Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Святослав Рерих. Избранное

Статьи и фрагменты книг, статей, текстов выступлений:

Творческая мысль

Искусство и Жизнь

Как я стал художником

Ничто не помешало мне остаться русским

Верю в Россию

Корин – художник с видением

Искусство как отдых

«Распятое человечество»

 

Творческая мысльРерих С.Н. Автопортрет. 1940-е

(фрагменты статьи)

Об «истине лаконичных высказываний<…>: одно убедительное яркое слово стоит десятка тщательно подобранных, но невыразительных, туманных фраз. Все это [приводит] к поиску и совершенствованию незаконченных выражений.

Величайшее из всех искусств – искусство недосказанности. Это… наиболее трудный творческий урок». <…>

«Все великие художники изучали один и тот же урок, проходили через одни и те же циклы творческого развития: после мастерского овладения формой и структурой, после изучения законов сочетаний красок, законов композиционного построения они начинали выявлять внутренний характер изображаемого. И тогда появлялась определенная свобода, свобода от устоявшейся традиции, явно выраженное опущение деталей, недосказанность в передаче изображаемого, оставляющая значительное место нашему воображению.

Иными словами, их искусство претерпевало развитие до тех пор, пока сама картина не становилась неизменно творческим объектом для каждого, кто смотрит на нее. Она как бы высвобождалась из оков физического ограничения и переходила за его пределы, в царство Духа, унося с собой в это царство каждого, кто, созерцая ее, размышляет над ней.

Это царство действительно индивидуальное. Оно говорит с каждым на его собственном языке, в нем существует только то немногое и самое главное, что направляет наш ум. Таким образом, зритель становится сотворцом, а картина – всегда живой для каждого, кто смотрит на нее.

Пробудить это творческое начало в человеке – одна из важнейших и высочайших задач Искусства. И мы видим, что все эти великие Мастера пришли к ее осознанию и их работы наполнились живым трепетом от сдержанной изобразительности и насыщенности чувством и мыслью.

Таким образом, осознание внутренней жизни, пробуждение творческой мысли были предметом поисков всех великих людей и художников. Во всех областях искусства и сферах мысли мы находим те же задачи, которые занимали философов и занимают в известном смысле больших ученых современности, – задачи жизни в ее сущности. Эти же задачи, но с иных позиций, были общими и для всех водителей человечества. Мы обнаруживаем эту общую тенденцию в больших циклах народов точно так же, как и в коротком отрезке творческой индивидуальной жизни.

Поиски в сфере внутренней жизни, поиски в сфере самореализации могут идти только через сознательное и творческое усилие» <…>

Пер. с англ.

Источник:
Рерих С.Н. К беседе с художниками. [Сб. ст.]. –
М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. С.30-31
https://roerich-lib.ru/s-n-rerikh-k-besede-s-khudozhnikami/svyatoslav-rerikh-ob-iskusstve/460-tvorcheskaya-mysl

 

Искусство и жизнь

(фрагмент из книги)

Красота является конечной целью любой данной комбинации.

Никто не может ни дать нам счастья, ни лишить его, если мы не сделаем этого сами. То, что составляет счастье для одного, не обязательно является таковым для другого. Так человек может быть безумно влюблен, однако для других предмет его любви не будет представлять никакого интереса.

Вместимость человеческого сознания и постоянное расширение его горизонтов являются мерой его развития. Добро, направляемое мощным умом, становится громадной, чудесной силой, тогда как действие добра неразвитого индивидуума ограничено узкой сферой его сознания.

Энергия, порождаемая в процессе усилия, трансмутирует низшие энергии нашего организма в вибрации высочайшего напряжения. Молитвы, обеты, ночные бдения, посты – все это относится к многочисленным способам пробуждения и порождения этих энергий.

Повторение создает привычку, а привычка является самой основой нашей личности.

Характер – это сумма усвоенных привычек.

Мы становимся тем, чем хотим стать. Творческий потенциал нашего воображения определяет и выявляет наши устремления и сокровенные мысли.

Именно внутреннее состояние человека притягивает к себе и настраивается на Высшие Воздействия. «Учитель приходит тогда, когда готов ученик».

Быть в ладу с самим собой значит пребывать в мире с окружающим; человек может быть в согласии с собой лишь в том только случае, когда разрешены противоречия между его внешним и внутренним «я».

