Годовой круг традиционных русских праздников
Начинать приобщать детей к истокам русской национальной культуры следует с самого раннего возраста. Особенно богатый материал в этом отношении представляет крестьянская культура. Знакомство с устным народным творчеством, костюмом, рукоделием и ремеслами, старинными играми, обычаями и обрядами способствует всестороннему развитию ребенка – черпай и воспитывай.
Годовой круг традиционных русских праздников – неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины. В нашем детском саду проходят следующие праздники:
1. «К нам пришло, прикатило Рождество».
2. «Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько».
3. «Пасхальная радость».
4. «Красная горка».
5. «Праздник березки (Троица)» – если детский сад работает в июне.
Для русских традиционных праздников характерна цикличность, многодневность. Каждый день праздничного цикла несет свою смысловую и эмоциональную нагрузку.
Первый праздник начинающегося года – Рождество – в старину праздновался в течение двух недель от Рождества до Крещения (с 7-го по 19-е января). Мы с воспитателями-единомышленниками решили «прожить» с детьми эти две недели рождественских Святок так, чтобы дети получили максимум впечатлений, знаний, умений, связанных с этим праздничным периодом. И получилось.
В течение двух недель на музыкальных занятиях дети разучивали рождественские песенки, колядки, прослушивали произведения композиторов-классиков, посвященные русским Святкам, рождественские песнопения, на занятиях по ИЗО-деятельности, развитию познавательных способностей, развитию речи знакомились с тем, как праздновали русские дети в старину Рождество.
Огромное моральное удовлетворение от результатов этой работы получили взрослые – от интереса детей к той информации, которая стала им доступна за эти две недели, от совместного участия в праздниках взрослых и детей. Конечно, взрослыми была проведена колоссальная дополнительная работа. В результате осмысления нашего опыта родилась методическая разработка комплексного проведения рождественского праздника в детском саду[1].
В разработке приводится план-программа проведения двухнедельного цикла занятий и досугов, посвященных Рождеству, последовательно раскрывается содержание опорных занятий.
На первом, вводном занятии «К нам пришло, прикатило Рождество Христово» детям дается понятие о Рождестве как празднике мирового значения, доступная детям информация об Иисусе Христе, Его заповедях, жизни, о Библии. Дети знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси, разучивают простые народные игры.
Следующее занятие в форме кукольного представления знакомит с историей рождественской елки. Спектаклю предшествует беседа об украшении растений – символов традиционных праздников, затем раскрывается смысл рождественских украшений: звезды, ангелочков, сладостей. Еще один кукольный спектакль (на основе старинных «вертепных» представлений) рассказывает об истории рождения Иисуса Христа.
Специальное занятие посвящено образу ангелов; дети изготавливают ангелочков из ткани, воска, бумаги для украшения елки. Воспитанники старшего дошкольного возраста на специальном занятии по росписи традиционных пряников знакомятся с одним из видов обрядового печенья: архангельскими «козулями».
Разумеется, не обходится без колядования. Проведению этого обряда предшествует ряд занятий, где дети разучивают колядки, узнают о смысле и значении их текстов. Чтобы дать детям более четкое представление о колядовании, воспитатели предварительно сами разыгрывают сценку колядования.
Один из святочных обычаев – ряжение. Совместно со взрослыми дети изготавливают «коня» – персонаж святочных увеселений. Попутно раскрывается значение коня в жизни русского крестьянина: в хозяйственной деятельности, обрядах, песнях и сказках, народном изобразительном искусстве. Затем разыгрывается шуточная сценка «Как цыган продавал лошадь».
Не остаются в стороне и святочные гадания, которые дали столь обильный материал для творчества русских писателей и художников. В один из вечеров проводится вечорка с плясками, играми и частушками, в разгар которой, к восторгу ребят, неожиданно появляется ряженый медведь с вожаком.
На итоговом занятии в занимательной форме выявляются знания детей о традициях празднования Рождества, степень освоения ими музыкального и игрового материала. Среди предлагаемых заданий – головоломки с зашифрованными в них словами «Святки» и «коляда». Изобразительная форма головоломок связана с рождественскими и новогодними символами.
Одна из головоломок, с зашифрованным в ней словом «Святки» строится на образе рыбы (раннехристианский символ Иисуса Христа), вторая, скрывающая слово «коляда», представляет собой один из древних видов календарей (слово «коляда» тесно связано с латинским термином «календа» – сезонный цикл).
