Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Использование метода проектов и проектной деятельности обучающихся при реализации образовательной программы художественно-эстетической направленности

Государственное образовательное учреждение

Центр творчества детей и юношества «Сокол», Москва.

Васильева Светлана Викторовна,

заместитель директора по ПМР;

Балебанова Елена Викторовна,

к.х.н., доцент, руководитель структурного подразделения;

Мелендер Анна Сергеевна,

педагог высшей квалификационной категории.

 

Сегодня метод проектов и проектная деятельность обучающихся стали предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. В дополнительном образовании под проектом понимают специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый ребенком комплекс действий по решению конкретной проблемы. В результате деятельности создается продукт, обладающий объективной и субъективной новизной и имеющий практическую значимость.

Проектную деятельность или проектирование, рассматривают как технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося и как организацию образовательных ситуаций, в рамках которых ребенок ставит и решает собственные проблемы. Важно понять то, что технология проектной деятельности не сводится к методу проектов. Метод проектов направлен на достижение определенного, оформленного строгими процедурами и выраженного в виде продукта деятельности результата. А технология проектной деятельности превращает самого участника деятельности в «продукт» собственной активности, заставляет обучающегося формировать компетенции на каждом этапе проектирования.

Педагоги дополнительного образования рассматривают метод проектов и проектирование как возможные пути развития интеллектуального и творческого потенциала детей.

Любому ребёнку присущи творческие способности, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Опыт работы в системе дополнительного образования показывает, чем раньше дети приобщаются к творческой деятельности, тем, скорее у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, т.е. качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности.

В Государственном образовательном учреждении Центре творчества детей и юношества «Сокол» внедрение и использование метода проектов и проектной деятельности обучающихся потребовали от руководства Центра применения грамотного научно-обоснованного подхода, решения комплекса задач организационно-управленческого, учебно-методического, информационного, дидактического и психолого-педагогического характера, кадрового обеспечения.

Настоящая статья претендует рассказать об опыте использования описанных выше технологий. В качестве примера нами выбрана образовательная программа художественно-эстетической направленности под названием «Развитие творческих способностей детей средствами росписи по ткани». В 2009-2010 учебном году, в рамках этой программы реализовывался творческий проект «Синенький скромный платочек…» (см. паспорт проекта в приложении 1). Проект разрабатывали и осуществляли дети в возрасте 8-14 лет, под руководством педагога дополнительного образования.

Организация образовательной ситуации и зарождение идеи проекта происходило следующим образом, однажды на занятиях творческого объединения «Первоцвет», где ребята занимаются изготовлением работ в технике «Батик», педагог, Анна Сергеевна Мелендер, включила запись песен военных лет. Детям из всего прослушанного материала особенно понравилась песня "Синий платочек". Педагог предложила воспитанникам нарисовать такие платочки на ткани. Идею ребята одобрили и с энтузиазмом принялись за работу.

Так стартовал проект. Затем началась кропотливая работа по реализации творческого проекта, состоящая из четырех этапов.

На первом (подготовительном) этапе обучающиеся обозначили проблему, осознали, зачем и почему надо выполнить проект. Перед ними стояла цель – получение в итоге деятельности полезного продукта, носящего социальный и личностный характер. Дети распределили роли, определили сроки выполнения работы.

На втором (теоретическом) этапе ребята решили расширить границы творческого проекта, дополнив его исследовательской деятельностью. Они фонтанировали идеи, определяли цели и задачи, выдвигали гипотезы исследования, ставили вопросы, обосновывали выбор способов, методов и путей деятельности, собирали информацию, анализировали результаты.

К завершающим элементам этапа относятся: a) выяснение истории создания песни и ее дальнейшей судьбы; b) сочинение авторского варианта текста «Синий платочек»; c) планирование технологии изготовления декоративного панно.

Участники проекта осуществили такие действия, как поиск информации в городских библиотеках и Интернете, подбор инструментов и материалов, определение последовательности технологических операций по изготовлению изделия. Средствами деятельности выступили личный опыт обучающихся, опыт педагога, методистов, родителей, а также литературные источники и средства массовой информации, рабочие инструменты, приспособления и материалы. К результатам деятельности обучающихся можно отнести приобретение новых знаний, умений и навыков. На протяжении второго этапа ребята производили самоконтроль и самооценку.

На третьем (практическом) этапе участники проекта выполняли индивидуальные эскизы, осуществляли технологические операции, корректировали свою деятельность, производили самоконтроль и самооценку работы.

Цель этапа ─ качественное и правильное выполнение технологических операций. Предмет деятельности ─ материальный продукт в форме декоративного панно. К средствам работы можно отнести инструменты и материалы. Результат деятельности третьего этапа заключается в приобретении знаний, умений и навыков.

На четвертом (заключительном) этапе происходил окончательный контроль, корректирование. Обучающиеся анализировали проделанную работу, устанавливали, достигли ли они своей цели, каков результат их деятельности.

На завершающем этапе дети оформили результаты проведенных исследований, защитили проект. Презентация работы была сделана в форме литературно-музыкальной композиции, состоящей из информационного блока, исполнения авторского варианта куплетов песни, декоративного панно и демонстрационного постера. Информационный блок в форме слайд-шоу, включал в себя: кадры военной кинохроники, песню «Синий платочек» в исполнение Клавдии Шульженко, творческие работы участников проекта.