Именно добротой можно строить и побеждать. Доброта привлекает, подобно любви, являясь позитивной силой жизни. Истинная доброта справедлива. Истинная справедливость является также и величайшей добротой. Доброта рождается из сочувствия и понимания, это, по сути, синонимы.

Порою великий святой может вызвать скрытые в нас духовные силы и пробудить к новой жизни, иными словами, возродить нас. В известном смысле это можно сравнить с внезапной влюбленностью, когда, казалось бы, случайная встреча с другим человеком вдруг рождает в нас сильное чувство.

Доверие, как и вера, является великой силой, созидательной и объединяющей. Доверие лежит в основе подлинного успеха и обладает силой, способной возродить человека.

Свойство расслабляться и следовать по пути наименьшего сопротивления в известной степени присуще всем. Однако, хотя мы и должны расслабляться в определенные периоды, за расслаблением должен следовать период обновленной активности и обновленного созидания. Иначе природное эволюционное течение обгонит нас и оставит позади.

Да будут благословенны препятствия, эти вехи на пути к успеху. Давайте возвысимся до понимания их смысла, до их преодоления. Энергия, порожденная в этом процессе, далеко поведет нас по этому Царственному Пути.

Сильная воля является результатом сознательного усилия. Она является выражением сильного характера и прямо пропорциональна величине нашего внутреннего «я». Постепенное раскрытие нашего внутреннего «я» выстраивает и характер, и волю, а их энергии, в свою очередь, способствуют выявлению нашего внутреннего «я».

Как же это чудесно, что мы, даже с нашим физическим зрением, можем вглядываться в нашу нескончаемо протяженную Вселенную, где нам является Беспредельность и говорит с нами через мириады звезд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несет в себе и представляет собой Все, что было, есть и будет. – Звезды говорят с нами через безграничность своих лучей и ставят нас пред величайшей из всех тайн – Беспредельностью.

Атом, с его вращающимися частицами, и планетарные системы – две крайние величины нашей физической материи, и в их пределах лежат все физические проявления жизни.

Нам нужно оглядываться в прошлое, с тем чтобы иметь беспристрастную картину некоторых эпизодов нашей жизни. Давайте проживать заново те из них, что многое для нас значили. Те блаженные воспоминания, что составляют основные моменты нашей жизни. Моменты же или периоды, овеянные сожалениями, следует помнить лишь как полученный урок, как ступеньки на пути восхождения, нечто такое, чего мы должны избегать в будущем.

Мы всегда должны пытаться действовать, какой бы трудной ни была задача, какими бы непреодолимыми ни казались препятствия. Каждое отступление должно восприниматься как передышка перед еще большим усилием и более значительным достижением. Никто не может преодолеть препятствие без борьбы. Из борьбы родится энергия успеха.

Воспитание в себе всесторонне развитого, более совершенного человека – вот та задача, которую нам приходится решать каждый день. Каждый день мы можем потерпеть неудачу или же добиться успеха в выполнении этой задачи. Если б мы только смогли осознать то великое благо и то новое счастье, которые можно обрести даже через незначительное усилие, мы бы никогда не допустили, чтобы дни проходили без какого-нибудь продвижения.

По мере нашего духовного роста расширятся наши горизонты, и мы прикоснемся к другим сферам. Вполне вероятно, что мы войдем в контакт с другими существами – людьми, намного опередившими нас в своем развитии. Но одно нам следует всегда помнить: мы не имеем права притязать на какую бы то ни было духовную помощь других существ. И чего бы мы ни добивались – все должно совершаться благодаря нашим собственным усилиям и достижениям. По мере нашего совершенствования многое нам будет открыто, но эти открытия произойдут естественным путем, и нам никогда не следует ожидать чего-либо сверх наших возможностей – чего-либо нами не заслуженного.

Бесполезно и бессмысленно забивать себе голову бесчисленными фактами и данными. Мы должны стремиться к тому, чтобы выработать правильное понимание окружающих нас явлений, чтобы понять жизнь. Детали лишь отвлекут нас от главного и, не давая решений, будут помехой для нашего понимания.

Великое Искусство просто – потому что это синтез, это самая суть, Summum Вопит отображаемой темы. Оно изображает нам явления, сведенные к их основополагающим свойствам. Оно есть живая формула для совокупности изображаемых предметов.

Жизнь – наш великий учитель. За всеми, за любыми решениями наших проблем мы всегда должны обращаться к жизни.

