Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Попова Тамара Ивановна,

педагог, председатель региональной общественной

организации «Культурная инициатива», г. Тамбов.

 

"Отдельная группа историков считает, что одним из центров возникновения современной цивилизации являлись евразийские степи и Средняя Азия. Это была прародина арийцев, которые одними из первых объездили дикого коня и стали использовать средства передвижения. По мере роста населения люди покидали места своего первоначального обитания и расселялись по всему Евразийскому континенту, смешиваясь с местными племенами. Наиболее заметными были эти миграции в III-II тысячелетиях до н.э."

(Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В трех томах. Том I. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004, стр.12-15).

 

Тамбовская лесостепь входила в зону первоначального

местонахождения в Европе индоевропейских племен.

Сказ о Деве-воительнице Мокше

Предводительница одного из древних племен, что проживали на территории Тамбовщины в далеком прошлом, по имени Мокша[1], была известна мудростью, справедливостью и бесстрашием. Женщины и мужчины ее племени были отличными воинами. Они могли неожиданно появляться перед врагом и так же быстро исчезать в глубине леса, знали каждую тропинку в лесу и многие его тайны. Соплеменники уважали Мокшу-предводительницу, потому что она обладала силой, умом, ловкостью, прекрасно владела оружием, отлично сидела в седле, и равного ей на поле боя не было. Многие вожди других племен, мужчины, пытались с ней сражаться, но всегда победу одерживала Мокша. Вскоре они совсем оставили эти попытки и приходили к Мокше только за советом или помощью. Никому не отказывала она, со всеми была приветлива и добра.

Прослышал о деве-воительнице Мокше скифский царь. Много стран и земель завоевал он, много людей взял в плен и сделал рабами. Неисчислимы были его богатства, но не было у него счастья, и власть его тяготила. Решил он захватить земли тамбовские, сразиться с Мокшей и сделать ее своей рабыней. Привел скифский царь войско в цнинские земли. По численности в пять раз превышало оно войско Мокши. Не испугалась дева-воительница, и люди ее племени готовы были на смерть стоять, защищая свою землю.

Предложила Мокша царю личный поединок. Кто победит, тот и начнет бой. Вот съехались два всадника – Мокша на белом коне, а скифский царь на вороном – и начался поединок. Зашумели дубравы зеленые, завыли звери дикие в лесу, птицы поднялись к солнцу и закрыли его своими крыльями. Вихрь налетел степной, обжигающий, словно дракон огнедышащий. То не всадники в бою столкнулись, то лес со степью поднялись, чтобы померяться силами и слиться в единой мудрости.


Кони храпят, от ударов мечей искры летят. Бьются день, бьются второй. Удивляется царь силе и ловкости Мокши. Вот уже и трава вытоптана полностью на поляне, руки устали, пот глаза заливает. Скинула дева головной убор, рассыпались белокурые волосы по плечам, глаза голубые, как сапфиры, горят, счастье излучают. Поражен был красотой Мокши скифский царь. Спрыгнул он с коня, преклонил колено перед девой, признал свое поражение и пригласил в шатер. Усадил там ее на мягкий ковер и шелковистые подушки и говорит: «Убедился я, Мокша, в твоей силе и мужестве, красота твоя поразила меня, хочу убедиться в мудрости. Ответь мне – что такое власть и почему она не всегда радует, а иногда приносит людям горе. Как вернуть счастье?»

Отвечает ему Мокша: «Власть – это жертва, потому что правитель посвящает свою жизнь народу. Она может даваться богом свыше, чтобы проверить чистоту и крепость сердца, совершенство его ума, а может завоевываться с помощью лжи и насилия, и тогда она полностью овладевает человеком, пьянит его, лишает рассудка. Получив ее незаконно, он день и ночь думает, как удержать и усилить власть. Такому человеку всегда власти бывает мало. Ради нее он идет на преступление – затевает войны, убивает, грабит чужое богатство. А еще царь, власть – это возможность устанавливать справедливость, сотрудничать с другими людьми для общего блага. Но когда правитель заставляет силой работать людей только на свое благо, то у такого правителя появляется жадность, вседозволенность, грубость, лень, и человек теряет счастье, гибнет духовно. О, повелитель Скифского царства! Твои мудрецы наверно рассказывали тебе о чудесном камне Алатыре. Бел-горюч камень Алатырь, попадая в руки к человеку, возвышает его или сжигает. Вот и власть, царь, может возвысить или погубить.

Часто люди теряют счастье и не находят его, ибо счастье в духе, в стремлении к высшей Мудрости, общему благу, Красоте и совершенству».

Восхищен был скифский царь мудростью Мокши, поблагодарил ее и отвел войска в свои земли. Так дева-воительница Мокша спасла свое племя от порабощения.

 


[1] Племена цнинской мордвы назывались мокша. На географической карте можно встретить название реки Мокша. В толковом словаре слово «Мокша» в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «освобождение в Великой мудрости после долгого пути».

 


Педагогика Культуры № 14 (2012)

Метки: Рубрика: Страничка для молодых: Путешественнику в страну духа, Попова Т.И.

Печать E-mail

Просмотров: 2429