В марте 2010 года обучающиеся представили свой проект на окружном конкурсе «Горизонты открытий». В апреле, на XVII Открытой научно-практической конференции «Страны мира: история и современность», где проект был отмечен дипломом II степени. В течение зимы и весны того же года ребята со своей литературно-музыкальной композицией «Синенький скромный платочек…» провели ряд «шефских концертов» в военных госпиталях города Москвы и Московской области. Можно сказать, что творческо-исследовательская деятельность детей получила практическую, личностную и социальную значимость.

Одним из главных достижений проекта является его нравственный аспект, патриотическая направленность, возможность организации социальной практики.

На всех этапах проектной работы педагог и методисты образовательного учреждения играли роль помощников, координаторов, создавали атмосферу сотрудничества и детско-взрослой общности.

Практика показала, что использование метода проектов и проектирования позволяет педагогу выстраивать бесконфликтную педагогику, дает возможность вместе с детьми вновь и вновь переживать вдохновение творчества, предоставляет шанс превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

На наш взгляд, дидактический смысл внедрения и использования современных образовательных технологий заключается в том, что они помогают связать процесс обучения с жизнью, способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся.

 

Приложение 1

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «СИНЕНЬКИЙ СКРОМНЫЙ ПЛАТОЧЕК»

  1. Название проекта: «Синенький скромный платочек».

2. Руководитель проекта: педагог дополнительного образования Мелендер А.С.

3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: роспись по ткани в технике холодного батика. Коллективная работа.

4. Возраст учащихся: от 8 до 14 лет.

5. Учебные дисциплины, связанные с темой проекта: литература, история, музыка, художественный труд.

6. Состав проектной группы: обучающиеся творческого объединения «Первоцвет».

7. Тип проекта: творческий, исследовательский.

8. Заказчик проекта: ГОУ ЦТДиЮ «Сокол».

9. Цель проекта: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств обучающихся через обращение к культурному наследию времен Великой Отечественной войны.

10. Задачи проекта:

· воспитание патриотизма, гордости, интереса и уважения к историческому прошлому страны;

· развитие познавательной, творческой, исследовательской, интеллектуальной деятельности обучающихся;

· овладение технологией изготовления декоративного панно и ее совершенствование.

· создание коллективного панно.

· Вопросы проекта:

· история возникновения песни «Синий платочек» и ее дальнейшая судьба;

· различные варианты песни «Синий платочек»;

· исполнители песни «Синий платочек» военных лет;

· творчество К. Шульженко.

11. Необходимое оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, подрамник, ткань, бумага для эскизов, анилиновые красители, резерв, карандаши, кисти, трубочки для резерва, деревянные планки, кнопки.

12. Аннотация: при реализации проекта «Синенький скромный платочек» решались не только образовательные задачи, но и создавались условия для развития межличностных отношений. Выполнение проекта способствовало формированию умения планировать исследовательскую и творческую деятельность, навыков коллективного труда, адаптации в социальной среде, развитию общественной активности, развитию творческого мышления, воображения, умения находить нетривиальные пути решения вопросов и задач. Педагогическое сопровождение заключалось в формировании рефлективного подхода к собственному творчеству (при этом рефлексия осуществлялась как на интеллектуальном, так и на личном творческом уровне), выработке навыка использования творчества как метода исследования и познания. Важнейшим результатом проекта стали ответы на вопросы: «что у меня получилось…», «что изменилось…», «что произошло со мной…».

13. Предполагаемый продукт проекта:

· исследовательская часть: банк данных по истории песни, рефераты;

· практическая творческая часть: коллективные панно «Синенький скромный платочек»; слайд-шоу, варианты перетекстовки песни;

· выставка – презентация.

14. Этапы работы над проектом:

I этап (подготовительный)

1. Выбор и обоснование проекта.

2. Постановка творческой задачи.

3. Распределение ролей участников проекта.

II этап (теоретический)

1. Посещение музея Центра творчества детей и юношества «Сокол», экспозиции «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».

2. Беседа: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне? Человек на войне».

3. Сбор информации:

- История создания песни «Синий платочек» и ее дальнейшая судьба;

- Исполнители песни «Синий платочек» времен Великой Отечественной войны.

4. Варианты поэтического текста песни «Синий платочек».

5. Обсуждение промежуточных результатов.

6. Выбор форм презентации. Распределение ролей в презентативной части работы. Слайд-шоу. Вокальное исполнение.

III этап (практический)

1. Работа над индивидуальными эскизами.

2. Выбор композиционного и колористического решения.

3. Практическая работа. Изготовление проектируемого изделия. Самооценка. Корректировка деятельности.

4. Роспись индивидуальных работ в рамках коллективного панно.

5. Оформление коллективного панно «Синенький скромный платочек».

IV этап. Выставка. Презентация

Выставка коллективного панно «Синенький скромный платочек». Защита и презентация проекта.

15. Методы и приемы: вербальные, демонстрационные, практические, репродуктивные, исследовательские, создание проблемной ситуации для поиска детьми самостоятельного решения, пробуждающего творчество и фантазию, посещение музея, прослушивание музыкально-поэтических произведений, «мозговой штурм», реферативная деятельность, информационная поддержка, практическая деятельность, презентация.

16. Срок реализации проекта: 2 месяца.

 


Педагогика Культуры № 10 (2010)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Васильева С.В., Балебанова Е.В., Мелендер А.С.

Печать E-mail

Просмотров: 3199