Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

специалист информационно-библиотечного центра

Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Гуманистическая миссия Пакта Рериха:
образовательно-воспитательный аспект
(к 85-летию Пакта Рериха)

PDF-версия

Аннотация: Основополагающие идеи Пакта Рериха – миротворческие, гуманистические, воспитательные – становятся основой творчества педагогов и школьников и способствуют решению задач образования.

The fundamental ideas of the Roerich Pact – peacemaking, humanistic, educational-become the basis of creativity of teachers and students and contribute to the solution of educational problems.

Ключевые слова: Пакт Рериха, Знамя Мира, культурные ценности, День Культуры, творчество педагогов и школьников.

The Roerich Pact, banner of peace, cultural values, day of culture, creativity of teachers and students.

 

 

В 2020 году мировая общественность отмечает 85-летнюю годовщину со дня подписания Пакта Рериха – первого международного договора, предусматривающего защиту исторических памятников, объектов культуры, науки и образования и их персонала как в мирное время, так и во время вооруженных конфликтов. Пакт был инициирован великим русским художником, ученым, мыслителем, путешественником и общественным деятелем Николаем Рерихом и подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями 21 страны. В послевоенные годы основные его положения нашли отражение в правовых документах ЮНЕСКО, в частности, в материалах Гаагской конвенции 1954 года – международном договоре, получившем широкое распространение во всем мире. Тем не менее, современная ситуация с сохранением культурного наследия в нашей стране и мире заставляет вновь обратиться к замыслу Н.К.Рериха, продумывавшему все аспекты защиты культурных ценностей, в том числе педагогический.

Исследователи философско-художественного творчества Николая Константиновича Рериха обращают внимание на то, что Рерих интуитивно предугадал необходимость тех перемен, которые происходят сегодня во всем мире. Он писал о возрастании роли культуры в духовном развитии человечества, показывая те отрицательные последствия, которые могут возникнуть в обществе, пренебрегающем духовными ценностями и культурным наследием. Он обращал внимание на единство Земли и Космоса, предупреждал об опасности экологического кризиса, разрыва гармонических отношений с природой [1, с.112]. Н.К. Рерих верил в безграничные возможности творческого развития человека, развития его способностей, увеличения потенциала психической энергии, раздвигающей представления о пределах человеческих возможностей [2].

Культурологическая концепция Н.К. Рериха представляет собой универсальную модель культуры. Интерес к идеям и творчеству Н.К. Рериха сегодня объясняется тем, что он создал уникальную модель и стратегию преображения действительности и самого человека. В его концепции человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию. Центральное место в концепции культуры Н.К. Рериха занимает категория красоты, рассматриваемая с позиций космизма [3].

Понимая культуру как почитание света, творческого огня, как синтез Знания и Красоты, как определяющее начало развития общества и каждого человека, Рерих видел в ней спасение от разрушений и войн и основу для лучшего будущего, считая культуру профилактикой всех бед человечества. Он писал: «Истинная эволюция совершается лишь на основах Знания и Красоты. Лишь ценности Культуры дадут разрешение труднейшим житейским проблемам. Лишь во имя ценностей Культуры человечество может преуспевать. В самом корне этого священного для нас понятия заключено все почитание Света, все служение Благу. Именно понятие Культуры предполагает не отвлеченность, не холодную абстракцию, но действенность творчества, оно живет понятием неустанного подвига жизни, просвещенным трудом, творением. Не для нас самих, ибо мы уже это знаем, но для подрастающих поколений повторим, что во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где вырастала традиция почитания Культуры» [5, с. 72]. «Знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его. Устремление к Красоте будет ключом к нему. Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу. Знание это рассыпано во всех Великих Учениях, дававшихся миру. Знание это разлито в каждом проявлении Космоса, и, лишь разучившись наблюдать космические явления, люди утеряли ключ ко многим тайнам Бытия, которые могли дать им понимание причин всех ныне происходящих бедствий» [4, с. 38]

Идеи Н.К. Рериха о гуманистической направленности культуры органично соединялись с необходимостью создания Пакта об охране культурных сокровищ. «Пакт для Защиты Культурных Сокровищ нужен не только как официальный орган, как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества» [5, с. 271].

