Дата публикации: .

Савицкая М.Т., к.э.н., доцент

К вопросу о роли массовой культуры в процессе инфантилизации общества

В статье, которая приводится в некотором сокращении, говорится о таком явлении постиндустриального общества как инфантилизация населения. Автор рассматривает сферы проявления этого явления: экономическую, социальную, информационную, а также его последствия: безответственность, нарушение социального поведения, конформизм, рост душевных расстройств, консюмеризм, подверженность манипуляциям, повышенная внушаемость. Говорится о роли массовой культуры в этом процессе, перечисляются функции массовой культуры, ее основные направления. Особое внимание уделяется роли средств массовой информации в процессе манипулирования сознанием людей. Редакция журнала "Педагогика Культуры" присоединяется к выводам автора, подчеркивая, что кроме чувства ответственности, необходимо, в первую очередь, воспитание уважения к труду, который является ключом решения указанных проблем.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

 

В условиях постиндустриального общества стали массово появляться люди с инфантильными чертами в поведении. Процесс инфантилизации общества сложен и неоднозначен. В чем же причина поголовной инфантилизации современного общества. В.А. Шупер причиной инфантилизации считает небывалый рост материального благосостояния в наиболее развитых странах, чрезвычайно расширивший число степеней свободы практически для каждого отдельного взятого человека. Он пишет: «...Произошел долгожданный скачок из царства необходимости в царство свободы, и суровые ограничения больше не заставляют людей или заставляют в несравненно меньшей степени, нежели ранее, вести себя рационально. Современный человек получил возможность дать волю своим чувствам и с удовольствием надругаться над доводами разума, поскольку ослабление внешних ограничений никоим образом не сопровождалось усилением внутренних. Произошла инфантилизация общества, ибо взрослые получили возможность вести себя, как дети, играющие и шалящие под прикрытием своих родителей и за их счет, не обременяя себя сколько-нибудь серьезной ответственностью, и наиболее ярким проявлением этой инфантилизации стало прямо-таки эпидемическое распространение постмодернизма. При этом роль родителей возложена на "социальное государство"» [7].

Огромную роль в процессе инфантилизации общества играет массовая культура, т.к. сегодня она проникла во все сферы человеческой жизни. Современные технологии позволяют сделать производство и материальных и духовных благ массовым и способны удовлетворить потребности подавляющего большинства членов общества. Массовое потребление и средства массовой информации объединяют людей.

В современную постиндустриальную эпоху массовая культура выполняет несколько функций: адаптационную, социализирующую, коммуникативную, рекреативную, идеологическую, гносеологическую, ценностно-ориентационную, и.т.д. Портал «Культура» выделяет несколько основных направлений массовой культуры:

• индустрия «субкультуры детства», преследующая цели универсализации воспитания детей;

• массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры детства»;

• средства массовой информации;

• система государственной идеологии и пропаганды;

• массовая социальная мифология;

• массовые политические движения;

• система организации и стимулирования массового потребительского спроса;

• индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида;

• индустрия досуга [3].

Особое место в этом перечне занимают средства массовой информации, т.к. их возможности влиять на менталитет населения неисчерпаемы.

Средства массовой информации транслируют текущую актуальную информацию, «растолковывают» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер общества и интерпретируют информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ заказчика, т.е., фактически формируют общественное мнение по тем или иным вопросам и проблемам в интересах данного «заказчика».

СМИ упрощают сложную систему ценностных ориентаций человека, замещают анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым объяснениям, вроде «мирового заговора». Это освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению существующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении.

Также работает и массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирует все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирует их к упрощенным формам детского сознания и понимания. Такую систему образования М.К. Петров называл «экстенсивной моделью онаучивания» [5]. Эту модель он считал коренным пороком современной цивилизации и на нее возлагал ответственность за деградацию среднего, а вслед за ним – и высшего образования, что делает неизбежным постоянное снижение интеллектуального уровня элиты общества и общества в целом. Под «экстенсивной моделью онаучивания» М.К. Петров понимал поверхностное и догматическое освоение научных знаний в средней, а, отчасти, и в высшей школе, не требующее от обучаемых никаких интеллектуальных усилий, и совершенно не вырабатывающее способности их совершать.

