Дата публикации: .

Святохина Галина Борисовна,

кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия»

Уфимского государственного нефтяного технического университета,

г.Уфа, Башкортостан

Принципы образования в философии космического мышления

Статья имеет целью показать актуальные принципы образования в системе философии космического мышления.

Ключевые слова: целостный подход, космическое мышление, образование, Основы Бытия, духовность.

Svyatokhina G.B. Principles of education in the philosophy of cosmic thinking. The article aims to show the actual principles of education in the system of philosophy of cosmic thinking.

Keywords: holistic approach, cosmic thinking, education, Bases of Being, spirituality.

 

1. Введение. Проблемы современного образования.

Сегодня, несмотря на высокий образовательный уровень людей, нельзя не обращать внимания на обострившиеся социальные, политические, экономические, экологические, морально-нравственные и прочие проблемы, которые общество не может успешно решить и не находит системно обоснованного выхода из создавшейся ситуации. Это приводит к пониманию, что современное образование, призванное решать проблемы общества, нуждается в переменах и они, на наш взгляд, касаются, в первую очередь, содержательной, мировоззренческой стороны. Об этом и пойдет речь в данной статье.

В современном мире, тесно взаимосвязанном не только научно-техническими, информационными и прочими технологиями, но и проблемами безопасности, сохранения жизни человечества, становится все более актуальным поиск тех идей и способов взаимодействия, которые служили бы гармоничному единению людей, стран, народов на принципах добра, справедливости, общечеловеческих целей и ценностей. Сегодня многим понятно, что в контексте новоевропейской традиции отвлеченного мышления, закрепившейся в научной и философской мысли, успешно решить задачу гармонии человека, природы, общества не удается. Проблема здесь видится именно в самой методологии отвлеченного мышления, упускающей из осмысления связь с Основами Бытия. Это обстоятельство приводит, как уже отмечалось в более ранних статьях, с одной стороны, к нарушению системы структурной организации целостности суждения [1], а с другой – к потере объективного критерия истины [2], проистекающих из Основ Бытия. Возникающие при этом неучтенные погрешности мышления, становятся причиной нарастающих современных глобальных проблем, не поддающихся успешному системному регулированию [3].

Как показал анализ философских, научных работ, выход из этой ситуации видится в использовании исследовательской методологии, опирающейся на целостный философский подход. Он был свойствен основателям философии, во многом получил свое системное развитие в философии всеединства, русского космизма и наиболее целостно проявился в Учении Живой Этики – философии космического мышления, появившемся в XX веке трудами Е.И. Рерих. Рассмотрим особенности философии космического мышления применительно к проблеме образования.

 

2. Особенности системы философии космического мышления

Теме философии космического мышления была посвящена более ранняя статья [4]. Обобщим и дополним ее положения в контексте проблемы образования.

Принцип Триединой Сущности Абсолюта (Субъект, Объект и связка), получивший в контексте целостного подхода название Вечная Вибрация [5], в динамике проявления своих духовно-материальных потенций предстает универсальным алгоритмом иерархически организующегося проявленного Космического Бытия. В его основе – принцип спирального движения всеначальной, универсальной, синтетической, духовно-материальной энергии, по типу импульса или вихря с характеристиками частоты вибраций и амплитуды от минимума до максимума Вселенной. Мышление, в этом случае как отражение его сути, так же должно иметь характер циклической структуры, которая в своей динамике может быть определена как система с обратной связью.

Базовыми системообразующими элементами этой циклической структуры становятся, проистекающие из триединой Сущности проявленного Абсолюта, Ипостаси Жизни, Разума, Любви Абсолютного Я. В своем неразрывном единстве они выразили принцип целостности проявленной формы Жизни Абсолютного Я, как ее системообразующего центра или сердца; принцип структурной организации целостности или принцип истинного Разума, в процессе прохождения стадий цикла как Я – не-Я – не-не-Я; и Любовь как качественную характеристику проявляемой универсальной психической энергии Жизни, обеспечивающей принцип самоорганизации Абсолюта в Вечности и Беспредельности.

В контексте целостного подхода, система иерархической организации космического Бытия, предстает взаимосвязанными циклически развивающимися формами жизни и сознания. В основе каждой из них – принцип вибрации базовой духовно-материальной или психической энергии, проявляющейся характеристиками, соответствующими уровню космического развития этой формы жизни и специфике основной деятельности ее центра, как развивающейся основы сознания. Согласно Учению Живой Этики, центр сознания в сердце, синтезирующем мысль и духовное качество ее энергии, устремленные к Истине, Красоте и Общему Благу. Сердце, объективно являясь центром связи с Основами Бытия и окружающими формами жизни по цепи космической Иерархии, может раскрыть этот свой потенциал только духовным совершенствованием и самосовершенствованием человека.

