Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Донская Валентина Васильевна,

народный учитель РФ,

г. Заречный Пензенской области

Откуда приходят знания?

Международная выставка победителей и дипломантов конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса», предоставленная Благотворительным Фондом имени Е.И.Рерих и Международным Центром Рерихов, которая проходит в МОУ «СОШ № 222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля», побудила её организаторов к проведению образовательного мероприятия, в рамках которого состоялись торжественное открытие выставки, экскурсии, встреча в литературной гостиной «Мир преобразится Красотой». В День российской науки, 8 февраля 2020 года, прошли диалоговые площадки «Знание превыше всего» и «Культура. Культурная и историческая память».

Участники площадок – учащиеся 7-8 и 9-11 классов, всего около 70 школьников. Руководители: Кузина Светлана Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, и Волкова Елена Александровна, учитель истории.

Вопросы, вынесенные для обсуждения, были созвучны с задачами, стоящими перед образованием, наукой, связаны с новыми тенденциями в научном мировоззрении и с подготовкой к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Организаторами площадок была поставлена главная задача: подвести учащихся к углублённому пониманию взаимосвязи человека, планеты и Космоса, исторического процесса как космического явления, связи прошлого, настоящего и будущего, сохранения мира и стабильности человеческого сообщества, культурно-нравственного начала жизни на Земле и в Космосе.

Изменения, происходящие в мире, в России, безусловно, требуют осмысления многих представлений и установок, определения главных ориентиров в свете нового мышления, о чём свидетельствуют и новые научные открытия. Россия должна быть миролюбивой, взаимодействовать с другими странами в духе культуры, мира и ненасилия.

Проблемы, решаемые на площадках, вели участников к пониманию того, что главные пути возрождения России – это высокая нравственность, мир через Культуру, социальное партнёрство, сотрудничество и созидание.

Обращение к трудам учёных-космистов, мыслителей, философов начала ХХ века, а также современных учёных помогло учащимся осознать обозначенные проблемы.

Работа на площадках строилась по технологии кейс-метода: учащиеся имели возможность предварительно ознакомиться с информацией, вопросы они получили во время проведения диалоговой площадки, где и происходило моделирование их предложений и мнений. Работали учащиеся в командах, но точку зрения можно было представить как командную, так и личностную.

Участниками площадок были и учащиеся-журналисты, которые подготовили материал для школьной и городской молодёжной газеты «Четвёртое измерение».

Воспользуемся их материалом: «Каждый, кто принёс частицу знания, уже есть благодетель человечества». Именно эту мысль затронули учащиеся в процессе обсуждения. Ребята говорили о получении знания из разных источников, отвечали на вопросы: какую связь имеют понятия человек – знание – космос; как связаны знания с индивидуальными способностями человека. Школьники познакомились с выступлением семиклассника Юрия Любимого-Голубицкого на Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». В его докладе участники площадки «Знание превыше всего» нашли ответы на многие вопросы современной жизни и науки. Знания приходят к нам разными путями, в разные периоды развития человечества, и существуют различные способы познания.

Учащимися была предложена модель рассуждений «Откуда приходят знания?» В процессе обсуждения звучали выводы, что внутренний мир человека является частицей огромного Космоса, его мысли влияют на энергетическое состояние других людей, планеты и Космоса в целом.

С огромным интересом участники диалоговой площадки «Культура. Культурная и историческая память» стремились понять смысл изречений из религиозных источников, в том числе из Евангелия. Разные, но очень созвучные мысли высказывали дети относительно слов Христа, таких как «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», «Я бросил огонь в мир, и вот Я охраняю его, пока он не запылает в своей сути…»

«Личность Христа неисчерпаема, она превосходит все обычные мерки, – писал Александр Мень, – вот почему каждая эпоха и каждый человек могут находить в Нём новое и близкое им» (Из книги «Сын человеческий»).

Обсуждая сложнейшие философские, мировоззренческие вопросы, участники площадки (а это 7-8 классы) довольно успешно продвигались к пониманию того, что Учение Христа – это Истина, что в нём звучит призыв к нравственному совершенствованию, к служению Общему благу, к борьбе с невежеством. Выводом стали слова учащихся, что религия – это один из способов познания мира.

В ходе обсуждения вопросов культурной и исторической памяти речь шла о традициях, о творческой свободе, отношении к культурным ценностям и памятникам. Были озвучены цифры об огромных потерях в культурном достоянии России во Второй мировой войне. Это привело к пониманию недопустимости войн и разрушений на современном этапе развития человечества. Далее учащиеся обратились к Пакту Мира – Пакту Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, принятом в 1935 году, в преддверии Второй мировой войны. И сегодня данный документ остаётся не менее актуальным, чем в начале прошлого века.

Значимым для ребят был вопрос о миротворческой миссии России. Обращаясь к событиям исторического процесса, они особо остановились на личности Преподобного Сергия Радонежского – Собирателя и Строителя Земли Русской, жизнь которого – подвиг, связанный с историей становления духовной мощи русского народа. Участники площадок говорили о понимании единения и сотрудничества между человеческими сообществами, ребята обращались к «Письмам о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва, приводили примеры о героических подвигах в годы Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и других вооруженных конфликтов в наши дни.

Участники открытой дискуссии сформулировали вывод о целостном подходе к явлениям природы, человеку и Космосу, об историческом процессе как космическом явлении. При этом они ссылались на работы русских космистов и современных учёных, которых объединяет нравственная позиция: человеческая жизнь должна строиться только на основе согласия и сотрудничества всех народов Земли, совершенствования внутреннего мира, души человека и ответственности разума в его делах. Был сделан важный вывод о ключевой роли культуры, знаний, науки в развитии человечества, подчёркнуто, что это важнейшие приоритеты, без которых невозможно продвигать дальше эволюцию планеты.

Прошлое с будущим связывает наше настоящее, где мы живём, работаем, устремляемся во имя нашего будущего. Поэтому продолжением разговора будет в дальнейшем открытая дискуссия старшеклассников школы «Кто Я в современном мире?»

Неоценимую помощь в подготовке и проведении диалоговых площадок оказали книги Л.В.Шапошниковой, материалы научно-практической конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», статьи из журналов «Культура и время» и газеты «Содружество».

Выставка «Мы – дети Космоса» – это ещё одна возможность через искусство получить Знания, окунуться в мир Красоты, Добра, детского восприятия мира, грандиозного Космоса и почувствовать себя строителем и созидателем нашей удивительной планеты Земля.

 

Источник: http://www.found-helenaroerich.ru/news/news_detail.php?ELEMENT_ID=2843

 


Педагогика Культуры № 31 (2020)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Донская В.В.

Печать E-mail

Просмотров: 1763