Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Андрейчук Галина Борисовна, учитель, ГБОУ школа № 326,

Жеренкова Елена Вячеславовна, учитель, ГБОУ школа № 326,

Санкт-Петербург

Источники нравственности: Работа над прояснением слова в процессе воспитания современных школьников

 

Несколько лет назад наше Методическое объединение учителей словесности обратило внимание на один из городских конкурсов сочинений, организованный и проводимый Международной Лигой защиты Культуры в рамках подготовки к ежегодному Дню Культуры – 15 апреля – под девизом «Человек будущего – человек нравственный».

В Положении к конкурсу были обозначены цели, которые показались нам очень важными. Не могли не заинтересовать и темы сочинений, хотя сначала показались достаточно сложными. И мы предложили ребятам поразмышлять над ними. Сочинения были написаны, но далеко не все из них получились: не отличались глубиной содержания, неубедительными были и приведённые примеры. Сложилось впечатление, что дети употребляют слова, значения которых не понимают до конца.

Нравственность, духовность, добропорядочность, милосердие, великодушие, жертвенность, сострадание, смиренность, самопожертвование, терпимость, человеколюбие – это лишь часть понятий, на которых должны были раскрываться указанные темы. И понятия эти, несомненно, требовали особой работы.

Очевидным было и то, что вопросы, поднимаемые темами, дают возможность поговорить об актуальных проблемах времени, порассуждать и поразмышлять над ними: они – плодородная почва для воспитания современных школьников. Но, чтобы говорить с детьми о серьёзном, подготовить их к работе над сочинением, необходимо было помочь прочувствовать и принять сердцем эти понятия.

И мы обратились к слову НРАВСТВЕННОСТЬ.

Разные словари, разные источники дают и разные толкования этого слова. Как же ребёнку школьного возраста разобраться в таком многообразии понятий, определиться в этих терминах? Как помочь ему в этом?

Поэтому для начала мы предложили ребятам ответить на вопросы небольшой анкеты, которые давали возможность выяснить, что они понимают под словом НРАВСТВЕННОСТЬ:

1) Как ты понимаешь слово НРАВСТВЕННОСТЬ?

2) Какие поступки ты назвал бы БЕЗНРАВСТВЕННЫМИ?

3) Назови литературных героев, исторических деятелей, публичных людей, чьё поведение (образ жизни) ты бы назвал НРАВСТВЕННЫМ?

4) Попробуй составить КОДЕКС НРАВСТВЕННОСТИ.

Конечно, ответы были разными: это зависело от многих причин, в первую очередь – от возраста детей. По мнению большинства, нравственность – это доброжелательность, мужество, патриотизм, честность, верность, трудолюбие, долг, ответственность, уважение к старшим, бескорыстие, духовность, милосердие…

Но могло не радовать то, что дети задумались, начали размышлять и рассуждать.

Тогда и возникла идея создания проектов «Я – петербуржец, а это значит…», «От Слова – к Слову», рассчитанного на три года, а за ним – как продолжение – исследовательский проект «Прояснение слова», одной из задач которых стало: формирование ценностных ориентаций, ведущих к осмыслению нравственно-этических понятий. И работа над словом здесь играет первостепенную роль: по словам Д.С. Лихачёва, «нет мысли вне её выражения в языке, и поиски слова – это, в сущности, поиски мысли…».

Так, работая над словом НРАВСТВЕННОСТЬ и готовясь к конкурсному сочинению, мы провели читательские конференции «Нравственный выбор героя» и «В жизни всегда есть место подвигу» и конкурс мини-сочинений в эпистолярном жанре «Зорко одно лишь сердце; диспуты «Долг платежом красен?» и «…что есть красота?» и «Суд над безнравственностью», открыли «Справочное бюро юного лингвиста» и создали классные «Копилки самых главных слов», оформили выставки творческих работ «Ими гордится Россия» и «России слово золотое».

Итогом проделанной за данный период работы стал конкурс и оформление выставки творческих работ « Сначала было Слово» и игра по станциям «Что такое хорошо и что такое плохо».