Несмотря на многочисленные научные исследования, посвященные разнообразным граням творчества Николая Рериха, «Пакт Рериха до сих пор не осмыслен ни философски, ни духовно», – отмечала исследователь творчества семьи Рерихов, директор общественного Музея имени Н.К.Рериха, видный ученый Л.В. Шапошникова. «Пакт Рериха – это целое явление, связанное с эволюцией человечества. В нем существует несколько уровней: эволюционный и исторический, земной и космический, философский и политический. И в нем, как в фокусе, сошлись все основные линии, связанные с развитием человеческого общества. Пакт Рериха это не только слова, написанные на бумаге. Это, прежде всего, действие, направленное на защиту Культуры от невежества и разрушения. Символизируя собой связь времен, Пакт как бы закрепляет своими параграфами ту культурную преемственность, без которой не может существовать эволюция человечества как космическое явление» [6].

О том, «насколько удобоисполнима гуманитарная задача Пакта», Рерих пишет: «Если Пакт не только помешает, но прекратит военные действия, то это будет лишь его несомненной заслугой. Ведь весь мир только и думает о прекращении смерто- и братоубийственных столкновений! Люди глубоко понимают, что материальный кризис не может быть превращен в благосостояние одними декретами. Ведь сердце человеческое должно согласиться на разоружение и сотрудничество. И в этом общечеловеческом постулате все, что напоминает об истинной культуре духа, о творчестве, о строительстве, должно быть обережено и утверждено. Мы имели многие тысячи сочувственных Пакту отзывов от высоких представителей человечества, от государственных и образовательных учреждений. Организации со многими миллионами членов почтили проект Пакта единодушными восторженными резолюциями» [5, с. 112].

Приветственные слова в адрес Пакта писал лауреат Нобелевской премии, бельгийский писатель Морис Метерлинк: «Всем сердцем я присоединяюсь к подписывающим Пакт Рериха. Объединимся вокруг этого благородного идеала всеми нашими моральными силами» [5, с. 257]. Рабиндранат Тагор, индийский писатель, поэт и художник, общественный деятель, также лауреат Нобелевской премии, назвал «великою гуманитарною работою во благо всех народов» Пакт Мира с его знаменем для защиты культурных сокровищ: «Он будет иметь огромные последствия на культурную гармонию народов» [5, с. 75]. Министр народного просвещения китайского Нанкинского правительства в своем приветственном слове писал: «Пакт представляет собою неисчислимо гуманитарную ценность, ибо сокровища искусства являются мировым достоянием и принадлежат не одной стране. Сожалею лишь о том, что об этом не было помыслено ранее» [5, с. 260].

За строками параграфов Пакта стоит обширное литературное наследие Н.К.Рериха; анализ его очерков, посвященных вопросам сохранения культурного наследия, позволяет говорить об их программном характере. Пакт послужил основой международного движения за сохранение культурного наследия, с ним связывается целевая программа действий мировой общественности.

В истории общественного движения за сохранение культурного наследия Пакт сыграл решающую роль, став идейной платформой для последующих общественных инициатив. Принципы Пакта разделяются международным сообществом, которое в своей деятельности ориентировано на сохранение и осуществление преемственности непреходящих ценностей, воспитание молодого поколения в ценностных ориентирах [7].

В связи с этим представляется необходимым сосредоточить внимание на расширении сферы понимания гуманистических и воспитательных идей Пакта Рериха, актуализации к ним научного интереса, что диктуется и практическими задачами в области педагогики [8].

Пакту Рериха и его идеям посвящены диссертации и международные научные конференции, крупные выставочные проекты и ежегодные мероприятия по проведению праздника Дня Культуры, ставшего традицией в системе образования, о чем речь пойдет ниже.

