Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Ашиков В.И., Ашикова С.Г.

Семицветик. Программа воспитания и развития
детей от одного года до семи лет

Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет «Семицветик» является продолжением и развитием одноименной Программы, созданной авторами в 1995 г. и рекомендованной Министерством образования РФ. Данная Программа базируется на классике педагогической мысли и развивает идеи классического воспитания применительно к современности.

Задачи Программы: развитие восприятия красоты, расширение кругозора, полноценное творческое развитие, воспитание социальных качеств, инициативы, трудолюбия, дружелюбия, самостоятельности в каждом ребенке с учетом его индивидуальности.

В Программе приводятся авторские методики по воспитанию и развитию вышеперечисленных качеств. Особое значение придается восприятию красоты природы, произведений искусства, музыки, благородного образа человека. Уделяется большое внимание сотрудничеству с семьей, установлению взаимопонимания между педагогами детских образовательных организаций и родителями детей.

Программа предусматривает полноценное методическое обеспечение для ее реализации. Рассчитана на широкий круг педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях, детских студиях и центрах, а также родителей.

От авторов

Новое издание Программы «Семицветик» является развитием нашей одноименной Программы 1995 года, издававшейся в конце 90-х годов Педагогическим обществом России. Новая Программа охватывает больший возрастной диапазон детей (начиная с 1 года), рассчитана на более широкий круг воспитателей, педагогов, а также родителей и отражает многолетний опыт нашей работы по воспитанию и развитию детей.

Программа «Семицветик» опирается на классику педагогической мысли, ее базовые общечеловеческие гуманистические ценности и развивает классические идеи воспитания применительно к современному этапу.

В своей многолетней практике мы всегда основывались на идеях и опыте многих великих педагогов и мыслителей, старались использовать их советы и рекомендации в своей работе. Мы всегда внимательно анализировали все, что делали, старались развивать лучшее и никогда не останавливались на достигнутом. Каждый день нашей работы с детьми был новым открытием, новым опытом и, конечно, новой радостью.

Воспитание красотой, через красоту – это то, к чему мы пришли, в действенности чего мы убедились, так же как и самой цели воспитания, которой является содействие становлению более совершенного человека.

Символ волшебного цветка «Семицветика» олицетворяет в Программе гармонично раскрывающегося и развивающегося ребенка. Семь лепестков, окрашенных в семь цветов радуги, символизируют первые семь лет жизни ребенка, где каждый год по-своему неповторим и самобытен, имеет свою окраску. Отношение к ребенку как к чудесному и неповторимому цветку, которому необходимо помочь раскрыться, будет олицетворять наши к нему подходы.

Проработав воспитателями и педагогами в детских садах, студиях, центрах дополнительного образования Москвы, в своей работе мы пришли к форме семейного клуба, которая обеспечила нам сотрудничество с семьями, и как результат этого сотрудничества – более эффективное воспитание и развитие детей.

Работа с детьми всех возрастных групп, начиная с первого года жизни, позволила нам накопить опыт и знания, которые отражены в Программе. Мы очень хотели бы, и надеемся, что все, кто будет использовать нашу Программу, отнесутся к ней творчески, не будут рассматривать ее как жесткое руководство. Мы хотели бы, чтобы наша Программа и идея, которая в ней заключена, дали импульс для ваших творческих находок, ваших методов и используемых средств воспитания детей, которые ближе и понятнее именно вам, уважаемые коллеги! Пусть Программа будет вашим помощником в самом важном деле на свете – воспитании человека!

Вырастив своих пятерых детей и занимаясь с большим количеством детей в течение десятилетий, мы увидели, что дети дошкольного возраста – еще не открытый до конца мир, мир чудесный, необычный, в котором живут истинные основы и принципы! Дети учат нас быть людьми, быть добрыми, чуткими, честными, терпимыми, отзывчивыми, человечными. Спасибо им за это!

