Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Как заманчиво увлекательны детские сочинения…

«Как заманчиво увлекательны бывают детские сочинения,
пока глаз и сердце еще не поддались всепожирающим условиям стандарта».
 «…Детское сердце всегда открыто прекрасному, покуда оно не загрязнено умудренными житейским опытом.
Вот во имя этого детского сердца, открытого к восприятию всего прекрасного,
готовому к приятию истинных ценностей, мы и шлем наши лучшие мысли».

(Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная)

Школьники о России, Культуре, духовности
Сочинения учащихся школ Санкт-Петербурга ко Дню Культуры 2012
«Помоги Земле Русской»

Другие сочинения школьников Санкт-Петербурга
ко Дню Культуры-2012 см. в разделе «Творчество юных» www.culturaspb.ru
Редакция журнала «Педагогика Культуры»

На Общее благо, трудясь и творя, поможешь стране и Культуре

Пичугина Ника

8 класс, гимназия № 652 Санкт-Петербурга

Рук.: Павлова Т.В.

А постой-ка ты за веру, за отечество,
И постой-ка ты за славный Киев-град,
Да постой за матушки божьи церкви,

«Илья-Муромец и Калин-царь»

 

Россия. Что скрывается за этим словом? О чём мы вспоминаем, когда слышим его в новостях, в разговорах, читаем в книгах?

Быть может, мы вспомним свой дом, где выросли, где мать пела нам колыбельные, где сделали мы первый шаг навстречу новому, неизведанному миру. Воскресим в памяти двор, где бегали мы с ребятами, перепрыгивая через лужи и весело толкая друг друга, а потом, нарезвившись всласть, напивались дома горячим чаем и засыпали под мерное тиканье часов. И нам снились стройные берёзки возле дома, трескучие морозы на Крещение, звон пасхальных колоколов и такие ароматные блины на Масленицу, что всегда пекла мама.

Родина, любимая наша Родина, разве есть в тебе что-то неприятное взгляду или слуху? Одна мысль о тебе согревает в самый лютый холод и вдохновляет в самые трудные времена. Ты всем нам мать, ты всем нам кормилица, ты всем нам заступница. И, вспоминая о тебе, как не вспомнить о твоих великих сынах, что именами своими украсили венец твоей славы? Полководцы, учёные, поэты писатели, художники, композиторы, музыканты – даже не перечислишь всех великих гениев, что прославляли имя твоё своими делами. Великая история, великая культура, великие победы – вот что такое Россия.

За тебя, Родина, не страшно и голову сложить. Во все времена ты была нам утешением, ты зажигала в наших сердцах огонь и вела нас к победе. Враг наступал, а мы не сдавались, он нападал, а мы атаковали в ответ с твоим именем на устах. Мы падали и поднимались снова, и снова шли вперёд, стискивая зубы и не отступая ни перед чем. Шли за землю русскую, за своих родных и близких, за Веру, Царя и Отечество, за коммунизм. Шли за тебя, Россия. За тебя, мама.

А сейчас – куда мы идём? Мы, забывшие о великих идеалах, забывшие о великих потомках, забывшие, что значит вера и честь. Мы живём ради себя, и только для себя, ради своих собственных интересов, готовые подчас идти по головам других, чтобы занять место под солнцем. Мы проживаем эту жизнь, даже не задумываясь, порой, что мы оставим после себя. Ни великих стремлений. Ни великих идей. Ничего. Мы просто живём. Мы ничего не создаём, ничего не производим. Что мы считаем ценным? Деньги? Тусовки? Красивые машины? Да всё это ничего не стоит, по сравнению с бедами нашей страны.

Мы забываем про Россию. Мы всё меньше и меньше думаем о ней как о матери, и всё больше, как о государстве. О стране, которая лично нам не может дать в полной мере то, чего мы от неё желаем. Мы жалуемся на времена, жалуемся на плохое образование, на культурный спад, на плохую жизнь, на нестабильность и развал, не сделав при этом сами ничего хорошего. Плохая жизнь, что ж, на то и человек, чтобы её сделать лучше. Потому что Россия – это не только политическая элита, Россия – это мы, и именно мы творим её сегодняшнюю историю, именно мы создаём её настоящее и будущее. Мы все, россияне, единая большая семья, и наша Мать, НАША Родина, протягивает к нам свои руки, озарённая великой славой. Мы. Это наша страна, наша любимый, единственный дом, и в наших силах сделать его лучше и краше. И наши мечты, наши надежды и наше будущее действительно стоят того, чтобы за них сражаться.

Ради всех нас. Ради Общего Блага. Ради нашей России.

 

 И вместе мы создадим России будущей дивную повесть

Добросмыслов Ростислав,

5 класс, физико-математический лицей № 239 Санкт-Петербурга

Рук.: Грачева О.Ю.


Далеко-далеко, там, где высокие горы встречаются с дремучим лесом, а чистые воды широкой реки впадают в огромное озеро, жила-была одна Деревня.

Счастливо жили люди этой Деревни, всего-то у них было вдоволь: и пищи, которую добывали охотники и рыболовы в щедром лесу и реке, и фруктов, которые прямо с деревьев собирали дети и приносили к общему столу, и одежды, которую шили женщины и девочки для всех жителей. Были у Деревни стада коров, табуны лошадей, отары овец, которые паслись на прекрасных заливных лугах возле Деревни. И железо было у Деревни, и драгоценные камни. А самое главное – в мире и согласии друг с другом проводили жители свои дни. Не было в этой деревне ни воров, ни завистников, ни бандитов, потому что привык каждый из них трудиться на совесть, бережно относиться к природе и имуществу Деревни и помнить о том, что чем лучше сделаешь свою работу, тем полезнее и для тебя, и для других будет то, что ты сделал. А значит, тем легче и свободнее будет от этого твоя жизнь. Знали об этом жители других деревень, знали об этом и разбойники с больших и малых дорог. Знали и боялись нападать на Деревню, понимая, что все равно не победить дружный, смелый и трудолюбивый народ Деревни.