Информационное давление на сознание людей огромно и приводит к его массовизации.  Как указывает А.Р. Кожаринова, массовая культура больше профанирует научное знание, нежели популяризирует его [1]. Современная постнеклассическая наука слишком сложна, чтобы ее проблемы могли быть обсуждаемы в СМИ. Поэтому СМИ манипулируют потребителями информации, внедряют в их сознание стереотипы и установки, легитимирующие определенный образ мира, формируют мозаичную псевдокартину мира, конструируют в сознании людей семиотическую и символическую «реальность», далекую от онтологически существующей. Массовая культура апеллирует к эмоциям людей, превращая науку в шоу. Существующие псевдонаучные, мистические и тому подобные телевизионные каналы подтверждают вышесказанное.

Главное назначение массовой культуры – развлечение, удовольствие, заполнение досуга. Ее этическая позиция – гедонизм. Потребителю предлагается огромное количество самых разнообразных игр и шоу: от интеллектуальных и спортивных до самых примитивных реалити-шоу.

Существует и строится множество торгово-развлекательных центров, в которые можно придти всей семьей и провести там целый день. Там есть все: магазины, кинозалы, катки, кафе, игровые зоны для детей. Все имеет доступную цену, создает ощущение праздника, успешной жизни. Главное, чтобы человек с легкостью тратил деньги.

Процесс инфантилизации общества наблюдается в различных его сферах. Во-первых, в экономической сферы. Инфантильный человек – идеальный потребитель. Консюмеризм, потребление как стиль жизни – неотъемлемая черта современного общества потребления. Стремление приобретать все более новые товары вызывает желание брать кредиты в банках, не задумываясь о последствиях таких шагов. Исчезает чувство ответственности за свои поступки.

Во-вторых, в социальной сфере. Налицо кризис института семьи. Многопоколенная патриархальная семья ушла в прошлое. Современная семья имеет одного ребенка и живет отдельно от старшего поколения, У детей отсутствуют примеры поведения старших родственников, старших детей, у них не развивается чувство ответственности за младших детей. В современном обществе активно развиваются юридические механизмы элиминирования роли родителей в воспитании детей. При этом наблюдается длительный период экономической зависимости взрослых детей от родителей. Возрастает тенденция «жить для себя», приводящая к отказу от желания иметь семью, детей.

В-третьих, в информационной сфере. Родители теряют контроль над информацией, которую потребляют их дети. Более того, они уже не могут сами оставаться для детей полноценным информационным источником и перестают быть для них образцом для подражания. Таким образом, роль воспитателя берет на себя информационное пространство, т.е. нечто, не являющееся частью общества, а являющееся продуктом человеческой деятельности и, в частности, массовой культуры.

Массовая культура, безусловно, является откровенно инфантильным "эрзац-продуктом" специализированных областей культуры, тем не менее, этот феномен порождается очень важными объективными процессами общей социокультурной трансформации сообществ, при которых социализирующая и инкультурирующая функции традиционной обыденной культуры, основывающейся на обобщенном социальном опыте доиндустриальной эпохи, утрачивает методическую эффективность и содержательную актуальность. При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этапах социальной эволюции, разумеется, еще не прошедшей процесса исторической селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм.

Массовая культура привела к тому, что интеллектуальный уровень общества опустился настолько, что ученые уже говорят о наступлении антинаучной революции. По мнению многих ученых общество должно решительно противостоять инфантилизации, в первую очередь, путем восстановления чувства ответственности у людей. И начинать надо, безусловно, с подрастающего поколения.

 

Список литературы:

1. Кожаринова А.Р. Трансляция специализированного знания массовой культурой (культурфилософский анализ): автореф. дис....канд. филос. наук / Кожаринова Анна Ростиславовна. – М., 2010. – 24 с.

2. Кругосвет: Онлайн Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

3. Культура – Портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kultura-portal.ru

4. Культурология. ХХ век: энциклопедия: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.velikanov.ru/culturology

5. Петров М.К. Социально-культурные основания развития современной науки / М.К. Петров. – М.: Наука, 1992

6. Сандомирский М. Мы впадаем в детство поодиночке и группами: тезисы об инфантилизации общества / Марк Сандомирский // Свободный мир [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liberty.ru

7. Шупер В.А. Великая ошибка Карла Поппера: открытое общество в условиях антинаучной революции / В.А. Шупер // Сайт С.П. Курдюмова. Синергетика и образование, Сократические чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spkurdyumov.ru/category/sokrat/

Источник: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519155542/savizkaya_m_t_.pdf

 


Педагогика Культуры № 23 (2015)

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Савицкая М.Т.

Печать

Просмотров: 1678