Международные конференции, посвященные Пакту Рериха, проходили в Москве в юбилейные годы – 1995, 2005, 2010 и были организованы Международным Центром Рерихов. В последующем сотрудники этой общественной организации создали масштабный международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» [9], основанный на главной идее Пакта «Мир через Культуру». Проведены сотни выставок данного проекта в десятках стран мира и более чем в ста городах России. Выставку посетили сотни тысяч человек. В рамках проекта проводятся лекции, семинары, круглые столы, демонстрации научно-популярных фильмов, посвященных проблемам защиты культурного наследия в мирное и военное время. Широко используются репродукции картин Н.К.Рериха, которые создавались художником в период подготовки подписания Пакта как образное дополнение к тем гуманистическим идеям, заложенным в нем, оказывающих мощное воздействие на сознание людей благодаря гениальному таланту художника. В настоящее время число мероприятий по проведению выставки постоянно растет, что свидетельствует о возрастающем интересе к миротворческим идеям, выраженным в Пакте Рериха. Известно, что к 85-летней дате Пакта Рериха планируются юбилейные мероприятия в России и за рубежом. Так, в городе Наумбурге (Заале, Германия) в апреле 2020 года состоится Международная конференция, посвященная идеям Пакта Рериха, «Охрана культурного наследия – дело всенародное».

Идеи Пакта Рериха стали центральной частью выставки «Воспитание человека культуры: связь эпох», открытой в октябре 2019 года в музее Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) и приуроченной к юбилейным датам семьи Рерихов.

Пакт Рериха и его символ – Знамя Мира, в котором содержатся «все устои Культуры» [10, с. 329], несут главную, основополагающую идею: охраняя материальные ценности культуры, ограждать ценности гения человеческого, тем самым сохраняя духовное здоровье общества и каждого человека, жизнь всей планеты.

Выдвигая воспитательную идею Пакта, Николай Рерих с самого начала подчеркивал его главные, принципиальные положения: «Теперь человечество… предполагает спасать в подземных хранилищах, в пещерах свое достояние. Но Знамя Мира именно говорит о принципе… – не прикасайся – не оскорби разрушительным прикосновением Сокровища Мира» [11, с. 203 ].

Именно в этой задаче – воспитании в подрастающем поколении уважения к культурным ценностям, которыми живо человечество, заключается педагогическая функция Пакта, наряду с другими, которые выделяют ученые: гуманистической, законотворческой, просветительской, охранительной, миротворческой и др. [12].

 Основополагающие идеи, заложенные в Пакте Рериха и тесно связанные между собой, это: идея о приоритете Культуры в жизни отдельного человека и всего общества, идея «Мир через Культуру» – мир на Земле может быть достигнут именно через Культуру и идея об общественной защите Культуры [13].

Символом Пакта об охране ценностей культуры стало Знамя Мира (Знак Культуры). Существует немало толкований этой символики. Николай Константинович пояснял: «Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения… Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства» [14, с.140]. Разъясняя значение Знака, Рерих писал: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединенное кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры» [11, с.202].

 Главная цель Знамени Мира, – писала Елена Ивановна Рерих, которая внесла своим трудом огромный личный вклад в движение Культуры, – это «объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания» [15, с.276]. «Многие, вернее, множества, не отдают себе отчета в неотложности не только принятия, но и в поднятии Знамени Мира для внедрения в сознание народа и грядущих поколений великого значения охраны Сокровищ Культуры для всей мировой эволюции. Без охраны достижений Культуры человечество вернется к временам варварства худшего вида, ибо будет обладать всеми разрушительными средствами…» [16, с. 74].

Называя Знамя Мира Знаком спасения, используя яркий, образный язык с целью доходчивости, призывая людей доброй воли к важнейшим, определяющим будущее действиям, Е.И.Рерих писала: «Знамя Мира, как Маяк в бурю. И посев Культуры, как противоядие» [10, с.340 ].

Николай Рерих утверждал, что жизнь подсказывает, «насколько неотложно должно быть начато распространение сущности Пакта и Знака его в сознании народов. Ведь тем самым укрепится и обновится понимание исторических основ и созидательного прогресса. А такая строительная задача в отношении молодого поколения является поверх всего ближайшей обязанностью каждого образовательного деятеля и воспитателя» [5, с. 91].

Для претворения в жизнь и реализации идей Пакта Рериха в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный День Культуры, идея которого принадлежит также Николаю Рериху. Он писал: «Будем же утверждать и всемирный День Культуры, когда во всех храмах, во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» [5, с. 221]. «Вводя в школах День Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [17, с.255 ].