Будем ценить, уважать и беречь детство как неповторимый и самоценный этап человеческой жизни, когда солнце каждый день новое, минута может быть вечностью, а жизнь бесконечной! Все это живет в детской душе до тех пор, пока мы, взрослые, позволяем этому жить и развиваться. Наша доброта, любовь и чуткость – золотой ключик к дверце детской души!

Желаем всем воспитателям, педагогам и родителям найти свои золотые ключики и стать не только настоящими учителями и наставниками, но и друзьями детей!

ВАЛЕРИЙ И СВЕТЛАНА АШИКОВЫ

http://www.7icvetik.ru

Фрагмент из главы:

«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

К ФОРМИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ»

 

Принципы отношения к детям:

– уважение личности и индивидуальности ребенка;

– уважение его прав, в том числе права на свободное самовыражение и творчество;

– недопустимость любого вида насилия, унижения, оскорбления и давления;

– общение на равных, сотрудничество и сотворчество;

– стремление понять каждого ребенка;

– бережность к их моральному, психическому и физическому здоровью.

 

Понимать детей и каждого ребенка в отдельности

Счастье – это когда тебя понимают.
Из к/ф «Доживем до понедельника»

Когда мы относимся к детям как к неразумным существам, ничего еще не понимающим, не замечающим, мы совершаем большую ошибку. Дети многое видят, чувствуют и по-своему понимают, у них есть свои устремления и предпочтения, свое восприятие окружающего мира. Конечно, дети мыслят по-другому, не так как взрослые, и это закон природы, с которым необходимо считаться. Чтобы правильно и эффективно воспитывать и развивать ребенка, необходимо стараться его понимать. Это очень важно, потому что не зная, как мыслят и воспринимают мир дети, не зная особенности каждого ребенка, мы не сможем найти дорожку к его сознанию, к его сердцу, и многие наши старания останутся безрезультатными.

Мы часто не понимаем детей, нам кажется, что ребенок хочет одно, а на самом деле он хотел совсем другого, мотивация его поступков, оказывается, тоже была другая – не такая, как нам казалось. Ребенок не может в силу возрастных особенностей, а иногда и индивидуальных, объяснить нам свои желания, причины поступков и т.д. Мы часто не понимаем детей, нам кажется, что ребенок хочет одно, а на самом деле он хотел совсем другого, мотивация его поступков, оказывается, тоже была другая – не такая, как нам казалось. Ребенок не может в силу возрастных особенностей, а иногда и индивидуальных, объяснить нам свои желания, причины поступков и т.д. Мы часто торопимся осудить ребенка, но бывает, что наше суждение не имеет под собой справедливого основания.

Несправедливость взрослых особенно чувствительна для детей. Незнание объективных возрастных особенностей и, в частности, индивидуальных каждого ребенка, бывает причиной этой несправедливости, приводит к недостаточной связи между взрослыми и детьми, которая состоит из взаимной любви, взаимного понимания и доверия. Без этой связи как воспитать, раскрыть, развить человека?

Понять ребенка – это труд, большой труд, требующий от нас и знаний, и терпения, и доброй воли. Все это нужно, для того, чтобы сделать правильный вывод, принять правильное, лучшее решение, не ошибиться во вред ребенку. Такое отношение к детям можно сравнить с позицией истинного врача, для которого «не навреди» – не только когда-то данная клятва, но и ежедневное правило жизни.

Дети часто понимают наши слова и различные явления совсем по-другому. Это не раз приходилось видеть. Часто мы искренне удивлялись, когда раскрывалось понимание того, что оказывалось истинной причиной и побуждением поступка ребенка. Разъяснить он этого не мог, будучи уверенным, что мы его понимаем. Реакцией на наше неправильное понимание ребенка, его слов или поступков бывают слезы, капризы или же молчаливое отчуждение. Дети часто молча сносят это, сами не сознавая, почему и отчего у взрослого такая реакция. Особенно больно видеть кричащих на своих маленьких детей мам и пап, а еще хуже – занимающихся рукоприкладством.

