Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Орлюк Светлана Александровна,

филолог, библиограф,

Гродненская областная научная библиотека им. Е.Ф. Карского,

г. Гродно, Республика Беларусь.

 

«Лицевой букварь» (1694) Кариона Истомина:

от мысли образами к образу мысли[1]

(325 лет со времени выхода в свет)

 

Аннотация. В статье рассматривается история создания «Лицевого букваря» Кариона Истомина, раскрываются особенности букваря и новаторство его издателя в деле обучения грамоте и духовном просвещении.

Ключевые слова: букварь, книга, чтение, Карион Истомин, XVII век, обучение грамоте, духовное просвещение.

 

Abstract. The annotation. The article describes the history of creation of the Primer by Karion Istomin, shows the peculiarities of the book, its creator’s innovation in teaching literacy and spiritual enlightenment.

Keywords:ABC book = Primer, book, reading, Karion Istomin, the XVII century, teaching literacy, spiritual enlightenment.

 

 

Тот, кто создал азбуку, дал нам в руки нить наших мыслей.

 Антуан Ривароль

 

 Человек помнит свою первую книгу для чтения. Через Слово мы вступаем в диалог с миром, наша сознательная жизнь начинается с «Азбуки» или «Букваря». И сегодня букварь остается первым учебником младших школьников (и дошкольников), первой ступенью обучения грамоте: это наблюдение за языком, словом, освоение графики, практическое освоение учащимися всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Чтение – это форма коммуникации, возможность постигать опыт и предшествующих поколений, и современности. Чтение – это интеллектуальный труд, и первая книга «прививает» желание трудиться, давая чувство сопричастности с миром книжной культуры.

«Букварь» Кариона Истомина, изданный в 1694 году, – один из самых интересных букварей XVII века, получивший широкую популярность не только в Москве, но и на Украине, в Беларуси, Литве [1, 130][2].

Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный и церковный деятель – родился в Курске в 40-е гг. XVII столетия. Монах Московского Чудова монастыря, «справщик» (редактор) Московского печатного двора, Истомин в 1692 и 1693 гг. издал два рукописных «Лицевых букваря» для детей Петра I. Эти художественные книги, расписанные разноцветными красками и золотом, являются результатом поисков рационального пути обучения чтению с помощью популярной книги.

Предварительно Карион Истомин изучил буквари, выходившие ранее, в том числе издания своего учителя Симеона Полоцкого, и принял решение о необходимости внесения наглядности и занимательности в обучение чтению.

Карион Истомин создает своего рода рукописный «книжный макет», который позднее воплощает в печати.«Букварь», по мнению его создателя, должен стать и утилитарно оправданной, и эстетически завершенной книгой. Процесс создания «Букваря в лицах» в полной мере можно охарактеризовать словами Владимира Андреевича Фаворского, выдающегося советского графика и живописца, мастера искусства книги.Художники книги, по его мнению, должны стремиться к тому, «чтобы все слагаемые книжного организма были бы одновременно и значащими и действенными» [4, 9]. Выдающийся издатель Карион Истомин был «художником книги» своего времени.

Гравер Оружейной палаты Леонтий Бунин вырезал букварь резцом на меди, и в 1694 году вышло в свет его печатное издание в количестве 106 экземпляров.

В «Букваре» 44 листа и около 400 рисунков. Титул начинается с гравюры: Христос с развернутой на коленях книгой в окружении учеников со свитками «Астрономия», «Филология», «Риторика», «Философия», «Грамматика», «Геометрия». В обрамлении цветов и акантовых листьев помещены стихи, объясняющие назначение книги, называющие автора и выходные данные. Второй лист служит продолжением титула: "Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных греческих же латинских и польских со образованием вещей и с нравоучительными стихами: во славу всетворца Господа бога и в честь пресвятой девы Богородицы Марии и всех святых изобразил на дщицах ваянием имущим учитися отроком и отроковицам мужам и женам писати. Под всяким же писменем ради любезного отрочатом учащимся предложены виды во удобное звание в складе: да что видит, сие и назовет слогом писмене»[1,132].

Карион Истомин помещает в начале здравицу учению и упоминает о себе в уничижительном ключе, хотя авторская индивидуальность издателя, составителя и сочинителя силлабических стихов ярко проявляется в «Лицевом букваре».

Каждой букве в «Букваре» посвящена отдельная страница, художественный облик которой (при всей уникальности каждой) имеет определенную общую основу. Во главе буквенного ряда изображен человек в доспехах, поза которого напоминает начертание буквы. Это и является лицевым изображением, давшим название и рукописным, и печатному букварям.

     

Карион Истомин дает образцы написания буквы в разных стилях: вязь, скоропись по-славянски, по-гречески, по-латыни и даже по-польски. Рисунки сочетаются со стихами, помещенными ниже. Подбор слов вызывал у издателя определенные трудности, для преодоления которых использовался известный «Лексикон славеноросский» Памвы Берынды (1627, 1653) и рукописные «Азбуковники» XVII века [1, 129].

«Лицевое» изображение буквы и миниатюрные гравюры предметов обеспечивали наглядность обучения, становились приемом прогрессивной для того времени методики «да что видит, сие и назовет».

