Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Формирование духовно-нравственных ценностей
как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира
юного петербуржца

Фрагмент «Программы по созданию условий
для воспитания школьников в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы»

 

Программа направлена на консолидацию усилий различных социальных институтов (семьи, общественных организаций, государственных учреждений, учреждений культуры, предприятий) в выработке общих позиций о сущности, смысле и содержании воспитательной деятельности в Санкт-Петербурге.

Основные направления Программы – "Познаю мир"; "Я - петербуржец"; "Мой мир";  "Мое здоровье - мое будущее"; "Семья - моя главная опора"; "Современный воспитатель

 

Система образования видит задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.

 ___________________________________________

 Формирование личностных ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ.

 В этой связи требуется проведение комплекса мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности школьника и привитие ему подлинных духовно-нравственных идеалов, формирование положительных ценностных установок, позволяющих ориентироваться в информационном многообразии и в дальнейшем самостоятельно делать выбор в пользу общечеловеческих норм и правил.

 Для эффективного решения данной задачи необходимо объединение усилий всех активных социальных институтов гражданского общества, среди которых особую роль играют семья, школа и традиционные религиозные объединения. Целесообразно вырабатывать инновационные процедуры и механизмы взаимодействия ГОУ с традиционными религиозными организациями в построении системы духовно-нравственного развития и воспитания школьников с целью осмысления мировоззренческих идеалов и ценностей религиозного мировоззрения.

 Общечеловеческие ценности выделяются среди прочих ценностей тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.

 К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и трансцендентным миром. Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечества.

 Это направление предполагает воспитание нравственности как показателя воспитанности формирующейся личности. Воспитанность проявляется в осознании нравственных норм, их принятии, потребности и умении их применять. Сознательная дисциплина, уважение к труду и к людям труда, культура общения, культура речи, экологическая культура, ответственность личности за свои поступки, ее внешний облик - результат нравственного воспитания. Особо рассматривается воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания, формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям, знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни. Формирование правовых основ поведения и правовой культуры.

 Система образования видит задачу в том, чтобы противопоставить массовой культуре, рассчитанной на удовлетворение примитивных потребностей молодежи, высокую культуру, основанную на глубоких, фундаментальных социально-культурных традициях.

 В организации воспитания по данному направлению следует исходить из того, что Санкт-Петербург является мировым центром просвещения, образования и культуры.

 Необходимо использовать уникальную роль искусства, заключающееся в произведениях искусства глубокое психологическое и социальное содержание для становления личности школьника, передачи духовного опыта поколений.

 Общение с искусством должно быть процессом самопознания и самовоспитания. Результат художественно-эстетического воспитания - художественная грамотность, эстетическая образованность школьников: широта кругозора в области искусства, развитое эстетическое чувство, основанное на умении ценить и понимать прекрасное; способность к художественному творчеству, навыки практической деятельности в конкретных видах искусства. В конечном счете, результатом эстетического развития, приобщения к искусству и художественному творчеству должно стать нравственное совершенствование личности.

 Воспитательные программы ГОУ - это программы, актуализирующие ценностный потенциал Санкт-Петербурга. Разрабатывая воспитательные программы следует ориентироваться на созидательный потенциал многообразия, дружелюбие к разным культурам и их носителям, формирование толерантного сознания.

 Следует развивать интерес школьников к активному познанию культуры Санкт-Петербурга и самореализации в нем. Важно разрабатывать программы дополнительного образования, реализуемые совместно с петербургскими театрами, музеями, кино и концертными залами, художественными галереями.

 Одной из значимых основ процесса нравственного становления личности выступает чтение и осмысление классической и современной литературы. Программы непрерывного развития культуры чтения на всех этапах обучения с учетом возрастных особенностей школьников должны стать неотъемлемой частью воспитательных программ школ. Разработка и реализация таких программ должна идти во взаимодействии с издательствами и книготорговыми организациями, писателями, художниками. Увлечение чтением должно быть поддержано во всех возрастных группах: среди детей, родителей, педагогов, партнеров школы. Приобщение к чтению не должно носить насильственного характера, должно сопровождаться процессом осмысления прочитанного, порождением различных форм читательского отклика (конкурсы, фестивали, творческие проекты, публикации, встречи с писателями, игровые программы).

 Учитывая огромный интерес школьников к современной музыке, следует искать адекватные ответы, обуславливающие развитие музыкального вкуса, в котором принятие классических образцов не отрицает права молодых на творение собственного музыкального мира; гармонизация современности и классики на основе развития эстетического чувства должна стать основой для значимых воспитательных проектов ГОУ.

 Значительным источником нравственных ценностей выступает наука и мир современных технологий. ГОУ следует активнее включать школьников в осмысление сущности современного прогресса, роли человека в этом процессе, мере его ответственности. Исследовательские проекты, научные дискуссии, встречи с

 современными предпринимателями и учеными, разработка и реализация школьниками конструкторских проектов, программы поддержки юных изобретателей - отличительная черта современного воспитания.

 Становление ценностного мира современного школьника происходит не только в реальном и виртуальном пространстве современных социальных сетей. Активная позиция ГОУ, направленная на использование созидательного потенциала Интернет-пространства и корректировку негативного ценностного воздействия должна стать важной частью воспитательных программ ГОУ. Программы социального сетевого взаимодействия, разрабатываемые и реализуемые в содружестве с различными социальными институтами - отличительная черта современных воспитательных программ.

 Культура петербуржца складывается из самых различных проявлений: культуры устной публичной речи, культуры бытовых коммуникаций; культуры общения между всеми участниками образовательного процесса; культуры поведения в городе и обществе, медиакультуры. ГОУ должны стремиться к воспитанию культуры петербуржца прежде всего за счет уклада собственной школьной жизни, традиций и правил, установленных в ГОУ, характеризующих взаимодействие старшего и младшего поколения. Следует развивать культуру собственного достоинства юного петербуржца, считать неприемлемыми проявления межличностного насилия, недопустимым - начальственный и педагогический окрик, оскорбление, унижение человека (любого возраста) на уроке, перемене, собрании и т.д.

 В рамках направления планируется реализация проектов "Музейная работа как фактор социализации детей в воспитательном пространстве Санкт-Петербурга" "Читающий школьник в читающем Петербурге", "Школьный мир музыки", "Театральный урок", представляющих собой комплекс мероприятий - экскурсий, лекций, концертов, библиотечных уроков, встреч с деятелями культуры и искусства, направленных на работу со школьниками, педагогами и родителями.

 

 Полностью Программа опубликована на сайте:
 http://docs.cntd.ru/document/891859466

 


Педагогика Культуры № 17 (2013)

Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры

Печать E-mail

Просмотров: 2824