Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 

Симакова Надежда Владимировна,

председатель Комитета образования администрации,

МО Волосовский муниципальный район,

г. Волосово Ленинградской области РФ

 

Система занятий по использованию образовательного потенциала творческого наследия Н.К. Рериха в современной школе

Доклад на форуме педагогов Ленинградской области
г. Волосово, Ленинградская область, 24 сентября 2019 г.

То, что Н.К. Рерих – гениальный художник, снискавший мировую славу своими полотнами, известно не только узкому кругу лиц, увлекающихся художественным миром Творца, но и любому человеку, соприкасающемуся каким-либо образом с миром культуры и искусства.

То, что Рерих – писатель, удивительный знаток души человеческой, знают далеко не все.

Святослав Рерих говорил: «… Пройдет много времени, пока всё это (наследие) будет освоено и оценено».

Пора признать, что это время настало. В национальном проекте «Образование» чётко определена задача системы образования: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов и национально-культурных традиций Российской Федерации.

На наш взгляд, изучение произведений Н.К. Рериха успешно содействует решению вышеназванной задачи, так как они располагают к глубокому раздумью, вызывают высокий настрой чувств и устремляют к духовному совершенству.

Определенный опыт работы по внедрению творческого наследия Н.К. Рериха в образовательный процесс накоплен в Волосовском муниципальном районе.

А зарождалось всё в Изварской средней школе более 15 лет назад, когда школа и музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре работали над реализацией совместного проекта «Через творческое наследие Н.К. Рериха – к идее школы как центра социальной культуры на селе». Тогда для нас многое было неизведанным и сложным, но, к счастью, в жизни всегда есть место новому. А сейчас, с внедрением федеральных государственных стандартов, особенно: не надо «нарушать» школьную программу рассказами о людях, прославивших край, а можно логично включить их в образовательный процесс.

Как учителя Пушкиногорья с особым пристрастием рассказывают ученикам о Пушкине; как применяется методика изучения Тургенева в сёлах вокруг Спасского-Лутовинова; как многие из нас учатся у педагогов Старой Руссы преподавать более чем сложного Достоевского, так и мы взяли на себя смелость исследовать Рериха как писателя, открыли своё маленькое «рериховедение» и сегодня охотно делимся опытом использования литературного творчества Н.К. Рериха в образовательных организациях Волосовского муниципального района.

 

Система занятий с детьми по изучению литературных произведений Н.К. Рериха

в контексте программных произведений

 

5 класс. Самый любимый детьми жанр – сказки. Логично познакомить с ними в разделе «Сказки русских писателей 20 века» и коллективно прочитать «Детскую сказку», «Страхи», «Знамения», «Гримр-Викинг».

В литературном наследии Рериха это самый увлекательный жанр. Сказки Николая Константиновича не похожи на уже знакомые детям. У Рериха они напоминают сказания, учат видеть человеческие пороки и избавляться от них.

Все, например, привыкли к непреложному правилу – друзья познаются в беде, а Рерих уверяет, что в счастье. И ведь как он прав, если вдуматься! Когда у человека случилась беда, все бегут, помогают, но ведь многие про себя думают: «Слава богу, что не со мной!» Но вот человек стал счастлив, и …совсем не обязательно, что счастью его обрадуются друзья и знакомые – может возникнуть зависть, которая способна перерасти и в ненависть. Только очень сильные и мудрые люди могут от души порадоваться за другого!

Вот какой неожиданный воспитательный момент!

Со стихами, адресованными мальчику, учитель может познакомить детей после изучения повести Л.Н. Толстого «Детство».

Одна из главных тем Н.К. Рериха в литературном творчестве – тема Учителя Гуру, который помогает победить низменную природу через творчество, устремленное вверх, к духовной радости. Учитель помогает распознать природу друзей и врагов. Так как настоящая мудрость замыкается не на себя, а направляется на людей, – она ободряющая. Мудрость помогает понять боязнь первых шагов творческого духа, понять, что упрямый дух нельзя ожесточать даже самыми добрыми советами. Нужно терпеть, чтобы не навредить, пока дети станут взрослыми. Главный герой повести Толстого «Детство» и Мальчик в стихах Рериха очень похожи, как похожи и их Учителя, желающие помочь обрести тот высокий дух, который укрепит Ученика и сделает Человеком.

 

После изучения в 6 классе Мифов Древней Греции будет уместным разговор о сказке «Царь Соломон», написанной Рерихом по одной из библейских легенд. В ней прослеживается и основная тема писателя – царственность творческого труда. «Воспитай царя своей жизни. Стань творцом», – учит автор. Для этого нужна «огромная духовная энергия», «царственная мужественность». Отказ от всех праздников ради творчества.

Почитание Соломона у Н.К. Рериха сопоставимо с поклонением другим великим владыкам на Востоке, например, Гайятри, о котором учащиеся узнают на этом же уроке, а продолжат знакомство в 7 классе, читая пьесу «Милосердие».

Рассказы из книги Н.К. Рериха «Зажигайте сердца»: «Охота», «Тяга», «По реке с лучом», «Охотничий рассказ» –с интересом воспринимаются детьми после знакомства со сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, повествующей о вере писателя в человека, мудрого и доброго хозяина природы. Здесь важно заострить внимание ребят на произведениях Рериха о родном крае, в котором жил сам автор и сейчас живут эти дети, дать почувствовать причастность к этому историческому месту, воспитать чувство гордости и ответственности за сохранение природного богатства родного края.

 

 

К произведениям Н.К. Рериха «Молодому другу» и «Сон» логично обратиться в 7-ом классе после «Поучения Владимира Мономаха», в котором содержится духовное напутствие молодежи.

