Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Халилова Алина

Будем вместе жизнь творить по законам красоты

Халилова Алина,

9 класс, школа № 407 Санкт-Петербурга

Творческая работа ко Дню Культуры 15 апреля 2021 года

под девизом: «Объединим сердца в хоровод согласия»

 

«Сам того не ведая, человек творит свою жизнь по законам красоты даже в пору самой глубокой безысходности», – сказал Милан Кундера в своём романе «Невыносимая лёгкость бытия». Что есть красота и каково её место в нашей жизни? Многие люди искусства задумывались над этим вопросом, а как часто задумываемся мы? Человек ежедневно сталкивается с понятием красоты на бытовом уровне, но я хотела бы поговорить о том возвышенном, более глубоком смысле, который вкладывают в это понятие великие мыслители.

Для немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера в слове «красота» отражалась и нравственность, и познание, и предназначение человека на Земле. Понятно, что речь идёт вовсе не о внешней эстетике. Красота, о которой рассуждал Шиллер – гораздо более широкая категория. Стремление к духовным идеалам, внутреннему совершенствованию – вот то, в чём она по-настоящему проявляется, а искусство – лучший и, возможно, единственный способ изобразить её через символы, образы, цвета и движения. В «Письмах об эстетическом воспитании человека» Шиллер философски исследует природу искусства и красоты, их взаимосвязь. «Красота должна раскрыться как необходимое условие человечности», – пишет он. В дальнейшем эту мысль выскажет и Фёдор Михайлович Достоевский. Обратимся теперь к его творчеству.

 «Красота спасёт мир», – каждый из нас хоть раз в жизни слышал эту фразу. Её произносит один из героев романа «Идиот». Но мы не находим в произведении этой спасительной красоты: ни внешней, ни внутренней. Казалось бы, князь Мышкин – вот он, образец душевного благолепия! Однако герой ослеплён своей абсолютной добродетелью. Он не видит амбивалентности красоты, которая может одновременно быть нравственным идеалом и ужасной, разрушающей силой, как красота Настасьи Филипповны, в которую он влюблён. Истоки двойственности красоты – в нечистоте человеческого сердца, считал писатель. Эта мысль находит отражение и в романе «Братья Карамазовы». Дмитрий Карамазов произносит: «Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой». В этом произведении идея о красоте как о содомском идеале достигает своего апогея. Со временем понятие красоты оскверняется, идеал мадонны коррозирует. Выход из этой ситуации Достоевский видит в духовном преображении личности.

Итак, мы подобрались к одной из центральных проблем общества любого времени – к проблеме эстетического воспитания. Эстетическое развитие человека подразумевает под собой формирование творческой личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Конечно, главную роль здесь играют труд и искусство. Труд облагораживает человека. «Радость труда <…> немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создаёт. Радость труда – красота бытия», – говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Искусство же – это душа человечества, в искусстве заложены все те чувства, которые человек пытается передать миру. Приобщение к культурному наследию есть нечто большее, чем просто расширение кругозора. Это духовное обогащение, воспитание эстетического вкуса и развитие творческого потенциала. Искусство позволяет прочувствовать отдельное событие или целую эпоху, проникнуть в сознание одного человека или всего народа. Разумеется, в искусстве отражены все те вечные идеалы, вся та чистая красота, которую вкладывали в свои шедевры творцы, а мы впитываем её с раннего детства. Тем самым у нас уже на подсознательном уровне закладываются представления об истинной красоте. Именно поэтому искусство так важно как для отдельной личности, так и для всего общества в целом.

Многим людям известны так называемые законы красоты. В искусстве это композиция, пропорции, ритм и симметрия. Все они служат для создания гармонии – согласия, соразмерности и соподчинения частей целого. В реальной жизни гармония важна не меньше, чем в искусстве. Невольное стремление человека к красоте становится путеводной нитью в лабиринте жизни. Но эту нить легко оборвать или потерять, поэтому необходимо следовать законам красоты осознанно, всегда помнить, почему ты избрал этот путь и как важно с него не сбиться. А произведения известных писателей и художников в этом помогут.

Так как мы понимаем под красотой некий нравственный абсолют, то и законы её есть законы морали. Они существуют в любой культуре, в любой религии. Человечество на протяжении всего своего существования пыталось определить мораль, выразить её через определённые формулы. Это и библейские заповеди, и законы египетской «Книги мёртвых», а также носящие юридически-правовой характер светские нормы. Но опираться только на них нельзя: в религиозных заповедях содержатся лишь обобщённые предписания, которых бывает мало, чтобы руководствоваться ими в сложных жизненных обстоятельствах, а в законах попросту не содержится множество тех моральных принципов, которые могут нам пригодиться. К тому же человек не в силах (или пока не в силах) сформулировать универсальные правила и найти абсолютную истину, ведь нравственные законы разных культур отличаются друг от друга, а древние нормы устаревают. Поэтому необходимо стараться мыслить критически, а когда холодный рассудок не помогает, следовать велению сердца, позволить семени красоты, посеянному в душе каждого из нас ещё в детстве, прорасти.

Как красива душа ребёнка! Дитя не обладает ещё ни опытом, ни достаточным багажом знаний, а уже проявляет заботу, сострадание, доброту, иногда заставляя взрослого смутиться. Детская искренность, неспособность к лицемерию и корысти – это те качества, которые нам стоит сохранить на всю жизнь. Эта мысль нередко прослеживается в произведениях литературы. Самым ярким примером может послужить философская сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. На первый взгляд, символом красоты в сказке является роза, растущая на планете главного героя. Но уже после разговора с Лисом принц понимает, что красота лишь тогда становится прекрасной, когда наполняется смыслом, содержанием. «Красота в глазах смотрящего», – сказал когда-то Оскар Уайльд. В данном случае по-настоящему, душевно красив сам Маленький принц, этот наивный, но в то же время мудрый ребёнок. Тот огонёк, который ещё не угас в его душе, позволяет ему видеть людей насквозь. Из всех тех, кого герой встретил во время своего путешествия, ему понравился лишь добрый фонарщик – он единственный делал что-то не для себя, а для других. Маленький принц олицетворяет детство с характерными для этого периода душевной простотой, искренностью и проницательностью.

Можно долго рассуждать о понятии красоты, но что, если всё намного проще? Если истинную красоту мы постигаем ещё в детстве, когда спасаем жучка, упавшего в воду, берём на себя вину друга или просто счастливые бегаем под дождём, ловя языком его холодные капли? И всё, что нам нужно сделать – это сохранить внутренний свет, не утратить чувствительность и непосредственность ребёнка, продолжать жить и творить по вечным, таким сложным, но в то же время таким простым законам красоты.

 


Метки: Рубрика: Творчество юных, Халилова А.

Печать E-mail

Просмотров: 799