Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Философия как фундамент педагогического образования

К вопросу о единстве образования и воспитания студентов педвузов

Гореликова Маргарита Владимировна

преподаватель музыки,

г.Новополоцк, Беларусь.

 

I. Необходим просвещенный учитель

Актуальная потребность школы, потребность времени – в просвещенном учителе. Школе и обществу нужна не «армия» специалистов-предметников, в совершенстве знающих «свой» предмет, но не несущих в себе воспитательного потенциала, воспитательной энергии из-за отсутствия цельности личности, которая суть единство духовного и разумного «начал» в человеке. Нужен Учитель, обладающий широкой Просвещенностью, и на этой основе устойчивым мировоззрением и энергией оптимизма, что и является инициирующим началом всякого подлинного, качественного образовательного и воспитательного процесса. Нужен учитель не просто осведомленный о глубине смысла своей профессии, космичности роли «Учитель», но сознательно принявший ответственность, принявший «миссию» учителя – как вдохновителя и Просветителя юных поколений. Наверное, можно и нужно думать о том, как в соответствии с перспективными задачами развития человека и требований к современному образованию утвердить государственными и общественными мерами статус учителя. Но главным средством будет реализация образовательного и воспитательного потенциала высшей школы.

Но что же, как не путь развития философского познания и философского мышления будущего педагога, более соответствует сущности задачи воспитания Учителя, масштабности стоящих перед ним задач? Если и сама педагогика есть не что иное как практическая философия, или, словами С.И. Гессена – «прикладная философия».

Глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, требуют синтетичности, широты сознания, знания глубинных смыслов человеческой жизни и деятельности, видения горизонтов индивидуального и общечеловеческого развития. В педагогике необходим выход на новый уровень. Этот новый уровень отличен от прежнего расширенным миропониманием: в антропологическом смысле это «принятие» идеи безграничности и бессмертия человека; в онтологическом это осознание Единства жизни и укорененности человеческой жизни в Высшем Мире. Как сказал Ш.А. Амонашвили, «педагогика нуждается в четвертом измерении».

Характерно, что именно русская философия в своей лучшей традиции искала пути преобразования школы (как и общества в целом) через осмысление и искание путей осуществления Абсолютных Начал: Добра, Истины, Красоты. По утверждению Н. Лосского, именно в этом «искании абсолютного добра русский народ развил свою высокую и разностороннюю одаренность».

Творческая деятельность работающего педагога, ее направленность и качество зависит от степени образованности и просвещенности учителя относительно глубинных целей и смыслов предмета (о его онтологических основаниях и гносеологической сущности). Явления поверхностной активности, характерные для школы, утомительное и малоэффективное «многоделание» – следствие низкого уровня образованности учителя. (Учитель-математик на вопрос ученика: «зачем все эти формулы», отвечает: «чтобы задачи решать»).

Потребность учащегося в познании развивается на основе широких представлений о цели и смысле предмета. Надо на основе стержня-смысла выстраивать весь объем содержания. Каждая область познания предстает в трех Аспектах-Планах: как Аспект Мудрости, «операциональный» Аспект и, наконец, Аспект Красоты – как цельно звучащая энергия истины… Познание не состоялось, если хотя бы один из Аспектов не явлен. «Слово, которое сполна высказало все, что оно хотело сказать, за которым слушатель не чувствует ничего невысказанного, есть поверхностное и мелкое, – пишет Гессен, – мало говорящее слово… Отдельное знание как знание возможно только через нечто высшее, чем оно» [1, 2].

Всякая деятельность лишь в той мере становится культурным явлением, несет в себе созидательность, в какой осмысливает глубину своих смыслов и целей. Философия необходима как фундамент воспитания будущего педагога, как структурирующая и возвышающая основ каждой отдельной сферы познания. Так И. Шафаревич, размышляя о философской «идее» математического знания, говорит, что вне философского смысла математика не имеет цели и "ей остается в качестве идеала ничем не регулируемый рост" [7, 551]. "Еще труднее вообразить, как математика может вечно развиваться, не зная, ни что, ни зачем она изучает" [7, 554].