Но слишком много было у Деревни сокровищ, о которых день и ночь думали разбойники.

И вот однажды встретились главари разбойников со всех больших дорог и решили покончить с жителями Деревни, а Деревню и все ее богатства заполучить себе. Долго думали, гадали, как же осуществить свое решение. И, наконец, придумали, на то они и разбойники, чтобы знать обо всех подлостях и злодействах на свете. Коварен и гениален был их план. Решили разбойники сделать из жителей Деревни злых, завистливых лодырей и пьяниц, которых легко можно было бы победить. И подослали в Деревню своих лучших разбойников – наемников под видом умелых земледельцев, охотников и поваров. Эти наемники начинали прислуживать некоторым семьям, которые постепенно прекращали трудиться и все свободное время стали проводить в трактирах, куда под любым предлогом заманивали их лазутчики, которые отвечали за то, чтобы жители не вздумали освободившееся время тратить на музыку, стихи и живопись.

Так постепенно Деревню стало не узнать: никто в ней по-настоящему не работал, и никто не заботился о ней, кроме некоторых людей. Большинство людей лишь только ели, отдыхали, пьянствовали в трактирах, куда какое-то время завозили продукты и готовили пищу разбойники-лазутчики. Постепенно люди настолько отвыкли работать, что когда разбойники решили, что хватит их кормить, жители продолжали целыми днями пить в трактирах. Поля были не вспаханы, и посева не было, на улицах было грязно и не прибрано, лошадей, коров и овец тут практически не осталось, они все умерли с голода, потому что их почти не кормили, а те, которые были живы, очень ослабли и не могли уже приносить людям пользу.

Жители тоже стали очень слабыми из-за пьянства и безделья. Разбойники радовались – скоро жителям конец! Но деревня все жила. Интересно, как все эти люди в деревне выживали, если у них не было еды, так как посева не было, и как они жили без воды, так как никто не ходил к реке? Но на самом деле всё это у них до сих пор было благодаря небольшому количеству работящих жителей, которые продолжали заботиться о Деревне, как и прежде. Но жизнь их стала тяжела – чтобы поддерживать Деревню, они работали 16 часов в сутки, а на сон и отдых оставалось им всего лишь 8 часов! Эти работящие составляли две пятых от всех жителей. Не стало счастья и благополучия в Деревне: у одних был изнурительный труд, а у других – пьянство и деградация. В общем, всем плохо стало жить в этой деревне.

И вот однажды пошли восемь жителей в лес дров нарубить. Вот рубят они, срубили одно дерево, другое, третье. И вдруг видят они, кто-то вдали стоит, пошли мужики туда посмотреть, подходят они ближе, ближе. И как полетят в них стрелы, упали все восемь на землю. Это разбойники вступили в решающий бой. Стали продвигаться на Деревню хладнокровные убийцы со всех больших и малых дорог. Завязалась битва, но у защищавшихся не было почти никакого войска; лошадей было мало, да и те слабые, а люди, люди тоже ослабли.

Деревня проиграла, вот так она и пала от рук коварных разбойников, которые смогли победить, потому что жители, забыв о Деревне и общем благополучии, поверили в сказку о ложной свободе и потеряли самое ценное, что дано человеку – свой ДОМ, свою РОДИНУ, а потом и ЖИЗНЬ.

 

К сожалению, сказка моя может стать былью. Вопрос: как создать России хорошее будущее, – возникает сейчас не у многих. Не принято сейчас задумываться о том, что будет с нами и с нашей страной. Великой, непобедимой, бесстрашной страной, которая всегда могла отстоять свою независимость и доказать свою мощь. Мы вместе должны создать России хорошее будущее, а иначе будет большая беда и горе. А с чего начать, станет понятно из старинной легенды:

Один древнеегипетский мудрец обратился к Богу:

– Боже, дай мне сил изменить мир!

Но ничего не получилось, Бог не дал ему сил изменить мир. Опять обратился мудрец к Творцу:

– Боже, тогда дай мне сил изменить страну!

Но опять ничего не вышло, не дал Бог ему сил изменить страну. Но опять обращается мудрец к Царю Небесному:

– Боже, тогда дай мне сил изменить свою семью!

И опять ничего не вышло. И опять Бог не дал ему сил изменить семью. И уже в старости обращается к Богу мудрец:

– Боже, дай мне сил хотя бы изменить себя!

А Бог отвечает:

– С этого надо было начинать, а теперь уже слишком поздно.

Действительно, чтобы изменить мир, страну и семью, создать великое будущее России, давайте начнем менять себя. Давайте станем дружнее, трудолюбивее и веселее, давайте будем гордиться тем, что мы – РОССИЯНЕ.

 

 Через Искусство имеем Свет

Осипова Юлия,

10 класс, школа № 445 Санкт-Петербурга

Рук.: Корижина С.Л.


Из дневника уездной барышни XXI века.

26 сентября 2011 г.

«Я пишу потому, что я больше не в состоянии об этом думать», – это Владимир Маяковский. Вот и я больше не в состоянии просто думать о безнравственности нашего общества. Хочется писать, а еще лучше кричать и кричать...

28 сентября

Иногда становится так стыдно за людей, что хочется убежать, жить, скажем.., в другом веке. Где-нибудь в XVIII или лучше в ХIХ веке. Быть простой уездной барышней. Радоваться новым стихам и поэмам Пушкина, Лермонтова, зачитываться Достоевским, учить наизусть Некрасова. Видеть восхождение великих поэтов, драматургов, писателей. Иногда становится так страшно: прошлые века оставили богатейшее наследие, а что оставит наш век?.. «Классику» бульварных романов и пошлых стихов и песен? Грустно, если так.

