Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Две Красоты

(притча)

Гореликова Маргарита Владимировна,

преподаватель детской музыкальной школы,

руководитель струнно-смычкового отделения,

г. Новополоцк, Беларусь

 

Художник писал картины, пейзажи. Он был беден и неизвестен… Картины продавались за гроши… Художник умер от болезни и нищеты. А спустя время в дом известного коллекционера попала одна из картин художника. «О, это – настоящий шедевр! И написана очень талантливой рукою»… Вскоре имя художника стало известным, и начали повсюду разыскивать картины мастера.

Пейзажи выкупались за большие деньги… Помещались в богатых домах, некоторые попадали в музеи… Но большая часть работ была повреждена. Картинам ведь нужны особые условия. Один из страстных коллекционеров продолжал искать даже тогда, когда все работы уже считались найденными… Дотошный коллекционер продолжал обходить дома людей, с которыми был знаком бедный художник, надеясь найти хоть что-то… И однажды набрел на чудо…

В приюте для детей – сирот на стене висела картина мастера…

– Как попала она сюда?

Ему рассказали, что художник сам принес ее незадолго до своей смерти, сказав, что хочет подарить ее приюту, чтобы на картину эту смотрели чистые глаза… А чудо состояло в том, что в помещении сыром и холодном картина сияла необычайной чистотою красок, в то время как другие, хранящиеся в специальных помещениях – поблекли. Время здесь словно нарушило свои законы – картина выглядела только что написанной! Казалось, художник только отошел от холста…

В чем дело? Что за диво? Почему в этом сыром полуподвальном помещении сияет всеми красками то, что давно должно было истлеть?

Старая воспитательница, подойдя к изумленному посетителю, тихо сказала:

– Вы удивляетесь? Мы все уже несколько лет наблюдаем, как разрушаются стены этого дома – и как сияет красками эта картина. Здесь у нас есть мальчик, он каждый день подолгу стоит перед этим пейзажем. Сейчас он вышел на улицу. Подождите, увидите сами…

Примерно через полчаса мальчишка лет двенадцати вошел в помещение, снял шапку… Взял в углу стоящую старую скамеечку и уселся на ней в нескольких метрах от висящей на стене картины.


Шло время… Мальчишка сидел неподвижно. Коллекционер, понаблюдав, подошел. Тронул мальчика за плечо…

– Тебя как зовут?

– Иваном…

– Тебе нравится эта картина?

– Картина?.. Нет, я не вижу картины… Это окно. Я смотрю через него туда…

– Смотришь «через него»? И что же тут долго рассматривать?

– Я не рассматриваю. Наоборот, я едва успеваю увидеть, так быстро происходят «там» события…

– События? Какие события? Ведь это же пейзаж, там природа. Горы, река…

– Да, но река течет. Течет, видимо, издалека и свысока, потому что воды ее все время меняются. Иногда вода серебрится, иногда темнеет как небо осеннее… Но это не самое главное. Я вижу людей, как бы слышу их беззвучные голоса, вижу, что они делают… Они там, куда ведет река, высоко, в горах…

«Мальчишка не в себе», – подумал коллекционер. – «Но как же оставить тут ЭТО? Картина бесценна… И она мной (мной!) найдена».

– И что же, ты вот так часами вслушиваешься в «голоса», глядя на картину? Разве не знаешь, что картины смотрят, а не «слушают»?

Но мальчишка настаивал:

– Это не картина. Картины висят в музеях… Это «окно»… Там жизнь и люди, очень добрые. Я слышу, как они рассказывают о будущем, о том времени, когда не будет нищеты, и все будут учиться, и поднимутся на горы, чтобы исследовать там небо… И еще они говорят о бессмертии…

– О бессмертии! Где же художник, автор этой картины?

– Не знаю… Иногда мне кажется, что картину написал я…

– Ну и дела!… Ладно, береги картину. Я еще вернусь…

Коллекционер заторопился: надо уладить это дело, да поскорей забрать ее… Дам денег приюту. Отдадут…

На следующий день утром коллекционер пришел, вбежал в приют, и показав решение властей о передаче картины в музей, забрал шедевр. Дети играли… Мальчик Ваня молча смотрел, как уносят картину… Плакала старая воспитательница…

Картину поместили в богато убранном зале музея, толпились посетители, отдавая большие деньги за вход… Через месяц, утром, хозяева музея в ужасе нашли полотно истлевшим…

Одна рамка сохранилась… На внутренней стороне был обнаружен текст. Рукою мастера мелким шрифтом было написано:

«Боже, Ты строишь Дома,

Художник открывает окна.

Но многие ли захотят

взглянуть в них…»

 


Педагогика Культуры № 3/4 (2005)

Метки: Рубрика: Гуманная педагогика, Гореликова М.В.

Печать E-mail

Просмотров: 3866