Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

«Всегда и везде служить возвышению читателя»

Информация о секции при Российском психологическом обществе
«Психология и педагогика чтения»

Необходимость создания секций «Психология и педагогика чтения» при Российском психологическом обществе (РПО) была обусловлена снижением интереса к чтению и качества чтения. Культура в самом широком ее понимания тесно связана с качеством чтения. Николай Рерих отмечал: «Не помышляющий о качестве пусть не помышляет о культуре». Культура чтения – показатель духовного и интеллектуального развития общества, стержень непрерывного образования.

В июне 2003 года была организована секция «Психология и педагогика чтения» при Московском психологическом обществе (МПО). Научная секция «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества (СПбПО) создана в 2004 году по инициативе специалистов в области психологии и педагогики чтения; утверждена Координационным Советом СПбПО 7 декабря 2004 г. Создаются секции «Психология и педагогика чтения» в других региональных отделениях РПО.

Стержнем работы секции «Психология и педагогика чтения» СПбПО является сохранение и приумножение культуры чтения.

Профессиональное сообщество, ответственное за воспитание культуры чтения в нашей стране, обязано предпринимать меры по устранению причин снижения качества чтения. Чтение – психолого-педагогическая проблема – объект многих наук, поэтому требуется консолидация разных специалистов в решении задач читательской социализации в современных условиях экспансии видео и компьютерной культур.

Научные секции «Психология и педагогика чтения» при РПО способны объединить специалистов, ведущих научную, учебную и практическую работу в сфере чтения. Среди них: психологи, педагоги, библиотековеды, книговеды, логопеды, физиологи и др.

Концептуальной основой деятельности секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества является онтогенетический подход к читательской социализации в филогенетическом аспекте. В таком понимании проблемы чтения, начиная с перинатального периода и до конца жизни человека, будут находиться в поле зрения специалистов для обеспечения прорыва в читательской социализации в целях творческого формирования культуры личности и общества, освоения культурного наследия человечества.

Цели работы научной секции:

– научные (формирование базы единого научно-информационного пространства в психологии и педагогике чтения – концепций, теорий, методологии, терминологии, методик, технологий; проведение экспериментальных исследований; разработка мониторинга читательской социализации в непрерывном образовании);

– практические (формирование экспертной группы по читательской социализации; содействие повышению квалификации практикующим специалистам; оказание помощи родителям в читательской социализации детей; проектная деятельность по читательскому развитию в контексте стандарта общего и профессионального образования).

Научно-практическая деятельность секции будет проходить в разных формах в соответствии с целями и задачами конкретных мероприятий (заседаний, семинаров, круглых столов, межинституциональных исследованиях, читательских форумов, мастер-классов, тренингов, консультаций и т.д.).

Члены секции «Психология и педагогика чтения» СПбПО провели несколько заседаний на актуальные темы и участвовали в ряде мероприятий. Среди них: обсуждение концепции секции; утверждение плана работы до июля 2005 г.; проведение круглого стола на тему «Мотивация чтения и формирование круга чтения: психологические и педагогические аспекты»; участие в IX Международной конференции по психологии и педагогике чтения в Санкт-Петербурге 22.01.05 г. и в Юбилейной конференции, посвященной 120–летию Московского психологического общества, 4–6.02.05 г.; участие в работе «Городского родительского собрания» по темам «Что делать, если возникли трудности в обучении?» и «Родители – помощники в школьном обучении». Впереди проведение следующих мероприятий: мастер-классов и круглых столов в рамках Всемирного дня поэзии, читательского форума и круглых столов по сказкотерапии, посвященные 200-летию со дня рождения Х.К. Андерсена и Международному дню детской книги, Всероссийскому дню библиотек по вопросам психологии и педагогики чтения в рамках деятельности центров чтения при библиотеках; Рубакинских чтений, посвященные 110-летию выхода исследования Н.А. Рубакина «Этюды о русской читающей публике».

Секция «Психология и педагогика чтения» СПбПО взаимодействует с другими профессиональными и общественными организациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, проводя совместные мероприятия или участвуя в них. Привлечение всех заинтересованных в Восхождении по ступеням Культуры чтения является одной из задач работы секции «Психология и педагогика чтения» СПбПО. Членами секции могут быть физические лица: специалисты, студенты, родители и другие, заинтересованные в решении научных и практических задач психологии и педагогики чтения, а также юридические лица, выразившие поддержку целям секции и участвующие в ее деятельности.

Подробная информация о работе секции «Психология и педагогика чтения» Санкт-Петербургского психологического общества размещена на сайте.

 

Девизом работы секции выбран призыв Н.А.Рубакина, которого за заслуги в читателеведении по аналогии с А.С.Пушкиным можно с полным правом назвать – «Наше читательского все».

Этот девиз звучит так: «Всегда и везде служить возвышению читателя».

 

Председатель научной секции «Психология и педагогика чтения» СПбПО –

В.А. Бородина,

доцент кафедры библиотековедения и теории чтения, кандидат педагогических наук,

член-корреспондент Международной академии акмеологических наук.

Санкт-Петербургское психологическое общество.

 


Педагогика Культуры № 2 (2005)

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность

Печать E-mail

Просмотров: 2352