29 сентября

Что же с нами происходит? Ведь не так давно Россия считалась одной из самых культурных и читающих стран мира! А сегодня в учреждения культуры молодёжь «затаскивают» родители или учителя. Но в театрах молодые разговаривают по телефону и смеются, в музеях слушают рэп, а в опере засыпают. Большинство школьников изучают краткое содержание книг, потому что «некогда» прочитать целое произведение, а вслух читают чуть ли не по слогам.

2 октября

Какое-то повсеместное извращение нормы: чёрное становится белым, а белое – черным. Нормой стала брань. Сегодня услышала, как 5-6 летние малыши сквернословят на детской площадке – подражают взрослым. Есть русская пословица: «От гнилого сердца и слова гнилые». Что стало с нашим сердцем? Что стало с нашей культурой? А ведь язык – основа духовной культуры.

5 октября

Подходящие эпитеты к нынешней жизни в России, я полагаю – «безнравственная», «тёмная». Почему-то родились (впервые в жизни!) стихи. Знаю, что плохие, но искренние:

В ночи страна

Спит много лет.

И жить нам трудно:

Здесь темнота,

Здесь солнца нет,

И нет здесь утра.

В кромешной тьме

Люди живут,

Не понимают:

Всё изменить

Смогут они –

Лишь пожелают!

Но в молодых

Желанья нет –

И это грустно.

В окне горит

У старичков

Огарок тускло.

Но все же есть,

Надежда есть:

В стране без чувства

Свечи огарок

Даст новый свет –

То свет искусства...

11 октября

Узнала сегодня мнение о русском искусстве одного немецкого философа XIX века: «Без русской музыки мир оглохнет, без русской живописи – потускнеет, без русской литературы – онемеет...». В самом деле, мы – очень способная и талантливая нация. Сколько у нас звёзд (как теперь модно говорить) в абсолютно разных областях! Фёдор Достоевский – великий писатель, Константин Станиславский – театральный деятель, Пётр Чайковский – величайший композитор, Иван Айвазовский – всемирно известный художник и т.д и т.п.

Я не верю, что свет этих действительно великих звезд потух! Он просто долго идёт к нам из ставших для молодёжи далёкими звездных галактик.

15 октября

К разговору о звёздах. Дочитала рассказы В.М. Шукшина. Удивительный человек и писатель. Особенно мне понравился его рассказ «В профиль и анфас». Очень актуальный. Серьёзная проблема нашего времени – духовно-нравственный кризис человека. У главного героя Ивана нет цели в жизни. «А я не знаю, для чего я работаю... Неужели только нажраться? Ну нажрался... А дальше что?.. Душа все одно вялая какая-то», – вот такие мысли могут возникнуть и у современной молодёжи лет через 10-15. Много будет таких «Иванов», недовольных своей жизнью, недовольных собой, духовно опустошённых. Молодые, читайте Шукшина!

25 ноября

Мечты всё-таки сбываются!

Мы с классом посетили волшебные места! Были в Михайловском, в Тригорском, Петровском. Там так тихо, так уединённо и безмятежно. И ещё очень романтично. Вот где в полную силу ощущаешь, что Пушкин – «солнце русской поэзии», да и вообще русской жизни! Нам повезло с экскурсоводами: они рассказывали с видимым удовольствием о жизни великого поэта. Удивило поведение одноклассников в Святогорском монастыре и у могилы Александра Сергеевича: стояли долго на панихиде, притихшие и какие-то одухотворенные. Может, действительно искусство облагораживает?

12 марта 2012 г.

Сегодня был урок литературы, посвященный 75-летию Валентина Распутина. Я считаю его человеком уникальным, а его публицистику – общенациональным достоянием. Людей без чувства Родины Распутин называет «духовными оборвышами». Сколько сейчас таких, по собственной воле разорвавших все духовные и нравственные связи со своей страной, со своим прошлым! Обрывают даже внешние связи: только что узнала, что актёр Алексей Серебряков, сыгравший в новом фильме «Белая гвардия» полковника Най-Турса, вывез свою семью в Канаду – видите ли, он «подустал от происходящего в России»! Какой можно сделать вывод? Чувство любви к своей Родине, великое патриотическое чувство, которое всегда было очень выражено в нашей нации, нужно воспитывать в людях с детства, ибо оно уже отсутствует во многих сердцах россиян.

Я, как и В. Распутин, верю, что «человек в Родине словно в огромной семейной раме, где предки взыскивают за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода».

13 марта

Узнала о так называемом плане Даллеса. Порадовало, что Даллес назвал нас Самым Непокорным Народом. Даже гордость взяла за Россию. Однако он был прав, говоря, что литература, театр, кино будут изображать и прославлять самые низменные чувства. Ведь сейчас так и происходит. Пропаганда секса, насилия, разврата – везде, и она подрывает нравственные устои российского общества. Наши противники ставят перед собой цель – дальнейшее ослабление России в мировом сообществе. Мы не должны допустить этого. Не должны.

Я очень хочу, чтобы Россия излечилась от болезни безнравственности и бездуховности.

14 марта

Никогда не думала, что экскурсия в дом-музей писателя может быть такой захватывающе интересной. Сегодня с одноклассниками были в музее Ф.М.Достоевского. Поразила духовность, которой, казалось, там пропитан даже воздух. Экскурсовод, одетая, как православная монахиня, её очень правильная речь; произносимые ею слова Достоевского, которые словно материализовывались под сводами этого дома... Я думаю, сегодня свет искусства осветил не одну мою душу...

15 марта

Если бы меня (как в XIX веке) попросили написать пожелание в альбом, я процитировала бы замечательные слова Шукшина, ибо лучше сказать просто невозможно: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами... Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

пос. Молодёжное,
Курортный район Санкт-Петербурга

 

 Духовные подвижники России нас вдохновляют на все времена

Алексеев Ярослав,

6 класс, лицей № 265 Санкт-Петербурга

Рук.: Одинцова Н.А.

