Дата публикации: .

Ашиков Валерий Игоревич,

лауреат международного педагогического конкурса,

руководитель детского и семейного клуба «Семицветик»,

Москва

Мировую Культуру – детям!

Николай Рерих указал миру путь спасения через Культуру. Его Пакт, ставший Договором об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный в 1935 году в Белом Доме представителями США и латиноамериканских стран, стал призывом к человечеству сохранить мир на планете через Культуру. «Где Культура, там и мир», – писал Рерих, – «Мир через Культуру!». Всемирный деятель Культуры верил, что великое понятие Мира «когда-то обуздает воинственные инстинкты человечества духовными радостями созидания».

Сегодня все мы озабочены нарастающей волной агрессии, насилия и жестокости, разрушений и уничтожений, недоверия и конфронтации, надвигающейся на человечество в последние время! С каждым днем вырисовывается мрачная картина угрозы всему миру, самой жизни на планете! Как этому противостоять, что делать?! Пушками и танками зло не победить. Зло есть невежество, и побеждать его можно только Культурой! Только массовым просвещением, внесением в жизнь основ истинной общечеловеческой Культуры, повсеместным культурным воспитанием и образованием детей можно победить планетарное невежество – зло, построить новый мир Добра!

Николай Константинович Рерих призывал весь мир защитить и сохранить все, что несет людям Культуру, знания и красоту: исторические памятники, музеи, произведения искусства, научные учреждения, библиотеки, просветительские и образовательные центры и многое другое, – все то, что так необходимо не только отдельным регионам, городам и странам, но всему миру и что является общим всемирным Фондом Культуры! Рерих писал: «…Культура и достижения государств строились Красотою. Уберите памятники Красоты, и весь аспект истории нарушится»[1]; «…Нетрудно объяснить даже дикарю значение охранения сокровищ Искусства и науки. Мы часто твердим, что краеугольный камень будущей Культуры покоится на Красоте и Знании. Теперь мы дожили до действия в этом благословенном поле и должны действовать безотлагательно». [2]

Николай Рерих придавал большое значение воспитательной роли Пакта, делу внесения культурных основ в сознание детей, молодежи. Кто же будет защищать всемирные культурные ценности, сохранять их и приумножать в будущем, если на этих основах не будет воспитано новое поколение планеты?! Как молодые люди смогут воспринять и осознать великие задачи культурного строительства во благо всего мира и мира на Земле, если в них с раннего детства не будут посеяны благие зерна восприятия Красоты, восхищения и почитания произведений человеческого гения, всего высокого и прекрасного, если не будет разбужен огонек творчества и страстного желания знать? Защитниками сокровищ Культуры и строителями Культуры будущего станут те, кто с ранних лет был окружен любовью, красотой, знанием и творчеством, кто впитал на всю жизнь аромат прекрасных творений человеческого гения, все то, что излучают высокое Искусство и истинное Знание!

Само по себе такое сознание не возникнет, его необходимо выращивать усердно, терпеливо, бережно и устремлено. И делать это должны семья, педагоги, всё общество и государство. Как выразилась одна юная современница: «Сейчас весь мир должен работать на детей!»

Сознавая все это, в далекие восьмидесятые годы нами была начата работа под девизом: «Мировая Культура – детям». На своих занятиях мы стали давать детям, начиная с одного года рождения, возможность слышать прекрасную музыку, видеть шедевры мировой живописи, архитектуры, балета и театра, прикладного искусства, поэзии. Делали это в игровой форме, стараясь оставить след в детской душе. Стали с ними посещать музеи, выставки, где дети зарисовывали то, что видели, тем самым фиксируя взгляд на предметах искусства, лучше запоминая и воспринимая то, на что мы, педагоги, обращали их внимание. Рисовали мы и на улицах, и на площадях перед памятниками и соборами, фасадами исторических зданий. В нашей детской библиотеке собирались только самые лучшие книжные издания, чья эстетика не вызывала сомнения. Со временем мы стали возить своих воспитанников вместе с родителями в культурные центры мира, где дети также зарисовывали архитектурные шедевры, произведения искусства и интерьеры, делая это внутри соборов и музеев, на улицах, площадях и парках.

Перед такими поездками проводилась тщательная подготовка детей и родителей, мы знакомились с городами и странами, теми шедеврами искусства, которые собирались посетить, узнавали историю их создания, изучали жизнь и творчество их создателей. В памяти детей и взрослых навсегда останутся незабываемые часы, проведенные в творческом изучении шедевров искусства во Флоренции, Милане, Болонье, Стокгольме, Риге, и, конечно, в Москве и Подмосковье, в чудесных усадьбах Абрамцево, Поленово, Ясной Поляне, музее-усадьбе Сергея Рахманинова в Ивановке и других местах. В Ивановке, среди зарослей сирени, под живую музыку нашего великого композитора, исполняемую приезжими музыкантами, дети рисовали на мольбертах, окунаясь в мир чудес большого Искусства, пропитываясь особой атмосферой жизни большого творца.

Проводя в течение тридцати лет такую работу с детьми, мы можем с основанием надеяться, что наши воспитанники, став взрослыми людьми, не только не станут разрушителями чего-либо прекрасного и культурного, но и не будут равнодушными к красоте и творчеству, сокровищам мировой Культуры! Для этого все мы, кто причастен к воспитанию и образованию, детскому творчеству, материнству и отцовству, каждый по своим силам и возможностям должен окружать детей всем настоящим и прекрасным, всем, что дает нам мировая Культура в самых разных ее образах и проявлениях, всем, что способно возвышать душу и сердце, формировать человека с большой буквы, Человека Мира! И для этого все мы должны еще и еще раз задуматься, насколько безотлагательно необходимо защитить все ценности и сокровища Культуры, сохранить их для будущих поколений, дабы было чем воспитывать и образовывать новых, пока еще не пришедших в этот мир, но полных надежды на встречу со всем лучшим и прекрасным, что сохранили для них мы и те, кто идет за нами!


 


Педагогика Культуры № 24 (2015)

Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры, Ашиков В.И.

Печать

Просмотров: 1855