Этностудия «Родники». Введение в народоведение как средство гармонизации этнической и гражданской идентичности школьников
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования у подрастающего поколения этнической и гражданской идентичности на примере созданной автором программы внеурочной деятельности «Этностудия "Родники. Введение в народоведение"». Программа адресована школьникам начальных классов, нацелена на развитие интереса детей к этнокультурным традициям своего и других народов, на осмысление этнокультуры как животворного родника в генезисе культуры, в ее преемственности и развитии, овладение художественно-творческими формами народного искусства.
Программа этностудии состоит из четырех частей (модулей), выстроенных с расширением и усложнением этнокультурного материала в поликультурном контексте: 1-й класс – «Народные игры», 2-й класс – «Родной дом», 3-й класс – «Народный праздник», 4-й класс – «Я и этномир».
Подобные курсы народоведения важны для формирования культурной преемственности, осознания и усвоения традиционных духовно-нравственных ценностей, их непреходящего значения и актуальности в современном российском обществе. Содержание занятий этностудии выстраивается на методе сопоставления игр, традиций, произведений фольклора, народного зодчества, декоративно-прикладного искусства, особенностей жизнедеятельности, реализуется ценностный ориентир на формирование российской гражданской идентичности школьников.
Ключевые слова: этнокультура, народоведение, традиции, духовно-нравственные ценности, многонациональное российское общество, этнокультурное и поликультурное образование, младшие школьники.
В современную эпоху наблюдается кризис традиционных ценностей, средства массовой культуры навязывают подрастающему поколению чужеродные ценности, в связи с этим усложняется и процесс самоосознания и самоопределения человеком своего «Я», своей идентичности. Понятие «идентичность» многоуровневое. В него входит и гендерная, и семейная, и профессиональная, и этническая составляющие и многие другие социальные роли. Чрезвычайно актуальна проблема гармонизации гражданской и этнической идентичности. Обе эти идентичности как части социальной идентичности отражают представления личности об отождествлении себя с определенным сообществом. Каждый человек принадлежит какому-либо этносу. Однако важно, чтобы он одновременно идентифицировал себя и как гражданин страны, связывал свою судьбу с судьбой государства.
Идеологически гармоническое взаимодействие гражданской и этнической идентичности способствует консолидации общества. В «Стратегии государственной национальной политики Российской» утверждается, что «главными целями государственной национальной политики Российской Федерации являются: упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России»[1].
Вопросы взаимодействия этнической и гражданской идентичности разрабатываются в этнологии, социологии, философии. Но в современную эпоху глобализации и обострения межнациональных конфликтов возросла роль педагогической науки и практики, способствующей профилактике социальных противоречий, их диагностике и разрешению. Данная проблема неоднократно поднималась на международных конференциях (например, «Реальность этноса», «Ребенок в современном мире» и др.).
Автор статьи разработал программу внеурочной деятельности «Этностудия "Родники. Введение в народоведение"»[2]. По работе с данной программой опубликованы методические рекомендации для учителей и родителей в учебно-методических пособиях «Окно в мир»[3] (выпуски 1-4).
Программа этностудии «Родники. Введение в народоведение» адресована младшим школьникам. Цель программы и ее результат: создание дополнительных условий в освоении учащимися основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников средствами народной традиционной культуры, формирование этнокультурной осведомленности школьников, становление культурного поля ребенка, гармонически развитой личности в процессе созидательно-творческой этнокультурной деятельности.
Программа нацелена на развитие интереса младших школьников к этнокультурным традициям, их осмысление как животворных родников культуры в ее генезисе, преемственности и развитии от прошлого к современности, овладение художественно-творческими формами, возникшими в историческом становлении российского суперэтноса. Предполагается, что вести данную программу будут учителя начальной школы или педагоги-этнокультурологи. Однако квалификации «педагог-этнокультуролог» еще нет в перечне педагогических специальностей. Наиболее близко этому подготовка такого рода педагогов в РГПУ им. А.И.Герцена осуществляется для студентов-северян в Институте народов Севера на кафедре этнокультурологии под руководством доктора философских наук, профессора, директора ИНС И.Л.Набока, который разработал базовую концепцию этнокультурологического образования северян [5]. Здесь студенты из различных уголков Севера и Дальнего Востока в творческой и практической деятельности могут осваивать основы родного языка, музыкального и хореографического фольклора, традиционной культуры, декоративно-прикладного искусства. Сами студенты отмечают, что приобретение опыта традиционной художественной культуры целесообразно, так как это востребовано условиями работы в малокомплектных школах Севера и Дальнего Востока Российской Федерации [2, с. 36].