 

Много великих имён на земле Русской. Мы видим их в названии городов, улиц, рек, в былинных рассказах русского народа. Я хочу рассказать о Ярославах. О первом Ярославе знают многие. Сын святого князя Владимира, прозванный в народе Мудрым, во всём служил примером для русского народа: он и государственный деятель, и храбрый воин, и прекрасный семьянин. Построил в Киеве величественный собор Святой Софии по образу знаменитого константинопольского храма, издал первый свод законов, получивший название «Русская правда», открывал училища, заботясь о духовном просвещении народа. Ярослава Мудрого Церковь прославила одним из первых на Руси. При нём Русь вошла в круг самых сильных и великих держав. Многие князья называли своих сыновей в честь Ярослава Мудрого. Этим именем был назван и его внук, Муромский князь. Об одном из его подвигов и пойдёт мой рассказ. Прошло около ста лет с тех пор, как Владимир Красно-солнышко крестил Русь. Свет христианской веры проникал в самые отдаленные уголки Русской земли. Но оставались ещё языческие поселения. Одним из закоренелых языческих поселений считался Муром. Никто из князей не горел желанием править в Муроме. Так и жили Муромские племена в грубом язычестве. Только Ярослав Святославович решил это изменить. Он, вместе с сыновьями Фёдором и Михаилом да с небольшой дружиной вошел в дремучий Муромский лес. Не понравилась Муромским племенам княжеская затея. Ярослав ещё до Мурома не дошел, как решили они ночью напасть на его дружину. Князь был хорошим воином, и ещё с вечера расставил вокруг лагеря дозорных. Затрубили дозорные, проснулась дружина. Нападавшие спаслись бегством и попрятались за стенами Муромской крепости. Княжеские воины окружили крепость со всех сторон и ждали команды Ярослава. Но князь не хотел кровопролития. Он решил договориться. Был у князя в плену Муромский воин. Отпустил он его со словами: «Всем, кто сложит оружие, я дарую жизнь». Не поверили жители города миролюбивому князю. Старейшины ответили, что примут предложение князя, если тот отдаст одного из своих сыновей в заложники. Случилось то, чего так боялся Ярослав. Сделав шаг навстречу язычникам, нужно было делать и другой. Утром надо дать ответ.

Узнал о горе князя его младший сын Михаил. И сказал Михаил отцу, что он пойдёт в Муром. С первыми лучами солнца девятилетний мальчик вышел из леса. Княжеский сын спокойно шел к крепости, словно там и не было врагов. За ним с затаенным вниманием следили люди. И те, что были в лесу, и те, что укрылись в крепости. Вдруг кто-то со стен крепости пустил стрелу. Мальчик упал.

Потрясенные ужасом содеянного, жители Мурома бросились к Михаилу. Побежали к мальчику и княжеские воины. Люди забыли, что ещё недавно враждовали друг с другом. Каждый предлагал помощь. Но, видно, суждено было умереть юному Михаилу.

Смерть мальчика примирила людей. Всего через несколько дней на месте гибели Михаила поднялась к небу церковь в честь Пресвятой Богородицы. Сотни горожан пришли проститься с юным княжичем в Благовещенский храм. После чего многие из них приняли крещение. Так князь Ярослав Муром крестил. Жизнь его была полна страданий и побед, духовных подвигов и земных свершений. Читая о великих людях России, восхищает их умение думать не только о себе, но и о ближних. Расширяли территории, укрепляли границы, меняли религии, творили историю на благо Родины. Не было на земле более величественной страны ни в древности, ни в новое время. Память об этом величии – наше духовное наследство, которое помогает нам жить, делает нашу жизнь осмысленной, вселяет надежду и веру. Испытываешь гордость, что ты являешься их потомком. И хочется что бы слова «Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя…» звучали и сегодня. Есть чем гордиться, есть что беречь, есть, у кого учиться. И пусть сила и мудрость предков нам поможет. Меня назвали Ярославом – буду стараться оправдать свое имя.

 

 Духовные подвижники России нас вдохновляют на все времена

Семенова Анастасия

10 класс, гимназия № 446 Санкт-Петербурга

Рук.: Быкарева Л.Н.


Что такое духовность? Этот вопрос для любого учёного или исследователя важен и не так прост, как может показаться. Вряд ли когда-либо человек сможет дать точное научное определение, ибо духовность – выше науки, выше любого человека, но всё же духовность необходима каждому человеку.

Духовность – это пробуждение внутренней реальности нашего существа – нашей души; внутреннее стремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней; быть с ней в связи, соединиться с ней и, в результате этого контакта преобразить, все наше существо, превращая его в новую личность, в новую природу.

Для меня психическая энергия является синонимом слову «духовность». К сожалению, сейчас под этим понятием – духовность – многие подразумевают соблюдение обрядов, воскресные походы в церковь или чтение Библии. Всё это, разумеется, хорошо, но является только подготовкой к настоящему духовному развитию, то есть к самосознанию себя, раскрытию своих потенциалов и возможностей для пользы эволюции и блага всего человечества.

Я попыталась перечислить некоторые значимые признаки духовности:

– духовность не характеризуется ни воспитанием, ни происхождением, ни образованием, ни внешней красотой, ни эпохой. Духовность кроется глубоко внутри.

– внешний блеск прикрывает внутреннюю пустоту. Чем духовнее, тем проще.

– преданность, простота, альтруизм, прирожденная мудрость – обязательные явления духовности.

На протяжении всей истории России были духовные подвижники, мотивирующие людей к самосовершенствованию. Однако никто не достиг совершенства, даже те люди, которых мы называем духовными подвижниками. Их точный список никогда не будет полным и точным, так как для каждого духовный подвижник свой, но общепринятыми можно считать православных святых. Так же художники, литераторы, философы, музыканты и даже физики, к примеру, являются мощным стимулом к саморазвитию многих. Без них любая страна представляла бы собою огромное моральное «чудовище».