С таким накопленным « багажом знаний» можно было заявлять об участии в конкурсе сочинений.

За эти годы мы накопили достаточно большой опыт работы над Словом, отработали методику подготовки к написанию сочинения .

За словом НРАВСТВЕННОСТЬ были слова ДУХОВНОСТЬ, ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ, КУЛЬТУРА, ПАМЯТЬ… Слова, которые «оживали» в сердцах детей, наполнялись смыслом, обретали плоть…

Традиционным и очень популярным в школе стал конкурс творческих работ «Сначала было Слово», где ребятам предлагается «оживить» то или иное слово, «наполнить» его содержанием, оформив всё это на листе бумаги, используя знания лексического значения слова, его многозначность, свои ассоциации, проводя определённые параллели… Выставки этих работ дважды в год мы оформляем и в районной библиотеке им. Л. Соболева, и, надо сказать, они пользуются популярностью у жителей микрорайона, читателей библиотеки.

В качестве заключительного мероприятия по итогам работы мы стараемся провести большой общешкольный праздник. Такими праздниками стали «Я счастлив, что я – ленинградец», «Я помню руки Матери моей», «Дружба не знает границ», «Родительский день в библиотеке».

Вот уже шестой год наша школа – участник городского конкурса сочинений, проводимого Международной Лигой защиты Культуры в рамках реализации правительственной программы «Культурная столица» и посвящённого Дню Культуры в Санкт-Петербурге. Мы очень благодарны организаторам конкурса за привлечение детей к обсуждению важных вопросов современности, за приобщение их к великому делу служения Культуре, за возможность познакомиться с деятельностью великих гуманистов.

Ученики нашей школы в разные годы становились победителями и призёрами этого конкурса. Но замечательно даже не это: важно, что « главные слова» стали для наших детей не просто знакомыми и понятными, они, наполненные смыслом и содержанием, во многом определяют теперь их жизненную позицию.

Вся проводимая работа представляется нам особенно важной в современных условиях введения Федерального Государственного Образовательного Стандарта, представляющего собой совокупность требований, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, где названы традиционные источники нравственности: Россия, многонациональный народ, Российская Федерация, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего образования строится на основе базовых национальных требований и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за её настоящее и будущее.

Вот несколько цитат из детских сочинений, которые, на наш взгляд, говорят о многом…

«Что можно сделать для будущего сегодня? Что могу сделать я?.. Прежде всего надо поверить в свои силы, быть уверенным, что всё, что ты делаешь, – не бесполезно: начни с малого, начни с себя… Здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, уважительное отношение к старшим, культура общения, толерантность… Всё это в твоих силах. И это будет твой вклад в прекрасное будущее твоей страны» (Костина Юлия, 8 кл.).

«История моего рода. Не могу сказать, что мои предки были одержимы идеей подвига. Просто они жили так, как велела совесть, шли в ногу со временем, не оставаясь в стороне от судьбы Родины. Их жизнь и жизнь страны всегда тесно переплетались: надо защищать родную землю – они в первых рядах; наступает мирное время – они преумножают достигнутое. В этом они видели своё предназначение, смысл своей жизни. Потому что жизнь человека не может складываться вне жизни Родины, а именно такое тихое, скромное, но преданное служение ей есть основа процветания любой державы и её граждан» (Дараган Полина, 9 кл.).

«Без прошлого нет будущего… Это понимает каждый. Так, может быть, изучая прошлое, знакомясь с его традициями и культурой, сохраняя историю своей семьи, мы тем самым и поможем Земле Русской быть всегда свободной, сильной и независимой» (Дегтярёва Анастасия, 5 кл.).

 

Очевидно, что остро стоящие перед обществом проблемы нравственности тесно связаны с проблемами образования, и наша задача – решать их.

 


Педагогика Культуры № 23 (2015)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Андрейчук Г.Б., Жеренкова Е.В.

Печать E-mail

Просмотров: 2161