Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Святохина Галина Борисовна,

кандидат философских наук,

доцент кафедры «Философия, политология и право»

Уфимского государственного университета экономики и сервиса,

г. Уфа, Россия.

Космическое мышление – актуальная задача современности

Наличие в образовательных программах учебной дисциплины «Введение в философию космического мышления» как части гуманитарного цикла подготовки студентов и аспирантов и впоследствии использование даваемых ею результатов в практике жизни, несомненно, способствовало бы решению многих современных проблем и актуальных задач, стоящих перед обществом.

Современный этап развития общества характеризуется глубокими качественными изменениями, происходящими во всех сферах его жизни. Наряду с прогрессивными моментами, связанными с высокими научно-техническими достижениями, важной особенностью является обострение социальных, экономических, политических, духовных проблем в глобальных масштабах, что настоятельно требует своего более глубокого осмысления.

После выхода нашего общества из эпохи советской тоталитарной идеологии, исходившей из истинности одной мировоззренческой традиции, основанной на марксизме, современный общеобразовательный курс философии, существенно дополнился возможностями осмысления мира в контексте многих, ранее недоступных течений и школ западной философской мысли. Но, несмотря на это сегодня нет достаточных оснований считать, что в образовании созданы все необходимые предпосылки, способствующие целостному философскому осмыслению мира, позволяющие обществу встать на путь оптимального решения возникающих острых современных проблем.

Трудность разрешения возникшей ситуации видится в том, что в современном образовании и научных исследованиях в качестве базовой используется, хотя и обогащённая разными подходами, но западная, так называемая отвлеченная методология мышления, имеющая свои корни в новоевропейской традиции. Важными особенностями её являются ограниченный эмпиризм, отвлеченный рационализм, позитивизм, атеизм и т.д., по сути, являющиеся односторонними, условными, ограниченными способами осмысления мира, а значит содержащими в себе системно неучтенную погрешность, накапливающуюся в результатах. Как стало очевидным, доминирование этих отвлеченных принципов в мышлении или использование их как абсолютных, единственно верных проявилось и в сознании людей, и в практике их жизни отрывом мысли, слова, а порой и дела от живой целостной реальности. То есть, традиция отвлеченного, формального, абстрактного, условного мышления, предписываемого нецелостной западной методологией, формировала у людей разорванные представления о мире и невольно подталкивала их к субъективно ориентированным поступкам, порой исключающим из рассмотрения нравственные и эстетические критерии. Подобная практика не могла не вносить дисбаланс в систему гармонии мира и явилась причиной глобальных кризисов на планете.

По поводу этих особенностей новоевропейской традиции мышления самым решительным и категоричным образом высказывали свои критические аргументы представители самобытной русской философии всеединства, целостности еще в XIX веке. Идеи целостного системного подхода в осмыслении мира нашли свое последовательное развитие в трудах разных представителей русской религиозной философской мысли (В.С. Соловьев, С.Н и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Н.О. Лосский и др.), в русском космизме XIX-XX веков (К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Л.А. Чижевский и др.). Эти идеи, с точки зрения целостного системного выражения представлений о мире и выработки в этом контексте практических, в том числе нравственно-эстетических правил и норм Космического Бытия, достигли своей кульминации в Учении Живой Этики – философии Космической Реальности, связанной с именами наших выдающихся соотечественников Е.И. и Н.К. Рерихов. Важный вклад в осмысление этих идей ещё в XIX веке был сделан в трудах Е.П. Блаватской. Среди современных исследователей темы космического мышления особо следует выделить творческие изыскания Л.В. Шапошниковой.

Нужно отметить, что, сегодня многие современные исследователи, ориентированные на западную исследовательскую традицию стремятся к решению задачи целостного, так называемого холистического осмысления мира. Но, делая это на принципах европейской абстрактно-рационалистической методологии мышления, по сути, невозможно достичь нужного успеха в силу специфики самого заложенного в основание отвлеченной методологии принципа мышления.

Традиция целостного, системного, синтетичного мышления русской философии в наиболее совершенном виде проявившаяся в ХХ веке в Учении Живой Этики и получившая название «космическое мышление», в силу единого цельного рассмотрения человека в системе космических связей, отношений и законов как микрокосмоса макрокосмоса, остается в начале XXI века пока мало освоенной. Хотя тенденция к осмыслению и развитию этой традиции начинает всё более основательно проявляться не только на территории постсоветского пространства, но и широко за его пределами. Об этом свидетельствуют международные научно-общественные конференции, с представительством десятков государств мира, проводимые Международным центром Рерихов в Москве, а также российские и международные конференции, организуемые многими высшими учебными заведениями, как России, так и других стран мира. Имея глубинную связь с древнеиндийской религиозно-философской мыслью, а также с идеями основателей европейской философии, таких как Пифагор, Платон, русская традиция целостного духовного осмысления мира, системно представшая в методологии космического мышления синтезом науки, искусства и религиозно-этической философской мысли, создает предпосылки к решению глобальных кризисов при ее практическом освоении.

