Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Попова Т.И.

Сказание о Пич-аве – дочери мордовского бога Вардя-шкай

Было это очень давно, но память о Пич-аве сохранилась в названиях селений на Тамбовщине. Например, в районном центре Пичаево когда-то проживала древняя мордва и, возможно, здесь проходили моляны, посвященные Пич-аве. «Пич» на мордовском языке означает «сосна», а «Ава» – «мать-богиня».

Илл. худ. Б. ОльшанскогоМордовские племена, что жили в Цнинских и Кашминских лесах, особенно почитали бога неба Вардю-шкай, который создал с помощью чудесной птицы мир и людей, дал им законы жизни. Было это очень давно, когда люди еще понимали язык животных, птиц, деревьев и трав и относились ко всему с большим уважением и почитанием. Они устраивали «Моляны» или праздники в честь бога Варди и богини воды Ведь-авы, хранительницы леса Вирь-авы, поля Пакс-авы, подательницы урожая Норов-авы, хранительницы дома Кудь-авы, двора – Юрт-авы. Праздник сопровождался плясками, песнями, игрой на костяных и тростниковых свирелях, жертвоприношениями.

Лес, река, деревья, животные и птицы платили людям добром за добро. Кормили, одевали, защищали, лечили их, обучали слушать и слышать, смотреть и видеть красоту окружающего мира и создавать ее своими руками. На земле был мир и лад, не было раздоров, войн. Все темные силы Вардя загнал под землю, и только в одном болоте осталась жить Зависть зеленая и пучеглазая. По ночам, в полнолуние, она выползала из болота, скулила и выла, хотелось ей жить среди людей. Болото это было в самом дремучем лесу, его охраняла рысь огнеглазая. Как посмотрит она на Зависть, осветит ее, так та сразу сжимается в комок и ныряет во тьму болота. Боится Зависть Света!

Однажды Вардя послал свою дочь Пич-аву на землю, чтобы посмотрела та, как его законы соблюдаются, чему научились люди от природы. Вот пришла Пич-ава в одно мордовское селение, вошла незаметно к людям в жилище и видит: сидят девушки и женщины, ткут ткани, вышивают узоры на полотенцах, рубахах, поясах, плетут кружева и при этом поют песни, произносят пожелания, чтобы узоры стали оберегами во всех делах. Узоры состоят из знаков Варди, расположенных в три ряда, в семь, и каждый знак имеет определенный смысл.

Узоры составляют цветы, травы, ягоды, листочки. В узоры вплетались изображения тотемного знака. Каждое племя выбирало себе покровителя и считало его основателем рода и защитником.

Понравился Пич-аве пояс для вождя племени, расшитый мастерицами лисьими мордочками.

В другом жилище наблюдала она, как из глины лепили и обжигали посуду и тоже украшали знаками Варди: волнистая линия означала воду, черточки с точками – поле, зигзаги – лес. Много изделий делали из дерева и кости, и украшения женские были, в основном, из кости, дерева, из речных раковинок «жуковок», а из металла были очень редкими, их покупали или обменивали у других народов. Тогда решила Пич-ава научить мордовских женщин самим делать украшения из металлов. В цнинских лесах было много болот, озер, богатых рудами. Вскоре женщины научились находить их и отливать из меди, олова, серебра, железа разные ювелирные изделия и предметы. Мужчины стали изготавливать железные иглы, ножницы, ножи, топоры.

Рада была Пич-ава, что помогла людям. Выбрала она в лесу высокую сосну, крона которой упиралась в самое небо, и по ней вернулась к своему отцу – богу Варде. Люди прозвали эту сосну Пич-ава и стали устраивать вокруг нее моляны. Они надевали красивые одежды и на восходе солнца собирались у сосны. Сначала слушали птиц и их гимны восходящему солнцу, а затем пели свои гимны, прославляющие богов, красоту окружающего мира. Из гимнов рождались молитвы-обращения к богам с просьбами о здоровье, урожае. На сосну вешали различные украшения, полотенца вышитые и кружевные. Разводили жертвенный огонь, в который бросали цветы и ветви. Вокруг огня исполнялись танцы, песни. В них они рассказывали о своей жизни и достижениях. К Пич-аве приходили и в трудную минуту, когда случались горе или болезни. Прислонив ухо к стволу сосны, они слушали ее советы. В голодные годы под сосной люди находили много белых грибов. Так Пич-ава продолжала помогать людям.

Однажды жители одного лесного селения пошли на дальнее болото, где жила Зависть. Здесь они нашли много руды, сложили ее в коробы и не заметили, как Зависть прокралась и спряталась в один из них. Так люди принесли Зависть в свое селение, и стала она жить среди них. Сядет обычно в укромном месте невидимкой, выпучит свои глаза, раскроет широкий рот и смотрит на человека до тех пор, пока у того не помутнеет сознание и не появится чувство обиды, раздражения и даже злости. Жадность появлялась у человека, а зависть и рада – всё вместе веселее творить темные дела! Вот только рыжих котов боялась Зависть – это дети огнеглазой рыси охотились за ней и пытались спасти людей. Начались споры, ссоры между людьми и дело дошло до войн между племенами и народами. Перестали понимать люди язык природы, а значит и уважать ее, все больше стали нарушать законы Варди, применять оружие, чтобы захватить чужие богатства и земли.

Дошло до того, что поспорили между собой два мордовских князя, кто из них главнее и сильнее. Одолела их зависть, и стали они воевать между собой. Разгневался Вардя и решил уничтожить мордовский народ, напустить на него врага сильного и жестокого. Пич-ава заплакала и стала упрашивать отца не уничтожать народ. Слезы ее прозрачные до сих пор льются по стволам сосен и будут литься, пока в мире остается зависть. А мордву Пич-ава спасла от уничтожения, спрятала племена мордовские в лесах и непроходимых болотах от врага сильного и жестокого.Попова Т.И. «Сказание о Пич-аве – дочери мордовского бога Вардя-шкай»

 


Метки: Рубрика: Творчество педагогов, Попова Т.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1741