Для меня духовным подвижником является русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих. Её произведения, написанные в первой половине XX века, вошли в духовную и культурную жизнь России сравнительно недавно, но вызвало интерес у многих людей, не исключая меня.

Елена Ивановна Рерих родилась 12 февраля 1879 года в Санкт-Петербурге в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, внучатой племянницы великого фельдмаршала М.И. Кутузова. По линии матери Елена Ивановна приходилась дальней родственницей выдающемуся русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому.

С самого детства девочка проявляла глубокий интерес к литературе и языкам, уже к семи годам она могла писать и читать на трех языках. После окончания Мариинской гимназии и получения музыкального диплома она могла бы сделать блестящую карьеру пианистки, но жизнь распорядилась иначе.

В 1899 году в имении своей тети Елена Ивановна встречается со своим будущим мужем Николаем Константиновичем Рерихом. Тогда он был еще молодым и неизвестным художником, но позже Елена Ивановна становится его музой. Они не просто любили друг друга, их связывали не только узы брака, но и общность интересов, и духовная близость.

В августе 1902 года у них рождается сын Юрий, в будущем ученый-востоковед с мировым именем, а в октябре 1904 года – Святослав, будущий художник, мыслитель, общественный деятель.

Елена Ивановна Рерих была наставником всей семьи, вдохновлявшей всем духовными беседами, подтверждающими вечные истины. Но всё равно эта женщина была необычайно скромна, войдя в жизнь великого художника, она всегда оставалась в тени.

В 1916 году семья переезжает из Петербурга в Сортавалу (Финляндия) в связи с болезнью Н.К.Рериха, а в 1920 году – в Лондон, где Елена Ивановна начинает работу над книгами «Живая Этика», представляющей собой новую концепцию философской системы. Эти произведения создавались в тесном сотрудничестве с группой анонимных философов.

Осенью 1920 года вместе с мужем и детьми Е.И. Рерих выезжает в Нью-Йорк, где у Николая Константиновича были запланированы выставки по городам США.

В Америке под руководством удивительной четы Рерихов небольшая группа их сподвижников развернула широкую культурно-просветительскую деятельность. Ее результаты поражают: Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международный художественный центр «Corona Mundi». Эти учреждения – крупные культурные центры, влияние которых распространилось за пределы страны, став международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения были созданы не только для художников, но и для людей, желавших воплотить гуманистические идеалы. Елена Ивановна писала: «Радостно видеть, как в дни разрушения светлые души собираются во имя Культуры, стараясь сохранить огонь и дать радость творческого созидания и расширения сознания ищущим выхода из создавшегося умственного тупика, ведущего за собою и материальное бедствие». С 1924 по 1928 годы Елена Ивановна участвует в экспедиции, организованной её мужем по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии. В 1926 году в Монголии была опубликована её рукопись «Основы буддизма».

В этом же году увидела свет одна из книг Живой Этики – «Община».

В 1928 году, по возвращении из Центрально-Азиатской экспедиции, Рерихи поселяются в древней живописной долине Кулу в Западных Гималаях. Здесь они основывают Институт Гималайских исследований «Урусвати» – «Утренняя звезда». Е.И.Рерих избирается почетным вице-президентом этого уникального научного учреждения и принимает самое деятельное участие в организации его работы, но всё равно посвящает себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики – и продолжает вести эту работу до конца жизни. Являясь философией космической реальности, Живая Этика содержит в себе уникальную систему познания, основанную на общих и частных законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Эта система познания Живой Этики соответствует новому эволюционному витку развития человечества, когда на смену научному мышлению приходит космическое мироощущение. Название самой философии – Живая Этика – связывает человека и Космос в единую одухотворенную систему.

В январе 1948 года, вскоре после смерти мужа, Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем Рерихом покидает долину Кулу и после краткого пребывания в Дели и Кхандале поселяется в небольшом  городке Калимпонге на склонах Восточных Гималаев.

Е.И. Рерих всегда хотела вернуться в Россию. Ее обращения о возвращении на Родину, поданные в советское посольство, оставались без ответа. Такая же судьба постигла письма и прошения в адрес правительства. Не помогла и Академия художеств. Но, несмотря на все отказы, Елена Ивановна надеялась вернуться, довезти все собранные ею сокровища и хотя бы несколько лет поработать для Страны Лучшей – так она называла Россию. Надежда увидеть Россию не покидала ее до самых последних дней: «Не может быть, чтобы я не приехала. Я должна приехать!» – повторила она уже перед своим уходом. Но это возвращение так и не состоялось. 5 октября 1955 года Елена Ивановна Рерих ушла из жизни.

Чем больше проходит времени и чем глубже мы проникаем в духовно-философское наследие выдающегося русского философа Елены Ивановны Рерих, тем ясней становится величие сделанного ею для эволюции планеты и всего человечества.

Для меня саморазвитием является в первую очередь воспитание культуры чувств. Я считаю, что в это понятие включаются, разумеется, Божьи заповеди, а также Этика. Если бы каждый человек был культурно воспитан, то мы бы не слышали об убийствах, воровстве, насилии, предательствах и т.п. В таком случае стране не нужна была полиция, судебная система, а значит, больше денег государство выделяло бы, например, на образовательную систему. Таким образом, общество бы бесконечно развивалось, жили бы мы в любви и гармонии. Но эта мысль может показаться утопичной.

Так зачем нужны духовные подвижники, если в самосовершенствовании нет смысла? Если мы никогда не добьемся идеального общества? Я считаю, что сложные взаимоотношения в социуме некоторых людей заставляет совершать преступления или просто злиться на окружающий мир. Но других – умных и здравомыслящих людей – это заставляет менять себя, менять мир. Этим и занимались духовные подвижники на протяжении истории планеты.