Традиция проведения ежегодного Дня Культуры, приуроченного к 15 апреля – дате подписания Пакта Рериха, получила свое развитие в 90-е годы XX столетия, и сегодня идея организации этого торжественного школьного праздника широко распространилась среди педагогов России, а также за рубежом. Собран большой материал о том, как многообразно проявляют свое творчество и самоотверженно трудятся педагоги-энтузиасты везде, где подхвачена эта идея, и как вместе со школьниками и общественностью они утверждают (на фоне немалых трудностей и социальных проблем) идеи гуманизма непосредственно в самой жизни. Известен, например, замечательный опыт работы по продвижению идей Пакта Культуры в Твери, Ярославле, Перми, Екатеринбурге, Волгограде, Уфе, регионах Сибири, в городах и сельской местности. «В истории Культуры день 15 апреля останется как вещественное доказательство действенной заботы об истинных ценностях человечества», – предвидя будущее, писал Рерих [5, с. 257].

В Санкт-Петербурге этот праздник имеет уже двадцатилетнюю историю и обладает своими организационными особенностями. В литературе [18], в материалах сайтов «День Культуры» и «Педагогика Культуры» приводится описание опыта организации Дня Культуры и дается определение целей, задач, а также некоторых сторон этой большой и ответственной работы, осуществляемой совместными усилиями многих педагогических коллективов, организаций и отдельных творческих личностей.

Основной целью школьного Дня Культуры, праздника, который проводится под Знаменем Мира 15 апреля (в день подписания Пакта Рериха), является установление традиции единения людей – творческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества. «Школьники от малых лет должны твердо помнить, что там, где знамя-хранитель человеческих сокровищ, там должно быть приложено особое обережение, особая забота о достоинстве и дружеское сотрудничество во Благо» [17, с.251 ].

Как проходит этот День? По замыслу его вдохновителя, Н.К. Рериха, этот День выявляет «Сад Прекрасный творений человечества», поэтому вместо обычных уроков должны прозвучать вдохновенные рассказы о лучших достижениях в науке, искусстве и других сферах человеческого творчества, которые могут «светлой вестью зажечь молодые сердца».

Такой подход позволяет совершенно по-особому взглянуть на организацию Дня Культуры, внося возвышенно-творческое отношение к любому событию – будь то просветительские, подготовительные мероприятия, которые начинаются задолго до праздника, или проведение самого праздника, который выступает как кульминация всех событий, выявляя синтез Знания и Красоты, свет духовных начал в каждом явлении культуры. Это, поистине, «Праздник труда и созидания. Звать на праздник этот значит лишь напомнить о нескончаемом труде и о радости ответственности как о достоинстве человеческом» [14, с. 86].

Необходимо отметить, что школьные библиотеки и музеи становятся лучшими помощниками при подготовке Дня Культуры. Библиотека в школе – это центр культуры, а библиотекарь (по словам Рериха) – первый вестник Красоты и Знания. И школьные библиотекари Санкт-Петербурга, действительно, первыми откликнулись на зов о Культуре, проявив творчество в организации книжных выставок, посвященных теме защиты культуры, и вдохновив педагогов и школьников к культуротворческой деятельности.

Практика показывает – День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, среди них: доступность этого средства для всех участников процесса, вместимость по содержанию, разнообразие форм, неограниченность по широте охвата, гибкость применения в меняющейся обстановке и многое другое.

Однако приходится признать, что при подготовке Дня Культуры, как в любом большом и важном деле, возникают свои проблемы, и эти трудности сообразны размеру самого дела. Как выясняется, со времени провозглашения идеи защиты культуры, проблемы эти мало изменились. Вот как о них писал Н.К. Рерих в своих статьях: «За годы подготовительных действий наши разнообразные комитеты могли убедиться, что осознание Культурных ценностей совсем не так легко проникает в разные общественные секторы. Каждый может вспомнить, сколько раз ему пришлось сражаться за, казалось бы, самые простые соображения. Каждый с сожалением вспоминает, что даже среди интеллектуальных слоев было встречено немало враждебности и непониманий. Таким путем и впредь нельзя обольщаться мыслью, что понимание о всенародном охранении Культурных ценностей так легко и повсеместно снизойдет... Многие... не приложат никаких своих стараний в тех случаях, когда они могли бы что-то спасти» [14, с. 143 ].

Кроме того, сложность и особенность этой работы в наше непростое время общественных преобразований состоит еще и в том, что Культура – на чем основывается образование и воспитание, развитие личности и, в целом, прогресс общества – подвергается большой опасности: ее бесцеремонно теснит «массовая культура», которую ученые определяют как эрзац-культуру, подделку, суррогат.