Мы думаем и часто допускаем, что можем найти ответы вне жизни, вне Природы. И все же нам неизменно приходится возвращаться к источнику всего сущего. Природа – мать всего и вся, суровая и безжалостная в своих поисках все более совершенных комбинаций, ласковая и бережная по отношению к своим новорожденным.

Жизнь – Природа содержит в себе золотой ключ к самым глубоким и сокровенным ее тайникам для тех, кто ищет, для тех, кто стучится и отдает всего себя этому величайшему из всех приключений – поиску внутреннего, сокровенного «Я».

Никогда не следует падать духом и предаваться унынию и отчаянию. Мы должны всегда помнить, что нет поражения, существует только кратковременное отступление, и чем скорее сможем мы это осознать, тем ближе будем к успеху.

Мы должны стараться привносить красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут вполне уравновешены, тогда и наше внешнее поведение и действия станут вполне гармоничными. А когда наше и внутреннее и внешнее поведение будет вполне гармонично, тогда через нас проявятся высшие вибрации.

Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы сможем наиболее полно выразить себя.

Источник:
Рерих Святослав. Искусство и Жизнь / пер. с англ. Т.В. Кожевниковой, И.И. Нейч –
М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2007. С.7-12
https://roerich-lib.ru/svyatoslav-rerikh-iskusstvo-i-zhizn/747-kniga-pervaya-1951

 

Как я стал художником

Встреча в Ленинградском Доме ученых 20 января 1975 г.

Каждый раз, когда я приезжаю в Ленинград, чувствую что-то особенно родное, особенно близкое. И это, наверное, те ранние годы, которые во мне как бы оживают!

Родился я здесь на Васильевском острове в семье Николая Константиновича Рериха, о котором вы все знаете, знаете о его деятельности, замечательной работе и достижениях. Поэтому мои впечатления детства связаны именно с его кипучей деятельностью. У него было очень много интересов. Весь день, а также утро и вечер, он проводил в работе. И теперь, когда оглянешься и посмотришь назад, видишь и удивляешься, сколько один человек мог сделать, мог дать. И все, что он делал, было на очень высоком уровне.

Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича. Была замечательная коллекция каменного века Мы все посильно, в том числе и я, помогали собирать эту коллекцию. И в Новгородской губернии мы собирали скребки, копья. Естественно, это стало нераздельной частью нашей жизни. Я теперь даже помню все те орудия каменного века, которые Николай Константинович особенно любил, все то, что он особенно почитал, что его интересовало. Кроме того, у него была большая коллекция картин фламандско-нидерландской живописи. И, конечно, это все влияло на нас, на моего брата и меня.

Моя Матушка, которая тоже была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следила за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить. Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и Центральной Азией. И этот интерес у него остался на всю жизнь и помог ему во многих экспедициях в самой Азии.

У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в нее вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас. Елена Ивановна интересовалась восточной философией и, я бы сказал, не только восточной. Ее интересовала вообще философия. Поэтому она сама покупала и читала книги по философии и во многом помогала Николаю Константиновичу. У Николая Константиновича иногда просто не было времени самому читать, и она как бы служила ему глазами для чтения и передачи именно того, что считала нужным и важным. Так Николай Константинович познакомился с произведениями Тагора. Его сборник стихов «Гитанджали» хорошо перевел тогда Балтрушайтис, и Николай Константинович очень любил эту книгу.

С самых ранних лет помню, что Николай Константинович и Елена Ивановна интересовались Индией. Индия занимала особое место в их жизни. Тогда же Николай Константинович заинтересовался постройкой буддийского храма здесь, в Ленинграде, и много этому способствовал. К нам приезжали ламы из Тибета, Бурят-Монголии. Я помню, как эти посланцы привозили дары. Так что контакты существовали уже давно.

Я с детских лет занимался искусством – рисовал, лепил, и для меня это было может быть самое существенное, самое важное занятие. У меня были учителя. Николай Константинович, хотя и руководил моими занятиями, сам никогда не обучал. Я думаю, потому что он не имел на это времени. Ведь, как я сказал, его дни были до предела заполнены кипучей деятельностью. Имея все время перед собой живой пример, картины Николая Константиновича, видя, как он работал над картинами, как выполнял мозаики и другие работы, – я всегда испытывал воодушевление. Так проходили ранние годы моей жизни. Затем я учился в гимназии Мая на Васильевском острове. Там в свое время учился и Николай Константинович. Так что была известная преемственность, и наша жизнь, наши интересы сложились уже тогда – в те далекие годы. И вот потому я могу сказать, что именно Ленинград, тогда еще Петербург, потом Петроград, имел такое большое влияние на мое развитие, на мою жизнь. Потому что все, что я получил тогда, все то, чем этот город так или иначе окружал меня, всегда жило во мне и продолжает жить. То, что теперь через мои картины на этой выставке вы видите, – отголоски того времени, отголоски именно ранних восприятий в Петербурге. Поэтому я горжусь тем, что родился в этом прекрасном городе. Город этот остался таким же прекрасным, героически прошел через все тяжкие испытания и вышел победителем. Мы все можем гордиться этим. И теперь, когда я приезжаю сюда, он мне кажется прекраснее, может быть еще лучше.