Сегодня в условиях длительных новогодних каникул не получается «прожить» с детьми рождественские Святки, как мы делали это раньше. И все же, в оставшиеся до Крещения дни мы стараемся максимально ознакомить детей с традициями празднования на Руси Рождества Христова.
Второй праздник годового круга традиционных русских праздников – Масленица. Если масленичная неделя совпадает с замечательным праздником женщин, то мы проживаем ее не только с детьми, но и с мамами и бабушками. В старину праздник Масленицы считался самым веселым, разгульным. Детям на этой неделе необходимо создать атмосферу веселья, радостной встречи весны.
Работа должна проводиться комплексно. Тема Масленицы в течение недели звучит на музыкальных занятиях (разучивание масленичных песен, хороводов, игр, прослушивание пьесы «Масленица» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, масленичной сцены из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»), занятиях по ИЗО-деятельности, конструированию, развитию речи (изготовление чучела Масленицы, атрибутов праздника, поделок для масленичной ярмарки, выставки). Деятельность детей: подготовка к празднику и его проведение, вечера досуга, масленичная трапеза проходит совместно со взрослыми – воспитателями и родителями.
По результатам проведенной работы готовится новая методическая разработка, в которой особое место отводится предмасленичной неделе. Это информационная и эмоциональная подготовка детей и родителей к последующему недельному празднованию Масленицы.
Подготовка детей проходит в форме вечера досуга – кукольного спектакля «Петрушкина сказка», где в доступной детям форме даются сведения о названиях и содержании каждого дня масленичной недели, об атрибутах праздника. Подготовка родителей проходит в форме консультации, где они знакомятся с традициями праздника, планом проведения Масленицы в детском саду, получают рецепты приготовления блинов. Выясняем, какая семья может пригласить детей в один из праздничных дней к себе домой «на блины».
Комплексная работа по подготовке к следующему празднику годового круга традиционных русских праздников – «Пасхальная радость» красной нитью проходит через все семь недель Великого поста. Слушая тексты детской Библии, дети прослеживают земной путь Иисуса Христа, Его благие дела, знакомятся с Его заповедями.
Чтение детской Библии сопровождается рассматриванием произведений известных русских художников: И. Крамского «Иисус в пустыне», М. Нестерова «Крещение Господне», М. Бруни «Исцеление расслабленного», А. Ге «Тайная вечеря», П. Сведомского «Вознесение Господне», А. Пластова «Пасхальный натюрморт», Б. Кустодиева «Пасхальный поцелуй», а также гравюр французского художника Г. Доре «Священное писание».
Детям дается информация о смысле и значении этого праздника. В страстную неделю на занятиях аппликацией и ИЗО-деятельностью дети готовят пасхальные подарки своим близким: яйца – «дряпанки», «крашенки», «малеванки», яйца, украшенные вырезанными из ситца цветочками; пасхальные открытки; бумажные цветы для украшения кулича и творожной пасхи.
На Светлой неделе дети прослушивают пасхальные песнопения. Проводится «Вечер пасхальных игр» (старинные детские игры с пасхальными яйцами). В детском саду проходит кукольный спектакль по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба». Главная идея этого спектакля в том, что «простое» яичко имеет большую ценность, чем золотое – ведь в нем зарождается новая жизнь!
«Красная горка» – так в старину назывался праздник весны, красна солнышка. На нашем одноименном детсадовском празднике звучат русские народные песни, заклички, хороводы. Дети встречаются с героями русских народных сказок.
«Праздник березки» мы проводим на природе. Дети водят вокруг березки хороводы «Во поле березка стояла», «Земелюшка-чернозем», знакомятся с обрядом «заламывания березки»: украшают березку лентами, связывают лентами ветки. Проводятся традиционные подвижные игры.
Как и во всяком начинании, у нас случаются трудности – «один в поле не воин». Одному музыкальному руководителю невозможно передать детям достаточные сведения о культурной истории русского народа. Необходима команда единомышленников, людей, убежденных в правильности и своевременности этого направления в воспитании подрастающего поколения. Прежде, чем обучать детей, педагоги-единомышленники должны получить образование по теме «Традиционная русская культура», практически изучить обрядовые песни, игры, пляски, овладеть приемами изготовления атрибутов праздника, народного костюма.
Свято верю в то, что красота русских мелодий, мудрость устного народного творчества, «преданья старины глубокой» научат наших детей только доброму, и посеянные нами семена дадут в их душе хорошие плоды.
1 Пацей Т.А., Цветкова О.В. Рождественский праздник в детском саду. – СПб.: 2000.
Метки: Рубрика: Освоение детьми народной культуры, Пацей Т.А.