Для понимания важности духовной мотивации в своей жизни и деятельности нужно понять место человечества в системе структурной организации космического Бытия, а значит – его задачи и возможности. В контексте отвлеченной традиции мышления этот вопрос не обсуждается, но в контексте целостного подхода, подходящего к системному осмыслению и этого момента Бытия, место человека определено вполне четко – на начальной ступени восходящей в Беспредельность лестницы Духовной Космической Иерархии Существ, прошедших человеческий эволюционный этап развития в более ранних циклах проявления Абсолюта. Этот этап символизирует собой середину цикла проявления потенций Абсолюта, переход от нисходящей ветви эволюционного развития, когда шел космический процесс формирования наиболее совершенной формы жизни – человеческой, – в которой индивидуально представлена система структурной организации, соответствующая космической, как микрокосмос макрокосмосу, к восходящей ветви эволюционного развития. Перед человечеством, эволюционно развившемся благодаря усилиям и поддержке всего Космоса, как до-человеческих этапов, так и сверхчеловеческих, фактически, стоит задача внесения своего вклада в космический эволюционный процесс. Человечество как форма космической эволюции, является своего рода точкой бифуркации в цикле проявления Абсолюта. Его выбор дальнейшей эволюции по ступеням духовного развития будет вкладом во Благо Общего эволюционного процесса. Если представители человечества будут закреплять в своей жизнедеятельности материальный интерес и низший, грубый, плотский уровень Бытия, то по окончании текущего цикла, в соответствии с законом причинно-следственных связей, будут ввергнуты в инволюцию на более низкие уровни Бытия, как не набравшие в своей сущности необходимого духовного потенциала для продолжения эволюции. Перед ними встанет задача повторного прохождения этапов эволюции.

Таким образом, универсальный алгоритм иерархически самоорганизующегося Проявленного Космического Бытия Абсолюта определяет смысл космической эволюции человека как духовное совершенствование. При этом, отмечает Л.В. Шапошникова: «Человек, действующий согласно космическим законам, становится творцом, постепенно достигая уровня субъекта эволюции. Если он сознательно или бессознательно пренебрегает этими законами, то идет по пути разрушений и бедствий. В наше время мы имеем такие примеры в массовом масштабе» [6].

Как видно, целостный синтетический подход философии космического мышления позволяет проникать в более глубокое системное осмысление мира и человека в нем. Использование его в научно-исследовательской деятельности, а также широкое освоение в системе образования открывает новые возможности более успешного решения проблемы духовного совершенствования человека, повышения культуры отношений в обществе и с природой.

 

3. Образование в системе принципов космического мышления.

Как понимать образование? Оно может быть осмыслено в разных аспектах. Например, – образование как явление, некий материальный факт (появления облака, лужи, толпы и т.п.), но и некий результат предпринятых действий, в том числе духовный, выразившийся в развитии сознания человека и связанных с ним обретенных возможностей Бытия. Образование предстает и как некий сущностный образ, по которому происходит требуемое преобразование или образование явления. Образование предстает и в аспекте самого процесса изменения, получения результата по определенному образу. То есть, если осмыслить проблему в контексте целостного философского подхода, то образование как целостный духовно-материальный акт, заключает в себе определенную систему структурной организации своих составных базовых элементов и их динамику или алгоритм действия и взаимодействия в контексте проявления потенций Абсолюта. На человеческом этапе эволюционного развития этот процесс раскрытия потенций проявленного Абсолюта, предстает как процесс развития сознания и способности человека к творческой деятельности в соответствии с едиными законами космического Бытия.

Реальный образовательный процесс – это процесс энергетического взаимодействия как минимум двух или более живых существ или структур, представляющих формы жизни. Их взаимодействие для достижения успешного результата (развития и совершенствования сознания) должно быть гармонизировано по частоте вибраций их энергии, что возможно именно на духовном уровне. Изначально целостное образование как познание и создание нового уровня сознания человеческих форм Бытия предполагает резонансное взаимодействие Учителя (космического) и ученика. Учитель задает, несет в Себе, в своей сущности космический энергетический образ, а ученик должен приложить усилия по духовной гармонизации с Учителем. И тогда, ему откроется новое знание о мире, системе его взаимосвязей и сознание обретет новый преображенный уровень мировосприятия. П.А. Флоренский писал: «резонанс есть синергия, несущая с собою бытия, его порождающие» [7] и уточнял: «резонанс есть уже не деятельность той или другой цепи, а со-деятельность цепей» [8]. Этот образовательный процесс возможен на уровне духовного взаимодействия. Так, Е.И. Рерих отмечая, что «…посылка мысли связана с посылкою вибрации. Как посылающий, так и получающий должны быть созвучны» [9], разъясняла: «Иеровдохновение нисходит при одном основном условии. Не сосредоточенность, не приказ воли, любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение» [10]. И добавляла: «Установка определенного ритма слияния есть древняя Теургия» [11]. Видимо, не случайно, в жизни всегда имеет больший образовательный успех и тот земной учитель, который несет в себе Любовь к своему делу, к миру и людям, настраивая естественным образом на это же и других. Формальная, внешняя передача знаний без пробуждения духовной сердечной энергетической связи, чувства взаимной реальной причастности к осмысляемым явлениям, не способствует развитию душевной чуткости, оставляет слушателя равнодушным, безучастным или формирует только безответственный, потребительский интерес к теме.

