Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Говорить с детьми об истинных человеческих ценностях

…Верю в добро, побеждающее зло, в накопление
и объединение добра, в то, что оно свободно будет избрано всеми.
В.Распутин

Уже семь лет наша школа – активный участник традиционного Дня Культуры в Санкт-Петербурге. Выросли, закончили школу и ушли во взрослую жизнь многие победители конкурсов сочинений, организаторы и участники сборов и праздников, но традиция отмечать День Культуры осталась, и каждый год мы стараемся найти какие-то новые формы работы, интересные и полезные нашим детям, яркие и запоминающиеся. И это не просто разовое мероприятие – это стало системой работы, воплотилось в общешкольные Проекты, инициированные Методическим Объединением учителей словесности. Потому что цели и задачи, которые ставит Международный Центр Рерихов, нам близки и понятны; именно так они обозначены и в нашем Проекте: воспитание истинного гражданина, петербуржца, человека нравственного.

Говорить о культуре, воспитании можно до бесконечности, но как сделать, чтобы желание быть культурным, воспитанным стало потребностью для каждого молодого человека. Совершенно очевидно, что одними словами осуществить это невозможно.

В начале учебного года, ещё не зная девиз традиционного Дня Культуры – 2016 в Санкт-Петербурге, мы решили поговорить с детьми об истинных человеческих ценностях – о милосердии, справедливости, чуткости, бескорыстии. «Живут лишь те, кто творит добро» – эти слова Л.Н.Толстого были вынесены в название главного дела года – читательского Форума.

Добро и зло. Два понятия, которые сосуществуют рядом. С которыми мы встречаемся с самого раннего детства, которые сопровождают нас всю жизнь.

«О добре и зле мы знаем ещё из сказок. Но там всё просто: добро всегда сильнее, и оно побеждает. Взрослея, мы начинаем понимать, задумываться о том, что в жизни всё не так просто: со злом приходится бороться, учиться противостоять ему… Зло – это тёмная сторона, где правит обман и жестокость, эгоизм и предательство, где нет сострадания и любви. А добро – это свет, солнечная система, всё то, что связано со справедливостью, искренностью, честью и совестью», – написал ученик 7 класса.

Мы не раз говорили, что школа наша многонациональная, как, наверное, многие сегодня, и не учитывать это в нашей работе невозможно. Нынешние дети из своего, пусть небольшого, жизненного опыта знают, что такое зло: предательство, жестокость, боль, бездуховность. Знают и понимают, как важно научиться противостоять злу. А в условиях, когда, как говорят психологи, мы наблюдаем «кризис мировоззрения», – и тем более.

В своём конкурсном сочинении девятиклассница написала: «Зло обладает удивительным свойством: оно распространяется с поразительной скоростью, оно пускает корни – укореняется. Как сорняк на клумбе, оно стремится захватить всё пространство, уничтожить всё вокруг себя. И если ему не противостоять, то может случиться страшное…» И это «страшное» произошло на её Родине – Украине. И дальше: «К сожалению, избежать зла в жизни практически невозможно, Главное, чтобы зло не исходило от нас самих, главное – не быть источником зла. Надо думать о том, что жизнь одна, а зло, любое, её сокращает. Поэтому-то так важно не ошибиться и помнить, что каждый из нас должен научиться принимать на себя ответственность за свои поступки и решения. И тогда злу будет очень непросто побеждать».

Читая работы детей, понимаешь, как не по-детски они понимают проблемы нашего времени, как чутко принимают чужую боль.

Итогом серьёзной исследовательской и поисковой работы ребят в этом году стал Большой читательский Форум «Живут лишь те, кто творит добро». Такая форма работы даёт возможность свободного общения, выстраивания диалогов между участниками и гостями мероприятия. С другой стороны, позволяет сделать его зрелищным, ярким как праздник. Это и своеобразный отчёт о работе, проведённой в течение нескольких месяцев... Тем более если сквозная тема форума определена заранее –нравственный выбор.

В работе Форума принимали участие поисковые группы, группа экспертов, группа книгочеев. Надо отметить, в состав их входили дети разного возраста

Группа книгочеев проанализировала десятки читательских дневников: каков он, выбор сегодняшнего юного читателя; при участии сотрудников библиотеки составила списки рекомендательной литературы; представила аннотации и «ожившие» страницы книг.