Я верю, что, если мы окружим наше молодое поколение, наших детей всем тем прекрасным, чем сами были окружены, это действительно не только повлияет на них, но будет ведущим началом во всей их жизни.

Прекрасные образы так необходимы для зарождения красивых мыслей. Поэтому надо всем стремиться к тому, чтобы молодое поколение видело как можно больше всего красивого. Это поможет создать богатое красотой будущее.

Вернувшись сюда после многих лет, я узнал все, что видел в детстве, куда ходил, все музеи, которые посещал. Я убедился, что память ни в чем не изменила. Мне особенно дорого то, что центр Ленинграда не изменился, потому что это тот исторический ансамбль, который придает Ленинграду неповторимый облик. Это замечательное и редкое явление – то же, что и в Париже. Центр Парижа тоже совершенно не изменился, он сохранен. И поэтому, когда мы возвращаемся в Париж, мы знаем, что вернулись именно в Париж. Здесь тоже, когда мы выходим на набережную, когда смотрим на все эти прекрасные здания, знаем, что мы здесь, в Ленинграде, окруженные памятниками.

Как я стал художником?

Я уже говорил, что именно здесь получил основу своему художеству. Учился я также в очень многих странах, много ездил, много путешествовал. И считаю, что нужно ездить, чтобы знать. Когда мы видим близко, непосредственно, мы все воспринимаем как-то совершенно по-особому. Недаром говорится: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому всегда лучше путешествовать, бывать во всевозможных музеях, смотреть все, что вы можете увидеть, и накапливать внутреннее богатство.

Я работал в Париже, Италии, путешествовал по всей Европе. Затем был в Америке, учился на архитектора, но, конечно, никогда не забывал своего основного призвания – живописи. И всю жизнь я работал с моим отцом, Николаем Константиновичем. У нас всегда было тесное сотрудничество. Я часто ему помогал, когда у него не хватало времени, особенно за границей. Здесь у него было много прекрасных помощников, которых он очень любил и почитал. Они помогали ему выполнять все большие работы – фрески, мозаики – и без них он бы не мог обойтись. Они также помогали в театральных постановках, костюмах, декорациях, с которыми один человек никогда не смог бы справиться. Сотрудничество с Николаем Константиновичем для меня было главной работой. Я участвовал во всех его культурных учреждениях за границей.

Мое искусство развивалось во многих странах и несет на себе следы многих стилей, многих стран, народов, исканий...

Николай Константинович и Елена Ивановна всегда работали вместе. У них было не только замечательное сотрудничество, но полное взаимопонимание во всем. Они друг друга как бы дополняли и в то же время давали друг другу особое новое качество и импульс. Елена Ивановна была для отца замечательным другом. Как вы знаете, Николай Константинович был выдающимся путешественником. Он прошел караванными путями по всей Центральной Азии. Были очень трудные минуты. И всюду Елена Ивановна была с ним и во всем ему помогала.

Путешествия Николая Константиновича были совершенно исключительным явлением и именно потому, что до него мало кто мог пройти этими путями по Тибету... Это были те пути, о которых в свое время мечтали Козлов и Пржевальский. Несмотря на многие и многие трудности, Николай Константинович и Елена Ивановна вместе завершили то, что ими было намечено. Николай Константинович привез не только прекрасные картины, которые он писал в очень трудных условиях, но и много коллекций. Юрий Николаевич, мой брат, сопутствовал им в Тибете. (Я в этой большой экспедиции не участвовал, потому что работал тогда в Америке). И, конечно, он тоже помогал, и вместе они привезли этот богатейший материал.

