Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Вновь льется в мир любовь поэта

Беседа с автором-исполнителем Еленой Романенко    

 

Eлена Николаевна Романенко (Журович) родилась в г. Запорожье (Украина), живёт в Риге (Латвия). По профессии – архитектор. Занимается живописью, книжной графикой, участвует в художественных выставках. Стихи пишет с начала 80-х, многие из них положены автором на музыку (лауреат конкурсов авторской песни c 1981 г. в Днепропетровске, Харькове, Таллине и др.) Член Международной ассоциации писателей и публицистов (МАПП). Печаталась в поэтических сборниках «Планета поэтов», альманахах «Академия поэзии», газете «Российский писатель» и др. изданиях.

Лауреат конкурса «Под небом Балтики» 2012 – 2013 гг.

Автор поэтических сборников «Стихии» (2012), «Панацея» (2024).

Песня «Беспокойное человечество»

 

       Песня «Знаешь ли ты…»

 

Рассказ о Елене Романенко – это повод поговорить о поэзии, её значении в нашей жизни, о творчестве, об активной жизненной позиции, о Культуре. Стихи и песни Елены привлекают чистотой устремлений, обращают мысль в полет, зовут за собой к свободе в своей единой любви к Земле и Небу.

Л.У. Первыми Вашими песнями, с которыми мы познакомились и которые произвели не малое впечатление, были «Беспокойное человечество» и «Знаешь ли ты…». Обе они, как потом оказалось, открывают разные и вместе с тем единые стороны Вашего творчества, так или иначе связанные с Любовью – будь то любовь к высшей мудрости, тайнам мироздания или самозабвенная любовь к природе, к планете Земля, человечеству, – создавать что-либо красивое и гармоничное без любви к источнику вдохновения, к тем, для кого создаешь, как известно, невозможно. По-видимому, это идет от профессии, выбранной Вами в свое время – архитектор, который, по сути, есть строитель?

Е.Р. Да, именно об архитектуре хочется рассказать особо... Когда-то, по одному только звучанию этого слова – архитектура – я сделала свой выбор будущей профессии.

Слово это имеет два греческих корня: первый – arhi – указывает на высшую степень проявления качества, на главенство (arhе с того же греческого переводится, как основа); второй корень – тект, – с греческого tectum – переводится как мастер или строитель. Строителем, мы знаем, был первый ветхозаветный пророк Моисей, через которого Бог явил свои десять заповедей избранному народу и всем будущим поколениям, – Моисей построил по велению и мудрости Божьей скинию Господнюю в пустыне.

Л.У. Таким строителем был и Преподобный Сергий Радонежский – Сергий-Строитель, который передал людям мудрость о том, что без сотрудничества, как в большом, так и в малом, не только ничего нельзя построить, но ничто и жить не может.

Е.Р. Великие строители!.. Если слово Культура разделено по корневым признакам на Культ – почитание, и ура – ur, ura – свет, горение (в мифах Древнего Египта бог Ра почитается как бог Солнца), то и в слове архи-тект-ура окончание имеет то же светоутверждающее значение.

В восемнадцать лет я стала студенткой архитектурного факультета днепропетровского инженерно-строительного института, о чём ни разу не пожалела, несмотря на то, что спустя годы по объективным причинам практически перестала заниматься проектированием. Но я успела понять, что зодчество и творчество – две вещи нераздельные, взаимопроникающие. Это как архитектура и природа: где бы любой человек ни находился – он видит это взаимопроникновение. Он чувствует это везде, в любой стране – то, как окружающая природа, ландшафт местности дают направление мысли зодчего, как рождают в нём архитектурные образы, формирующиеся впоследствии в материальные формы. И от обратного – он зачастую видит выражение самих природных форм, например, морской раковины, цветка, в архитектурных образах. А современные технологии позволяют сейчас осуществлять архитектору самые фантастические конструктивные замыслы с учётом функционального назначения.

Если вернуться ненадолго в историю, то стоит вспомнить наиболее выдающиеся произведения архитектурной мысли, которые всегда вызывали и вызывают удивление и восторг: в Египте – пирамиды, в Тибете – дворец Потала, в Индии – Тадж-Махал, в Турции – Голубая мечеть, в Индонезии – Боробудур, в Иордании – Петра, в Перу – Мачу-Пикчу, в Италии – Колизей, в Греции – Парфенон, в Германии – Кёльнский собор – и этот список можно продолжить до ХХ века, вспомнив выдающихся зодчих Кендзо Танге, Ле Корбюзье, Оскара Нимейера, Алваро Аалто, Йорга Утцона, Константина Мельникова...

Природа, архитектура, история – это то, что увлекает меня уже много лет подряд в различные путешествия по городам и странам.

                     

 

Если бы у меня спросили, в какой профессии, на мой взгляд, наиболее ярко проявляется синтез разных искусств – я бы ответила: архитектора...