По моему мнению, каждый преподаватель также, в некотором роде, духовной подвижник. Учителя наставляют своих учеников на истинный путь, подсказывая молодому неопытному поколению в каком направлении нужно двигаться, чтобы быть уважаемым человеком, нужной ячейкой общества, а не бесполезным грузом социума.

Но бесконечное стремление к совершенству не подходит всем. Это для сильных, упорных, терпеливых и стойких людей. Для тех, кто никогда не сдаётся. А таких, к сожалению, не так много. Именно они являются двигателем процесса – тем, что держат общество на плаву, закрывая ему пути к деградации.

Человечество забыло о своей эволюционной роли преобразователя. Большая часть современного общества живет согласно правилу «здесь и сейчас», не задумываясь о будущих поколениях и дальнейшей судьбе планеты. Я бы сказала, что социум находится в состоянии духовного голодания, от чего и страдает. Я считаю, что нужно вернуться к учениям духовных подвижников, которые посвятили свою жизнь спасению общества, чтобы изменить ситуацию.

 

 Духовные подвижники России нас вдохновляют на все времена

Павлова Нина

8 класс, физико-математический лицей № 239 Санкт-Петербурга

Рук.: Грачева О.Ю.

 

Жизнь семьи Рерихов... Да… вот это тема для сочинения!.. Писать сочинения мне никогда не удавалось. Преобразуя некоторые статьи из Интернета, «тройку» получить было реально, но здесь я совершенно не представляла, как начать сочинение, о чём и в какой последовательности рассказывать, а главное – чем закончить. Но не это главное. Прочитанные статьи были листов по пять машинописного текста, и их никак не удавалось замаскировать под свои, а выдёргивать кусками было сложно. Смысл терялся.

Так ничего и не придумав, я решила прогулять урок литературы. Немного погодя меня стала грызть совесть. Непонятно, как я буду объяснять то, что явилась только ко второму уроку. Справки у меня нет, записки от родителей тоже. Стопроцентно станет ясно, что это прогул. Тут уж и родителей в школу могут вызвать. Это последнее, чего бы мне хотелось. Я решила, чтобы так рисковать, нужно получить знак свыше. Знаком свыше стала пятирублёвая монетка. Орёл – прогуливаю, решка – не прогуливаю. Нет, наоборот, решка чаще выпадает. Я подкинула монетку и... Не поймала. Монетка упала и отскочила вправо от меня. Куда именно мешал понять капюшон. Подкидывать монетки на ходу – определённо плохая идея, нужно было остановиться.

– Мир и любовь вашему дому, – оказалось, монетка укатилась под ноги какой-то старушке. Из тех, что собирают подаяния у станций метро и... церквей. Точно, я стояла у ворот церкви. Понятно, откуда старушка взялась. Эх, пропала моя судьба, не отбирать же монетку в самом деле.

Мне не было дано знака свыше. В тот момент даже посещение Собора показалось мне интересным занятием, куда интереснее какого-то там урока литературы. На самом деле это конечно был абсурд. В Бога я не особо верила, молитвы не знала ни одной, а из Святых только ту, именем которой меня крестили, но такое уж было имя, что вряд ли здесь нашлась бы её икона. И тем не менее, я решила зайти.

Внутри пахло ладаном. Шла служба. Слушать её мне показалось смешным, всё равно это ничего не даст, стоять без дела вообще глупо, а слоняться из угла в угол и разглядывать иконы неприлично, поэтому я решила купить свечу и поставить наобум, любому Святому. Выбрав наиболее мне симпатичного, я зажгла свечу и воткнула в подсвечник. Человек на иконе как-то внушал доверие, а ещё он был седой и со свитком. И глаза у него были такие спокойные и добрые. Одним словом, он мне очень понравился.

Обычно у них что-нибудь просят... Ну, здоровья там, богатства, любви... Смотря кому они покровительствуют. А может попросить помощи в написании сочинения? Ну а что, вдруг сработает? Додумать я не успела, вспыхнула и погасла лампадка. Это было странно. Надо бы узнать, кому и за что я поставила свечу, а то выяснится, что это какой-нибудь покровитель исправившихся грабителей, и он мне таким образом своё недовольство выразил. Женщина, торгующая в церковной лавке, объяснила, что это Сергий Радонежский. Величайший подвижник земли русской. Он покровительствует учащимся. В детстве у него самого с освоением грамоты плохо было. Вот тебе и знак.

Я пулей вылетела из церкви. Ну не люблю таких совпадений. А вообще-то даже забавно. Так угадать. Поняв, что на уроках мне уже не усидеть, я решила поехать домой и узнать побольше, прибегнув к лучшему, на мой взгляд, информационному ресурсу.

Поисковик предоставил мне огромное количество ссылок. Я узнала, что при рождении было дано Сергию Радонежскому имя Варфоломей. Что был он самым младшим в семье. Грамота ему давалась тяжелее всего, поэтому, встретив однажды мудрого старца, попросил он у него помощи в этом многотрудном деле. Но более всего меня заинтересовала статья о Сергии Радонежском в видениях Елены Рерих. Рерих! Ну надо же какое совпадение. Чтобы именно Елена Рерих увидела Сергия Радонежского в своих снах. Чтобы именно он, Светлый Старец, как она его назвала, поспешил к ней на помощь. Именно эти сны подтолкнули её к духовным поискам. К тому, что она, благодаря своему пророческому дару и необыкновенной духовной силе, нашла и передала миру учение, помогающее раскрыть высшие центры сознания... Для того, чтобы принести это людям, она с мужем отправилась в опасные экспедиции. И не смогли многочисленные враги помешать им...