Нежелание или неумение понять своего ребенка, быть мудрыми взрослыми, которые обязаны быть терпимыми и доброжелательными к еще только начинающим в прямом и переносном смысле становиться на ноги маленьким людям наносит психологические травмы, оставляет порой шрамы в душе ребенка на всю жизнь!

Дети ждут от нас терпеливого и доброжелательного отношения, они ждут от нас понимания и сочувствия! Поэтому прежде, чем сделать какой-то вывод в отношении ребенка, как-то отреагировать на его поступок или слова, постараемся сделать хотя бы маленькую паузу, чтобы понять, что за этим поступком или словами стоит или же может стоять. Вообще уметь понять другого человека, не так мыслящего, не так поступающего как мы – большое достижение и благо для всех. Понимание требует терпения, выдержки, терпимости, доброжелательности, умения и желания понять. Из этих основных качеств вырастает понимание других людей, в том числе детей.

Самые маленькие дети – самые серьезные люди, они не понимают шуток, юмора и сами еще на это не способны. У них все по-настоящему, они понимают только правду, подсознательно ее чуют, так же, как красоту, гармонию, добро. У них большое чувство справедливости. Взрослый, который может быть с детьми честным, правдивым, справедливым, естественным, добрым – наиболее близок детям этого возраста.

Дети первых трех лет жизни в большей степени чувствуют, нежели понимают. Как писал князь Владимир Федорович Одоевский: «Говоря о чести, о правде, действительно ли вы честны и правдивы? Если нет, то вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами».

До трех лет дети, как губки, интенсивно все впитывают, накапливают, будто делают запасы, только не на зиму, а на всю жизнь. К трем годам они начинают энергично эти запасы тратить. Наступает эра «Я сам. Я могу. Я, я, я...». В три года ребенку кажется, что он все может, что ему уже никто не нужен, его энергия начинает бить ключом, она больше направлена не внутрь, а наружу. Поэтому с трехлетками бывает сложно справляться, если не признавать этого объективного фактора роста и не использовать его в нужном русле. Не правильно стараться их подчинить, подавить, нужно дать реализовать себя, свою энергию, при этом увлекать, играть и делать все вместе с ними, с радостью. Трехлетки в большинстве народ веселый, они как будто проснулись, обрадовались жизни, почувствовали себя личностями, им стало казаться, что они много знают и понимают, могут. И это, естественно, так нас устроила природа.

Три года – как некая ступенька в жизни ребенка. Такая новая ступенька снова будет через три года. За эти три года также происходят большие перемены в детях: развивается мышление; движение идет от целостного, синкретического, образного к более абстрактному, аналитическому, рассудочному мышлению, ребенок хочет больше знать, понимать, развивается психофизический аппарат, ребенок взрослеет.

То, как изменяется мышление и восприятие ребенка на возрастных ступенях, показывает небольшой эксперимент, проведенный нами в рамках работы с детьми разного возраста.

Перед детьми от 3-х до 9 лет выставлялась розовая фиалка в горшочке. Каждому ребенку по очереди было предложено рассмотреть цветок и рассказать, что ему в нем понравилось. Приводим для примера ответы одной группы детей:

Нравится такой цветочек. (3 года)

Бархатные листики, розовые цветочки. (5 лет)

Красивые листики, красивые формы, красивые серединки. Листики необычные, бархатные. (7 лет)

Красивая серединка, листик красивый, пятнышки. Он так расположен, как будто растет одним цветком. Красивые лепесточки растут, цвет красивый, бутончики красивые, и сам он красивый. Он весь пушистый. (9 лет).

Что мы видим из ответов детей? Чем младше ребенок, тем обобщенней его ответ, целостнее восприятие. Чем старше – тем больше подробностей и деталей ребенок замечает. Этот незамысловатый эксперимент подтверждает то, что младшие дети воспринимают окружающий мир более целостно и образно, на уровне «красиво» – «некрасиво», «доброе»–«недоброе», «нравится»-«не нравится». Эту способность малышей целостно воспринимать объекты окружающего мира необходимо учитывать и использовать в их воспитании и развитии.