Превратившись в товар для рынка, массовой культура, пользуясь невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя, непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет истинные ценности культуры на фальшивые. «Сознание современного ребенка школьного возраста, – отмечают специалисты, – пронизано атмосферой, ценностями, образами современной, по преимуществу, массовой, культуры. Поэтому задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний» [19, с. 4].

И здесь на помощь системе образования приходит День Культуры, содействуя своим воспитательным потенциалом осознанию истинных культурных ценностей. Известно, что каждое прикосновение к ним облагораживает дух человеческий.

«…Ведь только Красота – суть созиданья,

И пусть поймут все люди на планете:

Культура и искусство – достоянье,

Способное исправить всё на свете».

Так заканчивает свое большое стихотворение-рассуждение на тему Дня Культуры «Преобразится мир под знаком красоты» десятиклассник Тимур Шарапов (школа № 1 Санкт-Петербурга, руководитель Рагузина Л.А.) [20]. Примеры высокого творчества детей, их ежегодные приношения ко Дню Культуры, трогательные и искренние, в большом количестве представлены на сайте «День Культуры» в разделе «Творчество юных».

Отмечая значимость Дня Культуры, важно подчеркнуть, что он как средство воспитания помогает решать образовательные задачи, исходя из того, что цели образованиякультурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек, – как кратко определил выдающийся философ-педагог С.И.Гессен [21, с.210]. Сформулированные и подробно обоснованные в нормативных документах образования базовые национальные ценности [22, гл.4], по сути, есть ценности культуры, осознать которые и усвоить самым лучшим образом помогает День Культуры.

Методически грамотное проведение Дня Культуры способствует решению воспитательных задач – эти выводы авторитетно закреплены в научных рецензиях ученых Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и Российского педагогического университета им. А.И. Герцена на ежегодно издаваемые методические материалы и сборники творческих работ школьников по темам Дня Культуры.

Положительные отзывы о празднике Дня Культуры от педагогов, школьных библиотекарей, самих обучающихся и особенно их творческое участие в этом движении Культуры окрыляют организаторов, и они каждый год вновь и вновь объявляют к празднику новые темы Дня Культуры – для осмысления разных сторон и граней явлений культуры, устраивают ежегодные конкурсы с тем, чтобы желающие поддержать идеи культуры, заложенные в Пакте Рериха, могли включиться в создание собственных творческих проектов – будь то письменные творческие работы (для школьников) или разработка программ культурно-воспитательного содержания (для педагогов – организаторов праздника). Так, в 2019 году на Всероссийский конкурс «Россия будущего – страна Культуры», объявленный ко Дню Культуры Ассоциацией школьных библиотекарей Русского мира (РШБА), поступило множество творческих работ по организации книжных выставок от библиотекарей школ разных регионов России [23].

Примечательно, что при наличии огромного числа конкурсов, объявляемых в наши дни в образовательном интернет-пространстве, немало педагогов-участников движения Культуры предпочитают направить свои усилия, умело используя свой временной ресурс, на поддержание идеи Культуры – по сути, на практически бескорыстный труд. Такая направленность личности говорит о высокой сознательности участников данной культурно-просветительской деятельности, об их понимании значения этой работы – привлечения детей и юношества к теме защиты культурных ценностей.

Таким образом, участники движения Культуры на собственном опыте убеждаются, что деятельность по претворению в жизнь идей Пакта Рериха, требующая большой внутренней работы по самообразованию и самовоспитанию, становится своеобразным критерием, мерилом роста сознания человека, неравнодушного к проблемам общества.

За пределами этой статьи остались многие не обозначенные здесь возможности праздника Дня Культуры, способствующего претворению гуманистических идей Пакта Рериха. Движение Знамени Мира в поддержку Пакта Культуры содержит в себе поистине мощный потенциал.

«Мы услышим и о мировом Дне Культуры, когда во всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день осознанию национальных и мировых культурных сокровищ» [5, с. 73 ].