Николай Константинович вернулся из своей экспедиции по Центральной Азии в Индию, где он хотел основать Центр научных исследований – институт, который мог бы разрешить некоторые очень интересные научные вопросы. Надо было найти место, условия, в которых это можно было сделать.

Выбор пал на долину Кулу. Она лежит приблизительно в двухстах милях на север от Симлы. В этом выборе помог известный альпинист – генерал Брус, который в свое время вел экспедицию на Эверест и который тоже изучал Гималаи, в том числе многие пики в долине Кулу, им покоренные.

Долина Кулу отличается тем, что в ней прекрасный климат, климат европейский, очень здоровый, который как-то способствует сохранению вещей, древних манускриптов; хорошо сохраняются дерево, старинная резьба на храмах из гималайского кедра.

Дом, который Николай Константинович тогда приобрел и в котором мы и теперь живем, был выстроен более ста двадцати лет тому назад. И сегодня он стоит такой же свежий, как когда-то. Настолько был хороший материал у этого дома, что когда посмотрите сейчас на все балки, связи, замечательную штукатурку, кладку камней, то невольно подумаете, что это было сделано только два-три года тому назад. Так что климат, конечно, имел большую роль в выборе долины Кулу. И с точки зрения красоты, богатства природы трудно найти долину лучшую и более обильную в своей флоре и фауне. Давид Вартанович Тер-Аванесян был у нас в долине Кулу и может подтвердить то, что я сказал. Там Николай Константинович основал этот институт исследований. Там проводились работы не только по орнитологии, зоологии, ботанике, но также изучение местной медицины. Мы очень интересовались тибетской, китайской, индийской, аюрведической и кашмирской медициной. Местные врачи владели замечательной фармакопеей, которая принадлежала нескольким системам. Мы начали собирать и искать то, что может быть более полезным и нужным. Каждый год проводили большую экспедицию по всей долине, во все прилежащие места.

Эта долина интересна тем, что в нее проникает муссон. В следующую долину он уже не попадает, и там характерно резкое изменение климата. В каждой долине свой микроклимат. Если вы пройдете на север нашей долины, то попадете уже в тибетские условия. Дальше идут нагорья, где осадки не выпадают; очень сухо и очень высоко, конечно. Особые условия жизни, очень красиво и очень интересно. Юрий Николаевич проводил свои работы там – изучал наречия, археологию и вообще основательно исследовал все прилежащие долины и плоскогорья.

Каждый год мы уезжали из этой долины на тибетское плато, когда это было еще совсем просто и легко – не нужно было оформлять паспорт, разрешение. Вы могли идти, куда хотели. Все что нужно было для этих путешествий – желание. Все пути были вам открыты. Сейчас, конечно, все изменилось с тех пор, как Тибет отошел к Китаю. Там пролегли военные дороги, военные укрепления. Все стало и сложно и трудно. И перед всем этим прекрасный мир начал отступать. К сожалению, наша цивилизация особенно быстро и безжалостно расправляется с природой. Это я сам видел, как за какие-нибудь десятки лет условия совершенно изменились и как быстро человек изменяет и уничтожает то, что стояло тысячи лет, – в какие-то тридцать-сорок лет! Мы теперь работаем над тем, чтобы эта долина и близлежащие районы были заповедником. Может быть это поможет, но остановить натиск, к сожалению, очень трудно...

В картинах Николая Константиновича живет его замечательная светлая личность. Мы как бы соприкасаемся с его мыслями, его порывами. В будущем возможно мы сможем измерять энергию наших мыслей и может быть поймем, что все наполнено мыслями и мысль отпечатывается на всем окружающем. И тогда мы поймем, что должны следить за своими мыслями, что не должны распускаться, а должны помнить, что даже у стен есть уши, глаза, которые все видят, слышат и могут повторить.

Источник:
Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. –
М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – с.54-58.

 

Ничто не помешало мне остаться русским

(Из беседы С.Н. Рериха с соб. корр. "Известий" в Бангалоре. 13 декабря 1990 г.)

– Святослав Николаевич, из России Вы уезжали мальчиком вместе с родителями. Всю сознательную жизнь прожили за границей, жена у Вас индийская кинозвезда, поместья – в Индии. Кем Вы чувствуете себя на склоне лет? Русским или нет?

– Да, я чувствую себя русским, несомненно. Конечно, это сложный вопрос. Но все-таки человек всегда остается тем, кем он родился. В каждом из нас есть какие-то изначально заложенные основы. Каждый из нас несет в себе целую гамму таких основ. Они живут в человеке и будут жить, если он сам почему-то не захочет их изменить и начать новую жизнь, то есть перейти в какое-то новое состояние. Есть и такие люди, я их встречал.