В архитектуре всё слито воедино: форма, т. е. скульптура здания; его ритмические и метрические построения – как и в музыке ритм, размер; фактура, текстура, цвет – качества, помогающие восприятию внешнего облика. «Архитектура – это онемевшая музыка» – писал Гёте. Шеллинг перефразировал: «...это застывшая музыка». Имеющий уши эту музыку слышит.

 Л.У. Теперь понятна взаимосвязь профессии архитектора и музыкального, поэтического творчества в Вашей жизни.

Е.Р. Музыка в моей жизни, действительно, тоже сыграла большую роль: она дала ей ещё одно направление. В четырнадцать лет я окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Мой папа (Журович Николай Александрович) большую часть жизни работал художником-оформителем в художественно-промышленном комбинате, хотя сразу после войны он окончил фельдшерско-акушерскую школу и какое-то время работал в больнице. В свободное от работы время он отправлялся с этюдником на берег Днепра, часто брал меня с собой. Это было незабываемое время...

Папа писал пейзажи, портреты и натюрморты, занимался художественной фотографией, был дружен с художниками, скульпторами, музыкантами, которые бывали у нас дома, писал вирши на украинском языке. У него был редкий слух и вкус к классической музыке. Мама из-за болезни сердца не смогла трудиться по своей профессии (она была участковым терапевтом), поэтому она терпеливо и бережно воспитывала нас, детей, следила за домом, а иногда по вечерам аккомпанировала себе на семиструнной гитаре и пела песни, которые знала с юности и которые я обожала слушать. Вот оттуда, из детства, родилась в моём сердце любовь к такому пению. В четырнадцать лет я взяла в руки гитару, в шестнадцать пела весь небольшой мамин репертуар.

Л.У. Как много в жизни каждого человека значит любовь родителей и дарованная ими ребенку вера в себя, – она и поддерживает, и дает нужное направление еще в самом начале творческого пути... Когда же впервые появились Ваши песни?

Е.Р. В годы студенчества... В восемнадцать лет я успешно сдала вступительные экзамены в инженерно-строительный институт на факультет архитектуры и градостроительства, поселилась в студенческом общежитии, записалась в секцию горного туризма и альпинизма, которая была при институте.

Вот тут-то, на осенних и весенних выездах в Крым, где проходили соревнования по скалолазанию, и пригодилась гитара. К этому времени я уже знала все песни А.Вертинского с пластинки, выпущенной всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия», а следом за ними в песенный багаж вошли песни Б.Окуджавы, Ю.Кукина, Н.Матвеевой, Ю.Кима и других классиков жанра. Каждое лето, в период учёбы в институте, гитара моя путешествовала в рюкзаке у меня за спиной по Кавказу, она побывала на перевалах Донгуз-Орун, Басса, Койавган-Ауш, дважды на Чегете, а также на вершинах Виа-Тау (3832 м.) и Локомотив (4100 м.), – это был альпинистский минимум на значок «Альпинист СССР». А потом она отправилась со мной на Соловки и в Хибины.

Там у меня появились первые собственные стихи и песни.

В начале 80-х, уже после окончания института, я переехала в Ригу на постоянное местожительство. Здесь и произошла судьбоносная встреча с поэзией Марианны Рудольфовны Озолини, с Учением Живой Этики, здесь были написаны песни на её стихи и на стихи других рижских поэтов, появился цикл песен на стихи А.Л. Чижевского. Сейчас не представляю своей жизни без всех этих песен, по сути – это крылья души...

 Л.У. О поэзии поговорим особо. «Из всех искусств поэзия удерживает за собой первое место», – писал И.Кант. Именно ей, поэзии, мы уделяем в жизни столько внимания! Она уводит нас от обыденности, помогает увидеть в жизни главное и не потерять его.

Не так давно вышел из печати Ваш поэтический сборник, который Вы назвали «Стихии». В нем, как можно заметить, Вы проявили свое почтение четырём стихиям – Земле, Воде, Воздуху, Огню. Когда погружаешься в Ваши стихи, приходит мысль о том, что счастье – это со-участие, со-причастность к чему-то Прекрасному, созданному высшей волей, – почувствовать себя частью мироздания, частью природы, быть причастной к той великой красоте, которая разлита вокруг – только надо успеть это увидеть, ощутить эту радость! И Вы охотно делитесь этим с другими…

Сколько нежности в призрачном свете

И мерцании дальних планет!..

Но живу я на этой планете –

И для сердца родней её нет:

Слабым светом омытые дали

Так влекут, так манят за собой,

Облачая земные печали

В поднебесный наряд голубой! <… >

И начинаешь понимать, что тайны творчества и секреты счастья – в этой самой сопричастности и что человек – это его творчество. А поэзия – это Образ мысли в слове, где всё имеет значение. Красота (к которой мы так все стремимся!) имеет наиболее полное выражение в художественном образе. Образ поэтический, красота – вот наше спасение от серости будней. Поэзия возвышает мысль.

