. (0,34 п. л.).

9.  Новиков А.А. Религия и культура в современном российском обществе // Лесной вестник. Специальный выпуск гуманитарного факультета МГУЛ. – М.: Московский государственный университет леса, 2002. – № 3 (23). – С. 208-210. (0,23 п. л.).

10.  Новиков А.А. Космическое мировоззрение и перспективы развития человека // Дети, семья и толерантность в обществе. Материалы научно-практической конференции работников системы образования Калужской области. – Калуга: Калужский областной психолого-педагогический центр, 2003. – С. 60-64. (0,32 п. л.).

11.  Новиков А.А. К вопросу о смысле жизни и научном мировоззрении И Проблемы страны и региона в эпоху глобализации. Материалы научнопрактической конференции филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Калуге. – Калуга: Издательство Калужского центра научно-технической информации, 2005. – С. 15-18. (0,3 п. л.).


[1] Письма Елены Рерих (1932-1955). – Новосибирск: Вико, 1993 – С. 434.

[2] Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3-х т. Том 1 – Рига, Виеда, 1992 – С. 132.

[3]Учение Живой Этики: Иерархия. – М.: МЦР, 1995 – С. 121.

[4] См, напр.- Циолковский К.Э. Неизвестные разумные силы // Гений среди людей / Сост. Л.В. Голованов, Е.А. Тимошенкова. – М.: Мысль, 2002 – С 231-238.

[5] Шапошникова Л. В. Тернистый путь Красоты. – М.: МЦР, 2001 – С. 246

[6] Назаров В.Н. Живая Этика, или Агни Йога. // Введение в теологию русской культуры. – Тула: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, 2003. – С. 194.

[7] Учение Живой Этики: Мир Огненный – Часть 1. - М.: МЦР, 1995 – С. 10.

 


Педагогика Культуры № 28 (2018)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Новиков А.А.

Печать

Просмотров: 2058