В связи с вышеизложенным, весьма знаменательным представляется факт проведения Форума педагогов Ленинградской области «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха», который был организован 24 сентября 2019 года по инициативе Администрации Ленинградской области Ленинградским областным институтом развития образования (ЛОИРО). По итогам Форума, где педагоги, ученые и преподаватели Санкт-Петербурга и области делились своим опытом работы в данном направлении, была принята резолюция, в которой, честности, говорилось о необходимости пропагандировать среди педагогов успешный опыт использования образовательного потенциала творчества Н.К. Рериха в педагогической практике; создавать условия для творческой самореализации педагогов через участие в конкурсных мероприятиях, посвященных творчеству Н.К. Рериха; активизировать деятельность, направленную на формирование пространства культурного единения в поддержку инициативы по объявлению 15 апреля (дата подписания Пакта Рериха) Всемирным Днем Культуры [24].

Литература

1. Рерих Н.К. Человек и природа: [Сб. ст.] 2-е изд. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2005. – 140 с.

2. Иконникова С.Н. Н.К. Рерих о Мире через Культуру // История культурологических теорий. Глава 10. – СПб.: Питер, 2005.

3. Жерносенко И.А. Алтай в историко-культурологической концепции Н.К.Рериха. – Автореф. дисс…канд. культурол. наук. СПб.: 1997.

4. Рерих Н.К. Держава света. Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. – 285 с.

5. Знамя Мира. Сборник статей и док. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2005. – 644 с.

6. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры // Защитим культуру. Материалы международной общественно-научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. 1995. URL: https://roerich-lib.ru/zashchitim-kulturu-1995/4456-l-v-shaposhnikova-pakt-rerikha-i-evolyutsionnoe-znachenie-kultury

7. Спиридонова Ю.В. Пакт Рериха в истории сохранения культурного наследия : автореферат дисс. ... кандидата культурологии. Санкт-Петербург, 2013. – 23 с.

8. Дьяченко И.Ю. Деятельность Н.К.Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы. Автореферат дисс… кандидата культурологии. М.: 2012. – 22 с.

9. Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность» URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php

10. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Том 7. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. Том 2 (1936-1941). 2-е изд. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2000.

12. Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты. URL: https://roerich-lib.ru/tematich-podborki/pakt-rerikha-znamya-mira/stati-i-doklady/5866-dyachenko-pakt-rerikha

13. Стеценко А.В., Куцарова М. Опыт Международного Центра Рерихов в утверждении основной идеи Пакта Рериха – Мир через Культуру. URL: http://www.icr.su/rus/news/2017/doklad-stetsenko-i-kutsarovoy-na-generalnoy-assamblee-golubogo-shchita-13-15-sentyabrya-vena.php

14. Рерих Н.К. О Вечном… Книга о воспитании. – М.: Политиздат, 1991.

15. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. I. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2011.

16. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Том 8. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2008.

17. Рерих Н.К. Твердыня пламенная. – Рига, Виеда, 1991.

18. См.: День единения в Культуре / Пособие для педагогов по проведению школьного Дня Культуры. – СПб, Изд-во «Левша. Санкт-Петербург», 2002. – 112 с. ; Чудо творческого огня: День Культуры в Санкт-Петербурге/ Сб. творч.работ школьников и методических материалов по темам Дня Культуры / Автор-сост. Л.И. Уварова. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2009. – 150 с.

19. Валицкая А.П., Антонова О.А., Жигалко Е.А. Урок как событие культуры. Сценарии: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.

20. Полностью стихотворение см. на сайте «День Культуры»: https://culturaspb.ru/index.php/tvorchestvo-yunykh/soch-2015/preobrazitsya-mir-pod-znakom-krasoty/311-sharapov-timur-10-klass-shkola-1-sankt-peterburga-ruk-raguzina-l-a

21. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995.

22. См.: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – методологическая основа федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

23. Итоги Всероссийского конкурса школьных библиотекарей «Россия будущего – страна Культуры» http://rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=6398

24. Резолюция Форума педагогов Ленинградской области «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха» https://www.pedagogika-cultura.ru/po-nomeram/n-30-2019-g/1675-rezolyutsiya-foruma-obrazovatelnyj-potentsial-tvorcheskogo-naslediya-n-k-rerikha-osnovnye-prioritety-i-napravleniya-pedagogicheskoj-deyatelnosti

 

Опубликовано:
Журнал РАО «Педагогика». – № 1. – 2021. – С.102-110.

 


Педагогика Культуры № 33 (2021)

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1096