Вот что называется "хотела знак свыше – получи знак свыше". Похоже, я всё-таки напишу сочинение, даже сама, даже прямо сейчас. Даже успею в школу к шестому уроку. Не литература, конечно, но можно и на перемене сдать…

 

Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин

Корженевский Роман

5 класс, школа № 294 Санкт-Петербурга

Рук.: Раткевич Т.А.

Где вы, былинные герои, спасители родной земли?

В бою проливши много крови, вы в пашню русскую легли...
За ваши ратные победы в сраженьях с кочевым соседом,
С французом, турком, немцем, шведом,
За то, что живы мы и дома – вас чтим мы с искренним поклоном.
Вы – гордость русского народа, его былинный, чудный сказ!
Вовек не будет перевода богатырям! Мы славим вас!

Евгений Кедров

 

Колыбельные, чтение книжек мамой и папой, старые мультфильмы, и среди всего этого детского счастья – старинные киноленты «Василиса Прекрасная», «Финист Ясный сокол», «Кащей Бессмертный» и литературные памятники русской истории – былины о русских богатырях Святогоре, Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, Вольге Святославовиче и Микуле Селяниновиче, о гусляре Садко, о купце черниговском Ставре Годиныче и многих витязях, защищавших свободу Руси на полях сражений... Наслушаешься – и засыпаешь, воображая и себя среди ратников. А сколько бумаги и карандашей изведено на рисунки! Попробуй нарисовать дух сражений, блеск доспехов, лязганье сечи... Да и сам ты чем не воин из новгородской дружины, чем не богатырь – бесстрашный и могучий, под стать предводителям? Ведь когда ты мальчишка семи лет, тебе всё нипочём! И подушку я мну под микитки, как Алёша Попович – Змея-Тугарина. И пересвистать Соловья Разбойника – ерунда, (пока мама не слышит). А уж Змей-пылесос-Горыныч против моего меча и пяти минут не выстоит!

Правда, когда я начал сам и много читать, я понял, что былины и прославляемые герои – это не только мальчишеская игра, не только интересный отдых. Ведь богатырь – это сильный человек, но – справедливый. Он беспощаден в бою, но всегда – на стороне слабого и обиженного. Иногда и в нашей мальчишеской жизни умение не струсить ни в драке, ни у доски – это тоже немного геройский поступок. А желание поступить по справедливости, вступиться за девочку или просто более беззащитного – это уже и вызов, проявление характера и силы воли. Так легко остаться в стороне, сказать себе, что это не твоё дело, что ты не присутствовал при ссоре и не знаешь подробностей. Но ведь Илья Муромец тем и знаменит, что и собственные недуги его не сломили, и чужую боль и беду он воспринимал как свою. И Микуле Селяниновиче проще и роднее было землю пахать, хлеба растить, но не только могучие руки крепко держали плуг, но и большое сердце стремилось защитить поруганных, обездоленных, беззащитных! А балагур и красавец Алёша Попович не от нужды в дружину княжескую подался. Чувствовал Алёша, что ловкость его природная да смекалка могут принести ему славу, а людям пользу в деле ратном, в деле опасном и смертельном.

От сохи, от межи пахотной, от сострадания и любви к люду русскому – полшага до самого главного в характерах богатырей. Герои былин преданы Родине, являются слугами государства. В любую непогоду они – на страже русских границ, на страже интересов Руси. И ни посулы врагов, ни раны, ни угрозы гибели собственной семьи не заставят богатыря забыть долг, нарушить собственное, самому себе данное обещание защищать, быть верным, служить до последней капли крови своему народу.

«Бьёт Илья Муромец басурман да приговаривает:

Сами не ходите и своим детям-внукам закажите ходить воевать на Русь Великую во веки веков» (Илья Муромец и Калин-царь).

У богатырей надо учиться бесстрашию – умению стоять против тысяч несметных орд, против колдовских чар, против нечисти. Пусть кажутся мне сегодня ненастоящими кикиморы, Баба Яга, лешаки и ведьмы! Ведь важно, что недобрые их помыслы и помощь злому делу не могут сбить богатыря с выбранной дороги, не могут сломить его убеждение, что кровь проливает свою он за правое дело.

Вот и на всем известной картине В.Васнецова «Богатыри» я вижу, что это – одна команда, люди, близкие по силе, по общей задаче и по духу. Как не поучиться у богатырей взаимовыручке, желанию всегда прийти на помощь товарищу, даже если и пробежала между ними в дружбе «черная кошка». «Сам погибай, а товарища выручай!» – эта пословица родилась не для красного словца. Это – былинный девиз для общей победы. Конечно, собственная жизнь бесценна. Но важно не только самому выжить, но и быть благородным, ценить жизнь, способности и таланты товарища, оказать поддержку. Только в этом случае богатырь мог быть спокоен: и он не будет брошен в беде. Таков и «Богатырь» М.Врубеля. Он словно сошёл со страниц былин: уравновешенный, мудрый, многое повидавший в жизни человек, за которым и жизненный опыт. Он не одинок на страже Родины, рядом – надёжные соратники. И сегодня он готов идти в бой, а завтра – за оралом.

Нескорое течение былинных сказов, певучесть языка, красочные иллюстрации – так и хочется оказаться в гуще воображаемых событий. Разве можно не гордиться нашими русскими богатырями! Разве не хочется самому быть на них похожим!

Отголоски русских былин я вижу и в реальных исторических сражениях. Дмитрий Донской и Александр Невский, воеводы и дружинники Новгорода и Пскова, Владимира и Ярославля, Суздаля и Рязани – чем не герои, о которых Баян может сложить новые песни. Сложно даже отделить литературного героя от героя настоящего. Ведь так правильно и понятно, что три былинных богатыря служат настоящему русскому князю. И я даже считаю, что любой былинный богатырь наделен чертами многих в самом деле живших русских витязей.