Дети любят настоящие вещи, не только игрушки. Конечно, игрушки были всегда, самые разные, игрушки нужны. И в тоже время игрушки как бы отделяют детей от настоящей, реальной жизни. Многие взрослые считают, что, наоборот, игрушки помогают. Но давайте представим, что игрушек нет. Катастрофа?

Работая воспитателями в одном из детских садов в группе для трехлетних детей, нами был проведен эксперимент: мы убрали из группы абсолютно все игрушки ровно на месяц. В тоже время мы много лепили, рисовали, вырезали, клеили, играли в разные игры, создали ритмический оркестр из разных шумовых инструментов и т.д. В итоге, за месяц ни один ребёнок ни разу не спросил: «А где наши игрушки?» Через месяц мы вернули все игрушки, которые были в группе, и дети спокойно продолжили с ними играть, как это делали раньше.

Ребенок часто играет с игрушками, не имея другого выбора. Этим другим могут быть настоящие вещи. Когда, к примеру, ребенок берет в руки настоящий пылесос, он понимает – это уже не игра, наступает момент ответственности, надо этой штукой делать все по-правдашнему, как взрослый. Моментально включаются другие процессы, ребенок напрягается, активизируется, напрягаются и мышцы, и мышление. Потом ребенок может с удовольствием играть игрушечным пылесосом, но уже по-другому, он уже знает, что это такое, что с этим делать. Игрушечный пылесос будет для него лишь разминкой перед встречей с настоящим. И ребенок обязательно будет ждать, искать этой новой встречи, если в процессе первой его не ругали, не напугали, а дали возможность с этим настоящим познакомиться, попробовать себя, похвалили за старание. Конечно, это не значит, что играть с игрушечной машинкой ребенок должен, испробовав настоящий автомобиль, но существует много доступных вещей обихода, которые можно дать детям.

Дети любят работу, как большие. Они подсознательно знают, что должны вырасти и стать большими, эта программа в них заложена природой, об этом знает каждая клеточка их организма. Так, занимаясь уборкой квартиры или приготовлением пищи на кухне, другими домашними делами, мы можем привлекать к нашей работе ребенка, давать ему тоже что-то посильное делать.

Чем нас привлекают, удивляют, очаровывают маленькие дети? Тем, что они чисты, естественны, искренны, честны, в них еще есть та правда, с которой мы, взрослые, так быстро умудряемся расстаться.

Дети умеют прощать. Делают они это легко и сразу, умеют не фиксировать свое внимание и память на негативном. Добро для них – критерий всего. Радость для них – условие жизни, их психическая пища, если можно так сказать. Дети терпеливей нас, они терпимей.

Ум и сердце ребенка пока еще не раздельно, в ребенке еще нет противоречий и разногласий между умом и сердцем, известных взрослым. Ребенок все воспринимает сердцем, можно сказать, сердце и есть его ум, вернее разум, потому что разум это больше, чем ум, разум – это объединенные ум и сердце.

Дети – особенные существа. С ними интересно. Быть может они дают нам больше, чем мы им. Конечно, с детьми надо уметь говорить, уметь играть, уметь общаться. Но это не какая-то заоблачная наука, всего лишь надо быть естественным, доброжелательным, быть немного ребенком и стараться их понять. В частности, надо знать, что маленькие дети живут в другом пространстве и времени, чем взрослые, у них совершенно другое восприятие времени и пространства. И это так же реально, как и то, что у них другой пульс, чем у взрослых – в два раза быстрее.

Когда мы ждем от ребенка быстрого выполнения чего-либо, нам не приходит на ум, что в это время ребенок может находиться в состоянии другого ощущения времени, если можно так выразиться. В этом состоянии ему физически трудно переключиться, поэтому ребенок часто медленно реагирует. За что часто получает всю порцию обвинений и наказаний.