Итоговому выступлению экспертов предшествовала большая работа: анкетирование, опрос самых разных людей – взрослых и школьников – по проблемам нравственного выбора. На экране были показаны отснятые ими видеосюжеты и интервью.

А благодаря поисковой группе словно со страниц любимых литературных произведений шагнули в зал реальные живые люди… Оказывается, герои живут рядом – в нашей обычной жизни… Это те, для кого слова «творить добро» – не просто слова; это те, кто своей жизнью, делом являют пример порядочности, мужества, искренности… Это те, кто несёт добро людям. Перед ребятами выступали победитель параолимпийских игр и известный хирург, бесстрашный пожарный и герой-спасатель… О них пока не написаны книги, но это только пока…

А связующим звеном – главным ведущим Форума-- стал сам философский словарь, от которого можно было не только услышать советы и рекомендации, но и поспорить, задать вопросы.

В зале присутствовали родители учащихся и представители общественности, сотрудники библиотеки и рядовые читатели. И каждый мог высказать своё мнение, свою позицию по волнующим их вопросам по теме нашего Форума.

Подобного рода мероприятия дают нам право утверждать: результат их очевиден. Об этом говорят и учителя, и библиотекари, и родители учеников. Об этом говорят и отклики ребят: «Я впервые задумался о том, что рано или поздно каждому из нас предстоит сделать свой выбор в жизни, как когда-то делали его герои этого праздника, герои литературных произведений. А для этого надо воспитывать свой характер…», – написал восьмиклассник.

Форум закончил свою работу, но его участники получили ряд творческих заданий, результаты которых и были представлены в День Культуры.

 

Итак, День Культуры-2016

Читательская конференция «Поговорим сегодня о прекрасном». Своеобразным эпиграфом к конференции стали слова российского философа Л.Н. Столовича: «Прекрасное имеет четыре вида: оно справедливо, мужественно, упорядоченно и разумно, ибо именно эти свойства присущи прекрасным поступкам». А прекрасные поступки, как известно, есть основа добродетели – потребности творить добро. Это был серьёзный разговор о литературе, о нравственном выборе героев, где каждый из участников имел возможность высказать, отстоять свою позицию, свой выбор.

• В рамках исследовательского Проекта «Прояснение слова» была оформлена традиционная выставка творческих работ учащихся. Научить детей чувствовать и понимать Слово, наполнять его содержанием – задача нашего Проекта. «В начале было Слово», – говорится в Евангелии от Иоанна. Очевидно, что оно – Слово – всегда было необходимо человеку для общения в материальном мире, но оно было и частью духовного мира. Оно было связующим звеном между этими мирами. По словам В.И. Андреева, «слово рождается в духовном мире… и необходимо прояснить его до понимания самой сути, до озарения». Слово, понятое до конца, входит в активный лексикон ученика, расширяет его кругозор… В этот раз мы говорили о слове ДОБРО.

«Говорите о любви любимым» -- название нетрадиционного урока-конкурса. Что может быть прекраснее любви? Умеющий любить не способен на зло – к такому выводу пришли восьмиклассники, рассуждая о составляющих ПРЕКРАСНОГО. Итогом их работы стали созданные ими сборники стихов.

«Прекрасное есть щит от зла» – так назывался урок внеклассного чтения в 7 классе, проведённый по так распространённому сейчас методу кейсов. Главной особенностью этого метода является изучение поступков литературных героев, имевших место в конкретном произведении, служащих примером для аналогичных действий в реальной жизни.

• В этот день в классах были оформлены выставки книг и читательских дневников учащихся.

Что есть прекрасное? Защита, щит, преграда
Всему, что – зло, что боль несёт и вред,
И всем нам научиться очень надо
Им дорожить: добро и мир беречь.

По словам Н.Г. Чернышевского, «Прекрасное есть жизнь». И наша задача в том, чтобы сделать её такой – прекрасной и счастливой.

Учителя русского языка и литературы школы № 326
Андрейчук Г.Б. и Жеренкова Е.В.
апрель 2016 г.