Автор в 2000-е годы разрабатывал дополнительную специализацию по традиционной культуре и частично реализовал ее для учителей начальных классов в РГПУ им. А.И.Герцена и учителей музыки в ЛГУ им. А.И.Пушкина. Но повсеместный переход на бакалавриат, модернизация и сокращение учебных планов не позволило осуществить идею в полной мере.
Реализация программы «Родники. Введение в народоведение» связана с различными формами урочной и внеурочной деятельности в начальной школе, с системой дополнительного образования, социального партнерства. С содержанием программы автор ныне знакомит студентов Института детства РГПУ им. А.И.Герцена в ходе изучения курсов «Технологии социокультурного образования» (профиль: начальное образование), «Теории и технологии этнокультурного образования» (профиль: дополнительное образование), «Поликультурное образование» (профиль: психолого-педагогическое образование). Ряд выпускников уже применяют изученные материалы.
Программа «Родники. Введение в народоведение» состоит из четырех разделов (курсов) по классам: «Народные игры» (1-й класс), «Родной дом» (2-й класс), «Народный праздник» (3-й класс), «Я и этномир» (4-й класс). На изучение каждого курса предполагается 2 часа в неделю, но возможно заниматься и 1 час в неделю при сокращении содержания курса.
В содержании программы осуществляется поликультурная направленность. Школьники постепенно узнают и осваивают традиции этнокультуры в диалоге времен, устанавливая связи между прошлым, настоящим и будущим, знакомятся с культурой в пространственной полиэтнической горизонтали (в разнообразии культур разных народов) и в историко-временной вертикали (от древности до современности),
Программа 1 класса «Народные игры» направлена не только на интеллектуальное развитие детей, но и на их физическое совершенствование. Освоение игр происходит в движении, чего так не достает младшим школьникам. Тем самым снимается умственное переутомление детей, а физическое состояние радости сочетается с духовным обогащением. Поэтому занятия в этностудии не только расширяют кругозор ребенка, но и дополнительно имеют здоровьесберегающую функцию, что способствует психологической устойчивости детей.
Программа 2-го класса «Родной дом» расширяет представления ребенка об окружающем мире, истории семьи и Отечества. Дети осмысливают ценность семьи, типы жилища и особенности быта русского и других народов, осознают идею «крестьянского дома как образа Вселенной и жизни человека», символику вышивок и украшения традиционного костюма, специфику национальной кухни.
Программа 3-го класса знакомит детей с традициями проведения народных праздников. В исторической ретроспективе на древнейший круг календарных языческих праздников накладывались другие круги: религиозные, светские, государственные, школьные праздники. Дети знакомятся с ними, сопоставляют русские традиции с особенностями праздников других народов, рассматривают переплетение языческих и церковных традиций в этнокалендаре, осваивают различные виды фольклора, соединяющиеся в календарно-обрядовом комплексе, модифицируют их в театрализации обрядов в современной школьной среде.
Программа 4-го класса «Я и этномир» строится на постепенном расширении «ойкумены» (термин «культуротворческой школы» А.П.Валицкой) ребенка в осознании оппозиций в формировании «Я-концепции»: «я» и моя семья, я и мои друзья, я и моя малая Родина, я и моя страна, я и моя планета. Тем самым формируются процессы осознания взаимосвязей личности с социумом, способствующие развитию многоуровневой самоидентификации ребенка: личной, коллективной, семейной, гендерной, этнической, региональной, российской, планетарной.
Учебный материал в программе организован по тематическому принципу. Программа делится на разделы, они – на темы, а каждая тема имеет названия – подтемы занятий. Тематические блоки в программе этностудии отражают этнокультурную, духовно-нравственную (этическую), эстетическую и практико-ориентированную направленность.
В проектировании содержания занятий рассматриваются ценности традиционной культуры: семьи, дома, качеств личности: трудолюбия, сотрудничества, дружбы, здоровья, бережного и ответственного отношения к природе, ближним, к роду, народу, Родине. Учебные материалы строятся на взаимодействии «внутреннего» ориентира, нацеленного на культуру народов России, и внешнего, нацеленного на понимании взаимосвязи России и народов мира. Учитывается возможность варьирования содержания, исходя из условий региона, национального состава класса.
В содержании программы этностудии большое внимание уделяется освоению фольклора во всех его видах: игровом, словесном, музыкальном, хореографическом, драматическом, обрядовом, декоративно-прикладном искусстве. Приведу слова фольклористки К.А. Мехнецовой: «Научиться владеть языком фольклора – значит стать достойным преемником опыта наших предков. Передать все богатство нашего наследия новым поколениям – значит обеспечить продолжение традиций в будущих веках» [8, с. 103].