Учитель физики И. Стулпинене, применяя Закон аналогии, поясняет ученикам духовную суть физических законов, тем самым помогая «обнаруживать связь материального и духовного проявлений мира, …почувствовать единство живой и «неживой» природы». «Физику мало только умом понять, ее следует глубоко прочувствовать…, философски осмыслить» [6, 44].

Основное место в содержании образования студента-педагога, несомненно, должна занимать Философия. Помимо общефилософского курса, должны изучаться: 1) философия образования и воспитания, как носитель знаний о природе человека, сущности процессов эволюционирования его сознания, которыми полны все великие философские и духовные учения; 2) философия той отрасли знания, в которой специализируется будущий педагог; 3) необходимы также спецкурсы по изучению концепций воспитания и образования, содержащиеся в великих философских системах (не только европейской традиции).

 

II. Философия: любовь к мудрости… или страсть к мудрствованию?

Идея Просвещения имеет неизменный смысл в веках. И этот смысл герметико-платоновский: Свет, собираемый разумом, человеком «Пещеры» в его упорном стремлении к Истине.

Философия в ее нынешнем состоянии, с характерной дробностью, отсутствием в себе цельного знания, не может удовлетворить духовные запросы человека, стремящегося к познанию ищущего в философском Знании опоры духовной интуиции. Сегодня необходимо возрождение философии в том ее духовно-практическом значении и качестве, какой ее понимали Платон, великие мыслители древности – как средство достижения цельности человеческой личности, обретения устойчивости в мире нетленных энергий, путь познания и жизненного творчества, ведущий к обретению себя подлинного, глубокого.

Уже в начале ХХ века лучшие мыслители писали о "бедствии", связанном с проблемой философии, теряющей свои сущностные качества, свойства, утратившей волю к "предметной истине" (И. Ильин), "ушедшей в споры о понятиях" (Н. Рерих). Сегодня возвращение значимости и влиятельности философии, незаменимости ее роли в обществе и Культуре зависит от восстановления, возрождения ее сущностных Целей и кристаллизации Основ Философского Знания.

Наиболее актуально звучат современные призывы к утверждению и познанию мысли как главного фактора общественного развития.

Каждая наука имеет базис в виде системы аксиоматических положений. Лишь философия, унижая сама себя в существе своем, не имеет устойчивой системы знаний. Все великие концепции, учения содержат, имплицитно или эксплицитно, Высшие Знания о Законах и Принципах Бытия. Имеется необходимость в книгах, содержащих данные сопоставления различных систем с точки зрения Единства Основ, как-то: Единосущность Бытия, беспредельность бытия и сознания; Закон эволюции сознания, Закон трансформации, поясняемый системой диалектических закономерностей и др.

Многообразие в философии – это многообразие путей мысли, но не многообразие ее целей. Цель – Истина, Свет, безграничность Познания. И все, что относится к подлинной философии, несет на себе отблеск, озаренность тем Светом, к которому, как к Магниту, устремлена мысль.

Отсюда критерий Красоты в философии. Мысль, лишенная внутренней красоты – не является философской мыслью. Вспомним гегелевское: "Философы, лишенные чувства красоты – буквоеды".

Философия – индивидуальный и наиболее синтетичный путь развития духовности. Но лишь при условии явленности принципа цельности – цельности разума и духа, мысли и сердца. Понятия "сердце" и "духовность" – как ни парадоксально, именно лишь в гуманитарных науках еще не обрели полноценного научного статуса. В то время как естественнонаучные знания уже утверждают конкретную энергетическую реальность, обозначаемую этими понятиями.

Современная наука подходит к познанию "многомерности" человека, и в связи с этим к тайне "срединного центра" – сердца. Но философские Учения всех эпох утверждают сокровенные функции Сердца как средоточия Высшего познания. И сущность философии, по определению, связана с сердечным началом. В Герметических Трактатах сказано о причащении из Чаши Мудрости, "что только сердце сделать сможет".