– А Вы не захотели менять эти основы?

– Я должен сказать, что мне ничто не помешало остаться русским человеком.

– Вы сохранили таким русским Ваш русский язык…

– Русский язык на редкость красивый, богатый, прекрасный. Какое наслаждение говорить по-русски! Его возможности для выражения мысли, чувств крайне широки. Придя из глубины веков, он связал всех нас, русских, воедино. Мы должны гордиться нашим языком, оберегать и хранить его.

– И Ваши родители, живя на чужбине, оставались русскими людьми?

– Без сомнения. Николай Константинович и Елена Ивановна всегда чувствовали себя частью России. Никто никогда не мог отделить их от Родины. В них была заложена глубокая русскость. И эта русскость никогда не покидала их. У Николая Константиновича были чрезвычайно глубокие познания русской жизни, ее исторических, культурных, общечеловеческих основ. Родители всегда сохраняли связь с Россией, мечтали вернуться на Родину.

– Как Вы смотрите на будущее России?

– Я всегда верил, что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение. Все это чрезвычайно важно...

– Но сейчас и Союз и Россия переживают тяжелые времена...

– В истории так нередко бывает, что все трудности приходятся на какое-то определенное время. Так получилось и сейчас. Нам предстоит их преодолеть. Мы должны понимать, что в мире все движется, меняется. Все время появляются новые подходы, решения, возможности. Это и есть величайшее развитие человечества. Оно идет своим сложным путем, совершенствуется. Движение вперед заложено во всем. Не надо его бояться...

Н. Паклин

Источник:
Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. – М.: Международный Центр Рерихов, 1993. – С.117.
https://roerich-lib.ru/stremitsya-k-prekrasnomu/veryu-v-rossiyu/488-nichto-ne-pomeshalo-mne-ostatsya-russkim

 

Верю в россию

Из интервью С.Н. Рериха "Правде", опубликованного 18 апреля 1992 г.

– Я прожил долгую жизнь, многое видел. С раннего детства нас с братом окружала Мысль. Мне посчастливилось встретить выдающихся людей, которым удалось достигнуть внутренней гармонии, найти себя в этом мире и объяснить этот мир для себя. Жизнь моего отца, Николая Константиновича, – пример совершенной гармонии высокой цели и высокого духа на пути к ее достижению. Он посвятил себя целиком служению прекрасному.

– К сожалению, Святослав Николаевич, житейские нужды не всегда дают воспрянуть возвышенному духу. Большинство соотечественников в нашем больном, издерганном обществе обременено сейчас заботой о хлебе насущном.

– Когда происходят такие колоссальные сдвиги, они всегда болезненны для общества. Поэтому мы должны смотреть на это широко, с пониманием. Через трудности идем к новому. В минуту сомнения каждый должен помнить, что он не один в мире, что он окружен бесконечным количеством ищущих душ. Я верю в Россию. Россия богата талантами, которые проявят себя. В этом не может быть сомнения...

Владилен Бойков, соб. корр., Бангалор – Дели.

Источник:
Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. –
М.: Международный Центр Рерихов, 1993. С.118
https://roerich-lib.ru/stremitsya-k-prekrasnomu/veryu-v-rossiyu/487-veryu-v-rossiyu

Корин – художник с видением

Академик Павел Дмитриевич Корин происходит из старинного рода традиционных русских иконописцев, живших и работавших в знаменитом местечке Палех. Он несомненно унаследовал склонность и способность к живописи, которая была естественным творческим выражением для столь многих поколений его семьи. Это обстоятельство в сочетании с его собственными исключительными дарованиями и возвышенным отношением к искусству и привело его с ранних лет в Москву – учиться живописи, где он попал в руки великого русского художника Нестерова.

Нестеров был не только выдающимся портретистом, но и замечательным учителем и до конца своих дней был привязан к своему ученику.

Будучи блестящим художником, П.Д.Корин выполнил множество монументальных композиций и настенных росписей, но именно его портреты принесли ему широчайшее признание за их совершенное мастерство и глубокое проникновение в характер и натуру изображаемых им людей. Его работы отражают преимущество блестящей техники, глубоких знаний и почитания высоких традиций искусства.