При отборе и работе с материалом важен метод сопоставления традиций разных народов. Сопоставляются и сравниваются игры, произведения разных видов фольклора (например, словесного: пословицы, сказки; музыкального – песни, наигрыши), декоративно-прикладного искусства, народного зодчества (типы жилища, храмы), особенностей жизнедеятельности. Выявляются общие духовно-нравственные ориентиры (любовь к матери, к отчему дому, ценность труда, осуждение лени, традиции гостеприимства и др.). Все это помогает детям понять, что ценностные ориентиры есть у всех народов, они формируются «изнутри» рода, обеспечивают этносу продолжение жизни и эти ценности близки разным народам нашей страны.
Тем самым на занятиях этностудии реализуется ценностный ориентир на формирование у школьников гражданской общероссийской идентичности. Дети постепенно узнают, как складывалась культура России, осознают роль русской культуры как государственно образующей, цементирующей взаимодействие культур разных этносов в историческом развитии нашей страны. На занятиях воспитывается интерес к жизни и этнокультуре разных народов Российской Федерации, формируется уважение и толерантное отношение к ним.
Гражданская идентичность как самосознание причастности человека к своей стране формируется общностью ценностей, объединяющих все народы России: общностью территории и исторической судьбы народов, проживающих в РФ, единством государственного – русского – языка и многообразием российской культуры. Русский язык является средством межэтнического взаимодействия, через него представители малочисленных народов приобщаются к культуре России и мира. Культурообразующим же ядром нашей страны исторически стала русская культура, развивавшаяся во взаимосвязях с культурами российских этносов, с европейской и мировой культурой. Поэтому в образовательном процессе важно формировать осознание взаимодействия русского и многонационального компонентов, выявлять в культуре этносов общие духовно-нравственные ориентиры, объединяющие людей.
Соглашусь с мнением известного этнолога и педагога М.Ю.Новицкой, утверждающей, что формирование ценностного отношения к Родине невозможно без педагогического взаимодействия взрослого и детей в едином культурно-смысловом пространстве, которое позволяет сформировать эмоционально-действенное отношения к культурному, историческому наследию страны, его традициям, обществу и семье [9].
Введение этнокультурного компонента в жизнь современного ребенка важно для осознания преемственности культуры, усвоения традиционных этических ценностей, не потерявших значения в современном социуме.
Содержание программы этностудии «Родники. Введение в народоведение» и ее концептуальные идеи внедрены автором в некоторых школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ГБОУ №323 Невского района: школьный клуб «Патриот»; во внеурочную деятельность ГБОУ №448 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, МОУ СОШ «Свердловский центр образования» Всеволожского района Ленинградской области), в практику работы фольклорных студий (например, студии «Купалинка» Красносельского Дома детского творчества Санкт-Петербурга). Фрагменты программы курса «Народный праздник» многократно апробированы в школах Санкт-Петербурга, где используются методические рекомендации для учителей начальных классов по работе с плакатами «Этнокалендарь Санкт-Петербурга», в создании которых участвует автор в коллективе с учеными Института детства РГПУ им. Герцена. Данный проект существует в городе на Неве с 2008 года, реализуется ежегодно в рамках госпрограмм Санкт-Петербурга «Толерантность» (2011-2015), «Создание условий обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» (2015-2020). Проект перерос в «Этнокалендарь России», он создается с учетом потребностей конкретных регионов[4]. Ныне проект размещается на сайте «Поликультурный Санкт-Петербург» – https://ethnospb.ru/
По результатам опыта работы по программе «Родники. Введение в народоведение» замечено, что значительно повышается этнокультурная компетентность школьников (это диагностически подтверждено в ряде студенческих и магистрантских работах, например, в исследовании Д.В. Сальниковой, реализованном во внеурочной деятельности ГБОУ № 448 г. Санкт-Петербурга, описано в защищенной ею под руководством автора ВКР «Формирование представлений об этнокультуре народов России у младших школьников»). Установлено, что групповая деятельность в этностудии, общение со сверстниками развивает качества сплоченности, товарищества, помогает социализации ребенка и подростка. Процесс совместного творчества на занятиях создает атмосферу радости, новое познается и осваивается в опыте творческой культуросообразной созидательной деятельности. Занятия по программе способствуют формированию патриотизма и этнотолерантности, российской идентичности, что подтверждено в исследованиях, отражено в работах, написанных автором совместно с преподавателями, реализующими идеи программы на практике [1], [3], обобщено в монографии «Этнокультурное образование как феномен культурного поля» [4].
Программа может широко включаться в практику внеурочной деятельности в начальной школе. Материалы курса «Народные игры», отчасти «Народный праздник» могут применяться в работе дошкольных образовательных учреждений.