Так, в чем заключаются принципы образования в системе философии космического мышления? В человеке как в микрокосме есть все необходимые структурные элементы для взаимодействия с Космосом, в основе организации которого Ипостаси Жизни, Разума, Любви абсолютного Я, о которых написано ранее. Важный принцип образования в системе философии космического мышления состоит в том, что истинное в космическом смысле, целостное образование обретается не простым внешним накоплением в сознании некой специальной информации, а в единстве с внутренним духовным преображением, которое будет способствовать не просто развитию интеллектуальной «изворотливости» человека, но позволит ему быть в органичном единении с реальной жизнью космического Бытия. быть с ней в гармонии. Это достижимо деятельностью духовно развитого сердца. И.А. Ильин писал: «Мышление без сердца, – даже самое умное и изворотливое, – остается в конечном счете безразличным: ему все равно, за что ни взяться, что ни обдумать. Что ни изучить. Оно оказывается безчувственным, равнодушным, релятивистическим (все условно! все относительно!), машинообразным, холодным и циничным… Его главный прием есть умственное разложение жизни, как бы умственная «вивисекция» живых явлений и существ» [12]. Во имя эволюционного развития человечества важно научить подрастающее поколение мыслить сердечно и ответственно, опираясь на истинную логику целостного мышления.

В соответствии с философскими идеями и принципами Учения Живой Этики, сегодня человеку важно понять, что вступая на лестницу восходящей ветви эволюции, ему необходимо обретать знания о законах космического Бытия, служащих гармонии мира и применять их в практике жизни. Лучшим образом это реализовать в системном виде можно только путем правильно выстроенной программы образования, подготовленных специалистов, с использованием необходимых методов, с учетом развития эстетического, этического воспитания человека. Освоение человечеством этого способа восприятия мира и связанного с ним синтетического мышления, несомненно, откроет новые возможности и качество Бытия.

 

4. Заключение

Освоение идей и принципов философии космического мышления через научно-исследовательскую деятельность и систему образования создаст основу целостного синтетического подхода в осмыслении мира, послужит выработке умения использовать знания о законах космического бытия, природы, человека и общества в решении экологических, экономических, социальных и других проблем и противоречий современности. Будет способствовать духовному совершенствованию сознания человека, гармоничному образу жизни общества и дальнейшей космической эволюции человечества.

 

Опубликовано:
Святохина Г.Б. Принципы образования в философии космического мышления //
Социально-гуманитарные знания. – 2018. – № 10. – С. 66-72.

 


[1] Святохина Г.Б. Особенности целостного познания в философии космического мышления / Социально-гуманитарные знания - № 10, 2015 г. с. 314-320.

[2] Святохина Г.Б. Особенности целостного познания в философии космического мышления / Социально-гуманитарные знания - № 10, 2015 г. с. 314-320.

[3] Святохина Г. Б. Философия космического мышления как исследование и образ жизни // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. Выпуск № 2, октябрь-декабрь 2013, Санкт-Петербург. - Режим доступа: http://fikio.ru/wp-content/uploads/2013/06/Filosofija-i-gumanitarnyie-nauki-v-informatsionnom-obschestve-2013-02.pdf.  С. 126-132.

[4] Galina Svyatokhina. Principles of Cosmic Thinking as the Basis of Holistic Research Approach / Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy, Vol 6, No 5, S1. September 2015, pp. 589-593. http://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/issue/view/177.

[5] Блаватская Е. П. Тайная доктрина Т.1, кн. 1. – М.: Прогресс-Культура, 1992. С. 167.

[6] Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления / Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – М.: МЦР, 2005, с. 5 – 41, с. 39.

[7] Флоренский П.А. Христианство и культура / П.А. Флоренский. – М., Харьков, 2001, с. 279.

[8] Указ. соч., с. 278.

[9] Рерих Е.И. Письма (1938-1939). 22 мая 1939 г. - М.: МЦР, 2006, т. 6, с. 410.

[10] Рерих Е.И. Письма (1935). – М.: МЦР, 2001, т. 3, с. 230.

[11] Рерих Елена. У порога Нового Мира. – М.: МЦР, 2000, с. 242.

[12] Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993, с. 298.

 


Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Святохина Г.Б.

Печать

Просмотров: 1090