Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

О МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду.

 

Масса – это устойчивый вид людей, специфическая порода, которая появилась в более или менее оформленном виде в 20 веке, и потому ныне можно с полным правом говорить об «антропологической катастрофе».

 

Массового человека характеризуют две черты:

беспрепятственный рост жизненных запросов и 

врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь.

 

Массу больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего – истоки этого благополучия.

 

Массовая культура, в отличие от подлинной культуры, которая есть живое внутреннее совершенство человека, его способность к творчеству себя и окружающего мира, – не создает у человека иммунитета против варварства, является лишь тонкой пленкой внешней цивилизованности, которая легко смывается в эпоху социальных потрясений.

 

Ортега-и-Гасет X. Восстание масс
// Эстетика. Философия культуры. М., 1991;
Бердяев Н.А. О культуре
// Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства:
В 2 т. М., 1994. Т. I.;
Философский энциклопедический словарь. М., 2004.

 

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ – состояние современной культуры, отражающее массовую культуру современной эпохи – это широкое культурное течение, в чью орбиту последние десятилетия попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки.

Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей.

Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования.

Постмодернистские принципы философского маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей.

Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом связан с новым отношением к массовой культуре.

Энциклопедия культурологии
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/593

 

УЧЕНЫЕ О «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

 

«Массовая культура» безусловно является откровенно инфантильным «эрзац–продуктом». Среди ее направлений и проявлений:

– средства массовой информации – СМИ – транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», также формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;

– система организации и стимулирования массового потребительского спроса – реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления материальных благ в самоцель существования;

– индустрия формирования имиджа;

– индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» среди которых: «бульварная» литература, аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыка, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя.

 

Энциклопедия «Культурология. ХХ век».
СПб: Университетская книга – «Алетейя», 1998, том 2, с. 22.

 

«Массовая культура» возникла сначала на Западе как продукт бизнеса, она обычно рассматривается как псевдокультура. Ее основные черты:

– примитивизм изображения человеческих отношений,

– развлекательность, стандартизация содержания,

– культ успеха и потребительства, насаждение конформизма.

 

Краткий словарь по социологии – М.: 1989, с.150

 

Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

В рамках таких ее жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс создаются упрощенные «версии жизни». Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, «массовая культура» имеет весьма четкую мировоззренческую программу.

Энциклопедический словарь по культурологии
/Под. ред. проф. А.А. Радугина – М.: Центр, 1997, с. 254

 

«Массовая культура» – мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. «Массовая культура» – это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа – товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность – утилитарно-развлекательная (отсюда, понятие «рыночное безвкусие»*).

 

Для справки.

Имидж (с англ. – «изображение» ) – ассоциируется с понятиями престижности, репутации, с его помощью реальность подменяется расплывчатыми, но приятными и успокаивающими иллюзиями, используется для манипуляции общественным мнением в торговом бизнесе (Манипуляция есть мошенничество, махинация, жульничество *)

Шоу (с англ. – «зрелище, показ») – спектакль, где акценты смещены в сторону внешних эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий (в основе лежит показное, то есть притворство, лукавство, ложь*).

Шлягер (с нем. – «гвоздь сезона, боевик») – эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время. Наряду с произведениями, обладающими художественной ценностью, в шлягеры часто попадают, благодаря усиленной рекламе, ремесленнические поделки, имеющие недолгую жизнь ( которые к искусству и Культуре чаще всего никакого отношения не имеют*).

Триллер (с англ. – дрожь, трепет, волнение) – разновидность детективно-приключенческих жанров: роман, фильм, пьеса об убийцах, гангстерах, сыщиках. Смещение акцентов на подготовку преступления, на создание гнетущей атмосферы ожидания чего-то страшного. Триллер не ставит обычно разоблачительных проблем реального мира, что свойственно лучшим образцам детективного жанра. Нервное возбуждение и нездоровое воображение призваны вызвать также близкие к триллеру фильмы, романы и рассказы ужасов.      

Словарь «Эстетика». М.: 1989.

______________________

*Примечание редактора

 

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха

Печать E-mail

Просмотров: 1908