Очевидно, что дальнейшее развитие общества, человечества возможно только на путях Культуры. Но снижение ценности мысли как таковой и философской мысли как фактора общественного развития, непросвещенность в отношении фундаментальных законов развития – порождает иллюзии спасительной роли функционализма всех видов и распространение механистических установок в образовании, культуре, и в отношении самой философии. Так критериями развития философского мышления называют способность "разумного суждения", "критического мышления", следствием развития – "демократичность" и "толерантность" и прочие качества, которые суть лишь внешние характеристики, свойственные развитому интеллекту. Философская мысль синтетична, имеет в себе мощное утверждающее начало и вектор развития в Бесконечность, и в своем развитии есть путь разрешения противоречий между Идеалом и личностной конкретикой, между высшими целями познания и актуальными задачами жизненного контекста. Она характеризуется направленностью к плану высшей Причинности, и ориентирована на круг явлений, высших понятий, определяющих "линию" эволюции человечества и составляющих базис Культуры и духовно-нравственного прогресса человеческого сообщества. Метод развития философской мысли: не «сомнение», но «испытание» (Истины).

Философское мышление – мышление диалектическое. Но Диалектика как метод мышления – в Платоновском значении понятия – движение мысли "к первоначалу" и "сущности" любого предмета. Диалектический метод как способ освобождения "от мнений и ощущений" рассудка на основе устремленности к сущности блага. Именно эта устремленность к сущности блага ("не отступающая", "пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага" [3, 316] и отличает диалектическое мышление от обычного рассудочного процесса, и позволяла мыслителям утверждать, что диалектика является "освобождением от оков", методом достижения человеком Реального Бытия.

Н.А. Бердяев в своей «Философии свободы» говорил: «Как ужасно, что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла Эрос, превратилась в споры о словах» [2, 191]. В этом смысле можно утверждать, что философия не может быть «нерелигиозной», но в глубоком значении понятия «религия» – связь с Высшим. (Именно, утратив устремленность, утратив любовь, мысль утрачивает плодотворность).

Сознанию человека предстоит овладение Идеей единства и непрерывности бытия, идеей братства как сущностью человеческой природы, и потому необходима философия, вновь обретшая "фокусы" своих устремлений за пределами ограниченной земной сферы. И в этом выведении разума на высшую орбиту именно явление диалектического, эволюционного процесса – новый взлет после периода предельного "погружения" в бесчисленные "предметности" ограниченной сферы земной мысли. Философия как "благословенный поиск вечности" [5].

Современная педагогическая наука устремлена к поиску путей пробуждения индивидуальных духовных накоплений, и на этой основе нахождению оптимальных путей развития и творческой реализации личности. Концептуальной базой, методологической основой должны стать философские знания.

 

III. Преподавание философии (содержание и цели)

В Учении Агни-Йоги (Живой Этики) приведены два способа познания. Один – познание снизу, когда знание накопляется вместе с ростом сознания. Другой – путь сверху, когда человек "героически возвышает сознание и уже сверху наблюдает явление" ("Братство", §595). Такой путь может быть назван подлинно философским. И именно этот метод, ведущий сознание вверх "мерами суровыми и вдохновенными", необходим в периоды наибольших напряжений и хаоса.

Цели предмета должны быть обусловлены, во-первых, сущностью философии как уникальной формы разумно-духовной деятельности, так и сущностью будущей педагогической деятельности. Т.е. должны быть ориентированы на воспитание человеческой цельности и на развитие любви к мышлению. Включая также: развитие тонкости воображения – как необходимой основы мышления и творческой деятельности; воображение развивается именно устремлением мысли к «дальним горизонтам», в возможности «широких допущений». Необходимо становление одухотворенного мировоззрения, культуры личности на основе культуры мышления и речи. Помощь в осознании жизненной задачи – как в индивидуально-личностном плане, так и в плане профессиональной педагогической деятельности. Открытие перед будущим учителем его возможности постоянного исследования и самостоятельного познания, на основе широких жизненных наблюдений (школа дает широкое поле для наблюдений и исследований).

Для реализации этих и других целей необходимо избавление от схоластичности. Критериями качества философского образования должны быть критерии Красоты и Культуры в их широком "энергетическом" смысле: утончение и одухотворение ментальности, и явления «творческости».