Тихая, уединенная, жизнь его отдана служению великому идеалу, и каждый, кто соприкасается с ним, тотчас же вдохновляется, поражаясь его обширным познаниям и преданностью принципам, веками воодушевлявшим великих художников. Его недавняя выставка в Соединенных Штатах явилась уникальным триумфом, когда рекордное количество людей отдали дань его мастерству. Великий русский писатель Максим Горький был большим поклонником его искусства и другом, который поддерживал его в работе и помогал учиться и работать за границей.

Всякий, кому предоставится возможность беседовать с Кориным и читать его размышления об искусстве, получит незабываемое впечатление от его эрудиции, от его высоких представлений о месте художника в обществе и долге по отношению к человечеству.

Пер. с англ. 
1966

Источник:
Рерих С.Н. К беседе с художниками. [Сб. ст.]. –
М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. С.92
.https://roerich-lib.ru/s-n-rerikh-k-besede-s-khudozhnikami/svyatoslav-rerikh-ob-iskusstve/435-korin-khudozhnik-s-videniem

 

Искусство как отдых

Ценность искусства как средства восстановления сил – эта тема, на мой взгляд, достаточно общеизвестна... Тем не менее я хотел бы сказать, что некоторые виды искусства, пожалуй, более всего способствуют полному отдыху, являясь естественным выражением наших настроений и самыми ранними из известных способов восстановления сил, развлечения и самовыражения. Таковы искусства танца и песни; все их виды, но особенно коллективные танцы и песнопения были неотъемлемой принадлежностью самых ранних, даже совсем примитивных обществ, и сохранили свое значение на протяжении тысячелетней истории человечества.

В песне и танце человек выражает себя, он творит, снимает напряжение и таким образом стимулирует новое восприятие и пробуждение новых центров энергии. И в этом процессе он забывает о своих тревогах и повседневных заботах, а это и есть столь необходимый отдых. Звук и ритм оказывают громадное воздействие и на внутреннего и на внешнего человека.

Ценность песни признана в каждой стране и у всех народов. В некоторых странах любой вид труда, особенно сельского, сопровождается соответствующим пением, и эти песни делают труд легким и приятным. Они объединяют усилия людей и скрашивают монотонность определенных занятий.

Часто говорят, что именно смена занятий, а вовсе не бездействие приносит отдохновение.

В этой связи я хотел бы сказать, что понятие «истинный отдых» подразумевает не праздное развлечение, но деятельную смену наших занятий.

Многие выдающиеся личности из самых разных сфер человеческой деятельности обращались к искусству как к средству обновления…, и это доставляло им ни с чем несравнимую радость, придавало силы и направляло мысли в новое русло. Немало знаменитых хирургов и врачей занимались живописью; устраивались даже специальные выставки их полотен. Порою эти источники отдохновения и развлечения приводят к великим достижениям, и люди приобретают известность в новых для себя областях.

Творческое занятие восстанавливает человека намного лучше, нежели просто развлечение, когда он расслабляется и отдает свои мысли и чувства во власть внешних факторов.

Вот почему я всегда стою на том, что искусство в любой его форме являет собой величайшую ценность как источник истинного отдыха. Занятие искусством способствует координации физического и духовного начал в человеке и в то же время дает ему творческий импульс, развивает и формирует личность.

Само слово «отдых», «от-дохновение» [1] означает новую творческую активность, новое раскрытие, и каждый истинный отдых будет обладать силой, способной обновить человека в полном смысле этого слова…

Пер. с англ.
Из архива МЦР

[1] В оригинале re-creation (англ. от лат.) – создание заново.

Источник:
С.Н.Рерих. Речь на Второй национальной конференции по проблемам отдыха,
Бангалор, Индия
// Рерих С.Н. К беседе с художниками. [Сб. ст.]. –
М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. С.81-82

«Распятое человечество»

Картины Святослава Рериха http://gallery.facets.ru/catalog.php?painter=2

.Рерих С.Н. Распятое человечество (Триптих). 1939-1942

Рерих С.Н. Распятое человечество (Триптих). 1939-1942

Этот триптих был начат мною в 1939 году и завершен в первые годы второй мировой войны. Тема была подсказана теми мировыми событиями, которые достигли своей кульминации в ужасной войне, длившейся шесть долгих лет. Каждый надеялся тогда, что это война завершит все войны человечества. Но опять, по прошествии двадцати лет неспокойного мира, разрушительные силы конфликта снова выявляют свои уродливые формы. Мрачные облака человеческой самости, ненависти и алчности вновь набросили свои угрожающие тени на мир, и тема триптиха остается животрепещущей.