Также ребенок не ощущает пространство, его границы, так, как мы. Ребенок может за несколько минут в своем воображении побывать в невидимых далеких странах или мгновенно получить огромный каскад впечатлений от чего-либо. Бывает, что ребенку нужна минута, или даже меньше, для восприятия чего-либо, а бывает, что нужны часы для своих внутренних полетов, размышлений, фантазий, которые в процессе игр должны получить полную реализацию и проявление. В это время ребенок мечтает, размышляет, сопереживает, понимает, сравнивает, придумывает, ощущает, строит. Недаром на Востоке детей учат медитации, в процессе которой человек может многое постигнуть и сотворить мысленно. У детей эта «медитация» естественная от природы, и нужно не мешать и не «дергать» ребенка, если мы видим, что он, например, задумчив или погрузился в свою игру, в исследование какой-то вещи и т.д. Нам, взрослым, нужно учиться быть более чуткими и терпеливыми. Для успешной работы с детьми это необходимо!

Ребенок в процессе доверительного общения с нами сам нам многое подсказывает, нужно только это заметить и принять. Бывало, что в процессе занятий у нас возникали «стоп-моменты», когда мы не знали, в какую сторону развернуть игру. Дети предлагали свои варианты, и они оказывались очень удачными. Также дети часто предлагали, чем они хотели бы заняться, и это тоже находило свое удачное развитие.

С ребенком надо быть естественным. Взрослому не надо подделываться под ребенка, притворяться – ребенок это сразу увидит и закроется. В лучшем случае, он тоже начнет кривляться и гримасничать в ответ. Ребенок будет радостно и увлеченно сотрудничать с вами только тогда, когда вы станете на равных делать с ним то, что интересно ему и вам. Если вы что-то делаете вместе с ребенком, и вам это невмоготу, то и толку от этого мало. Ваше состояние и настроение передастся ребенку.

Ребенка увлекают устремленные действия взрослого больше, нежели слова. Чем призывать ребенка что-то сделать, лучше это начать делать самому взрослому, тогда ребенок скорее подключится. Как говорит русская пословица, «слова волнуют, а примеры влекут».

В последнее время все больше говорят о каких-то новых детях, называют их разными именами, присваивают самые необычные названия в силу того, что они отличаются от большинства.

Эти дети, якобы, очень непослушны, самовольны, не вписываются в общепринятые рамки условностей и стереотипов. С такими детьми трудно, особенно родителям, воспитателям и учителям. Что же это за дети, кто они такие? Почему с ними так трудно и чего они добиваются от нас, взрослых?

Такие дети действительно, существуют, и они действительно трудные. Но почему они трудные? Может быть потому, что мы хотим им навязать свою систему ценностей, взглядов и поведения? Может, из-за нашего упрямства и невежества им так трудно? Да, трудно именно им в первую очередь, а не нам, потому, что они дети и не могут еще себя защитить, отстоять свое право быть самими собой. Но их природа заставляет их действовать и быть такими, какие они есть. Выход в простом уважении их индивидуальности, достоинства, терпеливом отношении и стремлении понять. Может быть эти дети – наше будущее? Может быть, они смогут решить те задачи, которые не смогли решить мы?

Новое поколение всегда нужно приветствовать и доброжелательно принимать; новому нужно помогать, и старшее поколение не должно сопротивляться этому новому, не должно быть в оппозиции, иначе как же будет совершаться эволюция? Старшее поколение, передавая лучшие традиции культуры новому поколению, должно сделать все возможное, чтобы новые дети не стали разрушителями, но созидателями. Сохранить их, не дать погибнуть их особенностям, талантам, помочь им воплотить свои мечты и реализовать себя в полной мере – наша благородная задача!

 

Ашиков В.И., Ашикова С.Г.

Семицветик. Программа воспитания и развития детей от одного года до семи лет. – М.: Педагогическое общество России, 2015.– 192 с.

 


Педагогика Культуры № 23 (2015)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Ашиков В.И., Ашикова С.Г.

Печать E-mail

Просмотров: 9140