Формирование российской идентичности в единстве с этнической и общечеловеческой идентичностью также актуально для подростков и старших школьников. Вариант такого рода программы «Я – гражданин России» разработан А.Г.Асмоловым, О.А.Карабановой и Т.Д.Марциновской для старшеклассников[5].
Таким образом, занятия по программам народоведческой направленности в поликультурном аспекте способствуют осуществлению диалога прошлого и будущего в практике познания историко-культурного опыта народов нашей страны. Знакомство с ним способствует формированию у школьников историко-культурной памяти, гармонизации этнической и гражданской идентичности, воспитанию патриотизма и толерантности.
Литература
1. Александрова Ю.Н., Афанасьева А.Б. Гармонизация этнической и гражданской идентичности в программе дополнительного образования «Школьник плюс» // Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России. СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 288–293.
2. Александрова Е.А. Музыкальный компонент в системе этнокультурологического образования в Институте народов Севера // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. Т. 2. СПб.: ВВМ, 2016. С. 35-41.
3. Афанасьева А.Б., Кочеткова Т.Н. Воспитание российской идентичности и толерантности в поликультурной образовательной среде современной российской школы // Герценовские чтения. Начальная школа. СПб: ВВМ, 2012. С. 100-108
4. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. СПб: СПГУТД, 2014. 188 с. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/afanaseva-a-b-etnokulturnoe-obrazovanie-kak-fenomen-kulturnogo-polya
5. Гончаров С.А., Набок И.Л., Петров А.А., Таксами Ч.М. Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера /Под науч. ред. Г.А. Бордовского. СПб.:Астерион, 2003. 196 с.
6.. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М.: Социум, 1999. 133 с.
7. Диалог школы, семьи, социальной и культурно-образовательной деятельности младших школьников / Ансимова З.Ю., Аранова С.В., Афанасьева А.Б.[и др.]. / науч. ред. Г.А. Бордовский. СПб: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 164 с.
8. Мехнецова К.А. Проблемы освоения народных песенных традиций в практике фольклорного ансамбля. // На пути к возрождению: Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда: Департамент культуры Вологодской обл., ОНМЦиПК, 2001. С. 99–103.
9. Новицкая М.Ю. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. М. :Дрофа, 2010. 154 с.
10. Реальность этноса. Роль образования в развитии межнациональных отношений в современной России сборник статей по материалам XV Международной научно-практической конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. 502 с.
11. Реальность этноса. Роль образования, культуры и литературы в формировании российской гражданской идентичности Сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Института народов Севера Герценовского университета. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. 503 с.
[1]Указ Президента РФ "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации". URL: https://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 02.02.2019)
[2]Афанасьева А.Б. Рабочая программа внеурочной деятельности «Этностудия "Родники. Введение в народоведение"» // Окно в мир: Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности. Вып. 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. С. 101-150.
[3]Афанасьева А.Б. Этностудия "Родники. Введение в народоведение". Методические рекомендации для учителей, материалы для родителей и учащихся. // Окно в мир: Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности. Вып. 4. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2017. С. 62-105.- Окно в мир: учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности. Вып. 4. РГПУ им. А.И.Герцена, 2017. URL: https://pedagogika-cultura.ru/images/Stories/additional/2021/okno-v-mir-rgpu-2017.pdf
Окно в мир: Учебно-методическое пособие по внеурочной деятельности./ Сост. М.П. Воюшина, Е.П. Суворова; Под ред. Г.А. Бордовского. Вып. 3. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2016. 219 с. URL: https://pedagogika-cultura.ru/images/Stories/additional/2020/OKNO_MIR_3.pdf
[4]К примеру: Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга. 2015» для учителей 1-4 классов / Афанасьева А.Б., Казакова А.А., Кислинская С.А. [и др.]. СПб: Фрегат, 2014. 192 с.; Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь России, 2017. Владимирская область» для учителей 1-4 классов. / Онищенко Э.В., Афанасьева А.Б., Казакова А.А. [и др.]. СПб: Фрегат, 2016. 180 с.; Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга – 2024. для учителей 5-8 классов. / Онищенко Э.В., Афанасьева А.Б., Белорусова С.А., [и др.]. – СПб: Фрегат, 2023. 192 с.
[5]Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марциновская Т.Д. Программа формирования гражданской идентичности «Я – гражданин России» для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. URL: https://refdb.ru/look/2220754-pall.html
Полный вариант статьи: Афанасьева А.Б. Этностудия "Родники. Введение в народоведение" как средство гармонизации этнической и гражданской идентичности школьников // Учёные записки Забайкальского Гос. Университета. 2019. Том 14, №2. С. 54-61
Метки: Рубрика: Освоение детьми народной культуры, Афанасьева А.Б.