Картина состоит из трех внутренне связанных тем. К центральному панно «Распятое человечество» с правой стороны прилегает панно, названное «Куда идет человечество?», и с левой стороны – панно «Освобождение».

На правом панно изображено человечество, вышедшее в тупик глубокого ущелья с угрожающе нависшими скалами. Бесконечный поток человечества вьется по этому ущелью. Группа людей в отчаянии сидит у пропасти. Темные скалы приобрели угрожающие очертания. Атмосфера безнадежности пронизывает всю эту сцену. Вверху штормовое небо, и темное нависающее облако человеческих очертаний плывет над процессией людей.

На центральном панно изображены семь архангелов из Апокалипсиса, выливающих семь огненных чаш божьего гнева на толпы караемого человечества на фоне пылающих городов и марширующих армий, освещенных зловещим отблеском разорения. Крестом по этой сцене выделяется гигантская фигура распятого человека. Две фигурки коленопреклонились у его ног, в то время как две фигуры справа являются свидетелями.

На левом панно изображена ярость стихийной борьбы человека с человеком, вернее – человека со своими многими "я", только победа над которыми может укрепить торжество возрождения и истины освобождения. Среди сплетающихся борющихся фигур, сомкнувшихся в неистовом бою, выделяется фигура, старающаяся подняться из бездны страшного хаоса борьбы. Одновременно над всем этим в сфере розового цвета видна фигура человека, окруженная крылатыми фигурами и лучами света, – "Освободившийся человек" – человек, который покорил свои безобразные "я" и поднялся на следующий, высший план озарения и бытия.

Центральной темой триптиха является мысль о том, что человечество периодически само себя распинает. И это будет продолжаться до тех пор, пока человек не изживет уродливые проявления своего "я" и не возвысится до новой и светоносной жизни, как "Освободившийся человек", разорвав оковы своей низшей сущности.

Перевод с англ.
«Пенфред» XI, январь, 1966, № 6

Источник:
Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. –
М.: Международный Центр Рерихов, 1993. С.51
https://roerich-lib.ru/stremitsya-k-prekrasnomu/level-2/469-raspyatoe-chelovechestvo

 

«Картину ВОЗЗРИ, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! я начал писать в конце 1961 года и закончил в январе 1962–го. На полотне – группа людей, объятых ужасом, стоящих на краю пропасти и взирающих на огненного Архангела, который, опираясь на меч, возвышается над огромным городом, пылающим в огне, ниспосланном с Небес.

Картина написана в резких контрастах: почти чёрное небо, переходящее в пурпурно-красные тона ближе к Архангелу, выполненному ослепительно-красным цветом посреди бушующего огня. Облака наверху подсвечены пламенем пожарищ. Группа людей написана в более светлых тонах, преобладают светло-зелёные, розоватые и серебристые оттенки, создающие лёгкие тени. Люди стоят на краю крутого красновато-коричневого обрыва, за которым – пропасть с тёмными скалами. Город позади них объят пламенем.

Это полотно было выражением моих чувств, в связи с грядущими событиями. Оно – своего рода предостережение, показ того, что может случиться, если человек не удержит себя сам. Вот почему я назвал его – “Воззри, человечество!”» (С.Н. Рерих)

Источник:
«Воззри, человечество!»//Рерих С.Н. Свет искусства. М.: МЦР, С.74.

 

«Это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на видение огня, который падает на город всечеловеческий. Всечеловеческий потому, что в нём строения, принадлежащие всем расам человечества. Это как бы служит предупреждением, что если человечество не одумается, не пойдёт правильными путями, то придёт момент, когда этот огонь падёт и спалит города людей. Об этом упоминается во многих учениях и философиях Востока. Если человечество в прошлом пострадало от потопа, то в будущем оно может пострадать от огня». (С.Н. Рерих)

Источник:
Индивидуальная беседа в Гос.Эрмитаже. Ленинград, 17 января 1975 г.
// «Будите в себе Прекрасное»: к 110-летию со дня рождения С.Н. Рериха (Сб.). –
М.: Международный Центр Рерихов, 2015. – Т. 1: 1938–1988. С.175

 Каталог картин Николая и Святослава Рерихов

Каталог картин Николая и Святослава Рерихов

 


Педагогика Культуры № 38 (2024)

Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники

Печать E-mail

Просмотров: 246