Мы растём и узнаём о свершениях Петра Великого, непобедимого Суворова, несгибаемого Кутузова, героев Великой Отечественной и покорителей небес. «Не переведутся богатыри на Руси век по веку», – говаривал Илья Муромец. А значит, есть, кем гордиться и на кого равняться!

Мальчишки по ночам мечтают

И в мир сказаний уплывают...

В доспехах здесь былин герои!

Их подвиги легенд достойны,

Тверда рука, могуча стать.

И мы хотим такими стать!

За дом родной и наших мам

Не поздоровится врагам!

Есть цель у нас, отваги – с лишком!

Мечтают по ночам мальчишки...

Корженевский Роман

 

Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин

Берест Полина

5-В класс, школа № 634

Рук.: Тараканова Г.В.

 

Как по полю по бескрайнему
Пролетел-пронёсся на коне златогривом
Богатырь – защитник Руси-матушки.
Кольчуга на нём поблёскивает,
Лучи солнца в ней поигрывают,
Невидимым врагам глаза пощипывают.
С ним всегда его друзья-помощники,
Друзья верные, проверенные:
То колчан со стрелами быстрыми,
Да палица булатная,
Да меч-кладенец побеждающий.
На голове его могучей, гордо поднятой,
Шлем, как купол церкви, поигрывает:
Солнце в нём переливается,
Дух Руси в нём заключается.
Конь под ним лохматый буйно-нравный похрипывает,
Рвется на простор-волю на русскую...

 (Полина Берест)

Да и как не возникнуть богатырю на земле русской, когда здесь столько бескрайних полей, где можно разгуляться силушке богатырской, и лесов для злодеев разных. Условия природы русской, богатство земли, сказочность лесов и их непроходимая дремучесть – все это должно было породить и самих богатырей былинных и силу богатырскую.

Для меня главное в богатыре – это Сила во всех ее проявлениях: сила физическая, умение защищать и побеждать; сила внутренняя, спокойная уверенность, когда враг сам сбегает, не вступив в бой; сила духа – умение переносить все невзгоды, неприятности. Из былин мы знаем, что богатырь мог попасть в плен, быть связанным, оказаться один против огромных полчищ неприятеля, но всегда находил выход из любой ситуации.

И от этой же Силы и доброта. Доброта к простым людям, старикам, детям и даже к врагам своим.

И от нее же – скромность, бедность и какая-то простота в повседневной жизни.

Богатыри всегда были на стороне Добра, были его защитниками. И какой бы образ не принимало Зло – змея ли трёхголового, Соловья ли Разбойника, полчищ ли татаро-монгольских – богатыри готовы сразиться с ним и победить.

Мне кажется, что не перевелись на земле Русской богатыри. Просто изменились сказания о них.

В каждую эпоху возникает свой образ героев, носителей Силы и духа. Ну чем не богатырь Петр I? И статью, и подвигами своими его можно тоже причислить к богатырям. А полководец Александр Суворов хоть и был ростом мал, но тем значительнее его подвиг: из маленького, болезненного мальчика он смог стать непобедимым полководцем, от одного только имени, которого трепетали все его враги!

История хранит множество имен богатырей-защитников земли Русской. Как много они сделали для России! Сколько раз выручали простых людей из беды! Среди людей, которых я бы назвала богатырями и Александр Невский, и Дмитрий Донской со дружинами, и Кутузов, спасший Россию от ига Наполеона.

Менялись времена, с развитием науки и техники менялись люди, одежда, оружие, быт людей и их язык. И вот богатырь все в том же поле бескрайнем многострадальном уже не на коне скачет, а на танке едет бронёном. Гусеницы у танка пощелкивают, мотор в танке зловеще порыкивает. Богатырь русский в шлеме, но уже танкистском, внутри сидит, на врагов непрошеных в прицел поглядывает.

Ведь разве среди тех людей, которые защищали нашу Родину от фашистов, не видно богатырей, только одетых по-другому? Ведь они были такие же бесстрашные, сильные и добрые. И сражались они со Злом уже и на воде, и под водой и в небе. И не перевелись, а разрослись богатыри на земле Русской, и так их много стало, что всех и не перечислишь, о каждом песнь не споешь. И даже города героями стали – так много в них было богатырских защитников.

В нашем техническом мире давно не складывают былин о героях. О них теперь можно прочитать статьи в газетах и журналах, прочитать рассказы, посмотреть фильмы. Зло в наше время стало хитрее, не всегда с дубиною приходит. И богатыри в наше время не только воины, но те люди, у кого хватает Силы противостоять Злу в любом образе. Истинного богатыря всегда можно различить по Силе, от него исходящей, по подвигам, им совершенным.

 

 День Культуры как форма, объединяющая людей доброй воли в деле охранения и защиты культурных ценностей, вдохновляет к творческой деятельности и педагогов, и детей, и родителей.

 

Творчество родителей ко Дню Культуры
Стихотворение Тиккоевой Ольги Николаевны на тему
«Через Искусство имеем Свет»

«Бог есть Свет»

Проповедь ап. Иоанна

Вижу ли я картину в музее

Или на скрипке играю сонет -

Даже вздохнуть от восторга не смею:

Через Искусство имеем Свет.

Книгу читаю: роман или сказку,

Рифму ищу - нахожу или нет,

Небо рисую лазоревой краской -

Через Искусство имеем Свет.

Еду в деревню: окошки резные,

Церкви заброшенной купол и крест,

Куклы из глины, горшки расписные -

Через Искусство имеем Свет.

Город мой милый! Дворцы и фонтаны,

Скверы и парки, и Невский проспект,

Площади, улицы, замки и храмы -

Через Искусство имеем Свет.

Мчится Земля всё быстрей и быстрее

Через скопленья миров и планет.

Будут бессмертны шедевры, я верю!

Через Искусство имеем Свет!

 


Педагогика Культуры № 15 (2012)

Метки: Рубрика: Творчество юных

Печать E-mail

Просмотров: 3722