Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 

Проблема обеспечения психологической безопасности личности в условиях образовательного пространства

Зотова Наталья Георгиевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии,

Волгоградский государственный педагогический университет

 

Для того чтобы обеспечить процесс осмысления сущности образования с позиции ценностного отношения к личности, необходимо обратиться к понятию психологической безопасности образовательного пространства, включив его в широкий контекст социальной действительности.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать образованию развивающий характер, как фундамент апробации любых образовательных технологий и инноваций.

Экстремальная ситуация в образовании характеризуется, с одной стороны, значительным снижением степени удовлетворенности профессией, психологическим дискомфортом, кризисами опустошенности, бесперспективности, нереализованности у педагогов, потерей ими смысла выполняемой работы; с другой - нарастающим глобальным противоречием между провозглашаемыми в обществе ценностями и реально существующей жесткой конкуренцией и культом силы. В результате этого у школьников происходит резкий рост тревожных состояний из-за восприятия окружающего мира как чего-то опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности, вследствие запрета общества на протест, запрета на переживание и выражение негативных эмоций.

Кроме того, манипулирование людьми с использованием различных методов информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением нашей жизни, что в равной степени наносит вред целостности внутреннего мира всех субъектов образовательной среды, но в большей степени разрушает психологическую безопасность растущей личности, у которой еще не сформировался «фильтр восприятия», способный создавать определенную защищенность сознания от деструктивного воздействия.

Решение проблемы формирования психологической безопасности личности в образовательном пространстве находится в фокусе понятия «психологическое здоровье», которое является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия [1].

В основание проекта психологической безопасности среды и личности в образовательном пространстве должны быть положены теории, которые соответствуют содержанию, целям и смыслам образования и имеют широкие возможности операционализации для реальной практической работы с учащимися.

Этим требованиям больше всего отвечают:

- психологическое учение о человеке,

- психология здоровья,

- гуманитарная экзистенциальная психотерапия.

Концепция психологической безопасности личности в образовательном пространстве – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.

Современная образовательная среда предпочитает осуществлять деструктивное психологическое влияние на субъектов образовательного процесса. Когда оно будет считаться деструктивным? Когда осуществляется воздействие на другого человека (коллегу, ученика) с помощью, непозволительных с точки зрения этических и нравственных норм, психологических средств, без предоставления ему права и времени ответить на это воздействие.

Анализ работ по психологическому насилию в системе образования дает основания выделить следующие его проявления: публичное унижение, оскорбление, угрозы, нравоучения, разнос, критика, прямое навязывание своих советов, мнений, принижение иронией. Все эти виды варварского вторжения в чужую психику иллюстрируют нашу образовательную среду.

И видимо, не только наличие психотравмы может служить показателем психологического насилия.Угрозой психологической безопасности будет и непризнание референтной значимости образовательного процесса его участниками, и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм.

Важным условием, влияющим на развитие психологической безопасности образовательного пространства, оказывается активизация адекватных сущности педагогической деятельности мотивационно-ценностных ориентаций педагогов и их готовности к работе с самоопределяющейся личностью студента.

Актуальны вопросы разработки системы «профессиональной терапии» педагогов на основе экзистенциального логотерапевтического направления, рассматривающего в качестве существенного конструкта смысловой сферы личности общий уровень осмысленности жизни.

Действительно, наполненность жизни педагога каким-либо адекватным сущности его профессиональной деятельности устойчивым смыслом, феноменологически проявляется в энергичности, жизнестойкости, терпеливом и внимательном отношении к «Другому», а отсутствие смысла выражается в депрессии, подверженности психическим расстройствам и соматическим заболеваниям. Поэтому создание системы психологической поддержки педагогов – насущная задача нашего времени, так как поддержание их психического здоровья – основа для психологически безопасной образовательной среды. Невротическая личность не может воспитывать здоровую личность.

Необходимо смоделировать и спроектировать такую образовательную среду, где бы все ее участники чувствовали защищенность и имели возможность удовлетворить свои основные духовные потребности, сохраняли и развивали здоровое оптимистическое отношение к себе и окружающему их миру.


[1] Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003.

 


Метки: Рубрика: Психопрофилактика. Воспитание психической энергии. Работа над собой, Зотова Н.Г.

Печать E-mail

Просмотров: 1967