Мысль о будущем поколении никогда не покидала Н.К. Рериха. В обращении «Молодому другу» он дает советы, как нужно трудиться, чтобы познать радость творческого труда, которую он называет «светильником во тьме». «Радость труда, – утверждает Рерих, – непобедима. Она несет духовное преображение и Свет».

Сказка «Сон» написана Рерихом накануне грозных событий первой мировой войны, полна предчувствий столкновения сил Тьмы и Огня. В подтексте звучит вера в преодолении зла силами добра. В этом связь сказки «Сон» с главной мыслью «Поучения Владимира Мономаха».

В 7 классе после изучения рассказа А.П. Платонова «Юшка» можно вместе с детьми прочитать пьесу «Милосердие».

Любовь и уважение к человеку, осознание необходимости сострадания, сопереживания, проявление активной доброты – идеи, заложенные писателями в этих произведениях. Это позволяет рассматривать произведения разных жанров в едином ключе.

Тема Великой Отечественной войны, тема подвига в программе по литературе 8 класса представлена отрывками из поэмы «Василий Теркин» А.Т. Твардовского. Расширить её можно произведениями Н.К. Рериха «Неотпитая чаша», «Подвиг», «Великому народу русскому», «Россия», посвящённых подвигу героев добра, светлым воинам всех веков и народов. Они учат не отступать. «Все результаты наших трудов – плод наших героических усилий», – писал Рерих. «Почитание героев – здоровье нации, цинизм – форма разложения нации».

Гордость за русского Человека, победившего войну, роднит произведения А.Т. Твардовского и Н.К. Рериха.

 

В 9 классе, после знакомства с произведениями античной литературы, тему героического и трагического прошлого уместно рассмотреть напримере легенды Н.К. Рериха «Лют Великан» и сказке «Вождь». В них, как и в мифе о Прометее, говорится о силах природы, прошлых накоплениях добра и богатырства, о проблеме власти и властителя.

Сказку «Вождь» интересно будет проанализировать после «Песни о купце Калашникове» М.Ю. Лермонтова, на основе сравнения и сопоставления вождей двух народов. Иван Грозный и Чингисхан. Два типа властелинов.

 

Десятиклассникам после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» целесообразно прочитать «Наставление Ловцу, входящему в лес»,так как оба автора затрагивают одну проблему – воспитания и самовоспитания. Нравственные позиции нигилиста Базарова и дух творчества в Ловце роднят героев и их авторов.

Очерки «Дом милосердия» и «Счастье» подойдут для коллективного чтения после изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Нравственная проблема очерков Н.К. Рериха, их философская глубина, полемическая направленность позволят учащимся увидеть их связь с идеями Достоевского, расширят понятие милосердия, заставят задуматься об истинном счастье.

«Миф Атлантиды» уместно предложить для изучения в 11 классе после знакомства со стихами Андрея Вознесенского.

«Миф Атлантиды» – повествование о легендарной стране, погибшей в результате катаклизма. Рерих дает свое объяснение гибели страны, в которой культ властителя привел к стиранию человеческого начала, к господству толпы, оставшейся глухой к зовам человеческого сердца. Иносказательный смысл сказки очевиден: острота, актуальность вопросов правления в стране.

Беспокойство о настоящем, забота о будущем Родины, любовь к народу, который может жестоко пострадать, если будет безрассудно подчиняться власти, извращающей нравственные законы – эта мысль прослеживается в произведениях обоих авторов.

 

И завершить программу основной и средней общеобразовательной школы желательно циклом стихотворений «Благословенному». Эти стихи – призыв осмыслить свою жизнь, остановиться на мгновенье, побыть в тишине, «тишине рождающей», в глубине которой может прийти озарение творчеством, когда «истинное знание становится безошибочным источником истинного действия».

 

Уважаемые друзья! Согласитесь, жизнь начала XXI века энергична и стремительна. Порой она так захватывает, что некогда присмотреться к повседневности, заметить в обычном необычное, порадоваться увиденному, попробовать создать нечто подобное. Подчиняясь этому потоку, человек может потерять себя, растратить на пустяки. Призыв Рериха услышать тишину, «рождающую радость труда», звучит в его стихах. Это необходимо осознать выпускнику, вступающему в самостоятельную жизнь.

 

 
Примерный список литературы
для подготовки учителя   к занятиям по использованию
литературного наследия Н. К. Рериха в образовательном процессе
 
1. Н. Рерих. О Вечном... М., «Республика», 1994.
2. Р. Рудзитис. Братство Грааля. Рига, Угунс, 1994.
3. В. Сидоров. На вершинах. Роман-газета для юношества, № 11, 1990.
4. С. Ключников. Чаша сердца. Роман-газета, № 11, 1990.
5. Н. Рерих. Зажигайте сердца.  М., 1978.
6. Н. Рерих. Забытая книга. М ., «Художественная литература», 1991.
7. Ксерокопии материалов из архива музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре :
    1) История создания пьесы «Милосердие» Н.К. Рериха
    2) Интервью беседы журналиста альманаха «Советская драматургия» Вл. Бондаренко со Святославом Рерихом.
8. В. Князева. Предисловие и комментарии к сб. Н.К. Рериха «Сказки»
9. А. Корнилова. Н.К. Рерих в Изваре //Жизнь и творчество Рериха. Сб. статей. М., «Изобразительное искусство», 1978.

 


Педагогика Культуры № 30 (2019)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Симакова Н.В.

Печать E-mail

Просмотров: 2448