"Поэзия как ангел утешитель спасла меня, и я воскрес душой" – писал когда-то А.С.Пушкин ; "Любишь стихи – не сорвешься на дно: поэзия сыщет, поймет, позовет..." – утверждал наш современник И.Сельвинский .

Понимая, что со-творение (так переводится слово «поэзия») есть тайна, но всё же иногда, наверное, (постфактум) можно отследить, как происходит этот процесс. Вы могли бы рассказать о себе – когда рождаются стихи, что становится импульсом?

Е.Р. Стихи рождаются, когда воспламенены чувства и мысль одновременно: в юности походы в горы не могли не взволновать. Как раньше, так и теперь, многие стихи рождаются из путешествий, встреч, событий: иногда – легко ложась на лист бумаги, иногда долгими поисками более точного отражения мысли… Думаю – так у каждого, кто занимается литературным творчеством. И если говорить о счастье, то могу сказать: это когда стихотворение получилось!

 Л.У. Устремление к высоким идеалам присуще также и поэтическому творчеству Вашего мужа Николая Романенко, и Вы пишете песни и на его стихи…

Е.Р. Это так. Он издал 2011 году сборник стихов "Родная речь". На его стихи у меня написано немало песен. Очень люблю его стихотворение, посвящённое городу Санкт-Петербургу:

Вот я снова на невском стою берегу

И поверить никак всё ещё не могу,

Что случаются в жизни, порой, чудеса:

Вот опять над Невой – паруса, паруса!

И вода, что так ласково плещет у ног,

Тайн своих мне нашепчет на тысячу строк.

Не успеть записать, но услышать – успеть!..

Как звенит над водой колокольная медь,

Как фонтаны поют, и как чайки кричат,

Как гранитные львы ночью тихо ворчат,

И как ветер гудит в парусах над Невой,

И как Муза кружит над моей головой –

Слышу я!.. И прошу лишь у невской волны:

Как и прежде, носить корабли и челны,

И беречь этот город от войн и огня,

И принять в этом городе снова меня.

 Николай Романенко

 

                   

Николай Романенко. Творческий вечер

Л.У. В творчестве Николая Романенко, в его стихах – например, в стихотворении «Поэтом назваться желаешь…», – как отмечают ценители его таланта, ощущается огромный душевный опыт. На его творческих вечерах происходит единение людей вокруг поэзии, как это можно видеть на встрече, проходившей в Рижском русском драматическом театре, где актеры и музыканты показали свое вдохновенное исполнение. Это особенно дорого в наши дни...

Среди Ваших занятий и оформление художественных выставок, и сборников стихов других поэтов…

Е.Р. Это может быть темой нашего следующего разговора.

Л.У. Такое Ваше участие в различных культурных акциях основывается, как видно по всему, на убежденности в необходимости проявления активной жизненной позиции, когда человеческое сообщество повсеместно столкнулось с глобальными проблемами, и те, кто умеют смотреть в будущее, понимают, что преодолеть их можно только путем посева Культуры, путем утверждения духовно-нравственных основ в жизни.  

Воспевать Красоту, делиться своей любовью к миру – видно по всему, это Ваша задача, которую Вы так успешно выполняете, радуя своих слушателей и читателей. Спасибо Вам за встречу с Поэзией, за подаренное вдохновение и веру в то, что неизменно. 

...прольётся в мир любовь поэта

 И станет вечной влагою земной!..

 

Е.Р. Спасибо Вам.

Беседу вела Лариса Уварова,
отв. редактор журнала «Педагогика Культуры»,
Санкт-Петербург.

 

Песня на стихи Н.К Рериха «На корабле».

 

-----------------------------------------------------------------------------

Автор поэтических сборников «Стихии» (2012), «Панацея» (2024).

Поэтические зарисовки о народных музыкальных инструментах

Стихотворение "Мальчику"

 

Доп.материалы в Интернете:

Стихи Елены и Николая Романенко на сайте bards.ru

http://www.bards.ru/archives/author.php?id=5227

http://www.bards.ru/archives/author.php?id=5225

Под небом Балтики-2013» – награждение Первой премией

http://www.youtube.com/watch?v=zQs6X6_odAk

Выставка книжной графики Елены Романенко

http://www.rerihs.lv/Vistavka_Jeleni_Romanenko.htm

Художник Николай Журович. Выставка рисунков и живописи

https://plvideo.ru/watch?v=tjXYhkgy97iM

 

Творчество

друзей Елены Романенко:

Михаил Перлов «ИСПОВЕДЬ КЛЮЧА»

Малоизвестные русские поэты Латвии

● Леонид Горохов. Болотные солдаты (фронтовые записки)

● О творчестве Леонида Горохова


Педагогика Культуры № 19 (2013)

Метки: Рубрика: Поэзия, Уварова Л.И., Романенко Е.Н.

Печать E-mail

Просмотров: 4787