Учить философии – значит учить мыслить, любить мысль. И задачей является открыть радость самостоятельного, устремленного мышления. «Сократовский метод» «припоминания», основанный на утверждении, что Знание присуще человеку в глубине его «высшей души» – это метод инициирующего и «пробуждающего» познания. Первый этап ("пробуждение") – вызвать интерес, знание "о незнании" и потребность познания. "Открыть глаза". Третий этап – "разрешить с помощью повивального искусства от бремени мыслей" [4, 241]. И между этими двумя – второй: чтобы созрело "бремя" мыслей, "плод", обязательно нужно общение с мыслью мудрых людей. "Нынче я… для того и заговариваю тебя и предлагаю отвергать зелья всяких мудрецов, пока не выведу на свет твое собственное решение", – говорит Сократ в диалоге "Теэтет" [4, 210].

Среди задач курса философии – научить ценить мысль – как явление общественной ценности и более – ценности Пространственной. Ибо лишь "насыщение мысли... разрубит клубы неосмысленного хаоса" (Живая Этика). Мысль как высшее творчество человека, мысль – возносящая сознание на новую высоту.

В изучении философии внимание должно быть уделено эстетике философской мысли как особой формы ментального творчества. «Любовь к мудрости» начинается с восхищения Красотой Мудрости.

История философии должна быть показана и как преемственность идей, как эволюционное движение мысли, которое существует там, где явлено расширение горизонтов познания, большая глубина и синтетичность мысли.

Изучение великих систем необходимо также с точки зрения рассмотрения их как "эволюционного призыва". В сущности Философия, как системное знание и искусство мышления, родилась из этого "Призыва" – призыва сознательного овладения человеком своей бессмертной природой.

Философия молодым – это философия будущему. Необходимо преодоление оторванности философии от жизни, происходящей от представлений об изолированности мышления, и самого человеческого бытия от глобальной системы Бытия Космического. «Отвлеченность» философского знания преодолевается на основе нового понимания сущности мысли и сущности Единства Бытия. Мысль – как энергия, со всеми качествами и свойствами энергии. Платоновское «Идеи правят миром» обретает конкретно-жизненное значение в свете современных исследований мысли как энергетического явления. Но необходим «прорыв» и соответствующего философского познания – открытие новой проблематики, нахождение новых тематических горизонтов в свете целей будущего развития. Многообразие форм мысли и закономерности мышления с точки зрения многоплановости Бытия, в свете закономерностей взаимозависимости и единства человеческой ментально-духовной деятельности и глобальных Космических процессов.

Преподавание философии должно быть введением в живую жизнь мысли. Учебники должны содержать обширные цитаты великих творений. Лишь оригинальная мысль мудрых может инициировать самостоятельную мысль обучающегося.

Необходимо, чтобы учебники философии представляли собою не только экскурс в историю интеллектуальных поисков человечества, но имели в себе именно фундамент философских знаний о Бытии – давая прочную основу для формирования устойчивого мировоззрения будущего учителя. А также являли эту «кристаллизованную» основу – как результат многовекового Сотруднического процесса Мировой Мысли, процесса, открытого в Бесконечность.

Учебники философии должны включать рассмотрение положений, связанных с сущностью ответственности человека в Мироздании, сущностью целей человеческой жизни… и другие фундаментальные понятия и положения, необходимые для воспитания образованного, творческого, Просвещенного Учителя.

 

Литература:

1. Гессен С.И. «Основы педагогики» – М., 1995

2. Лосев А. «Вл. Соловьев и его время» – М., 1990

3. Платон «Государство» // Платон «Филеб. Государство. Тимей. Критий» – М., 1999

4. Платон «Теэтет» // Платон «Федон. Пир. Федр. Парменид» – М., 1999

5. Сатчитананда Мурти "Философские концепции индийской культуры" / http://achababa.tripod.com

6. «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск седьмой – М., 2003

7. Шафаревич И. «О некоторых тенденциях развития математики» // «Есть ли у России будущее?» – М., 1991

 


Педагогика Культуры № 8 (2009)

Метки: Рубрика: Профессия – учитель, Гореликова М.В.

Печать E-mail

Просмотров: 3240