Например, к букве «К» даются следующие рисунки: кипарис, клобук, кит, колокол, ключ, кувшин, кокш (кукушка), конь, корабль, корова, колесница, кречет (петух), кладезь, копив. Далее следует стихотворение, содержащее приведенные выше слова:

 

Како кто хочет видом си познати,

В первых вещей сих будет то писати.

Киты суть в морях, кипарис на суши, –

Юный, отверзай в разум твоя уши.

В колесницу сядь, копием борися,

Конем проезжай, ключем отоприся.

Корабли в воде, а в дому корова,

И кокош в требу и людем здорова.

Отложи присно тщеты недосуги,

Колокол слушай, твори в небе други.

 

У Кариона Истомина возникали трудности при сочинении стихов: тексты должны были отвечать не только дидактическим задачам, но также задачам нравственным. По этой причине многие нравоучительные силлабические стихи кажутся несовершенными с художественной точки зрения.

Заканчивается «Букварь в лицах» «Посвящением» − благодарностью учителю (есть мнение, что Симеону Полоцкому).

«Букварь в лицах» Кариона Истомина – энциклопедия, которая знакомила ребенка с миром земным и миром божественным. Композиция рисунков ясна и проста, но есть разделение мира на землю и небо, водную стихию.

Энциклопедичность издания соответствовала реалиям того времени: «Для европейской культуры эпохи барокко характерно распространение букварей энциклопедического содержания. В букварях, которые вводили ребенка в Богом устроенный мир, человеку уделялось немалое внимание. В них также находим части человеческого тела, а, кроме того, сами буквы изображены в виде <…> человеческих фигур» [3, 597]. На страницах «Букваря» можно найти фигуры историографа и звездочета, воинов в доспехах, рисунки растений и животных, предметов быта и церковной утвари.

Этот период в истории книги можно определить как книжное мировидение: «бытие и текст соотносились таким образом, что не слово описывало жизнь, а, напротив, весь мир, человеческая жизнь и судьба представали как «иллюстрации»» к тексту – люди соотносили каждый свой шаг со священным писанием. Постулат об изначальной онтологичности слова («В начале было Слово» – Евангелие от Иоанна, I, 1) предопределил назначение книги как фундаментальной основы бытия и культуры» [2, 85].

В «Букваре» можно наблюдать следование иконописному канону, «строго в соответствии с которым изображались открытыми определенные части человеческого тела, а именно: лицо, руки, ноги» [3, 597]. Карион Истомин знакомит с частями тела человека, иллюстрируя буквы: С – сердце, З – зеница, О – око, У – ушная раковина, Д – длань, Н – нога, нос.

Время издания «Лицевого букваря» − это время расцвета книжной культуры, время благоговейного отношения к книге как святыне, появления нового типа интеллектуала-книжника [2, 87]. С этой точки зрения «Букварь» «вписан» в эпоху, но есть и черты новаторства в книге Кариона Истомина. Визуальность, картинность «Букваря» превращали книгу в иллюстрированную энциклопедию для маленьких читателей. Автор сделал шаг вперед по пути демократизации образования: издание адресовано не только мальчикам, но и девочкам. Педагогический прием занимательности обучения применялся для облегчения процесса обучения чтению. Автор стремился провести юного читателя от буквы к тексту через слово и образ. Нравоучительные тексты были призваны формировать представление о вещном мире и мире духовном, служить делу воспитания.

Букварный период обучения грамоте является одним из самых ответственных периодов обучения ребенка. Трудно переоценить значение «Букваря в лицах» как учебника-открытия своего времени. Карион Истомин осуществил переход от сакральных текстов Священного Писания к учебным, определил в своем издании познавательные, воспитательные и эстетические задачи. Художественное решение книжного образа «Лицевого букваря» (конструкция кодексов, шрифт, композиции текстовой и изобразительной частей), по замыслу Истомина, должно было способствовать формированию нравственного мышления. Карион Истомин последовательно вел юного читателя от мысли образами к образу мысли.

Издание «Букваря в лицах» – пример прогрессивности в развитии методики начального обучения того времени.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Ботвинник, М. Б. Откуда есть пошел букварь. Минск: Вышэйшая школа, 1983.
  2. Завадская, Е. В. Мир как книга (Образ книги в Апокалипсисе и образы Апокалипсиса в книге) // Книга = The book : Исслед. и материалы / Науч.-произв. объединение "Всесоюз. кн. палата", НИИ кн. ; Редкол.: Н. М. Сикорский и др. : Сб. 61. – 1959 − Книга / Сост. А. П. Толстяков. Москва: Книжная палата, 1990.
  3. Киселева, М. С. Тексты русского барокко: «Книга любви знак в честен брак» Кариона Истомина [Электронный ресурс] // Анатомия философии: как работает текст=Anatomy of Philosophy: How the Text Works: сборник статей / сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая ; Российская Академия наук, Институт философии. М.: Издательский дом «ЯСК», 2016. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473093 (19.05.2019).
  4. Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.


[1] Данная статья была подготовлена на основе выступления на VII Коложских открытых научно-образовательных чтениях, 5−6 декабря 2018 г., г. Гродно, Республика Беларусь.

[2] В квадратных скобках указаны номер работы и страницы в ней из списка «Использованная литература».