В контексте целостного мировоззренческого подхода важное практическое значение приобретают вопросы осознания человеком своего места в структуре мира, целей и смысла космического существования, в том числе определение истинного направления социальной ориентации, личной активности, осознание не только своих прав, но и ответственности за свои поступки, правильный выбор форм и направлений деятельности. Важным моментом здесь является то, что критерий истинности этих принципиальных жизненных положений формулируется не субъективно или конъюнктурно, а естественным образом, системно проистекает из Основ Бытия. В этой связи особую актуальность приобретает осмысление идей целостного подхода русской философии, в том числе Учения Живой Этики – философии Космической Реальности.

Наличие в образовательных программах учебной дисциплины «Введение в философию космического мышления» как части гуманитарного цикла подготовки студентов и аспирантов и впоследствии использование даваемых ею результатов в практике жизни, несомненно, способствовало бы решению многих современных проблем и актуальных задач, стоящих перед обществом.

Содержание данной дисциплины охватывает круг проблем, связанных с такими вопросами, как: истоки и исторические этапы развития русской философской мысли; сущностные Основы и космические законы Бытия; философия сердца; космическая эволюция человечества и ее проблемы; эволюция и инволюция; антропогенезис как составной элемент космогенезиса; мифологический, религиозный, научный и метанаучный типы сознания; космическое мышление как философская концепция синтеза. В качестве более глубоких проработок могли бы стать темы: проблема единства жизни, познания и совершенствования; целостная познавательная система и ее методы познания; космический смысл человеческого бытия; исторический процесс как космическое явление. Особый статус и значение в контексте космического мышления приобретает именно Культура человека как явление синтеза в нём научных знаний и высоких духовных, нравственно-эстетических устремлений во Общее Благо, создающая необходимую базу Культуры общества и человечества в целом для нового эволюционного витка в его космическом развитии.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: основы знаний о Космосе, природе, человеке и обществе, полученные в школьном курсе и других учебных заведениях; желание и умение творчески работать с текстами первоисточников и всесторонне размышлять по этим проблемам; стремление практически применять знания и умения в конкретных ситуациях.

Содержание дисциплины «Введение в философию космического мышления», с одной стороны, служит продолжению последовательного обобщения и все более глубокого синтетичного осмысления содержания дисциплин о природе, обществе, человеке и Космосе, способствуя формированию системных целостных представлений о единых принципах и основах всех форм бытия, изучаемых в гуманитарном и естественнонаучном циклах, т.е. о всеединстве. С другой стороны, мышление на основе синтеза закладывает базу для совершенствования человека, служит духовному преображению, утончению его сознания, раскрывая внутренние потенциальные возможности более глубокого восприятия мироздания, его структурных системных связей и рождает стремление к гармоничному с ним сосуществованию.

Целью освоения этой дисциплины является достижение знания принципов космического мышления на основе изучения и осмысления идей русской целостной философской мысли, Учения Живой Этики, которые позволяют расширить представления о неразрывном единстве Космоса, природы, человека и общества, законах их существования, проистекающих из единых Основ Бытия, а также системно разъясняют важную роль и значение духовно совершенствующегося человеческого сознания в эволюции мира. Это предполагает не только хорошее теоретическое овладение категориально-понятйным аппаратом философии космического мышления, но и практическое приложение его в жизни.

Освоение идей космического мышления послужит выработке умения использовать знания о законах космического бытия, природы, человека и общества в осмыслении экологических, экономических, социальных и других проблем, тенденций и противоречий современности с применением её категориального аппарата и принципов целостной исследовательской методологии. Освоение принципов космического мышления создаст предпосылку к наработке навыков синтетического подхода в поиске оптимальных путей решения современных проблем в конкретных жизненных ситуациях, по сути, – к принятию не конъюнктурных, а именно мудрых решений, адекватных принципам Космического Бытия. Это обстоятельство также позволит в высшей степени достойно представлять отечественную культуру, в том числе философскую, на мировом уровне.

 


Педагогика Культуры № 21 (2014)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Святохина Г.Б.

Печать E-mail

Просмотров: 2269